На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Вернуть интегральную целостность

Выступление на секция «Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» XIII ВРНС

Разделяя убежденность Святейшего Патриарха Кирилла, что без развития сельского хозяйства, без развития сельской инфраструктуры, без поддержки сельского населения невозможно говорить о процветании России, кооператив КОШ (Крестьянская оратайская школа) включился в общую церковно-общественную работу по преодолению кризиса на самом сложном, по определению Его Святейшества, участке – воссоздания русской деревни.

Причиной развала сельского хозяйства и кризиса в целом Патриарх назвал потерю людьми нравственных ориентиров и высшего смысла жизни, искажение понятия свободы. «Человеческая свобода во всех ее проявлениях должна сопровождаться нравственной ответственностью», но сегодня идея свободы вытеснила ответственность и опустошила саму себя, ее свели к правам индивида, его динамике, способности к развитию, овладению.

Идеология «прав и свобод» «развилась» до претензий на статус религии и динамизировалась настолько, что использует для своего обоснования… Священное Писание. Благословение Божие «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте… над всею землею» идеологи «свобод» трактуют: «наслаждайтесь», «господствуйте», «властвуйте», «меняйте лицо планеты»… Идеологам осталось недоступным понимание истинной свободы. Она же в том, чтоб выйти за персональные пределы благодаря любви: любви к другим, любви тебя другими – образовать с ними «интегральную целостность».

Божий замысел о продолжении человеческого рода заключается в том, чтобы оно проходило в атмосфере семейной любви. Подобно этому замысел Божий о всей земной деятельности человека заключается в том, чтобы она совершалась в атмосфере любви и заботы о земле – творении Божием – малой и большой Родине.

Мужчина и женщина, став мужем и женой, образуют целостность, семью. Муж и жена – едина плоть. И человек, народ образует целостность с землей, Родиной: человек земля еси. Он – из персти земной. Она названа его именем (АДАМ-А). Ему предназначено землю возделывать и хранить, какой ее создал Бог. Это значит быть продолжателем дела Божия на земле. Пока «не было человека для возделывания земли», на ней и «трава… не росла». Помогать земле Божии создания растить – вот что значит «владычествовать». Хранить целостность мира. Нести «тягу земную» – доносит былина, а писатель Успенский определяет: быть под «властью земли»: он говорит:

  «...Огромнейшая масса русского народа до тех пор и терпелива, и могуча в несчастиях, до тех пор молода душою, мужественно-сильна и детски-кротка – словом, народ, который держит на своих плечах всех и вся,.. до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли…» [1] . Иными словами, пока народ составляет с землей «интегральную целостность». Вот наш богоданный национальный код. Его ломают. Вся современная псевдокультура направлена на то, чтобы одно оторвать от другого.

Тягу с плеч, власть долой! «Освободить» – превратить человека в блуждающий атом, электрон (негативный заряд) без ядра, выпавший из мироздания фантом, мятежный неприкаянный дух, горький дым без Отечества – в члена «гражданского общества». И тогда взять в «оборот» беззащитную осиротевшую землю.

Успенский говорит: «Оторвите крестьянина от земли, от тех забот, которые она налагает на него, от тех интересов, которыми она волнует крестьянина, – добейтесь, чтоб он забыл «крестьянство», – и нет этого народа, нет народного миросозерцания, нет тепла, которое идет от него. Остается один пустой аппарат пустого человеческого организма. Настает душевная пустота, «полная воля», то есть неведомая пустая даль, безграничная пустая ширь, страшное «иди, куда хошь» [2] … «Свобода!»

Отрывали в два рывка. Первый. Коллективизация: «Землю – крестьянам!»… расстрелы, ссылки, лагеря… барщина-казенщина колхозов-совхозов; Второй. Приватизация: «Землю – крестьянам!»… скупка оптом «паев»… коттеджи, заборы, ЧОПы: «Ты, под забором! иди, куда хошь»...

  «В результате – по слову Святейшего Патриарха Алексия на Х Всемирном Русском Народном Соборе «Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХ I веке», – миллионы людей живут в условиях крайней урбанизации, которая порождает индивидуализм, неспособность общества к единению, кризис ответственности за судьбу своей семьи, своей малой родины и всей страны».

От этих порождений не спасают садовые участки – разгороженный в клетку придаток урбанизации. А в городе, разойдясь после богослужения из храма, прихожане, как все, попадают в колоссальный поток информации-пропаганды греха, размывающий остатки народной целостности. Сами храмы унижены урбанизацией: шумом и суетой, теснотой, высотой обступивших домов, непотребством бесстыдных вывесок.

Кто же поднимет, чьи плечи выдюжат тягу земную? Расчленили, опустошают нашу страну. А ведь от нее зависит будущее всей земли: она находится на границе миров, геостратегически, военно, духовно удерживает их. Без нее нравственная болезнь цивилизации стала бы смертельной: если представить, что Восток, Запад раздавят нас, то истребляя друг друга, опустошат землю. Некому будет их сдержать – эту миссию выполняла Россия… Мы не видим иной силы, способной возродить жизнь народа, отстоять будущее страны (а с ней – и мира), кроме Русской Православной Церкви, ее Предстоятеля.

Жизнь православных общин обретает полноту, когда к совместным богослужениям и поддержанию храмов прибавляются общие: труд, прежде всего земледельческий и природоохранный, воспитание детей, взаимопомощь. Осуществить это можно только в деревне. Со своей стороны, православные горожане помогут вернуться в лоно Церкви остаточному сельскому населению. Крестьянство последним расставалось с Православием. Первой отступилась от него «передовая» интеллигенция. За ней «задрав штаны» (Есенин) побежали «учиться, учиться и еще раз учиться» крестьянские дети. Отучились. Пора возвращаться домой.

Кооператив КОШ – Крестьянская оратайская школа по благословению старцев начал работу по возвращению православного русского образа мира Божия в Подмосковье, где он формировался семь веков назад, откуда вышел на просторы Русской Евразии-Америки. Урочище Введенское-Борисовка – типичное место его формирования, месторазвитие, малая родина великороссов.

Здесь нами заведено хозяйство. Пчеловодство, полеводство, животноводство, садоводство, огородничество. Создан архитектурный облик былой деревни с жилыми и хозяйственными постройками, храмовым комплексом на месте явлений иконы Матери Божией. Рубим помещение школы.

Здесь и в помещениях кооператива в Москве работают кружки юных натуралистов, пчеловодов, литераторов. Содействуем (15 лет, со дня его организации) работе Центра духовного образования военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Готовимся развернуть занятия с сельскими детьми по основам православной культуры и патриотическому воспитанию. Намереваемся организовать группы обучения навыкам растениеводства и животноводства, верховой езды, плотницкого и столярного дела, резьбы по дереву.

Планируем открыть школу обучения родителей и детей с участием в образовательном процессе в качестве преподавателей родителей – готовить семьи к работе по восстановлению деревень в других областях страны.

Хлопочем о сохранении московского помещения с целью устройства в нем крестьянской школы-интерната для московских детей-сирот и детей из деревень, в которых нет школы.

В содружестве с учеными институтов (РАН и РАСХН), университетов, Международной академии архитектуры ведем научно-опытную работу в зоотехнии, социологии, зодчестве.

Есть единомышленники. В движение смогут включиться городские малые предприятия, организованные группы, в том числе при институтах, университетах… Неискаженный Божий мир, тепло земли, красота пейзажа передает высокость духу, чуткость душе, здоровье плоти, полноту жизни, счастье семье, радость детству, удовлетворение труду, разносторонность талантам, подлинность культуре, напряженность творчеству.

Не говоря уже о решении задач продовольственной безопасности, есть перспектива (начав с организации выездных отделов, филиалов соответствующих городских структур), учредить в деревне: образовательные заведения полного цикла для разных возрастов всех направлений и уровней (включая училища и студии народных и классических ремесел и искусств, школ); развернуть фундаментальные и прикладные исследования, проектирование, разработку программного обеспечения и информационных систем, конструкторско-технологические изыскания, изобретательство; создать экспериментальные и моделирующие центры, компактные предприятия наукоемких безвредных производств.

Но первая задача – поднять из праха интегральную целостность. Чтобы земля не пустела, не вымирал народ. Нарастить его численность, заселить Богом данные наши просторы! Интегральная целостность – это само бытие. Его блюли крестьяне – удостоенный Христова имени русский народ, с молитвой выполнявший послушание: землю возделывать и хранить. Недаром земля была вторым их именем. Да и третье (исторически – первое) имя, сам этноним «русские» означает: люди земли [3] .

КОШ просит соборного обращения

– К мэру Москвы Ю.М. Лужкову для исключения из списка помещений, предназначенных под снос, строения № 3 по Пятницкой, 20 и заключения договора аренды на его пока неарендованную, жилую, часть с целью устройства в нем крестьянской школы-интерната для московских детей-сирот и детей из деревень, в которых нет школы (общая площадь строения 700 кв. м. Кооператив арендует – ЗЗ0 кв. м. (договор №00-00042/05 от 25 мая 2005 года), произвел объемные капитально-восстановительные ремонтные работы, ликвидировал аварийность, возобновил канализацию, завершает реставрацию фасада, уже проводит занятия кружков. Жилая часть может использоваться для проживания детей).

– В Министерство природных ресурсов и Министерство культуры – для создания рекомендованного Министром природных ресурсов Ю.П. Трутневым еще в 2005 г. комплексного историко-культурного и природно-духовного заказника «Урочище Введенское-Борисовка» (на базе Ключевой природной территории (КПТ) Пахринско-деснинский 19-10 в Схеме территориального планирования Московской области – утверждена постановлением правительства МО от 11.07.2007 №517/23);

– В Министерство юстиции – для устранения нарушений, допущенных Роснедвижимостью МО и Наро-Фоминского района, которые вопреки судебным решениям поставили на кадастровый учет участок 6,9 га ОАО «Керамо» внутри участка 25,1 га, арендованного кооперативом КОШ, отказав в постановке на учет указанного участка кооператива;

  [1] Успенский Г.И. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1956. С. 115.

  [2] Там же. С. 116.

  [3] «Адама» имеет значение «поле» (именно так переводит святитель Филарет, митрополит Московский). И « rus » по-латыни – поле, деревня, деревенщина. Формы этого слова с этими же значениями есть и в неиталийских языках индоевропейской семьи, в которую входит русский.

Русами (русью) прежде всего, то бишь не только в широком (как все), но и в узком смысле (в отличие от остальных входивших в Киевскую Русь племен) было, по Нестору, племя «Полей» – «поляне, яже ныне зовомая русь».

Они, поля – не, «основа прежней русской народности», – В.О. Ключевский, – системообразующее ядро Киевской Руси, придя в междуречье Оки и верхней Волги, стали крест-янами. Крестьяне – христиане-земледельцы, хранители земли – создатели Святой Руси.

  [4] Успенский Г.И. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1956. С. 115.

  [5] Там же. С. 116.

  [6] «Адама» имеет значение «поле» (именно так переводит святитель Филарет, митрополит Московский). И « rus » по-латыни – поле, деревня, деревенщина. Формы этого слова с этими же значениями есть и в неиталийских языках индоевропейской семьи, в которую входит русский.

Русами (русью) прежде всего, то бишь не только в широком (как все), но и в узком смысле (в отличие от остальных входивших в Киевскую Русь племен) было, по Нестору, племя «Полей» – «поляне, яже ныне зовомая русь».

Они, поляне, «основа прежней русской народности», – В.О. Ключевский, – системообразующее ядро Киевской Руси, придя в междуречье Оки и верхней Волги, стали крест-янами. Крестьяне – христиане-земледельцы, хранители земли – создатели Святой Руси.

Павел Кугай


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"