На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Национальная идея  
Версия для печати

Да храни самобытный язык!

Выступление секции «Язык и литература: история и современный русский мир» XVIII Всемирного Русского Народного Собора

Всё, что сказано было на секции о ситуации с нынешней системой образования, с преподаванием в школе литературы и русского языка, с состоянием русской школы в целом, не просто волнует, а отзывается в сердце болью, потому что понимаешь: не будет исправлена эта ситуация, будущего у России нет. А какое будущее у нас, пишущей братии, когда человек читающий становится редкостью? В лучшем случае грядущим поколениям понятны будут разве что примитивные тексты в комиксах, а труд прочитать русскую классику окажется неподъёмным. Разве не преступлением было уничтожение школ в деревнях в последние годы? Почему при советской, столь ненавидимой либералами и демократами власти, школы открывались в маленьких деревеньках для нескольких детей? Многие великие советские учёные, военачальники, писатели учились в таких школах. Мы каждый год говорим об этой беде, а ничего не меняется. Вопросы, которые задаём, становятся риторическими. Их никто не слышит.

Второй год наша писательская организация реализует проект «Видеоэнциклопедия “Литературный Север”». Это циклы видеосюжетов о ныне живущих поэтах и прозаиках. В этом году был снят цикл о поэтессах Архангельского Севера. Мы сняли шесть сюжетов, и четыре из них – о жительницах северной глубинки. Героини рассказывают о своём детстве, о родителях, об учёбе в школе. Вот поэтесса Татьяна Полежаева с восторгом говорит о годах учёбы в леспромхозовской школе, о великолепных учителях, которые преподавали в ней. А откуда у мамы поэтессы Галины Рудаковой (Галина родилась в деревне Кургомень Виноградовского района) такая любовь к литературе? Мама по профессии зоотехник. «Вечером, перед сном, мать обязательно читает, обычно “Роман-газету”. А чтобы я не скучала, читает вслух… Бабушкины песни и сказки, мамино чтение (а я просто заслушивалась) заронили в душе любовь к слову. Вот мама два вечера подряд читает бабушке вслух роман “Евгений Онегин”. Я с интересом слушаю, и в памяти навсегда останется “Сон Татьяны”…». Это отрывок из книги воспоминаний Галины Рудаковой «Бабушкины обереги». А где мама училась? В сельской школе, после школы – учёба в сельхозтехникуме. В доме – шкаф с книгами. Выписываются журналы. Бабушкины песни, сказки, удивительная северная говоря и мамино чтение, – всё это ложится на благодатную почву. И вот появляется на свет Галина Рудакова – «русская крестьянка и большой русский поэт», как написал о ней Юрий Линник (Петрозаводск).

 

Осеннего солнышка взгляд отрешённый,

Да тучи, что движутся медленным стадом.

Мы с мамой жнём жито и ставим суслоны,

И полнится сердце покоем и ладом.

 

Откуда она, красота неземная? –

Ведь голы поля и обкошены склоны!

По этой земле, что такая родная,

Идём, отдавая земные поклоны.

 

Срезаем серпом золотые колосья,

Наклонно снопы прислоняем друг к другу.

Под крышей они, словно братья и сёстры,

Обнявшись, стоят после долгой разлуки.

 

И мама под шорох жнивья напевает

(Хоть редко теперь её вижу весёлой)…

И поднята ветром пернатая стая

Под неба осеннего скомканный полог.

 

Напоминаю, что почти все героини видеосюжетов и родились и живут в деревнях. Например, дом, где с детства и по сей день живёт Ольга Корзова, поэт, хорошо известный за пределами нашей области, до четырёх месяцев в году может быть отрезан от большой земли. На лодке, единственном транспорте, в эти месяцы через реку не перебраться. Но, живя в маленькой деревеньке, Ольга Корзова ощущает себя полноценным гражданином своей страны. Её знаменитое стихотворение «Да, может быть, в стране моей содом…», которое можно прочесть на многих сайтах, говорит о мировоззренческой зрелости поэтессы, о её глубоком видении происходящего в России. С любовью вспоминает поэтесса о детских годах, которые прошли в окружении книг (домашнюю библиотеку начал собирать ещё дед, мать продолжила). А теперь всё чаще слышишь: «Что вы, мы дома книг уже не держим!»

 «Сами пишем, сами издаём, сами читаем», – эти горькие слова Ангелины Прудниковой, прозвучавшие в видеосюжете о поэтах города Северодвинска Архангельской области, увы, во многом соответствуют действительности. Не писать писатель не может, издать книгу – с трудом порой, – но возможно. Но если исчезает читатель, для кого писать? Для горстки таких же пишущих единомышленников? Чтение «модных» книг, на раскрутку которых брошены большие деньги, – не показатель.

В этом году совместно с областной научной библиотекой имени Н.А. Добролюбова мы провели вечер «Разноцветье поморской говори», на который собрались писатели из разных районов Архангельской области, хорошо знающие местные диалекты. Присутствовали, конечно, и героини видеосюжетов из цикла «Поэтессы Архангельского Севера». Скоморошины, сказки из репертуара северной сказительницы Марьи Дмитриевны Кривополеновой прозвучали в исполнении фольклорного театра «Сузёмье». Участники вечера рассказывали о своём детстве, о бабушках, хранительницах северной говори, читали свои произведения, в которых удивительные «бабушкины» слова переливались речным жемчугом.

Но под конец вечера выступила Ольга Корзова, о которой я говорила выше. После большого перерыва возобновились занятия в начальной школе. В классе несколько детишек. Ольга с радостью снова пошла работать. Зашёл разговор о Пушкине. Никто из детей не мог вспомнить, как зовут нашего великого поэта.

В последнее время, выступая в школах, я частенько начинала встречи с чтения своих любимых И.Бунина, Н. Лескова, И.Шмелёва, В.Никифорова-Волгина... Кстати, когда активно обсуждались пляски девиц в храме,  читала рассказ «Солнце играет» В.Никифорова-Волгина и очень жалею, что не звучал он в те дни повсеместно. Что-то, может быть, и прояснилось в некоторых головах. Помню, читала в 11 классе «Холодную осень» Бунина. Слушали на одном дыхании. Рассказ ребятам не знаком. Молоденькой учительнице тоже.

В Архангельске когда-то был Педагогический институт, альма матер многих наших северных литераторов, с замечательными традициями, с великолепными педагогами. Теперь его нет. Прошли преобразования, теперь у нас университет. Специальность «учитель русского языка и литературы» то теряется в списки второстепенных специальностей, то в приказном порядке на неё просят обратить внимание руководства вузов. Может быть, в Министерстве образования и сами не знают, что делать? Может быть, мы должны радоваться, что дети ещё помнят фамилию поэта – Пушкин? Ну, знание имени для особо одарённых.

И всё же завершить этот небольшой доклад хочу стихотворением Галины Рудаковой, окончившей в советское время восьмилетку в деревне Топса и десятый класс в селе Рочегда Виноградовского района, зоотехникум в Нарьян-Маре, проработавшей многие годы в колхозе ветеринарным фельдшером, матери пятерых детей, жительницы деревни Ичково Холмогорского района Архангельской области:

 

Север

 

Север. Русло холодной реки.

Здесь неволи душа не приемлет.

Здесь и чудь уходила под землю,

Оставляя свои городки.

 

Когда ты принимал в свой чертог

Новгородцев – ушкуйников ушлых.

Если кто и хранил твою душу,

То какой-то языческий бог.

 

Север. Глушь староверских скитов:

Не свобода – так самосожженье.

Здесь и речки уходят под землю,

Чтоб укрыться от зимних оков.

 

Здесь свобода от царских вериг,

Здесь и пристань отступникам Божьим –

Средь лесов, средь холмов бездорожных,

что когда-то оставил ледник.

 

Ты куда нас, судьба, завела?

Кто владеет сегодняшним миром?

Не остаться б на карте пунктиром…

Здесь вот речка… когда-то была…

 

Север, звучен ветров твоих зык!

Ни к чему тебе самосожженье!

Начинай же своё возрожденье

Да храни самобытный язык!

 

«Она (Галина Рудакова) не любит идиллий и буколик – в её стихах много горькой правды. Но много и света! Он бьёт из двух источников: это сказочное прошлое – и это чаемое будущее.

Оно есть у России.

В этом меня убеждает поэзия Галины Рудаковой» (Юрий Линник).

Елена Кузьмина


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"