На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Национальная идея  
Версия для печати

Род Лыкошиных – служение Отечеству

Выступление на XIII Всероссийских Иринарховских чтениях

Мы сегодня говорим о столь важной и насущной проблеме патриотического воспитания… Соединяем в привычное словосочетание два слова: патриотизм (от греч. «патрис» - отечество) – нравственный принцип и, что может быть, более важно - чувство любви к Отечеству и готовность подчинить свои, частные интересы его интересам; и воспитание, которое, по словам академика И. П. Павлова есть «механизм обеспечения сохранения исторической памяти народа».

Можем ли мы успешно заниматься воспитанием, т.е. сохранением исторической памяти, игнорируя патриотическое чувство? Каковы будут плоды этого воспитания, не освященного любовью к Родине? Ведь воспитывая, мы «сознательно формируем личность», готовим ее к участию в общественной и культурной жизни… Каким же будет это участие, делание, если оно не укоренено любовью сыновней к земле отеческой? Позволю себе процитировать отца, С. А. Лыкошина: «Чувство преданности государству, делу предков и интересам общенародным – это, по сути, чувство очень православное». Как сопрягаются здесь эти два слова: интересы народа, дело предков – и православие, определяющее духовный облик и историческую миссию русского народа. Ведь и стремление к жертвенному служению Отечеству питается все той же Любовью, без которой русский человек, по словам И. Ильина есть «неудавшееся существо… Цивилизующие суррогаты любви(долг, дисциплина, формальная лояльность, гипноз внешней законопослушности) сами по себе ему мало свойственны. Ум и воля русского человека приводятся в духовно-творческое движение именно любовью и верой».

Книга о моем отце и называется «Вера и Верность». Вера для него всегда была неразрывно связана с верой человека в «великое предназначение народа в строительстве Отечества своего», а верность… конечно, речь идет  о верности интересам России, которые, как учил его отец, и мой дед, А. Г. Лыкошин: «всегда и во всем по жизни надо отстаивать». В связи со всем этим я хотела бы немного рассказать о судьбе моего деда, А. Г. Лыкошина, автора семейной хроники «И свет во тьме…»

Мысль о том, что надо, наконец, привести «в божеский вид» его записи как раз и возникла, видимо, в тот момент, когда физически осознаешь (часто теряя близких людей), что опорой нам в жизни являются предки, которые вместе с Ангелом-Хранителем стоят позади и «невидимо поддерживают за локоток». Это чувство позволяет ощутить глубину и истинность фразы «без прошлого -нет будущего». Общей фразы. Общей не в смысле избитости и не оригинальности, а общей потому, что понятна всем и имеет отношение ко всем. Эта «общая» фраза и о том , что дети, знающие свое прошлое, свою историю и культуру, знают свое место в мире общем – прошлом, настоящем и будущем, а, следовательно, чувствуют себя самодостаточными, независимыми и защищенными. Зная, понимая, уважая и любя свое, они никогда не посягнут на чужое. И будут тем самым служить идее христианской – идее самостоятельной бессмертной души, идее метафизического своеобразия человека и народа, который, как сказано в «Деяниях апостолов» каждый на своем месте, со своим языком и со своими дарами.

Читая записи деда, я вспоминала слова Петра Савельича, героя рассказа А. Платонова «Жена машиниста»: «Народ сам есть, меня там нет… А без меня народ неполный!» Судьба и жизнь деда и отца Лыкошиных были подтверждением этой мысли: важно все, что происходит с тобой – важно и все, что происходит с твоей Родиной. Судьба каждого переплетается с судьбой страны в целом, в осознании, ощущении этой сопричастности, неразрывности судеб человека и его родной земли и кроется такое естественное патриотическое чувство…   Дед прожил долгую и непростую жизнь: выходец из древнего дворянского рода Лыкошиных, он пережил и бедность, и голод, и тиф, и репрессии, и ссылку. В его воспоминаниях много разных чувств: боль за разоренное гнездо, за страдающих от голода и эпидемий людей, за раскулаченное крестьянство. Обида. Где-то желание взять реванш, доказать, что недобитки тоже кое-чего стоят: не дали доучиться в школе, не приняли в институт из-за происхождения – все равно стал тем, кем мечтал  - инженером-геологом, защитил кандидатскую диссертацию и без высшего образования. Страх перед арестом, понимание его неизбежности и, при этом, увлекательное, довольно спокойное, без надрыва, описание тюремной жизни как периода несомненно тяжелого, трагичного, но поучительного и даже, как ни парадоксально, интересного.           

Несмотря на испытания, дед не жил с чувством обиды, затаенной злобы или мести, не был мрачным изгоем или равнодушным отшельником. Жизнелюбивая и сильная натура не позволяла... Поэтому воспоминания полны торжеством воли, усердия и радости. Это путь человека, для которого спасительной и поддерживающей силой была та самая любовь к Родине, к России, которая была, есть и будет, независимо от того, кто ей правит. И желание жить на своей земле, оставаться ее частью, частью этого вечного целого, потрудиться на благо земли отеческой – это желание и придавало ему сил. Любить Родину – как же этому научить… Это чувство должно быть органически свойственно человеку, передаваться через одно любящее сердце – другому. От деда – к отцу, от отца – к сыну. Так происходило в семье Лыкошиных, так, я надеюсь, происходило и будет происходить во многих русских семьях. На похоронах отца игумен Дамаскин (Орловский) сказал: «Нам всем было легче жить в нашей стране, потому что мы ее любили. Как будут жить наш дети? Им будет тяжело.» Но все же не хочется, чтобы нам и нашим детям было тяжело на своей земле, земле их отцов. По словам апостола Павла «Любовь долготерпит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Все мы помним об этом, и да будем передавать Любовь к своей России своим детям: от одного любящего сердца – к другому.

Анна Лыкошина-Евтихиева


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"