На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Их жизнь - урок любви и дружбы

Ныне все народы Якутии отмечают 370-летие вхождения Якутии в состав Российского государства и день рождения столицы республики г. Якутска

Архиепископ Якутский и Ленский ГЕРМАН (Моралин) Ныне все народы Якутии отмечают 370-летие вхождения Якутии в состав Российского государства и день рождения столицы республики г. Якутска. Юбилей -- это всегда время подведения итогов, время, когда люди стремятся осмыслить свою историю, по-новому взглянуть на жизненный путь своего народа. Но что такое наша "история"? Мне нравится такое определение: история есть форма, которой каждый народ дает себе отчет в своем прошлом. Без трезвого, правдивого анализа пройденного пути у нас не будет шансов достойно войти в будущее.

Ни для кого не секрет, что история России и Якутии была в советское время основательно исковеркана. В частности, была извращена роль Православной Церкви в жизни народов России, оболганы и выдающиеся ее деятели, и миллионы наших предков, рядовых христиан. Наконец пришло время, когда мы можем не прятать свою историю и не прятаться от нее. Открываются архивы, публикуются прежде закрытые материалы, труды историков, не вписывающиеся в "линию партии". Но, увы, приходится констатировать тот факт, что одни стереотипы всего лишь пытаются сменить на другие.

Однако настоящие ученые, для которых объективность исторического факта превыше политического заказа, делают все, чтобы восстановить подлинную историю. Поистине титанический труд был проделан А.А. Калашниковым, который составил краткое хронологическое систематизированное изложение важнейших фактов и событий в дореволюционной Якутии "Якутия. Хроника. Факты. События. 1632 -1917 гг.", вышли в свет книги, посвященные незаурядным деятелям Православия, так много сделавшим для просвещения и процветания Якутии, -- святителю Иннокентию и епископу Дионисию. Много потрудились создатели журналов "Илин" и "Якутский архив". Все это позволяет более точно оценить роль Православной Церкви в истории нашего края.

Конечно, история освоения русскими сибирских земель знает немало темных, постыдных страниц. Но невозможно оценивать процессы, происходящие в средневековье, с точки зрения политических и государственных амбиций нового времени. Тогда миграция населения шла постоянно. Психология, нравы, представления о жизни, о границах, о своей и чужой территории, многие ценности были совсем иными. Пожалуй, только одна ценность оставалась неизменной -- это уверенность в спасительности Христовых Истин, Евангельского Благовестия. И только это -- представление о грехе, страх Божий и Божия любовь -- могло смирять и в меру сил сдерживало распущенность и жестокость средневековых нравов.

Я думаю, совершенно неверно оценивать Православие как часть колониальной политики царизма. Важно понять, что христианское просвещение было естественным желанием православного царя, деятелей Церкви, многих (конечно, отнюдь не всех) чиновников, промышленников, купцов, всей душой верующих в Бога, -- желанием, чтобы народы, которые входили в государство Российское, не пропали во тьме идолопоклонства, чтобы они приобщились к христианской вере. Многие документы свидетельствуют об искренней заботе не только духовного начальства, но и светских правителей о христианском просвещении коренных народов Сибири.

Царские указы вменяли в обязанность крестить только тех "всяких разных вер иноземцев, которые сами добровольно исхотят креститьца". Так, церковной миссии, прибывшей с воеводами в 1641 г. в Якутский острог, указывалось: "А буде кто из ясачных людей похочет креститца свое волею и тех людей велети крестить, сыскав про них допряма, что своею-ли волею они хотят креститца, а крестя, устраивать их в государеву службу.., а будет кто из них женского полу, жонки или девки похотят крестица, и тех женок и девок велеть крестить и выдать замуж за новокрещенного ж и за русских служилых людей". В наказе Якутскому воеводе И. Болынему Голенищеву-Кутузову от 30 февраля 1658 г. даются указания: "никаких иноземцев и жен их и детей во дворе не имати и засылкою самими ни у кого не покупати и не крестити..." В послании преосвященного Софрония епископа Иркутского, разосланном в 1775 г. по всей епархии, имелся пункт "о нечинении обид и угроз нежелающим принять крещения, ибо "сердце человеческое насильствуемо быть не может".

Освоение якутских земель и духовное просвещение народов, их населяющих, шло нераздельно. Это были как бы две параллели. Для первых православных людей, которые поселились в Якутии, Церковь была неотъемлемой частью жизни. В письмах на родину они просили прислать священника, чтобы не хоронили их без покаяния и причащения, как скотину на погостах. Как писал историк и краевед Григорий Попов: "Мы не можем себе и представить, чтобы русский, православный человек, особенно старого времени, в дни таких великих праздников, как Пасха и Рождество, очутившись в подобных условиях, не стал бы проявлять свои религиозные чувства и потребности... Так, по-нашему, было на зимовьях и острожках Колымы, Вилюя, Индигирки... масса якутов, тунгусов, юкагиров и пр. присматривались к ним, знакомились с их жизнью, обычаями... и, быть может, постепенно и косвенно воспринимали и чувствовали высоту и величие звания христианина".

Конечно, те дикие и жестокие времена полны примеров того, как и пришлые русские люди, и даже некоторые представители духовенства жили, как писалось в наказе воеводе Приклонскому во вт. пол. XVII в., "забыв страх Божий, не помня Государева крестного целования". Но нельзя не согласиться с Г. Поповым, который утверждал: "первые якутские храмы, несомненно, созданы "благочестивыми" руками... Амгинские крестьяне, служилые люди и новокрещеные еще в 1684 г. просили священника: "...многие не отпеты, жены после рождения младенцев остаются без молитв и младенцы без крещения, и все они остаются без покаяния". В этих словах слышен вопль "православных и благочестивых людей"... Может быть, стараниями этих малых и незаметных благочестивых людей, среди безбожного моря религиозно-нравственного разложения окружающих, держался и тлел светочь Христовой веры, пока в будущем, через многия поколения, не вспыхнул ярким и светлым пламенем".

Процесс обращения местного населения в Православие протекал неравномерно и сложно. В XVII в. христиан было немного. Появились первые церкви. В 1663 (или 1664) году на средства жителей Якутска строителя-промышленника Ивана Овчинникова и служилого Ивана Афанасьева был основан Якутский Спасский монастырь (последнее здание которого было снесено в 1991 г.) С этого времени начинает проявляться в крае миссионерская деятельность. Якуты, хотя не всегда по убеждению, а порой и за подарки и льготы, но все же принимали святое крещение. Архивы сохранили челобитные новокрещенных якутов о передаче им пашни.

XVIII в. -- это время более активной проповеди, начало обращения в христианство якутов и других народностей бассейна р. Лены. Это время появления первых духовных школ. В 1735 г. Якутск впервые увидел у себя архиерея, иркутского епископа Иннокентия 2-го (Неруковича). Это время, когда новые храмы все чаще начинают возводиться по просьбе, а порой и на средства местного населения. Так, в 1763 г. к императрице Екатерине II обратились с прошением о строительстве церкви на урочище Сунтар не только казаки зимовья, но и новокрещенные Бордонской волости Иван Но-говицин и Кангаласской волости Афанасий. В 1784 г. на средства прихожан была построена деревянная Преображенская церковь в г. Якутске и т.д.

И, наконец, XIX в. -- время, когда Православие входит в быт, культуру, сознание, сердце якутов и других коренных жителей Якутии. Отрицать это невозможно. Ссылки на то, что в народе сохранялись языческие обычаи и потому, дескать, нельзя говорить об усвоении Православной веры якутами, не корректны. Некоторые народы Европы крещены были почти 2 тыс. лет назад, недавно мы праздновали тысячелетие крещения Руси, но до сих пор и в среде славян, и прибалтов, и западных европейцев живут языческие обычаи, и более того, как утверждают исследовали этно-националистических процессов, неоязычество поразило ныне практически все христианские народы. Не будем же мы отрицать в связи с этим христианскую основу европейской цивилизации.

"Религиозно-нравственное состояние инородцев за это время значительно улучшилось сравнительно с предшествующими периодами, -- пишет Г. Попов, имея в виду самое начало века. -- Христианство уже не делается чуждым и враждебным... новое поколение, родившееся от христиан родителей, уже значительно свыклось с ним... вообще заметна значительная "христианизация", если можно так выразиться. За этот период мы уже видим, что инициатива многих церковных начинаний уже исходит от самих инородцев. Так, верхоянские новокрещеные инородцы во главе своих родоначальников хлопочут перед епископом Михаилом II о построении своей собственной церкви, тяготясь неудобствами расстояния от ближайшей Зашиверской церкви".

А.А. Калашников приводит такой красноречивый факт: когда 19 декабря 1890 г. сгорел один из лучших в Намском улусе Атамайский храм, построенный стараниями инородца Аргунова и прихожан, "после горьких слез утраты храма в первый день Рождества Христова в квартире местного священника присутствовавший при Рождественском Богослужении якут Николай Харитонов заявил: "Без Божияго Храма быть прихожанам все равно, что без воды" и первый изъявил согласие пожертвовать на постройку нового храма 500 руб. Его почин горячо поддержали прихожане и тут же подписано до 1500 руб. пожертвований, а братья Семен и Дмитрий Харитоновы решили за свой счет построить колокольню".

Там же сообщается, что в 1865 г. "тунгус Хатылинского рода Стефан Соломонов без всякой посторонней помощи построил часовню в 40 верстах от Угулятской церкви при озере Богадже, украсив, по силе возможности, церковной утварью, священническими ризами, колоколами..." Известный якутский благотворитель, попечитель Якутской гимназии, почетный гражданин 1-го Нерюктейского наслега Олекминского улуса и округа Якутской области Степан Иванович Идельгин вместе со старостой 2-го Нерюктейского наслега Алексеем Яковлевичем Малышевым и состоявшим при них переводчиком Семеном Васильевичем Севастьяновым были даже представлены государю императору.

Э.Н. Кононова в журнале "Якутский архив" опубликовала документы о Степане Прокопьевиче Алексееве-Босууте, который за благотворительную и общественную деятельность был награжден семью медалями. В этом же номере И.И. Юрганова публикует письма епископу Якутскому и Вилюй-скому Дионисию от благочинных и священников с сообщениями о добровольных пожертвованиях в пользу храмов Якутской епархии. "Интересно отметить, -- пишет Инна Игоревна, -- что в качестве дарителей выступают не только представители зажиточных слоев населения -- купцы, мещане, чиновники, но и большое количество людей среднего достатка -- жителей наслегов и родов...".

Преосвященный Дионисий в письме к своему брату со свойственным ему юмором писал: "В Великий Четверток в здешнем кафедральном соборе совершено, по чину, омовение ног. Народу было так много, что некоторые стояли на окнах и на особых подмостках, с которых во время совершения самого обряда, по неосторожности, свергнулись и своим падением наделали много шуму". Он же сообщает: "Война России с Турцией нас, отдаленных обитателей, занимает едва ли не более всех. Якуты при всякой встрече спрашивают о ходе войны и чья сила переборет? Жертвуют в пользу раненых и десятками, и сотнями рублей, а некоторые и тысяч не жалеют. Дай Бог им здоровья и спасения душ!"

В самых отдаленных селах люди от души делали пожертвования для посылки на Афон, в Святую Землю. На средства богатых, влиятельных и благородных якутов (Г.П. Павлова, Е.З.Аверенского, Н.Д.Эверстова и многих других) и не богатых, но чистых сердцем и сострадательных крестьян не только созидались Божии храмы, но поддерживались бывшие при них учебные заведения.

Образование, просвещение -- это особая заслуга Православной Церкви. Еще в 1734 г. Преосвященный Иннокентий Иркутский в инструкции назначенному в Якутск архимандриту Нафанаилу рекомендовал обучать грамоте детей местного духовенства, чтобы они могли иметь преемников. Так было положено начало христианского просвещения через школы. И уже в первой школе кроме детей священников и причетников обучалось 6 мальчиков из новокрещеных якутов. В 1801 г. при Спасском монастыре открылась духовная школа, которая, по мнению Синода, должна была служить "к образованию и учреждению тамошних народов в законе христианском", через "обучение христианскому закону якутского юношества". Кстати, монастырская школа была обязана своим возникновением всеподданнейшей просьбе якута, а не духовенства и русского общества в Якутске. Из 30 первых учеников ее 20 -- были якуты. Как пишет Г. Попов: "Предполагается, что эта школа существовала непрерывно до открытия Прих. духовного училища в 1818г.".

В 1812 г. в Олекминске открылась духовная школа, одним из благотворителей которой был местный житель 2-й Меитской волости Илья Павлович Корнилов. В первый год в школу набрали 6 русских и 10 якутов. В программу были введены закон Божий и нравоучение, чтение, письмо, первые четыре действия арифметики, "наставления об обязанностях человека и гражданина", грамматика, правописание, география, а кроме того читалась книга "Краткое наставление о сельском домоводстве, о произведениях природы, о строении человеческого тела и средствах сохранения здоровья".

В 1815 г. в бытность в Якутске преосвященного Михаила, входившего в нужды образования в Якутске, увезены были им в Иркутск 10 учеников монастырской школы для продолжения образования и среди них Ф. Поротов из Намцев -- для поступления в семинарию.

В 1837 г. открылась церковно-приходская школа в Нижнеколымске, в 1869 г. -- церковно-приходское училище в Мухтуе. В 1888 г. по инициативе преосвященного Иакова, епископа Якутского и Вилюйского, в Якутске начало работать епархиальное женское духовное училище на средства от разных благотворительных поступлений и Якутской духовной консистории [О роли Православной Церкви в устройстве женского начального образования в кон. XIX - XX века можно узнать из статьи А.И. Макаровой в журнале "Якутский архив" (N2, 2002)]. В этом же году на средства крестьянского и инородческого обществ станции Берденской и наслегов 1-го Меитского и 2-го Нерюктейского в селении Берденском Олекминского округа открылась церковно-приходская школа. Попечителем школы был купец И. Попов. Перечислять можно было бы долго. Всю землю саха покрыли различного рода учебные заведения, участие в которых, часто решающее, принимала Православная Церковь.

Нужно ли напоминать о роли православного священства в деле создания якутского литературного языка. В 1812 г. в Иркутске была издана первая религиозная книга на якутском языке "Молитвы. Символ веры и заповеди Божьи: начатки вероучения". В 1819 г. Георгий Попов, священник Олекминской Спасской церкви впервые составил якутский алфавит на русской основе и опубликовал в книжке "Сокращенный катехизис для обучения юношества православному закону христианскому, переведенный на якутский язык, с приложением впереди таблицы для складов и чтения гражданской печати".

В 1843 г. священник Градо-Якутской Николаевской церкви Михаил Ощепков сообщил преосвященному Нилу, архиепископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому, о переводе им "Краткого катехизиса" и Евангелия от Матфея на якутский язык. Преосв. Нил незамедлительно ходатайствовал перед Синодом о скорейшем издании "Катехизиса".

Но главная заслуга в этом поистине великом деле принадлежит, безусловно, святителю Иннокентию, просветителю народов Сибири и Америки, по инициативе которого в 1853 г. был создан Комитет по переводу священных и богослужебных книг на якутский язык, а также его сподвижнику протоиерею Дмитрию Хитрову (будущему епископу Якутскому и Вилюйскому Дионисию), который составил первую "Краткую грамматику якутского языка", изданную в 1858 г.

Благословляя о. Дмитрия на священническое служение в Якутии, преосвященный Иннокентий сказал: "Заклинаю тебя Богом употребить все твои силы и старания на перевод священных книг на местный язык". В своем предисловии к Грамматике протоиерей Дмитрий писал: "Якутскую область населяют разные племена, как то: якуты, тунгусы, ламуты, юкагиры и между ними в значительном количестве русские. Все эти племена имеют свои особенные языки, но якутский язык есть преобладающий и общий между ними для всех... В городах и селах дети русских выучиваются говорить сперва по-якутски, а потом кое-как начинают лепетать по-русски... Прошло более 200 лет, как Якутская область отнесена к русскому престолу, а якутский язык, несмотря на таковую общеупотребительность в живой речи, по сию пору не имел грамотности..."

О труде переводчиков священных книг на якутский язык писал наш знаменитый писатель И.А. Гончаров в своем сочинении "Фрегат "Паллада": "Я случайно был в комитете, который собирается в тишине архипастырской келии, занимаясь переводом Евангелия. Все духовные лица здесь знают якутский язык. Перевод вчерне уже кончен. Когда я был в комитете, там занимались окончательным пересмотром Евангелия от Матфея. Сличались греческий, славянский и русский тексты с переводом на якутский язык. Каждое слово и выражение строго взвешивалось и проверялось всеми членами. Почтенных отцов нередко затруднял недостаток слов в якутском языке для выражения многих не только нравственных, но и вещественных понятий, за неимением самих предметов. Например, у якутов нет слова плод, потому что не существует понятия. Под здешним небом не родится ни одного плода, даже дикого яблока: нечего было и назвать этим именем. Есть рябина, брусника, дикая смородина или, по-здешнему, кислица, морошка -- но то ягоды. Сами якуты, затрудняясь названием многих занесенных русскими предметов, называют их русскими именами, которые и вошли навсегда в состав якутского языка. Так, хлеб они и называют хлеб, потому что русские научили их есть хлеб, -- и много других подобных. Так поступил преосвященный Иннокентий при переложении Евангелия на алеутский язык, так поступают перелагатели Священного Писания и на якутский язык. Впрочем, также было поступлено и с славянским переложением Евангелия с греческого языка... Вы видите, какое дело замышляется здесь".

Под непосредственным руководством протоиерея Дмитрия Хитрова, который благодаря рекомендации святителя Митрополита Московского Иннокентия пользовался поддержкой великого святителя Филарета, в московской Синодальной типографии были отпечатаны на якутском языке все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, две книги из Ветхого Завета -- Бытие и Псалтирь, богослужебные книги и грамматика.

Наконец, 19 июля 1859 г. в кафедральном Троицком соборе г. Якутска преосвященный Иннокентий впервые совершил богослужение на якутском языке. Могли ли представить растроганные до слез якуты, просившие владыку Иннокентия о том, чтобы этот день навсегда стал праздничным для народа, что через полтора века их земляки превратят этот храм в кабак. И наивными кажутся сетования кыллахского священника С. Попова о том, через 17 лет после совершения первой Литургии на якутском языке, событие это не было по-настоящему оценено в духовной журналистике: "А между тем, -- писал он, -- для местных жителей событие это, можно сказать, составляет эпоху новой жизни, жизни религиозно-нравственной, в которой дышит любовь Божия, переданная св. Евангелием, взамен того безграничного и бессознательного страха к существу только карающему, каким вообще представляло туземное население Бога Творца, Промыслителя и Спасителя".

Первая городская бесплатная публичная библиотека в г. Якутске была открыта в 1886 г. по инициативе преосвященного Иакова, епископа Якутского и Вилюйского. Он же первым передал в библиотеку несколько сот книг и пожертвовал личные средства на покупку книг, выписку журналов и газет, жалованье библиотекарю. Первая якутская газета тоже была делом Церкви: в 1887 г. вышли "Якутские епархиальные ведомости".

Но каких духовных и физических трудов стоила эта подвижническая деятельность якутских миссионеров нам, привыкшим к автомобилям, поездам и самолетам, даже трудно представить. Тысячи километров проделывали миссионеры пешком, на лошадях, собачьих и оленьих упряжках, терпя немыслимые лишения, подвергая себя опасностям. "По нескольку месяцев сряду мы ночевали на снегу под открытым небом, при трескучих полярных морозах, отчего некоторые из нас -- священников -- преждевременно сходили в могилы, другие, страдая несколько лет от цинги, до конца расстраивали свое здоровье", -- вспоминал преосвященный Дионисий.

Что двигало этими людьми, что заставляло, оставляя родные места, ехать в далекие холодные края и "мерить снег по-апостольски; красными ногами пешеходяще"? Любовь к Богу и к людям, просвещение которых светом Христовым они считали своим святым долгом перед ними, любовь, на которую северяне отзывались и отвечали.

В 1854 г. святитель Иннокентий писал митрополиту Филарету после своего путешествия по Якутской области: "Усердием якутов ко мне и, можно сказать, пламенным желанием видеть меня для того, чтобы принять благословение через меня, я чрезвычайно утешался. Доказательством первому служит то, что они более чем на 300 верст расчистили дорогу для проезда моего, а последнему -- то, что они задолго и из неблизких мест собирались на те станции, где я должен был останавливаться для перемены лошадей, и именно для того, чтобы принять мое благословение, и, приняв оное, крестились и благодарили Бога за то".

А вот как радовался сам владыка Иннокентий, узнав о том, что после многих его трудов и стараний в 1869 г. последовало Высочайшее утверждение Святейшего Синода об учреждении в Якутской области самостоятельной епархии, в письме к преосвященному Дионисию: "Слава, слава, слава Богу! наконец, дело совершилось! 7 июля Якутская епархия родилась -- поздравляю Вас от души всех, начиная с Вас".

А преосвященный Дионисий перед отъездом в Уфу сожалел: "Сравнивая Якутскую область с тем положением, в каком я нашел ее в 1841 году, могу сказать, что она далеко подвинулась в религиозном и нравственно-гражданском отношении. Вот почему мне и тягостно расставаться со своим детищем. Не скрою и того, что и якуты, и русские привязаны ко мне как к родному и обращаются ко мне не по одним религиозным вопросам, но и по делам семейным: с одним поплачешь, с другим порадуешься, и так коротаю век свой, как бы в родной семье".

Уже из Уфы он писал: "Нет на свете страны лучше Якутска и здоровья климата подполюсного, и нет на свете хуже Питера... Тоже и народ в Якутске с одним откровенным лицом -- весь напоказ..."

Вот это -- урок любви и дружбы, главное, что мы должны вынести из непростой истории совместной жизни наших народов. Бывший в Якутске в 1787 г. проездом на Аляску американец Джон Ледьярд писал в дневнике: "По-видимому, русские живут здесь с якутами в согласии и мире, без какого-либо различения национального происхождения, не подчеркивая своего превосходства, живут приблизительно одинаковой степени равенства". Это взаимное приятие еще более усиливалось по мере возрастания коренных народов Якутии в православной вере, потому что духовное родство признается в нашей Церкви выше кровного.

Конечно, можно сжечь башню Якутского острога, можно уничтожить другие памятники истории и архитектуры, но никому не под силу уничтожить человеческую любовь, дружбу, взаимную благодарность, любовь и память о 370 годах совместного нелегкого, но созидательного пути.

Архиепископ Якутский и Ленский Герман


 
Ссылки по теме:
 

  • Архиепископ Якутский и Ленский ГЕРМАН (Моралин)

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"