На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

К не нашим

Главы из книги

БЕРЕГИТЕ СВЯТЫНЮ НАШУ!

  Неуважение к предкам есть первый признак дикости безнравственности.

А.С.   Пушкин

П. Корин. СлепойЖизнь человеческая бессмысленна без памяти, без бережного отношения к прошлому, к истории, к народным героям, к заветам и победам предков наших. Не бесследно проходят по земле поколения, каждое оставляет идущим на смену память по себе. Создания рук и ума, откровения таланта – памятники дерзко бросают вызов векам. Памятники становятся средоточием красоты, образом идеальных устремлений поколений. И каждое новое поколение, утверждая себя и культуру собственной эпохи, с благодарным трепетом приемлет и берет под свою защиту и охрану лучшее национальное наследство.

Однако в последние годы довольно усердно производится разгром памятников нашей национальной старины. Мало того, что многие первостепенные памятники истории оставлены без охраны, без какой-либо государственной поддержки, полностью или почти полностью сняты с «казенного довольствия», но зачастую они просто превращены в щебенку, в щепу, в утиль. Мы потеряли необычайно большое число образцов зодческого искусства, обладавших значительной художественной и исторической ценностью. В редакции газет и журналов, в адрес общественных деятелей, писателей и художников приходят многочисленные письма наших современников и патриотов с требованием остановить, пока еще не поздно, уничтожение вещественных реликвий былого народного величия и вековой славы нашего народа.

Ни для кого не секрет, что на Севере разбираются на дрова, летят в топки пароходов, полыхают яркими кострами на лесосеках маленькие деревянные шедевры, создания безымянных предков, самородных русских зодчих. Гибель этих творений .человеческого гения проходит в тишине, как явление вполне законное и закономерное. Если время от времени вспоминается у нас двадцатидвухглавый собор в Кижах, произведение хрестоматийное, вошедшее во все истории искусств, то никто и никогда не вспоминает о гибели подобного ему Вытегорского собора, судьбу которого также разделили сотни и сотни памятников.

Нам стыдно и скорбно доказывать взрослым людям такие истины, но приходится говорить о том, что древние камни и знаменитые могилы (куда добирается небрежная рука осквернителя, добирается и даже шарит по костям, которые принадлежат векам, ради работ сомнительного научного значения), что эти камни и могилы – часть нашей истории, часть нашего собственного бытия. Горько и стыдно убеждать в очевидной истине, которую должно со школьной скамьи прививать человеку, доказывать, что эти обветшалые строения, отдаваемые на милость непогоды и хулиганства, святыни.

Все более ширящийся и поднимающийся в нашем народе, в его интеллигенции голос требует сохранить хотя бы остатки этих ценностей от грозящего им уничтожения.

Это не блажь, не прихоть изнеженных «снобов», а стремление сохранить материальные координаты истории, на которых жил, развивался наш народ. Надо помнить: вокруг этих камней кристаллизуется все национальное самосознание. Памятник – первый по важности элемент, входящий в процесс формирования чувства патриотизма. Когда в 1941 году было сказано вещее слово: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва», ставшее лозунгом и заповедью для героических защитников столицы, никто не имел в виду населенный пункт, который можно восстановить из кирпича и цемента, там говорилось о Москве как символе, который нельзя отдавать даже на временное подержание в нечистые руки, это средоточие знаменитых храмов, исторических зданий, священные останки крепостных стен, рубцы и шрамы памятных прежних интервенций, имелись в виду могилы, честь охраны которых принадлежит им, гордым потомкам непокоренных дедов. Мы должны помнить о том вдохновении, при котором были сложены эти камни, пролита на них кровь наших предков, помнить о чувстве национальной гордости – без него мы все равно что без крыльев. Никто не дал нам права забывать слова В.И.   Ленина: «Совершенно необходимо приложить все усилия, чтобы не упали столпы нашей культуры, ибо нам пролетариат этого не простит». Помня эти слова, мы обязаны понять, что потомки никогда не простят уничтожения памятников русской национальной культуры. Они произнесут суровые слова надлежащей оценки этой безнаказанной деятельности.

Мы должны встать на борьбу с ханжеским мнением ограниченных людей: будто церкви и другие культовые здания – объекты только религиозного значения, что под золотыми куполами содержится лишь «опиум народа», потому что их создатель – русский крестьянин в доступной ему форме запечатлел в них труд, страдания, жертвы, ум, отвагу и подвиг народа, – в этих зданиях высочайшее для каждой эпохи проявление художественного творчества нации. Некоторые пытаются также оправдать снос памятников некими экономическими причинами, в частности это относится к положению в Москве. Мы понимаем, что население города растет, изменяется, он ширится, меняет одежду, но взгляните, как уже обезличена наша столица. Прекрасно видна абсолютная бессмыслица большинства сносов (а в Москве снесено более 400 памятников!). Архитекторы-планировщики, создавая проекты застройки города, при которых гибнут или заслоняются башнями из стекла и бетона памятники, должны сохранять творения, пускай безвестных, русских плотников и каменотесов. Пусть эти старинные камни станут жемчужинами в оправе современных построек – они лишь усилят исторически гармоничный ансамбль старого и нового. Видимо, вопросами застройки городов нередко занимаются у нас случайные, прохожие люди.

Наша гордость и святыня должна быть спасена. Надо воспитывать в детях наших любовь и уважение к дедам и прадедам, наполнять душу ребенка чувством патриотизма, чувством уважения к каждой крупице памяти о пращурах наших, о прошлом России.

Культурное наследство должно бережно сохраняться, пропагандироваться, становиться органической частью нашего бытия.

Из души, из сердца каждого русского человека исходит требование: «Остановитесь! Берегите нашу святыню!»

Еще в большем долгу мы перед памятью тех, кто свершал революцию, кто заслонил грудью Родину от фашистского натиска. Пусть же каждое новое поколение, оглядев родную землю, поймет, что народилось оно не в чистом поле, а там, где пролиты кровь и пот, где отданы труд и талант миллионов сынов наших.

Горько сознавать, что все еще не выполнен известный ленинский план монументальной пропаганды, хотя новые десятилетия принесли новые, достойные увековечения имена. Двадцатилетие со Дня Победы над фашизмом, дня великой славы советского народа, мы отмечаем отысканием и открытием новых и новых светлых имен героев Отечественной войны. Как много предстоит сделать и нашей молодежи – и в первую очередь комсомольцам, – чтоб имена эти засияли в веках.

Может быть, самое важное не в том, будет или не будет услышано это обращение. Важно то, что оно было сделано, хотя и с большим опозданием; важно то, что по инициативе комсомольцев в Москве создан молодежный клуб «Родина», ставящий своей задачей изучение и пропаганду памятников русской культуры и нашей славы. Надо понимать, что изложенные здесь мысли принадлежат не только нам одним, их разделяют безоговорочно и полностью миллионы людей, наших современников, творцов новой истории.

Сергей Коненков

Павел Корин

Леонид Леонов

1965

 

P . S . Защита памятников истории и культуры была для деятелей патриотического лагеря делом весьма и весьма значимым. Открывая заново многовековую русскую историю, частично исковерканную, частично умалчиваемую официозной историографией, они мыслили себя частью «культурного потока», заново осознавали культурные и исторические связи настоящего и прошлого, пытались, и нередко удачно, обосновать это в своей публицистике. Разумеется, охрана памятников в таком понимании выходила за рамки простого сохранения их от физического разрушения.

Масштабной организацией стало Всероссийское добровольное общество охраны памятников истории и культуры.

Оно было организовано 28 июля 1965 года по решению Совета министров РСФСР. В его оргкомитет вошли П.   Барановский, писатель Л. Леонов, художник И. Глазунов, заместитель председателя Совета министров РСФСР, В. Кочемасов, а также А. Садов и В. Ириков, действующий и первый председатели правления клуба «Родина».

В том же году, в пятом номере журнала «Молодая гвардия» было опубликовано знаменитое письмо «Берегите святыню нашу», подписанное известными деятелями культуры: «Молодая гвардия» превращалась в центральный очаг русского патриотизма.

Главный редактор журнала, А.   Никонов, С.   Высоцкий, В.   Ганичев, В.   Десятников подготовили проект обращения к молодежи. Основная мысль проекта была такая: беспамятство – это безнравственность, строить будущее можно только при бережном отношении к своему прошлому.

В неопубликованных мемуарах В. Н. Ганичева описывается встреча с подписантами этого письма: «Девяностолетний Коненков был жизнерадостен, все время вспоминал, что он из Смоленска, а они всегда первыми встречали врага... Обращение он подписал, и со всем согласился. Корин был раздумчив, рассказал, как создавал образ Александра Невского, как Сталин называл Невского первым на параде 7-го ноября 1941 года и твердо сказал, что «образ великих предков» нас должен вдохновлять, а нам то Розу Люксембург, то Клару Цеткин подсовывают. Размашисто и четко подписал. Дольше всех сидел над письмом Леонид Максимович Леонов, подбирал, улучшал. Решительно вычеркнул обращение «Наша славная советская молодежь», ворчал: «Какая она славная, вот во время войны была славная, а сейчас пусть докажет». Мы не возражали пусть докажет» [1] . Эпизод очень интересен тем, что свои, в общем-то, довольно нелицеприятные слова про «советскую молодежь» Л. М. Леонов, не скрывая свого мнения, высказывает, по сути, руководству этой молодежи, а руководство не высказывает этим недовольство, а наоборот, соглашается с необходимостью работы в этой сфере.

Деятели патриотического лагеря оценивали это обращение следующим образом: «Поистине это была программа, воссоединяющая героическое прошлое и сегодняшнюю жизнь молодого поколения на фоне «молодежной субкультуры», утверждении о «коренном отличии молодого поколения от отцов», как якобы революционного постулата. На фоне революционаризма, развернувшейся культурной революции хунвейбинов мы соединяли руки поколений, говорили об общих духовных, исторических, культурных ценностях древней дореволюционной Руси и Советского Союза. Все наше! А не как у псевдоисториков Покровского и Минца, втаптывавших в грязь всю дореволюционную эпоху, как недостойную. Конечно, это был исторический прорыв к обществу, ибо оно чутко откликнулось на обращение, распечатанное в сотнях тысячах, письмо расклеивались в библиотеках, клубах, перепечатывалось в книгах, местных газетах» [2] . Несмотря на то, что часть интеллигенции западной ориентации и ревнители классового подхода не одобряли это письмо, формально претензий оно вызвать не могло подписали его весьма значимые в русской культуре люди, кроме того, Герои Социалистического Труда, лауреаты Ленинской премии и многих других.

В дальнейшем это письмо дало название постоянной одноименной рубрике в журнале «Молодая гвардия», в которой постоянно печатались И.   Глазунов, В.   Солоухин, С.   Семанов и многие другие представители русского национально-патриотического движения.

А. Лотарева



[1] Ганичев В. Н. Воспоминания, 19631965. Рукопись. С. 6 // Личный архив В. Н. Ганичева.

[2] Там же.

Публикация Анастасии Лотаревой


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"