На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Солнечный гений и его антипод - могильщик

К 125-летию со дня рождения Бориса Кустодиева и Казимира Малевича

Казимир Малевич.  Черный квадратУдивительно, как бывает в жизни! Вот, в одном и том же феврале, одного и того же года появляются на свет Божий два мальчика. Обоим предначертано стать знаменитейшими на весь мир художниками. Но если одному из них суждено будет сделаться певцом безобразия жизни и навязать всему миру свой мрачный, адский «Чёрный квадрат», то другой навеки войдет в наше сознание как певец полноты и радости человеческого бытия.

И впрямь достойно удивления — как это их угораздило прийти в сей мир почти одновременно: 11(23) февраля 1878 года под Киевом родился угрюмый супрематист Казимир Малевич, а спустя двенадцать дней в Астрахани появился на свет его будущий антипод, жизнелюб и весельчак Борис Кустодиев. И вот, жили они параллельно друг другу, создавая такие разные миры. Малевич — мир, в котором жить нельзя, невозможно, из которого хочется уйти в небытие. Кустодиев — мир, в котором нельзя не жить, в котором всё дышит жизнью и счастьем, а солнце — главное действующее лицо.

Борис Кустодиев. КупчихаВосемнадцатилетним юношей Борис Михайлович поступил в петербургскую академию художеств. О нем сразу пошла слава как об «оптимисте средь оптимистов». Смелостью своей он и возмущал, и одновременно вызывал уважение. К тому времени у всех уже навязла в зубах мода на Левитана, но никто не осмеливался говорить об этом вслух. Кустодиев свободно заявляет то, о чем думает сам и думают многие: «Все пишут эти «пейзажи с настроением», потому что это не трудно, и так прячут всё свое неумение и все свои незнания. Ох, это пресловутое настроение! Оно начинает, ей-Богу, надоедать. Заранее знаешь, что пейзаж с настроением будет представлять стволы деревьев в сумерки с зеленоватой полосой на небе». Первые портреты, написанные Кустодиевым, получили признание у самого Репина. Вскоре Илья Ефимович взял его в свою мастерскую, а затем пригласил вместе работать над важнейшим правительственным заказом — созданием гигантского полотна «Заседание Государственного Совета».

Знаменитый многофигурный портрет создавался так: центральную часть писал Репин, а левую и правую — его ученики, Куликов и Кустодиев. До сих пор эта картина вызывает самые разноречивые оценки. Василий Васильевич Розанов увидел на ней «Карфаген перед разрушением». Большинство искусствоведов и по сей день однозначно трактуют работу как сатирическую. Доля правды есть и в их суждениях, и в метком замечании Розанова. И всё же, нельзя не отметить ту огромную энергию света, которой наполнена картина. Энергию, исходящую из главной фигуры — царя Николая II. Ненавистники государя и по сей день ехидно замечают, что Репин нарочно поместил императора в самый дальний план полотна, нарочно сделал его самым маленьким. Но всё не так просто, господа! Выйдите встретить рассвет ясным утром. Что ближе всего и крупнее? Ближайшие холмы, деревья, кусты, пригорки. Что дальше всего и даже мельче всего? Восходящее солнце. Но что главнее всего? Оно.

Более двух лет продолжалась работа Репина и двух его учеников над «Заседанием Государственного Совета». Одновременно Кустодиев создал целый ряд блистательных портретов — Билибина, Матэ, Никольского, Стеллецкого, Куликова. Все они были желанными на самых громких выставках. 1903-й — счастливейший год его жизни. Он с золотой медалью окончил академию и женился на Юленьке Прошинской, которую любил самозабвенно, ответной любви которой добивался изо всех сил. В октябре в молодой семье Кустодиевых появился первенец — сынок Кирилл, Кирюша, Пичужка, как назвал его Борис Михайлович. Вся радость бытия выразилась в двух необыкновенно прекрасных работах молодого мастера — в портрете Юлии и особенно в картине «Утро» 1904 года. На первой изображена красивая, но несколько измученная беременностью женщина с глубоким, внимательным и немного тревожным взглядом. На картине «Утро» — она уже купает в ванночке изумительного, сосредоточенного и весьма заинтересованного жизнью крепыша. По собственному признанию Кустодиева, именно после этой работы он чётко осознал: «А солнце-то у меня в картине — самое большое действующее лицо».

Золотой медалист, Кустодиев получил от Академии ссуду на поездку в Европу. «Утро» написано в Париже, и, конечно же, наши западники тотчас признали, что картина оттого хороша, что на Кустодиева оказала влияние французская живопись. А сам художник в это время писал в одном из писем: «От Парижа я в восторге, есть что посмотреть, выставки есть кое-какие, но нужно правду сказать, очень плохие». Еще бы! Ведь время-то было уже совсем другое, увлечение импрессионизмом прошло, в моду выползало антиискусство, искусство разрушения.

Антипод Кустодиева, Малевич, в своих ранних работах тоже искал света. Взять хотя бы его изумительный пейзаж «Весна», весь насыщенный сиянием, упоительный. Но если для Кустодиева свет был необходим, как воздух, то Малевич, очевидно, с возрастом всё больше испытывал неприязнь к жизни, радостный свет которой больно резал ему глаза. Испробовав свою кисть в разных манерах, великолепно умея сымитировать замечательных мастеров живописи, Малевич искал самого себя, и нашел себя в уродстве. И в то время как Кустодиев создал «Утро», его сверстник уже малевал первые черные квадраты и треугольники. Двадцать пять лет — возраст для художника, когда он выбирает свою собственную стезю. Борис выбрал свет, Казимир — черную тьму.

После возвращения на Родину, у Кустодиевых родилась дочь Ирина, вскоре сделавшаяся любимой моделью Бориса Михайловича, в отличие от Кирюши, всегда сердито упиравшегося: «Не хочу позира!» Портрет годовалой Ириши во многом перекликается со знаменитой инфантой Веласкеса, но в нем куда больше обаяния и чудесной детскости, чем на картине у великого испанца. Счастье Кустодиева в том, что до конца дней своих он сумел сохранить в картинах то, что при первом взгляде на них мгновенно согревает душу, вызывает теплую и добрую улыбку. В то время, как во всем мире художники предпочитали умопомрачительно бить по нервам своих зрителей, раздражать и злить, Кустодиев продолжал нести любовь и радость. Бесчисленные авангардисты, как им казалось, плевали в морду обывателям, а на самом деле, они плевали в лицо людям, человечеству, а в конечном итоге — в лик самого Господа Бога.

Трудно представить себе Малевича, написавшего икону. Он мог ее только намалевать, изгаляясь и выкручиваясь. Подобные жуткие с позволения сказать «образа» сейчас висят в храме, где некогда служил Александр Мень. В 1907 году Кустодиев пишет богородичную икону для одной из церквей под Астраханью. Видевшие эту икону, вспоминали, что всех поражало сочетание глубочайшей грусти и света, исходивших из очей Богородицы и Младенца. К несчастью, образ был уничтожен безбожниками-большевиками.

В 1909 году Кустодиева избрали академиком Петербургской Академии Художеств, его пригласили к царю, и он создал два его портрета — скульптурный в виде бюста (ведь Кустодиев много работал и как скульптор) и живописный. «Царь поразил его своим тусклым обличием и бесцветностью своих разговоров», — писал Корней Чуковский. «Неудивительно, что портрет Николая Второго, выполненный художником, мало интересен, невыразителен», — вторил ему Андрей Турков в своей замечательной и проникновенной книге о Кустодиеве. Странно. На мой взгляд, портрет государя работы Кустодиева — один из шедевров русской портретной живописи. На нем изображен бодрый и здоровый мужчина в зимней шапке на фоне крепкого русского зимнего пейзажа, глаза у императора светятся даже каким-то озорством, и производят не меньшее впечатление, нежели глубокие и страдающие очи Николая на портрете Серова. У Серова — глубина страдания в предчувствии грядущей катастрофы России и монархии, у Кустодиева — глубина радости и полноты русского бытия, какое мы испытываем, выходя утром на морозец и, вслед за Пушкиным, ликуя, восклицаем: «Мороз и солнце — день чудесный!»

В чем-то этот портрет даже перекликается с автопортретом Кустодиева, написанным зимой 1912 года по заказу галереи Уффици во Флоренции. На нем — щеголеватый мужчина в богатой шубе и барской шапке, с пышными усами, на фоне Троице-Сергиевой Лавры, занесенной снегом. Взгляд — тоже немного озорной, хотя и в такой же мере печальный. Еще недавно художник перенес тяжелую болезнь — у него развился костный туберкулез, от которого он долго лечился в Швейцарии, много перестрадал.

Болезнь подкосила и в конечном итоге прежде времени свела в могилу одного из самых жизнерадостных художников за всю мировую историю. Но в 1909 году он еще был полон сил и верил, что лечение пошло на пользу, болезнь не будет развиваться дальше. В предреволюционный период из-под кисти Бориса Михайловича вышли его хрестоматийные полотна. Полные любви к русскому народу, любования им — «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Гуляние на Волге», «Крестный ход», «Жатва», «Масленица», «Лето», «Московский трактир», «Балаганы». Он создал галерею женских образов, принесших ему еще большую славу. В эпоху, когда в моду входила тощая, вертлявая и кучерявая «рэволюционэрка», Кустодиев пишет величественные полотна, на которых любуется статной и полной достоинства русской женщиной, несущей в себе первооснову бытия.

Открывает эту галерею монументальный портрет игуменьи Олимпиады, настоятельницы Староладожского монастыря. В мировой живописи нет другого такого изображения женщины-монахини, аббатисы. Она — как скала, одетая почти в каменные ризы, неприступная твердыня Православной веры, левая рука опирается на Священное Писание, в правой руке — крест на длинных чётках. Взгляд суровый, горделивый… и одновременно — ласковый, и одновременно в нем проглядывает даже некоторая игривость, свойственная любой умной и знающей себе цену женщине. В картине «Монахиня» — та потрясающая красота Валаама и Соловков, где на суровых холодных скалах цветет и зеленеет жизнь.

Купчихи. Каких только нет их на полотнах Кустодиева. На ярмарках и на крестных ходах, на берегу Волги и на масленичных катаниях, горделивые павы, неприступные, и в то же время, веселые, полные бушующей жизни.

Наконец, русские Венеры — обнаженные красавицы, наделенные телами, пышущими жаром, образы плодородия. Они рождены не для «свободной любви», не для воплощения в жизнь теории «стакана воды», а для сотворения сильной и крепкой многодетной семьи. Когда в 1915 году на выставках появилась несравненная кустодиевская «Красавица», других художников до обмороков бесило то, что именно перед этим полотном народ собирается толпами, стоит амфитеатром и подолгу не расходится. Перед зрителями предстал образ такой женщины, о которой каждый здоровый мужчина невольно думал: «Вот бы такая родила мне сына!», а каждая нормальная женщина, глядя на нее, думала: «Вот бы мне быть такою. И рожать, рожать!» От «Красавицы» Кустодиева исходит сумасшедшая энергия любви, но язык не повернется сказать, что она сексуальна. Она — женственна, она прекрасна, как мать-природа. В ней — русское воплощение гётевской «ewig Weibliche» — «вечной женственности».

Излюбленные кустодиевский сюжет — купальщицы. И они тоже всегда телесны и прекрасны, длинноволосы и сияющи. И само купание, как постоянное обновление, омовение, очищение так радует и веселит художника, что не может не вызывать ответную, радостную и веселую, улыбку у зрителя.

…А в это же время, скользящий где-то рядом, будто черная злая тень, антихудожник Малевич создает свой знаменитый черный квадрат, образ адской бездны, инфернальное отверстие в холодную могилу…

Не так давно, на заре горбачевщины, в либерально-интеллигентской среде мелькал некий критик Эпштейн, который в одном из номеров «Нового мира» в своей статье откровенно признавался, что его внимание магически приковывает прекрасная в своей ужасности черная дырка унитаза, ему кажется, через нее он вот-вот способен проникнуть в адские недра. «Черный квадрат» Малевича представлялся ему такой же дырой унитаза, только в сотни раз более магически и мощно притягивающей и засасывающей. Какое более глубокое объяснение «гениальности» «Черного квадрата» можно противопоставить этому? Несомненно, Эпштейн конгениален Малевичу!

Примечательно, что купальщики — тоже излюбленная тема у Малевича. Но какие! Он словно ненавидит всех купальщиков в мире. Его купальщик — непременно урод, разлапистый, многопалый, безобразный, намалёванный кричащими красками. Это не человеческое существо, а исчадие ада. Женщины у Малевича — обязательно кубические или супрематические истуканы, от одного взгляда на которых начинаются рези в желудке, боли в висках, и хочется поскорее бежать прочь от таких «красоток». Причем, самое смешное, что Казимир Северинович, всё-таки, баловался реалистической живописью. У него есть вполне реалистические и весьма неплохие женские портреты. Это портреты жены. Уж она бы не потерпела, если бы он изобразил ее с помощью треугольников и клякс, еще чего доброго и по башке сковородкой тяпнула!

Так они продолжали существовать параллельно в мире искусства. Кустодиев писал свои прекрасные полотна, полные света и солнца, жизни и любви. Малевич малевал свои супрематизмы, уродуя сознание людей. Кустодиева любили русские люди, и ненавидела либеральная критика. Малевича превозносили как «рэволюционэра» в искусстве, воспевали на Западе, но едва ли кто-то по-настоящему наслаждался его живописью, предназначенной лишь для разрушения традиционных и истинных представлений о прекрасном. Кустодиев входил в объединение «Мир искусства», вобравшее в себя лучшие силы — Билибина, Сомова, Лансере, Добужинского, Грабаря, Нарбута, Петрова-Водкина. Малевич выставлялся на выставках с эпатирующими названиями — «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Футуризм 0,10», где являли публике свои кривлянья всякие ему подобные жулики от искусства. Его пропагандисты носили у себя на рукавах красные повязки с черным квадратом в белом круге. Вскоре это используют гитлеровцы, только на их повязках черный квадрат превратится в черную свастику.

Тяжелая болезнь подкосила физические силы Бориса Михайловича, но Господь не зря проверял своего любимца — Кустодиев не сломался, напротив, видя, что здоровье всё ухудшается, он работал с удвоенной, с утроенной энергией. Это был подвиг, подобный подвигу оглохшего Бетховена. В страшном 1916 году во время операции по извлечению опухоли из позвоночника хирург вынужден был перерезать нервы, после чего Кустодиев навсегда утратил способность ходить, ноги его отныне были бесчувственны, и весь остаток жизни ему предстояло провести в кресле-каталке. В тот год ему исполнилось всего лишь тридцать восемь лет.

Другой бы впал в отчаяние. Но не Кустодиев! Просмотрите его полотна, написанные после 1916 года, изучите их, зная, что это писал тяжело больной художник, у которого не только ноги, но и руки часто переставали слушаться. «Купальщицы», «Балаганы» и «Сенокос» 1917 года — в них ничуть не меньше радости, света и любования, чем на картинах до 1916 года. В годы революции он пишет «Купчиху за чаем», такую же прекрасную, как «Красавица». Пишет «Купчиху с зеркалом», этакую матрону. Пишет удалую широкую «Масленицу». Пишет непревзойденную, развеселую серию акварелей «Русь». Такое впечатление, что всё это создано художником, полным здоровья и счастья, бесшабашным удальцом, а никак не прикованным к креслу-каталке калекой. Каждое утро ему более часа делали массаж рук, чтобы из них не выпадала кисть, и после этого больные руки солнечного мастера писали «Крещенское водосвятие», «Весну», «Сельский праздник», «Троицын день», «Вербный торг у Спасских ворот», «Осень в провинции», «Голубой домик», «На Волге». И снова — многочисленные купальщицы, русские Венеры! Из уст больного, умирающего день ото дня художника не исторгались проклятия, а всё больше и больше изливались признания в любви.

Вот за что его обожали такие кипучие и страстные натуры, такие фанатики своего дела, своего титанического труда, как Шаляпин и Алексей Толстой. Портрет Шаляпина работы Кустодиева — не только лучший портрет великого певца, но и один из бесспорных шедевров мировой портретной живописи. Федор Иванович изображен здоровенным русским богатырем в роскошной распахнутой шубе, в собольей шапке. На дворе — «мороз и солнце», а ему жарко, он расстегнулся и лицо его пышет жаром, он стоит на пригорке, а за спиной его бушует народное гуляние, в летящих по морозному снегу саночках парень одной рукой развернул меха гармошки, а другой прижимает к себе девицу, там катаются с горы, здесь идет народное представление, всё бурлит в красочном многообразии, всё переполнено жизнью, солнцем, морозным крепким воздухом.

Кроме того, Кустодиев увлекался линогравюрой и много работал для театра, создавая бесчисленное количество декораций к спектаклям по пьесам Островского и Замятина.

А Малевич малевал свои супрематические декорации к «Мистерии-буфф» Маяковского.

По-разному отразилась в их творчестве революция. Кустодиев написал картину «27 февраля 1917 года», в которой превосходно выразил дурашливую февральскую погоду — ослепительные серебро и голубизну снега, контрастирующие тени. И — толпу, ошалело снующую по улице среди сугробов. В 1920 году он создал своего знаменитого «Большевика» — улицы города, запруженные толпами народа, и по этим толпам шагает великан с красным флагом. Лицо у него суровое и отрешенное, ноги слепо топчут толпу.

Малевич и тут халтурил как мог. Вот, была у него большая супрематическая картина, вся состоящая из горизонтальных разноцветных полос. Сказали: «Что-то у вас не отражен героизм Гражданской войны». Легче некуда! — на одной из горизонтальных полос этой картины небрежным росчерком кисти, обмакнутой в красную краску, накалякал некое подобие несущейся конницы — получите, «Конница Буденного на марше». И все опять визжат от восторга.

 

Даже смерть они встретили по-разному.

Кустодиев, измученный болезнью, никак не мог смириться с мыслью о близкой смерти и ушел из этого мира так, будто его подстрелили на взлете — в конце мая 1927 года отправился в гости на дачу к Алексею Толстому, по дороге простудился и умер. Когда его хоронили, шел дождь, природа оплакивала своего певца. Один из художников, участвовавших в похоронах, почти прорыдал: «Плачет природа. Скучно ей без Кустодиева!» Но когда гроб стали опускать в могилу, солнце вдруг яростно вырвалось из туч и — воссияло!

Малевич умер через семь лет, и тоже в мае. При этом он сумел из своей собственной кончины устроить жутковатое шоу — приказал изваять ему по собственным эскизам супрематический гроб, умирал долго и наглядно, как положено «мэтру».

Два художника. Оба были наделены сильными дарованиями. Но один избрал для себя путь антиискусства и навсегда остался в сознании человечества как создатель унитазного «Чёрного квадрата». А другой воплотил в своем творчестве всю красоту и радость мира, ежедневно объясняясь в любви к людям, к России, к солнцу.

Александр Сегень


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"