К 125-летию со дня рождения Бориса Кустодиева и Казимира Малевича
Удивительно, как бывает в жизни! Вот, в
одном и том же феврале, одного и того же года появляются на свет Божий два
мальчика. Обоим предначертано стать знаменитейшими на весь мир художниками. Но
если одному из них суждено будет сделаться певцом безобразия жизни и навязать
всему миру свой мрачный, адский «Чёрный квадрат», то другой навеки войдет в
наше сознание как певец полноты и радости человеческого бытия.
И впрямь
достойно удивления — как это их угораздило прийти в сей мир почти одновременно:
11(23) февраля 1878 года под Киевом родился угрюмый супрематист Казимир
Малевич, а спустя двенадцать дней в Астрахани появился на свет его будущий
антипод, жизнелюб и весельчак Борис Кустодиев. И вот, жили они параллельно друг
другу, создавая такие разные миры. Малевич — мир, в котором жить нельзя,
невозможно, из которого хочется уйти в небытие. Кустодиев — мир, в котором
нельзя не жить, в котором всё дышит жизнью и счастьем, а солнце — главное
действующее лицо.
Восемнадцатилетним
юношей Борис Михайлович поступил в петербургскую академию художеств. О нем
сразу пошла слава как об «оптимисте средь оптимистов». Смелостью своей он и
возмущал, и одновременно вызывал уважение. К тому времени у всех уже навязла в
зубах мода на Левитана, но никто не осмеливался говорить об этом вслух.
Кустодиев свободно заявляет то, о чем думает сам и думают многие: «Все пишут
эти «пейзажи с настроением», потому что это не трудно, и так прячут всё свое
неумение и все свои незнания. Ох, это пресловутое настроение! Оно начинает,
ей-Богу, надоедать. Заранее знаешь, что пейзаж с настроением будет представлять
стволы деревьев в сумерки с зеленоватой полосой на небе». Первые портреты,
написанные Кустодиевым, получили
признание у самого Репина. Вскоре Илья Ефимович взял его в свою
мастерскую, а затем пригласил вместе работать над важнейшим правительственным
заказом — созданием гигантского полотна «Заседание Государственного Совета».
Знаменитый многофигурный
портрет создавался так: центральную часть писал Репин, а левую и правую — его
ученики, Куликов и Кустодиев. До сих пор эта картина вызывает самые
разноречивые оценки. Василий Васильевич Розанов увидел на ней «Карфаген перед
разрушением». Большинство искусствоведов и по сей день однозначно трактуют
работу как сатирическую. Доля правды есть и в их суждениях, и в метком
замечании Розанова. И всё же, нельзя не отметить ту огромную энергию света,
которой наполнена картина. Энергию, исходящую из главной фигуры — царя Николая II. Ненавистники государя и
по сей день ехидно замечают, что Репин нарочно поместил императора в самый
дальний план полотна, нарочно сделал его самым маленьким. Но всё не так просто,
господа! Выйдите встретить рассвет ясным утром. Что ближе всего и крупнее?
Ближайшие холмы, деревья, кусты, пригорки. Что дальше всего и даже мельче
всего? Восходящее солнце. Но что главнее всего? Оно.
Более двух
лет продолжалась работа Репина и двух его учеников над «Заседанием
Государственного Совета». Одновременно Кустодиев создал целый ряд блистательных
портретов — Билибина, Матэ, Никольского, Стеллецкого, Куликова. Все они были
желанными на самых громких выставках. 1903-й — счастливейший год его жизни. Он
с золотой медалью окончил академию и женился на Юленьке Прошинской, которую
любил самозабвенно, ответной любви которой добивался изо всех сил. В октябре в
молодой семье Кустодиевых появился первенец — сынок Кирилл, Кирюша, Пичужка,
как назвал его Борис Михайлович. Вся радость бытия выразилась в двух
необыкновенно прекрасных работах молодого мастера — в портрете Юлии и особенно
в картине «Утро» 1904 года. На первой изображена красивая, но несколько
измученная беременностью женщина с глубоким, внимательным и немного тревожным
взглядом. На картине «Утро» — она уже купает в ванночке изумительного,
сосредоточенного и весьма заинтересованного жизнью крепыша. По собственному
признанию Кустодиева, именно после этой работы он чётко осознал: «А солнце-то у
меня в картине — самое большое действующее лицо».
Золотой
медалист, Кустодиев получил от Академии ссуду на поездку в Европу. «Утро»
написано в Париже, и, конечно же, наши западники тотчас признали, что картина
оттого хороша, что на Кустодиева оказала влияние французская живопись. А сам
художник в это время писал в одном из писем: «От Парижа я в восторге, есть что
посмотреть, выставки есть кое-какие, но нужно правду сказать, очень плохие».
Еще бы! Ведь время-то было уже совсем другое, увлечение импрессионизмом прошло,
в моду выползало антиискусство, искусство разрушения.
Антипод
Кустодиева, Малевич, в своих ранних работах тоже искал света. Взять хотя бы его
изумительный пейзаж «Весна», весь насыщенный сиянием, упоительный. Но если для
Кустодиева свет был необходим, как воздух, то Малевич, очевидно, с возрастом
всё больше испытывал неприязнь к жизни, радостный свет которой больно резал ему
глаза. Испробовав свою кисть в разных манерах, великолепно умея сымитировать
замечательных мастеров живописи, Малевич искал самого себя, и нашел себя в
уродстве. И в то время как Кустодиев создал «Утро», его сверстник уже малевал
первые черные квадраты и треугольники. Двадцать пять лет — возраст для
художника, когда он выбирает свою собственную стезю. Борис выбрал свет, Казимир
— черную тьму.
После
возвращения на Родину, у Кустодиевых родилась дочь Ирина, вскоре сделавшаяся
любимой моделью Бориса Михайловича, в отличие от Кирюши, всегда сердито
упиравшегося: «Не хочу позира!» Портрет годовалой Ириши во многом перекликается
со знаменитой инфантой Веласкеса, но в нем куда больше обаяния и чудесной
детскости, чем на картине у великого испанца. Счастье Кустодиева в том, что до
конца дней своих он сумел сохранить в картинах то, что при первом взгляде на
них мгновенно согревает душу, вызывает теплую и добрую улыбку. В то время, как во
всем мире художники предпочитали умопомрачительно бить по нервам своих
зрителей, раздражать и злить, Кустодиев продолжал нести любовь и радость.
Бесчисленные авангардисты, как им казалось, плевали в морду обывателям, а на
самом деле, они плевали в лицо людям, человечеству, а в конечном итоге — в лик
самого Господа Бога.
Трудно
представить себе Малевича, написавшего икону. Он мог ее только намалевать,
изгаляясь и выкручиваясь. Подобные жуткие с позволения сказать «образа» сейчас
висят в храме, где некогда служил Александр Мень. В 1907 году Кустодиев пишет
богородичную икону для одной из церквей под Астраханью. Видевшие эту икону,
вспоминали, что всех поражало сочетание глубочайшей грусти и света, исходивших
из очей Богородицы и Младенца. К несчастью, образ был уничтожен
безбожниками-большевиками.
В 1909 году
Кустодиева избрали академиком Петербургской Академии Художеств, его пригласили
к царю, и он создал два его портрета — скульптурный в виде бюста (ведь
Кустодиев много работал и как скульптор) и живописный. «Царь поразил его своим
тусклым обличием и бесцветностью своих разговоров», — писал Корней Чуковский.
«Неудивительно, что портрет Николая Второго, выполненный художником, мало
интересен, невыразителен», — вторил ему Андрей Турков в своей замечательной и
проникновенной книге о Кустодиеве. Странно. На мой взгляд, портрет государя
работы Кустодиева — один из шедевров русской портретной живописи. На нем
изображен бодрый и здоровый мужчина в зимней шапке на фоне крепкого русского
зимнего пейзажа, глаза у императора светятся даже каким-то озорством, и
производят не меньшее впечатление, нежели глубокие и страдающие очи Николая на
портрете Серова. У Серова — глубина страдания в предчувствии грядущей
катастрофы России и монархии, у Кустодиева — глубина радости и полноты русского
бытия, какое мы испытываем, выходя утром на морозец и, вслед за Пушкиным,
ликуя, восклицаем: «Мороз и солнце — день чудесный!»
В чем-то этот
портрет даже перекликается с автопортретом Кустодиева, написанным зимой 1912
года по заказу галереи Уффици во Флоренции. На нем — щеголеватый мужчина в
богатой шубе и барской шапке, с пышными усами, на фоне Троице-Сергиевой Лавры,
занесенной снегом. Взгляд — тоже немного озорной, хотя и в такой же мере
печальный. Еще недавно художник перенес тяжелую болезнь — у него развился
костный туберкулез, от которого он долго лечился в Швейцарии, много
перестрадал.
Болезнь
подкосила и в конечном итоге прежде времени свела в могилу одного из самых
жизнерадостных художников за всю мировую историю. Но в 1909 году он еще был
полон сил и верил, что лечение пошло на пользу, болезнь не будет развиваться
дальше. В предреволюционный период из-под кисти Бориса Михайловича вышли его
хрестоматийные полотна. Полные любви к русскому народу, любования им — «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Гуляние на
Волге», «Крестный ход», «Жатва», «Масленица», «Лето», «Московский трактир»,
«Балаганы». Он создал галерею женских образов, принесших ему еще большую славу.
В эпоху, когда в моду входила тощая, вертлявая и кучерявая «рэволюционэрка»,
Кустодиев пишет величественные полотна, на которых любуется статной и полной
достоинства русской женщиной, несущей в себе первооснову бытия.
Открывает эту
галерею монументальный портрет игуменьи Олимпиады, настоятельницы
Староладожского монастыря. В мировой живописи нет другого такого изображения
женщины-монахини, аббатисы. Она — как скала, одетая почти в каменные ризы,
неприступная твердыня Православной веры, левая рука опирается на Священное
Писание, в правой руке — крест на длинных чётках. Взгляд суровый, горделивый… и
одновременно — ласковый, и одновременно в нем проглядывает даже некоторая
игривость, свойственная любой умной и знающей себе цену женщине. В картине
«Монахиня» — та потрясающая красота Валаама и Соловков, где на суровых холодных
скалах цветет и зеленеет жизнь.
Купчихи.
Каких только нет их на полотнах Кустодиева. На ярмарках и на крестных ходах, на
берегу Волги и на масленичных катаниях, горделивые павы, неприступные, и в то
же время, веселые, полные бушующей жизни.
Наконец,
русские Венеры — обнаженные красавицы, наделенные телами, пышущими жаром,
образы плодородия. Они рождены не для «свободной любви», не для воплощения в
жизнь теории «стакана воды», а для сотворения сильной и крепкой многодетной
семьи. Когда в 1915 году на выставках появилась несравненная кустодиевская
«Красавица», других художников до обмороков бесило то, что именно перед этим
полотном народ собирается толпами, стоит амфитеатром и подолгу не расходится.
Перед зрителями предстал образ такой женщины, о которой каждый здоровый мужчина
невольно думал: «Вот бы такая родила мне сына!», а каждая нормальная женщина,
глядя на нее, думала: «Вот бы мне быть такою. И рожать, рожать!» От «Красавицы»
Кустодиева исходит сумасшедшая энергия любви, но язык не повернется сказать,
что она сексуальна. Она — женственна, она прекрасна, как мать-природа. В ней —
русское воплощение гётевской «ewig
Weibliche» — «вечной женственности».
Излюбленные
кустодиевский сюжет — купальщицы. И они тоже всегда телесны и прекрасны,
длинноволосы и сияющи. И само купание, как постоянное обновление, омовение,
очищение так радует и веселит художника, что не может не вызывать ответную,
радостную и веселую, улыбку у зрителя.
…А в это же
время, скользящий где-то рядом, будто черная злая тень, антихудожник Малевич
создает свой знаменитый черный квадрат, образ адской бездны, инфернальное
отверстие в холодную могилу…
Не так давно,
на заре горбачевщины, в либерально-интеллигентской среде мелькал некий критик
Эпштейн, который в одном из номеров «Нового мира» в своей статье откровенно
признавался, что его внимание магически приковывает прекрасная в своей
ужасности черная дырка унитаза, ему кажется, через нее он вот-вот способен
проникнуть в адские недра. «Черный квадрат» Малевича представлялся ему такой же
дырой унитаза, только в сотни раз более магически и мощно притягивающей и
засасывающей. Какое более глубокое объяснение «гениальности» «Черного квадрата»
можно противопоставить этому? Несомненно, Эпштейн конгениален Малевичу!
Примечательно,
что купальщики — тоже излюбленная тема у Малевича. Но какие! Он словно
ненавидит всех купальщиков в мире. Его купальщик — непременно урод,
разлапистый, многопалый, безобразный, намалёванный кричащими красками. Это не
человеческое существо, а исчадие ада. Женщины у Малевича — обязательно кубические
или супрематические истуканы, от одного взгляда на которых начинаются рези в
желудке, боли в висках, и хочется поскорее бежать прочь от таких «красоток».
Причем, самое смешное, что Казимир Северинович, всё-таки, баловался
реалистической живописью. У него есть вполне реалистические и весьма неплохие
женские портреты. Это портреты жены. Уж она бы не потерпела, если бы он
изобразил ее с помощью треугольников и клякс, еще чего доброго и по башке
сковородкой тяпнула!
Так они
продолжали существовать параллельно в мире искусства. Кустодиев писал свои
прекрасные полотна, полные света и солнца, жизни и любви. Малевич малевал свои
супрематизмы, уродуя сознание людей. Кустодиева любили русские люди, и
ненавидела либеральная критика. Малевича превозносили как «рэволюционэра» в
искусстве, воспевали на Западе, но едва ли кто-то по-настоящему наслаждался его
живописью, предназначенной лишь для разрушения традиционных и истинных
представлений о прекрасном. Кустодиев входил в объединение «Мир искусства»,
вобравшее в себя лучшие силы — Билибина, Сомова, Лансере, Добужинского,
Грабаря, Нарбута, Петрова-Водкина. Малевич выставлялся на выставках с
эпатирующими названиями — «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Футуризм 0,10»,
где являли публике свои кривлянья всякие ему подобные жулики от искусства. Его
пропагандисты носили у себя на рукавах красные повязки с черным квадратом в
белом круге. Вскоре это используют гитлеровцы, только на их повязках черный
квадрат превратится в черную свастику.
Тяжелая
болезнь подкосила физические силы Бориса Михайловича, но Господь не зря
проверял своего любимца — Кустодиев не сломался, напротив, видя, что здоровье
всё ухудшается, он работал с удвоенной, с утроенной энергией. Это был подвиг,
подобный подвигу оглохшего Бетховена. В страшном 1916 году во время операции по
извлечению опухоли из позвоночника хирург вынужден был перерезать нервы, после
чего Кустодиев навсегда утратил способность ходить, ноги его отныне были
бесчувственны, и весь остаток жизни ему предстояло провести в кресле-каталке. В
тот год ему исполнилось всего лишь тридцать восемь лет.
Другой бы
впал в отчаяние. Но не Кустодиев! Просмотрите его полотна, написанные после
1916 года, изучите их, зная, что это писал тяжело больной художник, у которого
не только ноги, но и руки часто переставали слушаться. «Купальщицы», «Балаганы»
и «Сенокос» 1917 года — в них ничуть не меньше радости, света и любования, чем
на картинах до 1916 года. В годы революции он пишет «Купчиху за чаем», такую же
прекрасную, как «Красавица». Пишет «Купчиху с зеркалом», этакую матрону. Пишет
удалую широкую «Масленицу». Пишет
непревзойденную, развеселую серию акварелей «Русь». Такое впечатление, что всё
это создано художником, полным здоровья и счастья, бесшабашным удальцом, а
никак не прикованным к креслу-каталке калекой. Каждое утро ему более часа
делали массаж рук, чтобы из них не выпадала кисть, и после этого больные руки
солнечного мастера писали «Крещенское водосвятие», «Весну», «Сельский
праздник», «Троицын день», «Вербный торг у Спасских ворот», «Осень в провинции»,
«Голубой домик», «На Волге». И снова — многочисленные купальщицы, русские
Венеры! Из уст больного, умирающего день ото дня художника не исторгались
проклятия, а всё больше и больше изливались признания в любви.
Вот за что
его обожали такие кипучие и страстные натуры, такие фанатики своего дела,
своего титанического труда, как Шаляпин и Алексей Толстой. Портрет Шаляпина
работы Кустодиева — не только лучший портрет великого певца, но и один из
бесспорных шедевров мировой портретной живописи. Федор Иванович изображен
здоровенным русским богатырем в роскошной распахнутой шубе, в собольей шапке.
На дворе — «мороз и солнце», а ему жарко, он расстегнулся и лицо его пышет
жаром, он стоит на пригорке, а за спиной его бушует народное гуляние, в летящих
по морозному снегу саночках парень одной рукой развернул меха гармошки, а
другой прижимает к себе девицу, там катаются с горы, здесь идет народное
представление, всё бурлит в красочном многообразии, всё переполнено жизнью,
солнцем, морозным крепким воздухом.
Кроме того,
Кустодиев увлекался линогравюрой и много работал для театра, создавая
бесчисленное количество декораций к спектаклям по пьесам Островского и
Замятина.
А Малевич
малевал свои супрематические декорации к «Мистерии-буфф» Маяковского.
По-разному
отразилась в их творчестве революция. Кустодиев написал картину «27 февраля
1917 года», в которой превосходно
выразил дурашливую февральскую погоду — ослепительные серебро и голубизну
снега, контрастирующие тени. И — толпу, ошалело снующую по улице среди сугробов.
В 1920 году он создал своего знаменитого «Большевика» — улицы города,
запруженные толпами народа, и по этим толпам шагает великан с красным флагом.
Лицо у него суровое и отрешенное, ноги слепо топчут толпу.
Малевич и тут
халтурил как мог. Вот, была у него большая супрематическая картина, вся
состоящая из горизонтальных разноцветных полос. Сказали: «Что-то у вас не
отражен героизм Гражданской войны». Легче некуда! — на одной из горизонтальных
полос этой картины небрежным росчерком кисти, обмакнутой в красную краску,
накалякал некое подобие несущейся конницы — получите, «Конница Буденного на
марше». И все опять визжат от восторга.
Даже смерть
они встретили по-разному.
Кустодиев,
измученный болезнью, никак не мог смириться с мыслью о близкой смерти и ушел из
этого мира так, будто его подстрелили на взлете — в конце мая 1927 года
отправился в гости на дачу к Алексею Толстому, по дороге простудился и умер.
Когда его хоронили, шел дождь, природа оплакивала своего певца. Один из
художников, участвовавших в похоронах, почти прорыдал: «Плачет природа. Скучно
ей без Кустодиева!» Но когда гроб стали опускать в могилу, солнце вдруг яростно
вырвалось из туч и — воссияло!
Малевич умер
через семь лет, и тоже в мае. При этом он сумел из своей собственной кончины устроить
жутковатое шоу — приказал изваять ему по собственным эскизам супрематический
гроб, умирал долго и наглядно, как положено «мэтру».
Два
художника. Оба были наделены сильными дарованиями. Но один избрал для себя путь
антиискусства и навсегда остался в сознании человечества как создатель
унитазного «Чёрного квадрата». А другой воплотил в своем творчестве всю красоту
и радость мира, ежедневно объясняясь в любви к людям, к России, к солнцу.
Александр Сегень
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"