На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Слово – основа единства народа

Выступление на Соборной встрече

Слово, сказанное на Пленуме в Храме Христа Спасителя в Москве в честь 50-летия Союза писателей России

Прежде, чем начать свое выступление, хотел бы сказать несколько слов по поводу печального известия: о кончине Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Я не раз встречался, не раз доводилось беседовать с ним. Это был глубоко верующий и преданный своей вере человек. Мудрый, совестливый, добрый и справедливый. Он многое сделал во имя укрепления православно-христианской веры как в России, так и за ее рубежами, о был великий деятель мирового масштаба, к слову и мнению которого прислушивались религиозные лидеры всех конфессий. Своею миротворческой, консолидирующей духовно-православной деятельностью Алексий II снискал высокий авторитет и признание не только среди верующих разных конфессий, но и среди политиков всего мира. Пусть будет ему земля пухом и да упокоится его душа с миром. Его же дела, высокие человеческие качества, преданное служение православию навсегда останутся в благодарных сердцах людей. Я же, со своей стороны, от имени моих земляков-адыгов, исповедующих ислам, приношу свои соболезнования всем православным христианам в день их траура.

В жизни часто печаль и радость идут рядом. Сегодня в Храме Христа Спасителя, в Соборном Зале, мы отмечаем 50-летие Союза писателей России. Полвека – срок немалый, но я, как сегодня, помню всю историю нашего Союза. Я принимал участие во всех двенадцати его съездах. И сегодня с радостью вижу здесь моих коллег – ветеранов Союза писателей России.

Создание Союза писателей России имело огромное значение, наш творческий союз сыграл немалую роль в консолидации писательских сил, в стране, в налаживании и укреплении связей между писательскими организациями на местах. Конечно, созданный еще в 1934 году Союз писателей СССР заложил крепкие основы в развитии литератур народов многонациональной сараны. С помощью более развитых опытных литератур великого Советского Союза литературы малочисленных народов получили возможность более ускоренного развития. Например, молодая адыгская литература буквально за два десятилетия освоила все классические жанры реалистической литературы и выдвинула из своеГ среды такие творческие индивидуальности, как Тембот Керашев, Ахмед Хатков, Мурат Паранук, Юсуф Тлюстен, Аскер Евтых. Союз писателей России способствовало рождению писательских организаций у малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока чукчей, ненцев, коряков, нанайцев, нивхов, хантов, манси. У этих народов появились такие талантливые крупные писатели, как Юрий Рытхэу, Семен Курил об, Владимир Санги, Ювон Шестаков. Я не говорю уже о северокавказских литературах, их огромных творческих достижениях. Имена Расула Гамзатова, Алима Кешокова, Кайсына Кулиева, Давида Кугультинова, Ахмедхана Абу-Бакара известны не только в России, но и далеко за ее пределами.

Это был великий творческий всплеск, живой литературный процесс, давший столь же великие духовно-нравственные плоды. Полагаю, что мы должны сохранить эти наработанные за полвека нашим Союзом добрые традиции и передать их идущим за нами молодым писателям России. Как в свое время щедро передавали нам свой богатейший творческий опыт современные классики русской литературы Михаил Шолохов, Леонид Леонов, Сергей Михалков, Леонид Соболев, Александр Твардовский, Юрий Бондарев, Петр Проскурин, другие.

Сегодняшний наш юбилейный Пленум обсуждает очень важный, знаковый, я бы сказал, вопрос: «Духовная сила Слова – основа единства народа». И в самом деле: Слово испокон веков было первичным, основой духовного развития народов. Не случайно в священной книге христиан Библии сказано: «В начале было Слово. И Слово было – Бог. И Слово было Богом». На такую же высоту ставит силу Слова и главная книга мусульман – Коран. Если мы, писатели, не станем ценить силу Слова, никто за нас это не сделает. Мы, должны оберегать наш литературный язык, его чистоту, своим творчеством умножать его богатства. Каждый из нас любит и ценит свой родной язык, на котором он пишет. Для меня как писателя, материнский адыгский язык превыше всего. Это не только язык, на котором я говорю, это главный инструмент моей профессиональной творческой деятельности. Слово для меня – хлеб насущный. На родном языке я пишу, он поддерживает мои творческие, духовные силы, он сохраняет силы адыгского народа. Сумеешь сберечь свой язык, сбережешь и народ свой. Именно родной язык является связующим в среде многочисленной адыгской диаспоре, живущей за рубежом.

За многие годы творческой деятельности у меня выработался свой взгляд на эти проблемы. Убежден, что если хочешь стать национальным писателем, ты должен жить на земле отцов, писать на языке своего народа, видеть мир его глазами, жить его думами и чаяниями. Только тогда ты можешь понять, уловить и передать в своих произведениях национальный характер, основы менталитета своего народа, истоки его духовно-нравственных исканий. Человек, пишущий на инонациональном языке, вряд ли станет подлинно национальным писателем. Вне национальной стихии, убежден, не существует настоящей литературы. Не могу себе представить великих Пушкина, Лермонтова, Толстого, Некрасова, Достоевского, Чехова, Шолохова, пишущих на английском или немецком языках, И можно ли было бы в таком случае называть их великими русскими писателями? Я вовсе не хочу сказать, что другие языки не нужно изучать и общаться на них Отнюдь нет. Моя мудрая мать говорила; лишних языков, как и лишних людей, не бывает. Уважительное отношение к другим языкам – это уважительное отношение к носителям этих языков. Толерантность – основа взаимосвязей между народами. Если хочешь чтобы книги, повествующие о твоем народе, стали достоянием других народов России и всего мира, для этого есть великий русский язык. Этим богатейшим средством я пользуюсь много лет. Все мои книги написаны на моем родном адыгском языке. Но все они переведены на русский язык. И здесь ко мне на помощь пришли русские писатели-переводчики Вероника Тушнова, Роберт Рождественский, Евгений Карпов, Павел Резников, Валентина Творогова, Юрий Сбитнев, Людмила Бахирева, Олег Шевченко и другие. Посредством русского языка мои книги впоследствии были переведены на многие языки мира. И сегодня я адресую слова благодарности моим русским коллегам, с помощью которых россияне и мир узнали о моих книгах, а стало быть, и о моем адыгском народе, его богатой и драматической истории.

С огромным уважением и любовью отношусь к русскому языку, на котором сейчас изъясняюсь перед вами. Считаю его вторым родным языком. Почему же я не пишу свои книги на нем? Считаю, что знание другого языка на бытовом уровне не дает права писать на нем художественные произведения. Я могу общаться на русском языке, писать статьи и очерки, но для создания серьезных произведении такого знания языка, думаю, недостаточно. Более того – подобное «ремесленническое» отношение к другому языку – это неуважение "к народу -носителю этого языка. Русский язык – великий, богатейший и красивый язык. Русская литература, созданная на нем, любима во всем мире. Мы же, российские писатели, пишущие свои произведения на родных языках, учились у русской и советской классических литературах, созданных на русском языке. Мы объективно любим, не можем не любить великий язык Пушкина и Толстого, Горького и Шолохова. Маяковского и Есенина, Михалкова и Твардовского, Бондарева, более молодых по возрасту, чем я, Распутина, Белова, Лихоносова. И хоть у моих книг адыгский облик и адыгская душа, мне кажется, будто я облачился а русскую одежду, и она оказалась мне впору и я чувствую себя в ней тепло и комфортно.

Свою любовь и признательность к русскому языку и литературе я попытался выразить в моих переводах на родной язык произведений русской классики. Перевел на адыгский язык «Слово о полку Игореве», «Медный всадник» Пушкина, «Беглец» Лермонтова, «Железную дорогу» Некрасова, «Двенадцать» Блока, «Облако в штанах» Маяковского и «Анну Снегину» Есенина и книга переводов под общим названием «Слово» вышла в Майкопе в 1987 году.

В прошлом году я был приглашен в Китай на книжную ярмарку, участвовал в семинаре под названием «Трудности перевода». Участники семинара попросили прочитать мои стихи на родном языке, проявив к нему уважение. Дело на этом не кончилось: мне пришлось прочитать на адыгском языке отрывки из моих переводов «Слово о полку Игореве», Пушкина. Лермонтова, Блока, Маяковского и др. И знаете – слушатели узнали произведения русских классиков. Что и говорить, это было приятно, я испытал гордость и за русский, и за родной мой адыгский языки. В свое время, в Москве была издана книга «Москва-Гавана, Гавана-Москва». В ней было опубликовано мое стихотворение, посвященное Фиделю Кастро. Помню свою поездку на Кубу, прием нашей делегации Фиделем Кастро. Я прочитал то стихотворение на адыгском языке, тогдашний посол СССР на Кубе Ю.В.Петров продекламировал сто на русском языке, а сам команданте прочитал те же стихи на испанском. Вот тут я убедился в великой связующей силе русского языка.

Предыдущие ораторы говорили о том, что русский национальный дух особо проявился в годы Великой Отечественной войны. Я вполне согласен с этим и хочу привести один пример. Шел первый год той кровавой войны. Ожесточенные бои развернулись в Донбассе. В сражении за одну высоту политрук роты двадцатилетний поэт Хусен Аддрухаев был окружен фашистами. «Рус, сдавайся!» кричали они. «Русские не сдаются!» – ответил им Хусен Андрухаев и, бросив связку гранат, подорвал врагов. Но и сам погиб. В числе первых в той войне 16 советских воинов он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Именно такие, как Хусен Андрухаев, становились моральной основой духовной силы нашего народа. А как нынче обстоит дело? Теперь каждый, как и хочет, говорит о своей стране, о Родине. Хочет – хвалу ей воздает, хочет – хулу. И происходит это оттого, что в стране утрачены четкие идеологические ориентиры, ослаблено или вовсе отсутствует патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, в обществе упал интерес к книге, к познанию, вместо искусства процветает шоу-бизнес и маскулътура. Теперь не говорят, «в нашей стране», «в моей стране», а «в этой стране». Нас, старшее поколение, воспитывали по-другому. Нас учили любить Родину – и в дни побед и в дни печалей и бед, оберегать и отстаивать ее целостность, а не подвергать разорению.

Я – кавказец. Кто только на протяжении веков не зарился на Кавказ, на этот лакомый кусок земли! И нас, адыгов Северо-Западного Кавказа, не миновали беды. Со всех сторон мы испытывали нашествие многочисленных врагов. Немало горя и лишений нам доставляли Турция и Крымское ханство. И когда 450 лет назад чаша терпения адыгов переполнилась, мудрые предки ооратились за помощью к великому соседу – Московской Руси, к царю Ивану Грозному. Это был, я считаю, правильный выбор. Стратегический, как теперь говорят. Правда, есть и представители иного мнения, утверждающие, что у нас в тот исторический период с Моско d ской Русью был заключен военный союз, но официально Черкесия не входила в ее состав. Как бы то ни было, дорогу адыги выбрали верную, другого пути у нас не было и нет.

Если быть честными, надо признать: есть в России политики, которые не по душе представителям других народов нашей многонациональной федерации, которые, мягко говоря, раздражают их. Время от времени под лозунгом «Россия – для русских», они разворачивают кампанию против нерусских народов, всячески пытаются унизить и оскорбить их. Подобного рода «русским -нерусским» хочу сказать: Россия принадлежит не только вам, не вы одни защищали ее свободу и независимость, ее интересы. На память приходят времена Ивана Грозного и Петра I . Вспоминаю знаменитых российских воевод адыгов Черкасских, предводителей русских дружин, защитников земли русской, ее истинных сыновей, и мною овладевает гордость. Конечно, в истории Черкесии было немало и печальных страниц. Одна из самых трагических – Кавказская война, завершившаяся сто пятьдесят лет назад. Мы не забыли эти кровавые для адыгского этноса времена, мы помним о той страшной беде, унесшей большую и главную часть генофонда адыгов. Эта боль не утихает в наших сердцах. Но человек, а тем более целый народ, не может все время оплакивать свою трагедию. Надо жить, надо двигаться вперед, извлекая при этом из прошлого уроки, становясь мудрее и дальновиднее. Правда есть, но она – не только и не столько в силе, сколько в мудрости и взвешенном поступке.

Завершая свое слово, вновь не могу не упомянуть об одном добром деле, свидетельствующем о наших глубоких дружеских братских отношениях.

Храм Христа Спасителя величественен, он блестит и переливается золотом. Так вот: основная часть сусального золота, которым отделан Храм – это безвозмездный дар выдающегося мецената-адыга, всю свою жизнь занимавшегося промышленной добычей золота, Хазрета Меджидовича Совмена. Хазрет Меджидович оказывает щедрую спонсорскую помощь не только Москве, но и Санкт-Петербургу, Краснодару, Красноярскому краю, Адыгее. Его вклад в развитие и процветание России неоценим. Россия – наш общий дом, дом всех – народов, проживающих в ней. И мы хотим, чтобы в этом доме было спокойно, уютно и тепло.

Исхак Машбаш


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"