Выступление на секции XXIII Всемирного Русского Народного Собора в Союзе писателей России
О глобальном кризисе человечества говорить излишне: он очевиден, и предреченные в Апокалипсисе потрясения стучатся в дверь. Идеология победившего либерализма наизнанку вывернула все, в первую очередь образование и воспитание детей. Однако до дня всемирной жатвы опускать руки и отказываться от вдохновений Духа мы не вправе.
Надо назначить ответственного за деградацию человечества и системное разложение жизни человечества. И это не человек, не организация, а упомянутая идеология либерализма. За нее ответственно не одно лишь живущее поколение. К ней приложил руку номинализм схоластов, глупое cogito ergo sum картезианства, философия Запада. А за сценой прячется дьявол. На него прямо указал Христос древним либералистам: «Ваш отец дьявол» (Ин. 8:44). Они не захотели принять божественную свободу в истине, красоте, любви. Их либерализм вырос из трещины меж Богом и людьми. «Мою свободу не тронь» — это и есть узаконенная ими трещина. «Чем бы я хотела быть? Небывало огромной трещиной!» — говорит в побасенке Чапека трещинка в стене. Всемирная растресканность бытия есть следствие исходной ошибки. Из трещины не выстроить ничего. Люди не вняли остережению апостола Павла: «Блюдите, яко опасно ходите» (и далее о дьяволе по тексту послания). В духовной невнимательности — ошибка живущего поколения землян.
Как избавиться от лярвы либерализма? Выбравшись из трещины, узрев корни болезни отщепенства, несовместимой с жизнью, — надо увидеть и пути исправления.
В обсуждаемой сфере образования надо понять главное: оно неотделимо от состояния общества. Если вокруг жажда бессмысленности, развлечений, стяжательства и прочих проявлений малодушия — откуда взяться и пафосу образования? От бессмысленности человек сходит с ума, человечество теряет волю к продолжению бытия, творит безумства. Апокалиптическое время становится острой необходимостью, если не сможем действенно покаяться.
Если состояние образования и состояние общества — одно, то и решать проблемы надо в едином ключе в рамках того, что я предлагаю называть фундаментальной педагогикой.[1] Она есть дело воспитания человечества всем строем жизни во всех без исключения ее сферах: в духе власти и политики, в духе экономики, духе армии, духе СМИ, морали, в чистоте языка и всех языков искусства, в языке науки, в нормах общения людей и народов…
Такие опыты были. Восторгом всеохватной радости познания была охвачена античная Греция. Случайно ли Новый Завет проговорился на греческом языке?
Смущенные просьбой эллинов, апостолы все же подвели их ко Христу, а Он откликнулся на их приход высокой пророческой речью.
Принципиальных препятствий против одухотворения современной жизни нет. И не решаемых задач для Духа тоже нет. Христианство — безмерность. Человечество ныне — миллиарды человек, усложнилось управление, науки приводят в недоумение невероятными открытиями, развились технологии. Новая, необыкновенная, уникальная ситуация! — и она нуждается в осмыслении.
В ХХ веке родилась и развилась наука процессного управления, достигнув вершин виртуозности.[2] Предмет управления в ней не имеет значения. Это может быть предприятие, страна, мир, любая сфере деятельности (фундаментальная педагогика — в том числе).
Нередко она используется для развала неугодных гегемону стран. Но сам дар управления, по апостолу Павлу, есть дар Святого Духа. Господь дал пример святого управления. Задача — накормить пять тысяч мужей, не считая женщин и детей. Господь повелел апостолам рассадить их рядами по сто и по 50 человек, и самим же раздавать чудесно умножающийся хлеб. При иных условиях дух благочестия не был бы соблюден, в ажиотаже стяжательства или иных грехов чудо не свершилось бы.
В современном мире есть много примеров благого использования эффективной науки управления.[3]
Одна из последних новаций науки управления — управление по ценностям. Ценности в идеологии либерализма? Ценности дьявольски понимаемой свободы, индивидуализма, стяжательства? Это псевдо-ценности: придумки, психизмы. Ценности истинные, действительные, онтологические, — это то, что хорошо в очах Божиих. Мы же только можем принять либоотвергнуть их. Но Господь дал нам еще большее — неколебимые духовные законы жизни и сияющий смысл бытия в вышине.
Слово «смысл», великий смысл бытия, — понятнее для Русской цивилизации, чем ценности. «Во всем ищите великого смысла жизни», — советовал св. Нектарий Оптинский. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (Пастернак). «Без истины мне стыдно жить», — говорит главный герой «Котлована» Андрея Платонова. Русский народ — народ-правдолюбец. Не случайно первая русская конституция носила имя Ярославовой Правды. А чудные пословицы народа? Не в силе Бог, а в правде. Кто добро творит, того Бог благословит. В небо приходящим отказу не бывает. Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом. Жить — Богу служить. Любящих и Бог любит. Не стоит город без святого, селение без праведника. С Богом пойдешь — добрый путь найдешь...
В соответствии с духом Русской цивилизации и предлагаемый способ управления в ней я назвал бы управлением по смыслу.
Так фундаментально, в направлении от генерального смысла бытия к конкретным задачам осмысления главнейших сторон жизни, науки и искусства, я выстроил бы концепцию образования.
Задача первоочередная! Начинать нужно с Одного, Главного, из которого вее. Заниматься декоративной штопкой дырочек в костюме бессмысленно, если он стал рухлядью. Глупо полемизировать по второстепенным моментам. Нелепость ЕГЭ и тестовой системы обучения и прочие раздражающие вещи — лишь частности. Мы можем их раскритиковать. Но чтобы что-то достоверно понять, нужно взойти к высшему видению.
Свт. Феофан Затворник писал, что за две тысячи лет дьявол изобрел много лжи, которой следует дать твердый отпор. Пафос разоблачения неотделим от пафоса созидания. Проблемы-то ведь остаются, и инициатива переходит к тому, кто предлагает ясные решения.
Этим занимался Запад. Он смелее вторгался в новые области знания, необходимые растущим и усложнявшимся государствам. Вот и наука управления родилась на Западе. Почему не у нас? Ревность о славе Божией должна была бы и у нас обернуться новым ее просиянием в новых обстоятельствах жизни. А мы часто лишь издали взирали на открытия Запада то с ребяческой доверчивостью (проглатывая спрятанные там духовные ошибки) то с испуганно-охранительной интонацией. А ведь нам многое дано. «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:12). Что ответим? Не дело нам убегать от познания новых реалий жизни. Творческий консерватизм — не консервация. Красоту, сияние славы Божией нельзя хранить как вещь в кладовке. Красота полнится энергией восхищения, пробуждает дух к познанию предлагаемых нам новых обстоятельства жизни. Ничто не мешает православию стать средоточием славы Божией, соответственно занять лидирующие позиции в мире. Кому много дано, с того более и спросится. Суд Божий начнется с дома Божия (1 Пет. 4:17).
Последние времена истории невероятно плодотворны. Как в музыкальном произведении все линии развития к концу проясняются, открывается общий смысл, так и в истории становятся отчетливо видимыми ее общие тренды. Открывается печальный путь иссушения гуманитарных наук, что связано с отказом от векторно-энергийного понимания.[4] Дошли до того, что даже и имя Божие имяборцы понимали семиотически, как и всякое слово. Святые отцы душу определяли как единую многоспособную силу, пользующеюся телом как орудием. Соответственно и все творения культуры подчинались этому закону. Энергийно понималось слово. Энергия измеряется работой по перестройке логистикона — понимающей и желательной способности человека. Возвращение от скалярной к энергийной трактовке явлений культуры и жизни, в том числе и педагогики, оживляет дух. Где энергии — там и синергия, понятие, идущее от апостола Павла. Синергия, сплетение наших инициальных энергий искания с подхватывающими энергиями благодати дают живое объяснение красоты, которой должна полниться жизнь, в том числе и сфера педагогики.
Мир страдает от бессмыслицы. Кто ответит на сокровенные надежды земли? Россия жива памятью о будущем, мысль ее — о грядущей вечности. Не вправе она уклониться от своего призвания к духоподъемному бытию. Этот долг ложится на наши плечи в надежде на наших детей и внуков, которым мы передадим заветы предков.
[2] Традиционная методика управления, например, министерская, и процессное управление соотносятся подобно языку и речи: язык разлагает, речь строит управленческую фразу. Например: как увеличить в Германии интерес к современной классической музыке? К этой цели подключаются все стороны бытия. Жизнь ведь целостна, а не атомарна. Соответственно и управляющие воздействия должны быть столь же цельными до голографичности. В обсуждаемом нами случае управляющая фраза должна ответить на главный вопрос фундаментальной педагогики: как одухотворить жизнь и сферу образования.
[4] Подробно этот исторический процесс иссушения и возможности возвращения к языку жизни рассмотрен в моей статье «Адекватен ли язык науки природе культуры» в сб. «Искусствознание: наука, опыт, просвещение» (М., 2018, с. 455–476). Есть в интернете https://www.musnotes.com/v-v-medushevsky/Science-language/
Вячеслав Медушевский, профессор МГК им. Чайковского
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"