На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Выход из кризиса: управление по смыслам

Выступление на секции XXIII Всемирного Русского Народного Собора в Союзе писателей России

О глобальном кризисе человечества говорить излишне: он очевиден, и предреченные в Апокалипсисе потрясения стучатся в дверь. Идеология победившего либерализма наизнанку вывернула все, в первую очередь образование и воспитание детей. Однако до дня всемирной жатвы опускать руки и отказываться от вдохновений Духа мы не вправе.

Надо назначить ответственного за деградацию человечества и системное разложение жизни человечества. И это не человек, не организация, а упомянутая идеология либерализма. За нее ответственно не одно лишь живущее поколение. К ней приложил руку номинализм схоластов, глупое cogito ergo sum картезианства, философия Запада. А за сценой прячется дьявол.  На него прямо указал Христос древним либералистам: «Ваш отец дьявол» (Ин. 8:44). Они не захотели принять божественную свободу в истине, красоте, любви. Их либерализм вырос из трещины меж Богом и людьми. «Мою свободу не тронь» — это и есть узаконенная ими трещина. «Чем бы я хотела быть? Небывало огромной трещиной!» — говорит в побасенке Чапека трещинка в стене. Всемирная растресканность бытия есть следствие исходной ошибки. Из трещины не выстроить ничего. Люди не вняли остережению апостола Павла: «Блюдите, яко опасно ходите» (и далее о дьяволе по тексту послания). В духовной невнимательности — ошибка живущего поколения землян.

Как избавиться от лярвы либерализма? Выбравшись из трещины, узрев корни болезни отщепенства, несовместимой с жизнью, — надо увидеть и пути исправления.

В обсуждаемой сфере образования надо понять главное: оно неотделимо от состояния общества. Если вокруг жажда бессмысленности, развлечений, стяжательства и прочих проявлений малодушия — откуда взяться и пафосу образования? От бессмысленности человек сходит с ума, человечество теряет волю к продолжению бытия, творит безумства. Апокалиптическое время становится острой необходимостью, если не сможем действенно покаяться.

Если состояние образования и состояние общества — одно, то и решать проблемы надо в едином ключе в рамках того, что я предлагаю называть фундаментальной педагогикой.[1] Она есть дело воспитания человечества всем строем жизни во всех без исключения ее сферах: в духе власти и политики, в духе экономики, духе армии, духе СМИ, морали, в чистоте языка и всех языков искусства, в языке науки, в нормах общения людей и народов…

Такие опыты были. Восторгом всеохватной радости познания была охвачена античная Греция. Случайно ли Новый Завет проговорился на греческом языке?

Смущенные просьбой эллинов, апостолы все же подвели их ко Христу, а Он откликнулся на их приход высокой пророческой речью.

Принципиальных препятствий против одухотворения современной жизни нет. И не решаемых задач для Духа тоже нет. Христианство — безмерность. Человечество ныне — миллиарды человек, усложнилось управление, науки приводят в недоумение невероятными открытиями, развились технологии. Новая, необыкновенная, уникальная ситуация! — и она нуждается в осмыслении.

В ХХ веке родилась и развилась наука процессного управления, достигнув вершин виртуозности.[2] Предмет управления в ней не имеет значения. Это может быть предприятие, страна, мир, любая сфере деятельности (фундаментальная педагогика — в том числе).

Нередко она используется для развала неугодных гегемону стран. Но сам дар управления, по апостолу Павлу, есть дар Святого Духа. Господь дал пример святого управления. Задача — накормить пять тысяч мужей, не считая женщин и детей. Господь повелел апостолам рассадить их рядами по сто и по 50 человек, и самим же раздавать чудесно умножающийся хлеб. При иных условиях дух благочестия не был бы соблюден, в ажиотаже стяжательства или иных грехов чудо не свершилось бы.

В современном мире есть много примеров благого использования эффективной науки управления.[3]

Одна из последних новаций науки управления — управление по ценностям. Ценности в идеологии либерализма? Ценности дьявольски понимаемой свободы, индивидуализма, стяжательства? Это псевдо-ценности: придумки, психизмы. Ценности истинные, действительные, онтологические, — это то, что хорошо в очах Божиих. Мы же только можем принять либоотвергнуть их. Но Господь дал нам еще большее — неколебимые духовные законы жизни и сияющий смысл бытия в вышине.

Слово «смысл», великий смысл бытия, — понятнее для Русской цивилизации, чем ценности. «Во всем ищите великого смысла жизни», — советовал св. Нектарий Оптинский. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (Пастернак). «Без истины мне стыдно жить», —  говорит главный герой «Котлована» Андрея Платонова. Русский народ — народ-правдолюбец. Не случайно первая русская конституция носила имя Ярославовой Правды. А чудные пословицы народа? Не в силе Бог, а в правде. Кто добро творит, того Бог благословит. В небо приходящим отказу не бывает. Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом. Жить — Богу служить. Любящих и Бог любит. Не стоит город без святого, селение без праведника. С Богом пойдешь — добрый путь найдешь...

В соответствии с духом Русской цивилизации и предлагаемый способ управления в ней я назвал бы управлением по смыслу.

Так фундаментально,  в направлении от генерального смысла бытия к конкретным задачам осмысления главнейших сторон жизни, науки и искусства, я выстроил бы концепцию образования.

Задача первоочередная! Начинать нужно с Одного, Главного, из которого вее. Заниматься декоративной штопкой дырочек в костюме бессмысленно, если он стал рухлядью. Глупо полемизировать по второстепенным моментам. Нелепость ЕГЭ и тестовой системы обучения и прочие раздражающие вещи — лишь частности. Мы можем их раскритиковать. Но чтобы что-то достоверно понять, нужно взойти к высшему видению.

Свт. Феофан Затворник писал, что за две тысячи лет дьявол изобрел много лжи, которой следует дать твердый отпор. Пафос разоблачения неотделим от пафоса созидания. Проблемы-то ведь остаются, и инициатива переходит к тому, кто предлагает ясные решения.

Этим занимался Запад. Он смелее вторгался в новые области знания, необходимые растущим и усложнявшимся государствам. Вот и наука управления родилась на Западе. Почему не у нас? Ревность о славе Божией должна была бы и у нас обернуться новым ее просиянием в новых обстоятельствах жизни. А мы часто лишь издали взирали на открытия Запада то с ребяческой доверчивостью (проглатывая спрятанные там духовные ошибки) то с испуганно-охранительной интонацией. А ведь нам многое дано. «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:12). Что ответим? Не дело нам убегать от познания новых реалий жизни. Творческий консерватизм — не консервация. Красоту, сияние славы Божией нельзя хранить как вещь в кладовке. Красота полнится энергией восхищения, пробуждает дух к познанию предлагаемых нам новых обстоятельства жизни. Ничто не мешает православию стать средоточием славы Божией, соответственно занять  лидирующие позиции в мире. Кому много дано, с того более и спросится. Суд Божий начнется с дома Божия (1 Пет. 4:17).

Последние времена истории невероятно плодотворны. Как в музыкальном произведении все линии развития к концу проясняются, открывается общий смысл, так и в истории становятся отчетливо видимыми ее общие тренды. Открывается печальный путь иссушения гуманитарных наук, что связано с отказом от векторно-энергийного понимания.[4] Дошли до того, что даже и имя Божие имяборцы понимали семиотически, как и всякое слово. Святые отцы душу определяли как единую многоспособную силу, пользующеюся телом как орудием. Соответственно и все творения культуры подчинались этому закону. Энергийно понималось слово. Энергия измеряется работой по перестройке логистикона — понимающей и желательной способности человека. Возвращение от скалярной к энергийной трактовке явлений культуры и жизни, в том числе и педагогики, оживляет дух. Где энергии — там и синергия, понятие, идущее от апостола Павла. Синергия, сплетение наших инициальных энергий искания с подхватывающими энергиями благодати дают живое объяснение красоты, которой должна полниться жизнь, в том числе и сфера педагогики.

Мир страдает от бессмыслицы. Кто ответит на сокровенные надежды земли? Россия жива памятью о будущем, мысль ее — о грядущей вечности.  Не вправе она уклониться от своего призвания к духоподъемному бытию. Этот долг ложится на наши плечи в надежде на наших детей и внуков, которым мы передадим заветы предков.



[2] Традиционная методика управления, например, министерская, и процессное управление соотносятся подобно языку и речи: язык разлагает, речь строит управленческую фразу. Например: как увеличить в Германии интерес к современной классической музыке? К этой цели подключаются все стороны бытия. Жизнь ведь целостна, а не атомарна. Соответственно и управляющие воздействия должны быть столь же цельными до голографичности. В обсуждаемом нами случае управляющая фраза должна ответить на главный вопрос фундаментальной педагогики: как одухотворить жизнь и сферу образования.

[3] См., например: В. Медушевский. О сердцевине христианской социальной педагогики. – Экономические стратегии, 2008, № 5-6, с.156-158. Есть в Интернете: http://www.inesnet.ru/article/o-serdcevine-xristianskoj-socialnoj-pedagogiki/

[4] Подробно этот исторический процесс иссушения и возможности возвращения к языку жизни рассмотрен в моей статье «Адекватен ли язык науки природе культуры» в сб. «Искусствознание: наука, опыт, просвещение» (М., 2018, с. 455–476). Есть в интернете https://www.musnotes.com/v-v-medushevsky/Science-language/

Вячеслав Медушевский, профессор МГК им. Чайковского


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"