Судьба храма апостолов Петра и Павла в усадьбе "Знаменка" под Петергофом
29 июля литургия в
храме апостолов Петра и Павла, в
усадьбе «Знаменка» под Петергофом началась необычно…
Еще читали часы,
когда внесли в храм украшенный цветами, большой – во весь рост! - портрет
императора Александра Второго. Он стоял
в храме всю службу, а потом начался крестный ход…
Ее возвели в 1867 году в память о спасении
императора Александра Второго 4 апреля 1866
года. Государь садился тогда в коляску у Летнего сада, и в это время бывший
студент Дмитрий Каракозов прицелился, чтобы выстрелить. Но крестьянин Осип Комиссаров успел ударить по руке злодея, и пуля,
выпущенная им, прошла мимо императора.
Построенная в
усадьбе «Знаменка» по рисунку Николая Бенуа, часовня преподобного Иосифа
песнописца (ее строительство осуществлялось за счет собственных средств
уроженца Знаменской мызы унтер-офицера Морского Кадетского Корпуса Ивана
Васильева) стояла прямо возле шоссе, но все последние годы трудно было узнать в
неказистом сооружении часовню…
Маковка с крестом
были сбиты, и часовня словно бы врастала в землю, напоминая не то сторожку, не то могильное надгробие.
И вот летом этого
года впервые после долгих десятилетий засверкал над нею крест, и часовня Иосифа
Песнописца, словно бы подтянулась, стала видной издалека...
Крестный ход возглавляемый царем-освободителем, медленно двигался по
аллее от храма апостолов Петра и Павла к шоссе, и весь путь звучала «Молитва русского народа», из
которой – увы! – большинство из нас помнит только первые строчки:
«Боже, Царя храни!
Сильный, державный, Царствуй во славу,
Во славу нам!
Царствуй на страх врагам…»
Миллионы раз осмеянные одесско-революционными остряками, слова эти
воспринимаются многими, как монархический атавизм, как выражение какого-то
полупещерного чувства… Но звучала эта молитва в жарком июльском дне 2001 года,
и словно бы спадало наваждение - изначальный, молитвенный смысл открывался в
словах народного гимна…
О чем собственно еще
молится сейчас русскому народу, кроме как о том, чтобы правители страны перестали подобно Горбачеву и Ельцину предавать свой народ и свою страну, а,
действительно, правили бы во славу нам, на страх врагам…
1.
Усадьба Знаменка была куплена императором Николаем Первым для жены
Александры Федоровны в 1826 году, и досталась в наследство великому князю
Николаю Николаевичу – Старшему…
В записках последнего старосты храма Петра и Павла, Ивана Петровича
Андреева, с которыми познакомил меня его внук, Александр Агапов, можно найти
такие сценки…
Уже будучи главнокомандующим войсками гвардии и Петербургского военного
округа, Великий князь Николай Николаевич любил гулять по Знаменке и Шуваловке.
Он знал, как вспоминали старожилы, в лицо и по имени не только почти всех
мужиков, но и баб, и ребят…
Встречает князь какую-нибудь старуху и говорит:
- Здравствуй, Анисья!
Та остановится, приложит к
своей кичке руку, чтобы лучше видеть, и отвечает просто:
- Здравствуй, Микколай Микколаич…
И идет своей дорогой.
«Однажды
великий князь встретил мальчишку по
имени Яшка, тот был занят какими-то глубокими размышлениями, и, от усиленной
мозговой работы выпустил двух больших зеленых червяков из носа.
Князь
провел ему по носу стеком, который всегда носил с собой, и сказал:
- Какой ты
Яшка сопливый!
Яшка,
видимо недовольный тем, что не вовремя прервали ход его размышлений, сердито
взглянул на князя и ответил:
- Ты сам
сопливый!»
Когда я
читал записки церковного старосты Ивана
Петровича Андреева, все время вставала перед глазами спокойная и зажиточная
жизнь России, которой мы не знали и может быть и не узнаем никогда.
«Дед мой
Андрей, по имени которого и пошла наша фамилия Андреевых, был в продолжение
многих лет церковным
старостой в каменной церкви Петра и Павла в Знаменке. Построена она
была еще тогда, когда Знаменка принадлежала Разумовским в 1771 году, в год
смерти Растрелли, по его проекту. Церковь небольшая, ротондой и очень уютная.
Стоит она – еще и до сих пор, - правда в очень печальном состоянии – на очень
живописном месте, у плотины, с северо-восточной стороны Красного пруда, в
густом тенистом парке, среди кедров, лип и дубов. Кругом была масса цветников,
клумб, зеленых лужаек
Сделавшись
дворцовыми крестьянами, знаменские и шуваловские мужики, как будто, не очень
обременялись работами. Мне не приходилось слышать о плохом отношении
управляющих к крестьянам, как это было у других помещиков. Занимались они
рыбной ловлей в море, - рыбаки были в каждом доме; заготавливали и возили
камень на дороги и на многочисленные постройки в Петергоф. Земли было достаточно
и всегда был свой хлеб, свои овощи, свое молоко и мясо и другие продукты.
Ко времени
рождения деда Василия – 1844 год, прадед жил уже довольно справно. Изба была
уже не одна, а две, а потом и пять. На одной из них, я уже помню прадедом,
среди резных украшений на фронтоне было искусно вырезано: - Иван Филиппов. Изба
эта была сломана уже в тридцатые годы нашего столетия.
Лошадей
прадед любил и держал только серых, другой масти он не любил, и лошади доживали
до глубокой старости».
Но главное в этой жизни, не только богатство и зажиточность, а православность,
без которой и не мыслили крестьяне Знаменки никакой жизни…
И как-то удивительно перекликались воспоминания Ивана Петровича
Андреева о жизни здешних крестьян с письмом, которое получил будущий владелец
Знаменки, когда ему исполнилось всего семь лет, от отца – императора Николая
Первого.
«Пишу тебе
в первый еще раз… с благодарным к Богу сердцем вспоминая, что тобою наградил
нас Господь в минуты самые тяжкие (великий князь родился 27 июля 1831 года,
когда бушевала эпидемия холеры и то там, то тут вспыхивали холерные бунты –
Н.К.) для нас, как утешение и как предвестник конца наших разнородных бедствий.
Вот и семь лет тому протекло, и вместе с этим, по принятому у нас в семье
обычаю, получил ты саблю!!! Великий для тебя и для нас день. Для нас, ибо сим
знаком посвящаем третьего сына на службу будущую брату твоему и родине; для
тебя же – тем, что получаешь первый знак твоей будущей службы. В сабле и
мундире офицера ты должен чувствовать, что с сей минуты вся будущая твоя жизнь – не
твоя, а тому принадлежит, чьи именем получил ты сии знаки. С сей
минуты ты постоянно должен не
терять из мыслей, что ты беспрестанно
стремиться должен постоянным послушанием и прилежанием быть достойным носить
сии знаки, не по летам тебе данные, но в возбуждение в тебе благородных чувств
и с тем, чтобы некогда достойным быть своего звания. Молись усердно Богу и
проси Его помощи»…
И все вместе -
и воспоминания церковного старосты Ивана Андреева, и письмо императора Николая
Первого семилетнему сыну удивительно точно соединялись со словами «Молитвы
русского народа», звучащими в жарком июльском дне…
Боже, Царя
храни!
Славному
долги дни
Дай на земли,
дай на земли.
Гордых
смирителю,
Слабых
хранителю,
Всех
утешителю
Все ниспошли…
2.
Когда – лет, наверное, пятнадцать назад?
– начали восстанавливать по Руси
разрушенные храмы…
И сколько уже
восстановлено, невозможно и сосчитать…
Но сколько храмов еще лежат
или стоят в руинах, и алтари их по-прежнему заносит холодным снегом…
И вот ведь чудеса…
Кажется, и людей-то не
осталось в сельце или поселке, а храм, который строился здесь,
когда шумела многолюдьем округа, который и строился-то в расчете на это
многолюдье, каким-то необыкновенным чудом начинает возрождаться и возрождается
в прежнем величии и красоте.
И, конечно же, не может не
изумлять и не дивить самое главное чудо - на наших глазах поднимается из
развалин всё русское православие…
И, конечно же, это примета
только нашего времени - такое необыкновенно частое соседство священнических
одежд с руинами.
Я не знаю ни одного
священника, которому не приходилось бы заниматься сейчас кроме духовного
строительства – строительством самым обыкновен-ным, восстановлением своих
храмов.
Но все же немного,
наверное, есть священников, которым приходилось бы столько заниматься
восстановлением, сколько занимался и продолжает заниматься этим иеромонах отец
Евстафий (Жаков).
В свое время он был
врачом, работал на скорой помощи, потом увлекся философией, учился, защитил
кандидатскую диссертацию, преподавал диамат в институте, пока за идеологическое
разложение, выразившееся в посещении храмов, его не исключили из КПСС.
Отец Евстафий еще в те
времена был рукоположен, служил в Карелии, когда началась перестройка,
восстановил полуразрушенный деревенский храм, а потом был переведен в Старую
Ладогу, в храм Иоанна Предтечи.
Силами Старо-Ладожского
музея-заповедника были заделаны основные проломы в стенах, восстановлены
купола, но внутри храма царила мерзость запустения…
Здесь были голые стены и еще - по щиколотку -
грязь на полу.
На моих глазах
возрождался храм Иоанна Предтечи в Старой Ладоге, но все равно смотрю на давние
фотографии и не могу поверить, что храм поднимался из тех руин.
Отец Евстафий не просто
сделал ремонт, не только устроил
убранство, он возродил храм в душах местных жителей…
Но такая уж судьба у
него, когда возрожден был храм Иоанна Предтечи, когда озарился он светом
свечей, когда отогрелись теплом молитв стены, суждено было отцу Евстафию
покинуть Старую Ладогу... Дети, когда
после службы объявил отец Евстафий в храме о своем отъезде, плакали…
Снова суждено было отцу Евстафию попасть на развалины…
Теперь это полуразрушенный
храм святых апостолов Петра и Павла в усадьбе «Знаменка» недалеко от
Стрельны…
Почти совсем разрушенный храм равноапостольной княгини Ольги…
И снова посреди руин встал крест, снова во время службы мела поземка по
полу храма, снова покрывались льдом обломанные стены…
И снова посреди руин
звучали слова проповеди:
«Пилат спросил у Христа:
«Что есть истина?», и Спаситель не ответил ему, потому что Он сам и был ответом
на этот вопрос. Господь сам – Истина, сам Путь, явленный нам во всей полноте»…
И слушая глуховатый голос
иеромонаха Евстафия, словно и рождающийся из церковных руин, и
вспоминались слова Спасителя: «Где трое
соберутся во имя Мое, там и буду я», вспоминаешь, что Святая Церковь и есть
Истина.
И что же тогда восстановление храма, если не постижение истины?..
Не знаю, но мне кажется,
что судьба отца Евстафия проступает уже в самих названиях храмов, в которых
выпало ему служить. Храм Иоанна Предтечи в Старой Ладоге, где он служил… Храм
первоверховных апостолов Петра и Павла в Знаменке, где он сейчас служит… Храм
равноапостольной княгини Ольги, в котором еще предстоит, восстановив его,
совершить службу…
Иоанн Предтеча - Петр и
Павел - Ольга…
Это не просто имена
выдающихся деятелей православной церкви… Это вехи пути, по которому пришло к
нам, грешным людям, православие…
По этому великому Пути и
ведет иеромонах Евстафий и своих прихожан, и свой детский приход, который
никуда не ушел от него, хотя и пришлось переместиться из Старой Ладоги в
окрестности Петергофа…
Восстановленная
часовня преподобного Иосифа Писнопивца – тоже веха на том пути, по которому
идет сейчас вся Россия.
Через всю
Россию и совершается сейчас этот путь…
Перводержавную
Русь
Православную,
Боже, Царя,
Царя храни!
Царство ей
стройное
В силе спокойное,
Все ж
недостойное
Прочь отжени.
3.
Нынешнее православие на Руси чем-то похоже на
состояние большинства наших храмов… Службы зачастую начинаются на развалинах, и
восстановление храма происходит одновременно с восстановлением обветшавших и
разрушившихся храмов в душах людей.
От этого немало ненужных проблем и
трудностей, но есть в нашем нынешнем воцерковлении и нечто такое, чего лишены
были православные прежних времен. Своими глазами видим мы, как возрождаются из
развалин, из праха Божии храмы и явственность, зримость этого Божьего чуда дает
нам силы для внутреннего преображения, которое, быть может, и не совершилось бы
в других условиях, в другое время…
Как и в прежние времена
помогают во время службы в храме отца Евстафия прихожане зародившегося еще в
Старой Ладоге детского прихода.
На праздник Петра и Павла,
прислуживало трое мальчиков.
Все разного роста.
Самый высокий
уже сильно вырос из церковного облачения, торчат руки, ноги… Ну, а младшему,
хотя и подвертывали в поясе стихарь, все равно он оказался великоват…
Я смотрел на этих
мальчишек и думал, что мистически смыкаются тут пути философа Жакова и
иеромонаха Евстафия… Ведь в каком-то смысле эта мальчишеская троица и есть
символ постижения истины...
Но если верно это, то
верно и другое…
Верно, что разрушение
храма это удаление от Истины, это погружение в ложь.
И так было в прежние
времена, так порою происходит и сейчас…
Совсем недавно, местные бомжи, стащили с храма святой княгини Ольги
маковку с крестом, надеясь отыскать там цветной металл…
Когда бомжей-богохульников
поймали, оказалось что один из них – бывший преподаватель атеизма…
Вот уж
воистину:
Все ж
недостойное
Прочь отжени.
4.
Как легко молиться на
развалинах…
Каждый раз, попадая к отцу
Евстафию, с великим удивлением замечаю, что незаметно пролетает литургия, что
не рассеивался ум во время молитвы, что ни усталости, ни оцепенелости от
неподвижного стояния нет в теле.
Впрочем, может и не нужно
удивляться этому…
Здесь ничто не подавляет величием...
Помню, однажды на службе я
увидел здесь маковку с крестом, которую потом водрузили на часовне преподобного
Иосифа Песнописца… Крест стоял в храме рядом с прихожанами, и это было
символичным.
Все рядом…
И руины, и небо, в которое
возносятся этот крест.
Потому и нет утомления,
что хаос руин вокруг как-то удивительно точно соответствует в таких же руинах лежащей твоей душе, и такая поднимается надежда, что, как и это церковное
здание очистится молитвой душа, восстанет в красе подобающей Дому Господню…
- Почему мы боимся? –
говорит отец Евстафий. – Вот мне жаловался один прихожанин, что боится потерять
место на службе. А бояться не надо… Уволили тебя и уходи… И ищи глазами, куда
пойти. Бог тебе покажет. Только смотри внимательно…
И кажется, что не только о
прихожанине говорит он это, а и о самом себе.
Ни растерянности, ни тени
уныния на лице иеромонаха.
Только тепло молитвы,
которое согревает всё, которое побеждает всё.
Которое одно только и
помогает человеку нести тяжкий крест русского православия.
И смотришь на отца Евстафия
и понимаешь, что и этот храм будет поднят
из руин, и это чудо возрождения будет совершено с Божьей помощью.
И не только храма Петра и
Павла…
Но и лежащего сейчас в
руинах храма Равноапостольной княгини Ольги…
Точно так же
будет возрождена она, как возродилась вставшая у въезда в усадьбу часовня
преподобного Иосифа песнописца…
Восстановление
ее началось 9 мая… Тогда, в праздник Победы ставили леса вокруг здания…
Случайное
совпадение?
Может так, а, может, и нет…
Ведь восстановление наших храмов, после той войны, которая столько
десятков лет велась на нашей земле, это и есть, самая главная наша Победа…
И разве не победа то, что крестный ход отнес вместе с портретом
царя-освободителя в часовню и «Молитву русского народа»
Отныне всегда в двенадцать
часов по воскресеньям, будут звучать в этой часовне слова, может быть, самой нужной нам молитвы…