На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Молитва русского народа

Судьба храма апостолов Петра и Павла в усадьбе "Знаменка" под Петергофом

29 июля литургия в храме апостолов Петра и Павла, в усадьбе «Знаменка» под Петергофом началась необычно…

Еще читали часы, когда внесли в храм украшенный цветами, большой – во весь рост! - портрет императора Александра Второго. Он стоял в храме всю службу, а потом начался крестный ход…

Освящали восстановленную часовню преподобного Иосифа песнописца.

Ее возвели в 1867 году в память о спасении императора Александра Второго 4 апреля 1866 года. Государь садился тогда в коляску у Летнего сада, и в это время бывший студент Дмитрий Каракозов прицелился, чтобы выстрелить. Но крестьянин Осип Комиссаров успел ударить по руке злодея, и пуля, выпущенная им, прошла мимо императора.

Построенная в усадьбе «Знаменка» по рисунку Николая Бенуа, часовня преподобного Иосифа песнописца (ее строительство осуществлялось за счет собственных средств уроженца Знаменской мызы унтер-офицера Морского Кадетского Корпуса Ивана Васильева) стояла прямо возле шоссе, но все последние годы трудно было узнать в неказистом сооружении часовню…

Маковка с крестом были сбиты, и часовня словно бы врастала в землю, напоминая не то сторожку, не то могильное надгробие.

И вот летом этого года впервые после долгих десятилетий засверкал над нею крест, и часовня Иосифа Песнописца, словно бы подтянулась, стала видной издалека...

Крестный ход возглавляемый царем-освободителем, медленно двигался по аллее от храма апостолов Петра и Павла к шоссе, и весь путь звучала «Молитва русского народа», из которой – увы! – большинство из нас помнит только первые строчки:

«Боже, Царя храни!

Сильный, державный, Царствуй во славу,

Во славу нам!

Царствуй на страх врагам…»

Миллионы раз осмеянные одесско-революционными остряками, слова эти воспринимаются многими, как монархический атавизм, как выражение какого-то полупещерного чувства… Но звучала эта молитва в жарком июльском дне 2001 года, и словно бы спадало наваждение - изначальный, молитвенный смысл открывался в словах народного гимна…

О чем собственно еще молится сейчас русскому народу, кроме как о том, чтобы правители страны перестали подобно Горбачеву и Ельцину предавать свой народ и свою страну, а, действительно, правили бы во славу нам, на страх врагам…

1.

Усадьба Знаменка была куплена императором Николаем Первым для жены Александры Федоровны в 1826 году, и досталась в наследство великому князю Николаю Николаевичу – Старшему…

В записках последнего старосты храма Петра и Павла, Ивана Петровича Андреева, с которыми познакомил меня его внук, Александр Агапов, можно найти такие сценки…

Уже будучи главнокомандующим войсками гвардии и Петербургского военного округа, Великий князь Николай Николаевич любил гулять по Знаменке и Шуваловке. Он знал, как вспоминали старожилы, в лицо и по имени не только почти всех мужиков, но и баб, и ребят…

Встречает князь какую-нибудь старуху и говорит:

- Здравствуй, Анисья!

Та остановится, приложит к своей кичке руку, чтобы лучше видеть, и отвечает просто:

- Здравствуй, Микколай Микколаич…

И идет своей дорогой.

«Однажды великий князь встретил мальчишку по имени Яшка, тот был занят какими-то глубокими размышлениями, и, от усиленной мозговой работы выпустил двух больших зеленых червяков из носа.

Князь провел ему по носу стеком, который всегда носил с собой, и сказал:

- Какой ты Яшка сопливый!

Яшка, видимо недовольный тем, что не вовремя прервали ход его размышлений, сердито взглянул на князя и ответил:

- Ты сам сопливый!»

Когда я читал записки церковного старосты Ивана Петровича Андреева, все время вставала перед глазами спокойная и зажиточная жизнь России, которой мы не знали и может быть и не узнаем никогда.

«Дед мой Андрей, по имени которого и пошла наша фамилия Андреевых, был в продолжение многих лет церковным старостой в каменной церкви Петра и Павла в Знаменке. Построена она была еще тогда, когда Знаменка принадлежала Разумовским в 1771 году, в год смерти Растрелли, по его проекту. Церковь небольшая, ротондой и очень уютная. Стоит она – еще и до сих пор, - правда в очень печальном состоянии – на очень живописном месте, у плотины, с северо-восточной стороны Красного пруда, в густом тенистом парке, среди кедров, лип и дубов. Кругом была масса цветников, клумб, зеленых лужаек

Сделавшись дворцовыми крестьянами, знаменские и шуваловские мужики, как будто, не очень обременялись работами. Мне не приходилось слышать о плохом отношении управляющих к крестьянам, как это было у других помещиков. Занимались они рыбной ловлей в море, - рыбаки были в каждом доме; заготавливали и возили камень на дороги и на многочисленные постройки в Петергоф. Земли было достаточно и всегда был свой хлеб, свои овощи, свое молоко и мясо и другие продукты.

Ко времени рождения деда Василия – 1844 год, прадед жил уже довольно справно. Изба была уже не одна, а две, а потом и пять. На одной из них, я уже помню прадедом, среди резных украшений на фронтоне было искусно вырезано: - Иван Филиппов. Изба эта была сломана уже в тридцатые годы нашего столетия.

Лошадей прадед любил и держал только серых, другой масти он не любил, и лошади доживали до глубокой старости».

Но главное в этой жизни, не только богатство и зажиточность, а православность, без которой и не мыслили крестьяне Знаменки никакой жизни…

И как-то удивительно перекликались воспоминания Ивана Петровича Андреева о жизни здешних крестьян с письмом, которое получил будущий владелец Знаменки, когда ему исполнилось всего семь лет, от отца – императора Николая Первого.

«Пишу тебе в первый еще раз… с благодарным к Богу сердцем вспоминая, что тобою наградил нас Господь в минуты самые тяжкие (великий князь родился 27 июля 1831 года, когда бушевала эпидемия холеры и то там, то тут вспыхивали холерные бунты – Н.К.) для нас, как утешение и как предвестник конца наших разнородных бедствий. Вот и семь лет тому протекло, и вместе с этим, по принятому у нас в семье обычаю, получил ты саблю!!! Великий для тебя и для нас день. Для нас, ибо сим знаком посвящаем третьего сына на службу будущую брату твоему и родине; для тебя же – тем, что получаешь первый знак твоей будущей службы. В сабле и мундире офицера ты должен чувствовать, что с сей минуты вся будущая твоя жизнь – не твоя, а тому принадлежит, чьи именем получил ты сии знаки. С сей минуты ты постоянно должен не терять из мыслей, что ты беспрестанно стремиться должен постоянным послушанием и прилежанием быть достойным носить сии знаки, не по летам тебе данные, но в возбуждение в тебе благородных чувств и с тем, чтобы некогда достойным быть своего звания. Молись усердно Богу и проси Его помощи»…

И все вместе - и воспоминания церковного старосты Ивана Андреева, и письмо императора Николая Первого семилетнему сыну удивительно точно соединялись со словами «Молитвы русского народа», звучащими в жарком июльском дне…

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли, дай на земли.

Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю

Все ниспошли…

2.

Когда – лет, наверное, пятнадцать назад? – начали восстанавливать по Руси разрушенные храмы…

И сколько уже восстановлено, невозможно и сосчитать…

Но сколько храмов еще лежат или стоят в руинах, и алтари их по-прежнему заносит холодным снегом…

И вот ведь чудеса…

Кажется, и людей-то не осталось в сельце или поселке, а храм, который строился здесь, когда шумела многолюдьем округа, который и строился-то в расчете на это многолюдье, каким-то необыкновенным чудом начинает возрождаться и возрождается в прежнем величии и красоте.

И, конечно же, не может не изумлять и не дивить самое главное чудо - на наших глазах поднимается из развалин всё русское православие…

И, конечно же, это примета только нашего времени - такое необыкновенно частое соседство священнических одежд с руинами.

Я не знаю ни одного священника, которому не приходилось бы заниматься сейчас кроме духовного строительства – строительством самым обыкновен-ным, восстановлением своих храмов.

Но все же немного, наверное, есть священников, которым приходилось бы столько заниматься восстановлением, сколько занимался и продолжает заниматься этим иеромонах отец Евстафий (Жаков).

В свое время он был врачом, работал на скорой помощи, потом увлекся философией, учился, защитил кандидатскую диссертацию, преподавал диамат в институте, пока за идеологическое разложение, выразившееся в посещении храмов, его не исключили из КПСС.

Отец Евстафий еще в те времена был рукоположен, служил в Карелии, когда началась перестройка, восстановил полуразрушенный деревенский храм, а потом был переведен в Старую Ладогу, в храм Иоанна Предтечи.

Силами Старо-Ладожского музея-заповедника были заделаны основные проломы в стенах, восстановлены купола, но внутри храма царила мерзость запустения…

Здесь были голые стены и еще - по щиколотку - грязь на полу.

На моих глазах возрождался храм Иоанна Предтечи в Старой Ладоге, но все равно смотрю на давние фотографии и не могу поверить, что храм поднимался из тех руин.

Отец Евстафий не просто сделал ремонт, не только устроил убранство, он возродил храм в душах местных жителей…

Но такая уж судьба у него, когда возрожден был храм Иоанна Предтечи, когда озарился он светом свечей, когда отогрелись теплом молитв стены, суждено было отцу Евстафию покинуть Старую Ладогу... Дети, когда после службы объявил отец Евстафий в храме о своем отъезде, плакали…

Снова суждено было отцу Евстафию попасть на развалины…

Теперь это полуразрушенный храм святых апостолов Петра и Павла в усадьбе «Знаменка» недалеко от Стрельны…

Почти совсем разрушенный храм равноапостольной княгини Ольги…

И снова посреди руин встал крест, снова во время службы мела поземка по полу храма, снова покрывались льдом обломанные стены…

И снова посреди руин звучали слова проповеди:

«Пилат спросил у Христа: «Что есть истина?», и Спаситель не ответил ему, потому что Он сам и был ответом на этот вопрос. Господь сам – Истина, сам Путь, явленный нам во всей полноте»…

И слушая глуховатый голос иеромонаха Евстафия, словно и рождающийся из церковных руин, и вспоминались слова Спасителя: «Где трое соберутся во имя Мое, там и буду я», вспоминаешь, что Святая Церковь и есть Истина.

И что же тогда восстановление храма, если не постижение истины?..

Не знаю, но мне кажется, что судьба отца Евстафия проступает уже в самих названиях храмов, в которых выпало ему служить. Храм Иоанна Предтечи в Старой Ладоге, где он служил… Храм первоверховных апостолов Петра и Павла в Знаменке, где он сейчас служит… Храм равноапостольной княгини Ольги, в котором еще предстоит, восстановив его, совершить службу…

Иоанн Предтеча - Петр и Павел - Ольга…

Это не просто имена выдающихся деятелей православной церкви… Это вехи пути, по которому пришло к нам, грешным людям, православие…

По этому великому Пути и ведет иеромонах Евстафий и своих прихожан, и свой детский приход, который никуда не ушел от него, хотя и пришлось переместиться из Старой Ладоги в окрестности Петергофа…

Восстановленная часовня преподобного Иосифа Писнопивца – тоже веха на том пути, по которому идет сейчас вся Россия.

Через всю Россию и совершается сейчас этот путь…

Перводержавную

Русь Православную,

Боже, Царя, Царя храни!

Царство ей стройное

В силе спокойное,

Все ж недостойное

Прочь отжени.

3.

Нынешнее православие на Руси чем-то похоже на состояние большинства наших храмов… Службы зачастую начинаются на развалинах, и восстановление храма происходит одновременно с восстановлением обветшавших и разрушившихся храмов в душах людей.

От этого немало ненужных проблем и трудностей, но есть в нашем нынешнем воцерковлении и нечто такое, чего лишены были православные прежних времен. Своими глазами видим мы, как возрождаются из развалин, из праха Божии храмы и явственность, зримость этого Божьего чуда дает нам силы для внутреннего преображения, которое, быть может, и не совершилось бы в других условиях, в другое время…

Как и в прежние времена помогают во время службы в храме отца Евстафия прихожане зародившегося еще в Старой Ладоге детского прихода.

На праздник Петра и Павла, прислуживало трое мальчиков.

Все разного роста.

Самый высокий уже сильно вырос из церковного облачения, торчат руки, ноги… Ну, а младшему, хотя и подвертывали в поясе стихарь, все равно он оказался великоват…

Я смотрел на этих мальчишек и думал, что мистически смыкаются тут пути философа Жакова и иеромонаха Евстафия… Ведь в каком-то смысле эта мальчишеская троица и есть символ постижения истины...

Но если верно это, то верно и другое…

Верно, что разрушение храма это удаление от Истины, это погружение в ложь.

И так было в прежние времена, так порою происходит и сейчас…

Совсем недавно, местные бомжи, стащили с храма святой княгини Ольги маковку с крестом, надеясь отыскать там цветной металл…

Когда бомжей-богохульников поймали, оказалось что один из них – бывший преподаватель атеизма…

Вот уж воистину:

Все ж недостойное

Прочь отжени.

4.

Как легко молиться на развалинах…

Каждый раз, попадая к отцу Евстафию, с великим удивлением замечаю, что незаметно пролетает литургия, что не рассеивался ум во время молитвы, что ни усталости, ни оцепенелости от неподвижного стояния нет в теле.

Впрочем, может и не нужно удивляться этому…

Здесь ничто не подавляет величием...

Помню, однажды на службе я увидел здесь маковку с крестом, которую потом водрузили на часовне преподобного Иосифа Песнописца… Крест стоял в храме рядом с прихожанами, и это было символичным.

Все рядом…

И руины, и небо, в которое возносятся этот крест.

Потому и нет утомления, что хаос руин вокруг как-то удивительно точно соответствует в таких же руинах лежащей твоей душе, и такая поднимается надежда, что, как и это церковное здание очистится молитвой душа, восстанет в красе подобающей Дому Господню…

- Почему мы боимся? – говорит отец Евстафий. – Вот мне жаловался один прихожанин, что боится потерять место на службе. А бояться не надо… Уволили тебя и уходи… И ищи глазами, куда пойти. Бог тебе покажет. Только смотри внимательно…

И кажется, что не только о прихожанине говорит он это, а и о самом себе.

Ни растерянности, ни тени уныния на лице иеромонаха.

Только тепло молитвы, которое согревает всё, которое побеждает всё.

Которое одно только и помогает человеку нести тяжкий крест русского православия.

И смотришь на отца Евстафия и понимаешь, что и этот храм будет поднят из руин, и это чудо возрождения будет совершено с Божьей помощью.

И не только храма Петра и Павла…

Но и лежащего сейчас в руинах храма Равноапостольной княгини Ольги…

Точно так же будет возрождена она, как возродилась вставшая у въезда в усадьбу часовня преподобного Иосифа песнописца…

Восстановление ее началось 9 мая… Тогда, в праздник Победы ставили леса вокруг здания…

Случайное совпадение?

Может так, а, может, и нет…

Ведь восстановление наших храмов, после той войны, которая столько десятков лет велась на нашей земле, это и есть, самая главная наша Победа…

И разве не победа то, что крестный ход отнес вместе с портретом царя-освободителя в часовню и «Молитву русского народа»

Отныне всегда в двенадцать часов по воскресеньям, будут звучать в этой часовне слова, может быть, самой нужной нам молитвы…

О, Проведение

Благословение

Нам ниспошли!

К благу стремление,

Счастье, смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

Николай Коняев


 
Ссылки по теме:
 

  • Раздел "Политика, экономика, общество" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"