Выступление на XI Всемирном Русском Народном Соборе
В России нет проблемы бедности и богатства, а есть проблема бедности совести богатых, проблема криминального лихоимства. Как социальное явление, российская бедность сегодня – не результат какого-то «недосмотра», «недоработки» или случайных ошибок в социальном управлении. Она не обусловлена экономическими законами, ее нельзя объяснить скудностью материальных сил и ресурсов. В нашей стране – богатейшей стране мира с трудолюбивым законопослушным народом – в принципе не может быть бедных!
Это очевидное соображение и позволило экспертному сообществу, которое я имею честь представлять, найти триллионы рублей и открыть источник финансовых средств, необходимых для полного искоренения бедности.
Действительно, бедность в современных российских условиях –спровоцирована намеренно, она есть следствие сознательного расчета – одновременно жестокого и безнравственного. Бедность была заложена в программу осуществления всем известных «реформ». С какими целями? Во-первых, до боли знакомый мотив экспроприации. Для того, чтобы воздвигнуть еще один особняк в государстве «Рублевка», нужно, чтобы десяток (ну там, сотня) тысяч человек урезали вдвое свой рацион и гардероб.
Долгие годы богатые пытались внушить бедным, что причина бедности или богатства заключается в них самих. А усиливающееся социальное расслоение общества, определяется лишь одним - наличием или отсутствием у человека предпринимательской инициативы. Свободная страна якобы каждому предоставляет шанс кардинально изменить свою жизнь, и лишь из-за традиционной нерадивости русских преуспевают другие. Только поэтому активные богатеют, а инертные лишаются права на жизнь. Не следует забывать, как в начале 1990-х обрушением рубля и искусственной нищетой из «общественного оборота» были изъяты целые социальные группы, все недостаточно мобильные и не «перестроившиеся».
Затем власть имущие внушили власти не имевшим идею приватизировать государственные заводы по символическим ценам. В результате, заместив государство, они превратились в богатых, а все прочие стали бедными. Были ли выполнены приватизационные соглашения по модернизации? Нет. Вот где один из источников необходимых средств.
Потом богатые убедили нас отменить прогрессивную шкалу налогообложения и налог на наследство, и начали срочно перепродавать основные промышленные активы страны, преимущественно иностранцам. Только реализуются они уже не от имени государства и не по приватизационным ценам.
Наконец, имеется и чисто экономическая мотивация бедности. Зачинатели реформ недаром говорили о «шоковой терапии». Находясь в состоянии шока, выжившая часть народонаселения не противилась перемещению госсобственности в карманы бывших комсомольских функционеров. Она взялась за работу, догадываясь, что труд ее оплачивается едва ли на четверть. В предельно сжатые исторические сроки в России был создан рынок чрезвычайно дешёвой рабочей силы.
Сегодня богатство власть имущих растет, прежде всего, за счет масштабной недоплаты наемным работникам, а также за счет недоплаты государству и других чисто криминальных способов ведения бизнеса. Недоплатой и объясняется истинная природа бедности нашего народа - состояния, при котором его основные потребности превышают имеющиеся средства для их удовлетворения. А ежегодное удвоение капитала наших миллиардеров - наглядным показателем масштаба недоплаты наемным работникам и государству, незаконного вывода капитала и присвоения сырьевой ренты. Ведь сегодня никто уже не удивляется, почему по итогам года дивиденды от продажи российской нефти и газа выплачивают не всем гражданам страны, а исключительно работникам газовой корпорации и нефтяных компаний.
Следующий логичный шаг богатых – заставить нас платить за право жить и дышать. Ведь у власти денег даже естественные права человека превращаются в источник незаконного извлечения прибыли. Монетизация власти и закона, совести и заслуг уничтожает социальное государство, порождая нищету и коррупцию.
Решить проблему бедности можно, начав изменения в моральной сфере общества. Изменения в сознании, которые приведут к тому, что человеческая жизнь и человеческие права станут реальным принципом формирования социальной и экономической политики. Разумеется, это долгий процесс, хотя бы потому, что предполагает воспитание новой элиты.
Прежде всего, необходимо открыто признать, что сложившееся status quo базируется на ряде нравственно недопустимых обстоятельств. Подчеркнем: сегодня нужно говорить именно о нравственной порочности и не правовом характере таких явлений, как присвоение природной ренты, недоплата работникам или государству. Вопрос экономической целесообразности и эффективности, несомненно, важен, но решать его нужно только после установления и социального принятия определенных нравственных аксиом.
Нравственную атмосферу в обществе нельзя изменить, если масштабные нарушения моральных и правовых норм оставить без адекватной реакции. Гигантские состояния были сформированы так, что их трудно отличить от кражи. С этим фактом примириться нельзя. Дело даже не только в том, что нужно «вернуть деньги». Может быть, куда более важной является задача вернуть доверие людей к самой идее предпринимательства, развеять стойкое убеждение, что всякая собственность – это кража.
Мы ни в коем случае не призываем к тотальному сыску, переделу и экспроприации, особенно касательно малого и среднего бизнеса. Слишком часто в данном случае какие-то отклонения от формальных правил являлись всего лишь условием сохранения дела и не влекли за собой никакой реальной прибыли. Тут, скорее, следует пенять на институциональную разруху, правовую неразбериху и мздоимство чиновников. Однако имеются примеры совсем другого сорта – когда капитал, как по волшебству, удваивался (как, например, капитал наших миллиардеров из списка Форбс в 2006 году) и утраивался, отмывался и уходил в оффшоры. В правовом государстве нелегитимность его происхождения может быть установлена и должна быть установлена. Помимо морального аспекта нужно всё-таки помнить и о материальной стороне дела: ведь речь идёт о хищении средств, которые суммарно сопоставимы с несколькими бюджетами нашей страны.
В конце концов, осознавая свою ответственность за выполнение возложенных на нее конституционных обязанностей, власть заявила о необходимости реализации ряда национальных проектов в социальной сфере.
Мы стоим за еще один национальный проект – очищения нравственной атмосферы общества. Наше экспертное сообщество готово внести свой вклад в его реализацию. Разработанные нами методики позволяют устанавливать пути и места накопления нелегального капитала. Требуется лишь соответствующая государственная воля, для того, чтобы этот криминальный капитал был возвращен во всенародное пользование.
А получив необходимые источники финансирования, можно перейти к обсуждению конкретной программу борьбы с бедностью, суть которой чрезвычайно проста. Присоединяюсь к мнению С.Ю.Глазьева и многих других экономистов, что борьбу с бедностью надо начинать с повышения минимального уровня оплаты труда, социальной пенсии и величины прожиточного минимума в несколько раз (предлагаю законодательно установить 10 тыс. руб., поскольку на меньшее прожить просто нереально), с освобождения от налогообложения доходов ниже двукратной величины прожиточного минимума на каждого члена семьи, и восстановления прогрессивной шкалы налогообложения. Перейдя на «белые зарплаты», мы лишим бюрократов значительной части их коррупционной ренты. Отечественная экономика сможет выйти «из тени», развязав руки отечественному товаропроизводителю.
Учитывая, что с реднемесячная начисленная номинальная заработная плата в России в декабре 2006 г составила 14 354 руб., законодательно установленный уровень минимального размера оплаты труда (МРОТ), социальной пенсии и прожиточного минимума в 10 000 руб. может быть обеспечен уже в нынешнем году и без нашей помощи за счет перераспределения существующего фонда.
Впрочем, активный защитник существующего экономического режима Г.Греф предложил альтернативу – установить с 1 сентября 2007 года МРОТ в размере 2 300 руб., а к концу 2009 года пообещал поднять и уровень социальной пенсии до минимального прожиточного уровня.
Выявленный уровень недоплаты и криминальные способы ведения бизнеса однозначно указывают пути выхода из ловушки искусственной бедности. Только за первые 60 дней текущего года наше экспертное сообщество в инициативном порядке провело анализ деятельности ряда коммерческих организаций и указало 34 конкретных фигуранта, организовавших хищение 1 трлн. 512 млрд. рублей (все материалы были опубликованы).
Расходная часть федерального бюджета за 2007 год определена в 5 трлн. 463 млрд. руб., которые наша группа экспертов бесплатно готова найти в рамках малобюджетного годового расследования. Тем более, что уже сегодня мы закрываем расходы на статью «Общегосударственные вопросы» (821,3 млрд. руб.), статью «Экономика» (495,9 млрд. руб.) и статью «Социальная политика» (210,9 млрд. руб.). Если чиновники - с нашей помощью - выполнят свой служебный долг, то вся страна целый год сможет отдыхать, а у государства отпадет необходимость продавать за рубеж нефть, газ, электроэнергию и металлы. В случае необходимости, мы поможем государству вернуть в казну и 10 трлн. руб., и 20 трлн. рублей.
Мы предлагаем внести в резолюцию XI Собора наши предложения о помощи государству в деле пресечения масштабного расхищения национального богатства.
Регион
Количество криминальных партнёров региона
Суммы сокрытых доходов криминальных партнёров (ст. 159 УК РФ млрд руб.)
Респ. Адыгея
5031
109.9
Респ. Бурятия
35202
452.2
Респ. Дагестан
16733
276.5
Респ. Ингушетиия
10165
128.1
Респ. Кабардино-Балкария
10311
160.8
Респ. Калмыкия
34839
439.3
Респ. Карачаево-Черкессия
5674
101.6
Респ. Карелия
10595
170.7
Респ. Коми
22747
324.0
Респ. Северная Осетия
11292
188.0
Респ. Чечня
1696
63.1
Алтайский край
19786
319.5
Краснодарский край
41509
524.4
Красноярская обл.
28469
389.8
Приморский край
23856
352.0
Ставропольский край
27727
410.6
Хабаровская обл.
23247
331.2
Амурская обл.
11421
177.3
Архангельская обл.
20092
276.4
Астраханская обл.
17173
257.1
Владимирская обл.
32151
433.7
Волгоградская обл.
32131
447.3
Вологдская обл.
28613
390.2
Ивановская обл.
30962
422.0
Иркутская обл.
30815
406.5
Калининградская обл.
19503
279.3
Курская обл.
24867
355.1
Ленинградская обл.
16446
242.6
Новгородская обл.
14431
214.6
Омская обл.
28391
397.1
Орловская обл.
22363
313.2
Пермская обл.
27402
392.4
Псковская обл.
12042
196.5
Ростовская обл.
38947
495.8
Самарская обл.
54183
573.7
Тверская обл.
42267
544.9
Томская обл.
15063
236.4
Тульская обл.
37582
491.4
Тюменская обл.
28230
401.2
Читинская обл.
12354
179.3
С-Петербург
70258
709.5
Марат Мусин, профессор РГТЭУ
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"