На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Безнадежное положение сельских школ России

Горькое письмо деревенского жителя

Здравствуй, Сергей Иванович!

… Только что вернулся из деревни и пишу тебе в Ельце, дома, на рассвете памятного всякому русскому человеку 22 июня. Год назад встречали мы его у тебя в Можайске.   И опять чувствую, что наваливается на нас гнетущая сила. И уже совсем рядом она. Не валом идет из-за границы, а будто бы изнутри пухнет и растет, и обволакивает, и душит.

Не думал я, что судьба ближайшего будущего России видна из окошка деревенского дома. Оказывается, вполне видна. Знал, чувствовал, – без деревни Россия пропадет,   верил – не будет этого, не случится. Но ведь вот оно – прямо на глазах наших свершается, прямо нынче.

Хочу обрисовать совершенно безнадежное положение с сельскими школами в России на примере той же школы в Бунинских Озерках. Не понимаю, как такое могло прийти в голову – и кому! Ты помнишь, как в наш приезд во время выездного Пленума СП жители вручили Валерию Николаевичу такое обращение:

 Обращение

Мы, жители села Озерки Становлянского района Липецкой области, обращаемся ко всем, от кого зависит судьба нашей школы. Наша школа – одна из старейших школ Липецкой области, находится возле усадьбы великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии, Ивана Алексеевича Бунина, помнит его, и является историческим памятником. Сегодня мы обеспокоены судьбой наших детей и самой деревни, поскольку нашу школу закрывают, а детей переводят в школу села Петрищево, до которой 12 км . и возить туда детей обещают автобусом каждый день. Называют причины закрытия – отсутствие спортзала, теплого туалета, расходы на ремонт школы, ее отопление. Но подобным образом закрывали школы в соседнем Измалковском районе и зимой дети по неделе не учились из-за непроезжей дороги. Еще 10 лет назад нам обещали сделать пристройку к школе, разместить в ней спортзал и классы, а вместо этого школу закрывают, несмотря на то, что у нас рождаются дети, население деревни стабилизируется и даже растет. В тяжелые времена 90-х годов в Озерках ликвидировали машинный двор, закрыли клуб, поголовье скота перевели в то же Петрищево. За годы реформ вокруг Озерок исчезло 13 деревень. В нашей деревне остались школа,   магазин, почта, строится музей Бунина.

Нашей деревне более 300 лет, и она пережила самые тяжелые времена, войну. С закрытием школы решится судьба деревни, поскольку семьи, имеющие детей, будут вынуждены уезжать из деревни. Думаем, что причины закрытия школы и затраты на нее нельзя и сравнить с тем ущербом, которые понесет утрата Россией не просто очередной деревни, а родины великого Ивана Бунина.

Мы предлагаем сохранить школу в Озерках, присвоить Озерской школе имя Ивана Бунина и просить ректора Елецкого госуниверситета им. Бунина взять над школой шефство.

 

Жители с. Озерки.

 

Его подписали все жители деревни. Когда собирали подписи, запомнились слова одной из женщин:

– Если школу отстоим – ей-Богу, обещаем, что соберем праздник на все Озерки. Накроем столы посреди деревни и будем три дня праздновать!

После писательской конференции в Ельце, перед выездом в Озерки, я, не имея другой возможности высказать эту боль на аудитории, еще на ужине в университете поднялся с тостом. Тост – не выступление, слово мое, как помнишь, было коротким, и я всего-то и смог прямо перед глазами ректора и руководством культуры области высказать основные мысли обращения – чтоб школу не закрыли, а присвоили ей имя Бунина, и чтобы университет взял бы над ней шефство. Ректор во главе стола на мои слова согласно   кивал головой. Было ли это искренне или дипломатично – не знаю.

Еще бы хотелось сказать, и что в рамках тоста не скажешь: что в области при случае и без случая рады упомянуть и погордиться именами земляков – Бунина, Пришвина, Лермонтова, и тем, что у всех у них местные корни. Но «музей» в Озерках – частное владение, землю под ним   проданли бизнесмену, который без внимания культуры и госорганов строит на усадьбе то, что (ты видел сам) назвать музеем язык не поворачивается. Кропотово-Лермонтово, прародина Лермонтова – забыто и даже не обозначено никакими памятными знаками, а Хрущево-Левшино, где родился и дожил до 1918 года Пришвин – распахано вместе с могилами его предков. Руководители от культуры хотя бы трактор, распахивающий из года в год кладбище, остановили? А на усадьбе Лермонтовых, хотя бы аллею, шедшую к месту усадебного дома и ныне заросшую прочистили? Нет, растет там дикий лес. А есть ли в области хоть примитивная программа по сохранению этих усадебных, мемориальных мест, связанных с тремя величайшими именами: Бунин, Пришвин, Лермонтов? Задай этот вопрос в области, и тебе с готовностью отрапортуют, что в области готовится идея создания заповедника «Бунинская Россия», где всему найдется место. Сказать им на это, что все не так, вроде язык не поворачивается. Только есть у этой идеи какая-то странная закономерность. Подняли ее лет пять назад. В Липецк созвали заинтересованных лиц, совещание провели. А потом как-то затихли. Прошло какое-то время – опять об этом заговорили. Через какое-то время – опять заседание. Приглашали на них по-первой и меня.   Только заметил я, (и вслух заметил!), что все эти разговоры подозрительно проходят всегда накануне разных выборов областного масштаба. То губернаторских, то думских. И вместе с ними прекращаются. Уверен: подойдут следующие,   и опять какое-нибудь совещание пройдет на   тему, о том, как расцветут «культурные традиции края липецкого» с созданием заповедника…

Сам момент вручения обращения в Озерках ты помнишь: мы, вышедшие из автобуса, толпа жителей с детьми, – одетые по-праздничному, а между нами, узкой полоской, желая хоть как-то попрепятствовать нашему сближению до расстояния рукопожатия – руководители района   и области: культура, замы глав, административные руководители, а по другую сторону этой административной межи двухлетний ребенок на руках мамы, протягивающий Валерию Николаевичу листок с Обращением. Прямо через эту разъединяющую жидкую цепочку. Ох, как же не хотели в области этого момента, как кричали мне перед вашим приездом в телефонные трубки вдруг снизошедшие до простого писателя высокие лица из области:

– Ты что там затеваешь! Политических акций мы не допустим! Губернатор выделяет деньги на писателей, а вы на них политические акции устраиваете!

Они даже не давали слова в ответ сказать, даже вопрос задать – а что, разве им мешает школа, что она им – не нужна?

Ах, как жаль, что этот вопрос я им задать не успел.   Я даже и не предполагал, что ответ на него держать должны не только эти руководители районно-областного масштаба, что все это – продуманные действия,   и решилось это не в близких нам кабинетах, а там, в первопрестольной, и что действия по разорению малых школ благословлено на самом высочайшем уровне – от Президента и Госдумы до прочих областных и районных начальников!

В суете встречи в Озерках не успел я выслушать завуча школы, лишь мельком увидел ее взывающие глаза, и весь, какой-то растерянный, вид. Кивнул ей издалека, поздоровался. Суетно было. А надо бы было выслушать ее, да толкал тогда своими казанками под локоть, под ребра, начальник областной культуры, шипел в ухо:

– Ну! Давай, давай, где твои гармонисты! Начинай!

Валерий Николаевич, через шум матани, разговаривал с озерцами. Играли гармонисты, плясал народ; разорвав ненужную после вручения бумаги цепь, демократически кинулся в круг с частушкой обл. начальник, радуясь, что все миновало. Что миновало – не знал я тогда. Ушла куда-то, растворилась в толпе завуч школы, остался в памяти только   мелькнувший, растерянный, и тем и запомнившийся ее взгляд. Возбужденная сумятица встречи постепенно улеглась, гости стали разъезжаться. Уехали и мы с чувством: ну вот, слава Богу, дело сделали, бумаги теперь в надежных руках, и дойдет слово простых деревенских жителей до того, до кого надо. И неужто у кого-то, от кого зависит судьба школы, хватит теперь ума и совести, чтобы закрыть ее и отнять у деревни ту последнюю соломинку, которая держит ее на плаву жизни. Не верилось.

Но, зная о своем правом деле, не думал я, не гадал, что игра с образованием в малых деревенских школах, с судьбой деревень и сейчас, как и во времена Хрущева, идет по-крупному. Не мельчатся наши власти, не размениваются на масштабы какой-то одной школы в отдельно взятой деревне. Гроссмейстеры большой политики давно поставили ей мат. Припечатали, прихлопнули ее так, что и не вывернуться теперь не только школе, а и русской деревне. Выяснилось это лишь спустя две недели. Если бы не поездка в Тюмень, знал бы я об этом раньше.  

  Вернувшись из сибирской поездки, поехал я в деревню, – накоротко, обыденкой – картошку прополоть. Возвращался я, как обычно, угадывая   время после вечерней дойки, и заехал в Озерки к завучу – она, кроме прочей живности, держит и корову.

– Здравствуйте. Молочка дадите?

– Здравствуйте, А.В. Только что подоила, баночку налью.

– Ну и какие слухи у вас про школу?

– Да вы знаете, я не успела вам тогда ничего сказать… У нас ведь в тот день, когда вы с писателями приезжали, днем собрали срочное совещание в районе. Собрали   все школы и объявили, что приняли закон о малых школах. Что по всей стране, в других регионах уже малые школы закрывают, и только нашего губернатора ругают, что он медлит. Теперь зарплата учителей по закону зависит от количества учеников. И у нас, даже если школу оставят, то мы теперь будем получать по 700 рублей в месяц.

– Вон оно что!

– Да. Такой закон приняли. Госдума приняла.

– Так его же, наверное, для Москвы и других больших городов приняли!

– Конечно. Там – выгодно, детишек много. Президент объявил, что нужны крупные школы, что в малых школах дети плохо развиваются, что им мало общения, что одаренных детей в деревнях сегодня нет.

– Не может быть!

– Да, нам на совещании так и объявили. И зав облоно тоже так думает. Он же тоже в большой школе учился. Поэтому для нас, учителей в деревнях, с этим законом положение безвыходное.

– Как же так!? И что же теперь –   всех учителей вместе с учениками переведут в   Петрищево?

– Да нет, у них там свои учителя. Сильно денег и у них не прибавится, а мы, озерские учителя и вовсе останемся без работы. Или уезжать куда-то надо с семьями, или   натуральным хозяйством жить.

– Так что же, мы школу зря отстаивали?

Завуч смущенно улыбается, пожимает плечом.

– Выходит, так. Я, когда вы приезжали, только что с того совещания вернулась, хотела подойти, сказать об этом. Но мамы с маленькими детьми меня опередили, обращение уже передали. Теперь на весь район   оставляют всего около десяти школ.

– А значит, из полусотни сел и деревень останется десяток. К этому, должно быть, все ведут депутаты?

– Выходит, так. Даже если и не закроют школу – будем жить на 700 рублей. Хотите, говорят, оставим вам школу, но содержать ее у района денег нет. Ни на зарплату, ни на отопление. А закроют школу – буду искать работу в соседнем районе, может, там с учителями нехватка. Тогда уедем, наверное.   Я ведь еще не старая. Хотя… вряд – ли. С тремя школами созванивалась – нигде мы не нужны. Видно уж при коровах, поросятах и огороде здесь доживать буду.

Она так и не взяла от меня 20 рублей за трехлитровую банку молока.

– Вы и так столько для нас делаете, – отказывалась она, продолжая все так же смущенно улыбаться.

Уходил я в прохладных сумерках, прижимая к груди эту теплую банку парного, только что надоенного молока. А в груди было холодно. Страшно холодно.

Что же мы, писатели, делаем для деревни? И что же с ней творят власти! Задавать им вопрос о школах бесполезно – у них сразу в руках окажутся бумаги с холодными расчетами, доказывающими нерентабельность таких школ. Это – по бумагам. А налицо –   вот что: школа в малой деревне не нужна – раз! Значит и дети наши русские – потомки Ломоносовых – нашим «родным» властям не нужны – два! А, значит, и деревня им не нужна – три!

Так для чего нужен в Ельце университет, гордо носящий имя Бунина, того самого, что много раз бывал в этой бедной Озерской школе, стоящей у порога его родной усадьбы? Обучать восемь с лишним тысяч студентов – будущих педагогов – для школ? Для каких? Закрытых? Действительно ли все они будут педагогами? Где? Или просто полторы тысячи выпускников ежегодно с высшим образованием для работы в непрофильных сферах – бизнесе, конторах, банках? Выходит, еще один вывод – учителя тоже не нужны – это уже четыре.

Возвращался в Елец в темноте. Смурно и на душе от определившегося окончательно осознания: вместе со школьным вопросом вопрос о русской деревне сегодня решается раз и навсегда.

Что же делать будем, Сергей Иваныч?

Донеси ты эти мои слова до Валерия Николаевича. Может, он где-нибудь хоть слово во спасение деревенских школ замолвит. Он же тоже болеет за школы и на пленуме поднимал вопрос о том, чтобы литературе снова вернуть статус обязательного предмета. Может, услышат, может, еще опамятуются. Не верю я, что у всех кабинетных образованцев головы чугунные, да души галстучными удавками задавлены. Есть же и живые души, сострадательные – к деревенским детям, к деревенским школам, к деревенским учителям. А нашим здешним я уже не верю. Они законы эти безбожные усердно исполняют и оттого спят спокойно. Ни о Филиппках, ни о Ломоносовых им сны не снятся. В больших городских школах они «неактуальны». Из другого они мира.

Кланяйся от меня Марине, Валерию Николаевичу, Сергею Перевезенцеву и всем   братьям и сестрам по Союзу. С опечаленным сердцем

22 июня 08 г .

P . S . После 22 июня обязательно придет 9 мая!

Александр Новосельцев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"