На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Общественный договор как ключевой механизм формирования солидарного общества

Выступление на Соборных слушаниях

Осуществленные в 1991-2012 гг. политические, социально-экономические и духовно-культурные реформы, преобразования и изменения в Российской Федерации по тем последствиям, к которым они привели, могут быть сравнимы с итогами наиболее значимых с исторической точки зрения революций. В различных научных трудах и общественно-политических публикациях приведено немалое количество иллюстраций последствий разрушения СССР и смены в Российской Федерации общественно-политического строя. До сих пор продолжаются научные и около научные споры о том, что собой представлял советский строй, какой социализм построили советские люди, и какой социализм был демонтирован в результате реформ, последовавших за перестройкой Горбачева. Однако, не вызывает никаких сомнений, что в 1991-2012 гг. протекал процесс, который до настоящего времени не завершился, основным содержанием которого является превращение Российской Федерации из социалистического в капиталистическое государство. Это фундаментальная компонента всех реформ проводимых в стране. Естественно, что речь идет не о капитализме времен буржуазных революций XYII в., когда, например, в Англии «овцы поедали крестьян», не о наступлении капитализма «по всему фронту», когда ради обладания землей и недрами прибывшие из Старого света в Новый свет «либералы, инакомыслящие – страдальцы за идеалы свободы» перестреляли 35 млн. человек коренного населения Северной Америки и Канады, не о временах Строгановых и Демидовых, ради превращения Урала в скважину «злата и изумрудов» рабочих в цене приравняли к крупному рогатому скоту. Конечно, речь идет об индустриальном, постиндустриальном, технотронном обществах, где рыночная экономика по примеру США, Японии, Англии, Швеции и других стран, создает значительные мотивы для предпринимательства, инноваций, в целом для научно-технического прогресса, где развитые экономические отношения порождают сложнейшую структуру общества и требуют научно обоснованного социального управления. Имеем ли мы сегодня отчетливые представления о том, к каким последствиям с точки зрения структуры общества, приводит строительство рыночной экономики в России? Не продолжаем ли мы рассматривать конструкцию российского общества с позиций устаревших и пропахнувших нафталином не ухватывающих основные законы современного этапа развития старых концепций и «классических школ»? Знаем ли мы российское общество, в котором живем в 2012 году?

Напомню, что многие десятилетия советские общественные науки обосновывали положение о том, что в результате «социалистических преобразований» сложилась «общность» советский народ, который включает в себя многочисленные рабочий класс в различных отраслях экономики, «дружественное ему» колхозное крестьянство и, наконец, «прослойку» — советскую интеллигенцию. Концепция «сближения города и деревни, умственного труда и физического», в случае реализации на практике, по мнению советско-партийных теоретиков и практиков, должна была привести к формированию социальной однородности советского общества. Это должно было обеспечить единую государственную политику в отношении «советского народа», а, следовательно, сконцентрировать все ресурсы государства на проведении стройной и единой социальной политики, применять «единые стандарты» для всех». Зададимся вопросом, для советского государства решение такой задачи усложняло бы или упрощало социальное управление «однородным» обществом? Достигли бы партийно-советские управляющие главной цели – сделали бы жизнь людей счастливой? Чтобы ответить на этот вопрос, необходим какой-то «опытный материал», а его, к сожалению, нет! Скажем, надо было бы посмотреть на широкую практику совмещения профессий, когда бы тысячи комбайнеров по всей стране неделю убирали зерновые, а следующую неделю лечили людей, делали им операции, принимали у рожениц роды и так далее! Такого «опытного материала» нет, и, очевидно, с точки ближайшего столетия его не будет. Результатом обществоведческой путаницы стал, по сути, мировоззренческий тупик, который был охарактеризован краткой фразой одного из главных столпов советско-партийной системы 1970-х начала 1980-х гг. Ю.В.Андроповым — мы не знаем общества, в котором живем. Тогда, в условиях монополии советско-партийного обществоведения, в обстановке глобального «промывания мозгов», такой «пассаж» Генерального секретаря ЦК КПСС, председателя Президиума Верховного Совета СССР, бывшего председателя КГБ СССР Ю.В.Андропова означал признание того, что власть, наконец-то, начала понимать, что есть «желаемое знание» об обществе, которое советско-партийное руководство строит и есть его «реальное состояние», которое зависит от объективных, а не выдуманных в кабинетах, законов общественного развития. В этом и была главная «нить Ариадны», которая и обрушила вскоре СССР и государственно-социалистический общественный строй. Его опора – рабочий класс и колхозное крестьянство вместе с трудовой интеллигенцией «родной строй» не защитили и не отстояли, он для них не был их сущностью и смыслом жизни.

Зададимся еще одним вопросом. А смогли ли после 1983 года, когда Ю.В.Андропов сделал вывод о незнании властью советского общества, теоретики и практики дать вразумительный ответ стране и миру, что же на самом деле представляет собой советское общество? Надо признать, что вплоть до 1991 года, до событий, повлекших за собой разрушение советской страны, были написаны тысячи томов самых разнообразных трудов, но ответ так и не был найден. Ибо, если бы было иначе, партийно-советская власть СССР смогла бы выбрать путь модернизации и преобразований, скажем такой, которым уже вот более тридцати лет идет и достаточно успешно Китай. Но отличие СССР от Китая состояло в самом главном, ключевом и существенном. На вершинах власти СССР шла борьба двух весьма посредственных партийных выскочек – М.С.Горбачева и Б.Н.Ельцина, а Китаю провидение послало РЕФОРМАТОРА Дэн Сяопина. Именно этот реформатор и ответил на вопрос, что собой представляет китайское общество после эпохи Мао Дзэдуна и не ошибся в своем ответе, ибо его «реформаторские лекарства» привели к выздоровлению общества и дали огромный импульс для развития. События 1991-2012 гг. в Российской Федерации усложнили проблематику изучения российского общества, ибо теперь к вопросу, что оно представляло собой до 1991 года, добавился другой, а что российское общество представляет собой в 2012 году? Перед кем и когда поставлена эта задача? Ответить на этот вопрос весьма сложно. Скажем, за последние двадцать лет глобальные изменения произошли в рабочем классе. Его количественный и качественный состав, структура претерпели фундаментальные изменения. Что уж говорить о колхозном крестьянстве или рабочих совхозов! Кардинальные сдвиги произошли в различных слоях интеллигенции. Все эти изменения касаются не только социального статуса, заработной платы, накоплений, но самое главное отношения к другим социальным слоям, если хотите классам, стратам, социумам. Возник целый новый класс собственников. Его не завезли из неоткуда. Большинство наиболее богатых – люди, строившие «однородное социалистическое общество», где все должны были трудиться «по способностям», а получать «по потребностям». Появились предприниматели, которые вообще памятью и деятельностью не связаны с советскими временами. Много говорится о «среднем классе». Рождаются новые отрасли, где происходит конвергенция мысли и труда… И еще раз акцентирую внимание на вопросе, а знаем ли мы современное российское общество, в котором живем? Почему же так важен нам правильный ответ на этот вопрос. Убежден, что принятая правительством Белгородской области по инициативе губернатора области Е.С.Савченко Стратегия формирования солидарного общества, имеет огромное значение для белгородцев, для всех, кто будет идти по пути его созидания, кто будет накапливать опыт строительства солидарного общества в других регионах. Однако, следует иметь ввиду, что ключевую роль при формировании солидарного общества будет играть наше ясное и глубокое понимание того, что собой, представляет белгородское общество, какие его части и в какой взаимосвязи друг с другом находятся, какие противоречия рождаются, каковы основы для единства? И так далее и так далее. Будет ошибкой, если мы ограничимся старыми схемами и конструкциями, забыв, что ломаем и перестраиваем, модернизируем и превращаем в «современный капитализм» государственно-социалистическую систему всего только двадцать лет. Только тогда, когда мы будем четко знать, какова реальная структура белгородского общества (конечно, в первую очередь российского общества), мы сможем понять, где будет осуществляться противодействие солидарности, соборности, взаимности.

Именно эти «болевые точки» противодействия солидарности и должен будет преодолеть Общественный договор, как мощнейший политический, экономический, социальный, организационный и духовно-культурный механизм «снятия противоречий». Общественный договор, это образно говоря, соглашение всех музыкантов симфонического оркестра, по всем вопросам его жизни. Скажем, по заработной плате дирижера и менеджера, ведущих музыкантов и начинающих, по тому, что из ста музыкантов не каждый «барабанит» или «трубадурит», а все подчиняются программе дирижера и следуют установленным законам... Вот именно на такой ноте и возникает солидарность. Если мы под обществом «понимаем» не многообразный состав симфонического оркестра, а делегированных разными группами мастеров представителей, мы в формировании солидарности успеха не достигнем. Ведь понятно, что если какой-то скрипач, получает по каким-то непонятным всем и не ясным для других скрипачей огромные бонусы – жди беды! Общественный договор о формировании солидарного общества (его нельзя путать с различными договорами о взаимных обязательствах и мероприятиях по формированию солидарного общества) не может родиться раньше того, пока мы не определим, а кто и на каких условиях, с какими правами и обязанностями будет его подписывать? Что мы будем вместе делать в случаях форс-мажора и так далее, и так далее. Для ученых и практиков, занимающихся проблематикой социального управления серьезная пища для размышлений и научно-практических исследований. Благо, Белгородская область идет по пути формирования солидарного общества и наука в сопровождении этого процесса не должна отставать. А на ключевых направлениях, как это и требуется от науки, исследования ученых должны опережать движение, чтобы мероприятия всех заинтересованных сторон были результативными и эффективными. Несколько сугубо практических предложений по укреплению потенциала Всемирного Русского Народного Собора. 1.Представляется, что мало уделяется внимания привлечению в Собор православных предпринимателей и технократии. А, именно, они сегодня в реальной экономике объективно превращаются в сторонников русского движения. 2.Необходимо провести организационную работу по изучению опыта формирования солидарного общества на Белгородчине с учетом его последующего использования в России. 3.В Соборе много авторитетных и известных людей из Москвы и Петербурга. Они на виду. Однако, не следует забывать, что в субъектах России, в регионах также много замечательных и не менее талантливых людей. Как сделать так, чтобы и бабушка, которая внуков научает Православной вере, и каменщик воздвигающий храмы и дома, и учитель, воспитывающий детей в русском доме веры, надежды и любви могли участвовать в ВРНС, знали о нем, укрепляли его потенциал. О «соли земли» регионов – русских патриотах, интеллигенции, священнослужителях, предпринимателях, деятелях гражданского общества, я и не говорю…

Думаю, нам необходим Общероссийский сословно-представительный Земский Народный Собор. С каждой земли, с каждого региона, с каждого субъекта ежегодно должны на Собор пребывать лучшие люди русской земли, заслужившие всей своей жизнью право быть морально-нравственным фундаментом России. Скажем по 20-30 человек от субъекта России, как бы региональный сплав из совета старейшин и совета активных и уважаемых тружеников местностей. Как должна формироваться группа из региона? Разумеется, по сословно-представительному принципу, определенному на Соборных слушаниях ВРНС и при активной работе Секретариата ВРНС. Скажем, если от региона – учительница, то обязательно 30-35 лет поработавшая на селе, если врач – то не менее 25-30 лет практикующий в районной больнице, если писатель – то самый авторитетный представитель областной писательской организации. Это позволит на Собор собрать не «списки равнодушных делегатов» при помощи власти, а «соль» Русской Земли, в которую, безусловно, входят представители региональной власти, взаимодействующие с ВРНС. Какая цель этих, допустим, трех тысяч посланцев Отчизны, которые прибудут на Собор? Конечно, не болтать и не слушать болтунов, как это было на съездах народных депутатов СССР. Для России время, когда доминировали размышления и выступления даже самых истинных мудрецов, исчерпано. Кладезь идей и оценок переполнен. Сегодня нужны практические и результативные действия, направленные на увеличение реального национального трудолюбия всех, независимо от социального положения. Поэтому, на такой Собор один раз в год должны выноситься самые главные вопросы жизни народа. Представители от сословий должны на них ответить честно и искренне своим голосованием. Например, на такие вопросы: «В течение прошедшего года меры Правительства страны принимались в интересах народа или нет?», «Угрожает будущему России достигшее расслоение общества или нет?», «Такие-то и такие-то телеканалы разрушают душу народа или нет?» … Уверен, десяток более серьезных и насущных вопросов, и реальное мнение представителей от сословий по ним, заставит власть думать и действовать более эффективно и результативно, а законодателей работать так, как это требует тяжелейшая обстановка, в которой оказалась страна. Станет очевидно, кто же реально служит России, а кто, скажем деликатно, «стал долларовым наркоманом». И хотя мнение Собора морально-нравственное, оно будет иметь для общества России огромное значение, еще и потому, что логика политической жизни такова — в ближайшие годы сама Государственная Дума РФ, с учетом ее состава, без общественного гражданского контроля не сможет принять судьбоносных решений в интересах русского народа и проконтролировать их безусловное выполнение. Ей нужен строгий друг, добрый помощник, истинный патриот с четкими идеями и конкретными предложениями. Таким и может стать Собор в лице представителей от сословий Русского Народа.

В.В.Овчинников, председатель Общественной палаты Белгородской области, член Общественной палаты ЦФО


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"