На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Пример адмирала Феодора Ушакова

Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице после Литургии в Никольском Морском соборе в Кронштадте

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня перед мощами святого праведного Феодора (адмирала Ушакова) мы совершили молитву об Отечестве нашем, о воинстве и сугубо — о Военно-морском флоте. Адмирал Ушаков внес решающий вклад в созидание не только российского флота, но и того, что можно назвать его духовной атмосферой. Будучи человеком глубоко верующим, молясь перед каждым сражением, он чудом не потерял ни одного корабля, хотя сражения были жестокие — с врагом, во много превосходящим по силе русскую флотилию. Адмирал Ушаков возлагал все свое упование на Бога и в глубокой вере воспитывал русский флот — это и является его особым вкладом в созидание Военно-морского флота России и укрепление державы Российской.

Пример адмирала Феодора Ушакова должен сегодня развеять всякие сомнения у сомневающихся, у скептиков, у людей, зараженных религиозным релятивизмом или вообще не думающих о вере. Господь по-разному являет Свою силу, и через праведного Феодора Он особым образом явил силу нашему воинству. Не бывает так, чтобы в сражениях не было потерь, особенно во времена, когда суда подходили почти вплотную и палили из всех пушек. В этой смертельной дуэли не могло не быть поражений, но у адмирала Феодора Ушакова их не было. Никаким полководческим талантом объяснить это невозможно, да и сам адмирал никогда не объяснял свои победы собственными знаниями или опытом. Он был человеком удивительной жизни, исключительно скромным. Он жил, как монах, и все, что имел, отдавал флоту, Родине и Церкви — и жалование, и время, и силы, и всю свою жизнь. И неслучайно в новейшее время в народе нашем, в Церкви возникло движение за прославление адмирала Феодора Ушакова в числе святых земли Русской. В самом начале этого процесса не все считали возможным прославить адмирала как общецерковного святого — всегда в больших делах есть разномыслие и дискуссии. Но для того чтобы никакое разномыслие, никакие дискуссии этот процесс не остановили, святой Феодор был включен в лик местночтимых угодников Божиих в Саранской и Мордовской епархии, где погребены его останки.

Поэтому, говоря о прославлении адмирала Ушакова, никогда не следует забывать особую роль Саранской епархии, и я хотел бы особенно отметить личный вклад владыки митрополита Варсонофия. Может быть, неслучайно, владыка, Вы были переведены из Саранска на Петербургскую кафедру. Я никогда не думал об этом, но сегодня во время службы мне пришла в голову такая мысль: не святой ли Феодор, молитвами своими пред Престолом Божиим, пригласил Вас взойти на Петербургскую кафедру? Я хотел бы пожелать Вам, владыка, крепости сил, помощи Божией, мудрости в управлении церковной жизнью северной столицы России.

Но сегодня мое особое слово ко всем морякам. Впервые в новейшей истории России мы празднуем День Военно-морского флота так, как сегодня. Здесь, в Кронштадте, и в Санкт-Петербурге совершается военно-морской парад, в котором участвуют представители всех флотов. Это общее военно-морское празднование, и как замечательно, что оно началось с Божественной литургии в возрожденном соборе святителя и чудотворца Николая перед мощами святого праведного Феодора (адмирала Ушакова)! И если так будет и дальше, если мы, подобно адмиралу Ушакову, будем соединять свою веру, искреннюю надежду на Бога со своими знаниями, опытом, мужеством, любовью к Родине, то будет непобедим не только флот наш — непобедимой будет вся Россия.

По милости Божией мы дожили до времени, когда мы все вместе — Церковь, Вооруженные силы, общество наше — празднуем в храме и память святого Феодора (адмирала Ушакова), и день Военно-морского флота. Мы знаем, что разделения существуют везде, в любом человеческом сообществе. Именно об этом учил сегодня апостол Павел, обращаясь к нам своими словами о том, что он молит братьев, живших в Коринфе, сохранять единство (1 Кор. 1:10-18). Но когда мы говорим о сохранении единства, мы должны понимать, о чем идет речь. Нельзя сохранять единство в вопросах второстепенных, потому что тогда человек потеряет всякую свободу, он будет вынужден делать то, чего делать не хочет. У каждого есть свой взгляд на жизнь, свои привычки, свой уровень культуры. Мы очень отличаемся друг от друга, и требовать единства во всем невозможно. Именно поэтому в послеапостольское время, в глубочайшей древности, святой Викентий Леринский дал прекрасную формулировку, которая помогает каждому понять, что означает хранить единство. Он сказал так: в главном и основном — единство, во второстепенном — свобода и во всем — любовь. Вот если мы научимся из всего того, что окружает нас, выделять главное — для каждого из нас, для сохранения нашей национальной жизни, для сохранения свободы и независимости нашего Отечества, для сохранения нашей веры, — и если, вычленив это главное, мы будем едины, то во всем остальном мы обретем свободу, без которой человек превращается в раба.

Сочетание единства и свободы реализуется, в первую очередь, через нашу веру. Можно запутаться в философских понятиях, в разного рода политических учениях, но если мы точно знаем, что от нас требует Бог, то мы всегда умом и сердцем поймем, в чем мы все должны быть едины, и никакая пропаганда, никакие иные взгляды, навязываемые прямо или прикровенно, не сумеют поколебать подлинного единства нашего народа. Но мы должны также помнить недавний опыт нашей страны, когда власть пыталась обеспечить единство в вопросах второстепенных и подстригать всех под одну гребенку. Сегодня мы имеем возможность быть свободными и одновременно сохранять единство в самом главном.

Ну и, наконец, «во всем остальном — любовь», потому что в равенстве тоже могут быть конфликты. Равенство может порождать здоровую или нездоровую соревновательность, что мы сегодня и видим и в бизнесе, и в политической жизни. Когда люди открыто соревнуются друг с другом, это вызывает уважение. Когда прибегают к негодным средствам, когда желают гибели другому, тогда нет никакой свободы, а только «свобода» волчьей стаи, которая может привести к уничтожению. Но если мы свободу наполняем любовью, то есть христианским образом жизни, то свобода всегда остается свободой. Человеческие изъяны и наши слабости покрываются любовью, потому что Сам Бог есть любовь, — когда мы с любовью относимся друг ко другу, когда мы умеем прощать, когда мы умеем поддержать, когда мы умеем по-настоящему дружить друг с другом, как это часто происходит в Вооруженных силах. Без внутреннего сердечного расположения все это невозможно. Из-под палки невозможно дружить, из-под палки невозможно созидать благополучное общество. А любовь способна помочь нам хранить единство в главном и оставаться свободными во второстепенном, и если любовь пронизывает жизнь человека и общества, то такая конструкция, Богом благословенная, не может быть разрушена никакими дьявольскими наваждениями, никакими провокациями, никакой пропагандой, потому что конструкция, которую Сам Бог определил для счастливой жизни человека, непобедима и несокрушима.

Пусть Господь хранит державу Российскую, наш Военно-морской флот и весь наш народ. А Господь будет хранить, если мы будем хранить веру и доверие к Нему в наших сердцах. Аминь.

+Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"