На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Верните сочинение и устный экзамен по истории в среднюю школу!

Выступление на секции XVII Всемирного Русского Народного Собора «Отечественная литература – культурный ресурс солидарного общества»

В наши дни образование пытаются перевести в сферу обслуживания, и даже появился новый термин – «образовательные услуги», а на учителя уже смотрят как на чиновника, который должен выполнять распоряжения государства и получать за это вознаграждение. Не случайно в Швеции, например, современные школьные программы разработаны так же детально, как законодательные акты, и исполнение их приравнивается к исполнению законов. Однако задавленный инструкциями, опасающийся, как бы чего не вышло «человек в футляре» не сможет воспитать мыслящую, активную, творчески подходящую к любому делу личность, он будет осмеян в обществе и не любим учениками.

Казалось бы, невелика роль учителя в государственном масштабе, есть профессии важнее, и уж конечно, престижнее. Но, случалось, и учителям приходилось добывать победу в войне. Кому не известна фраза о том, что «франко-прусскую войну выиграл прусский учитель»? – Слова эти вовсе не означают, что прусский учитель был лучше образован, чем французский. Но он на своих уроках воспитывал патриотов, то есть будущих победителей, а государство создавало для такого воспитания все необходимые условия.

В последние 20 лет пришлось услышать немало критических замечаний об уровне образования в Советском Союзе от авторов реформ. А между тем советская педагогическая система имела мировое признание, ее лучшие достижения копировались во многих странах, и даже у врагов получили высокую оценку.

Прочтём один любопытный документ – отрывок из служебного циркуляра СД, датированный 15 апреля 1943 года. В нем анализируются данные, собранные в разных городах Германии, где работали наши военнопленные и люди, вывезенные с оккупированных территорий. Вот несколько выдержек из него.

«До периода открытых враждебных действий против Советского Союза, начавшегося 22 июня 1941 г., немецкий народ, за небольшим исключением, узнавал о его социальной и хозяйственной структурах и культурной жизни только из прессы, кино, пропагандистских выступлений и прошедшей цензуру литературы.

Подавляющее большинство немцев поэтому видело в Советском Союзе бесчеловечную и бездушную систему подавления и представляло народ Советского Союза как полуголодную и тупую массу.

Тысячи привезенных с востока рабочих и военнопленных воспринимаются нашим населением как живые свидетели большевистской системы, на которых можно проверить существовавший до сих пор образ России и порожденные пропагандой представления о советском человеке. Судя по многочисленным сообщениям, мнения различных слоев населения по этому поводу раскололись, и трещина все более углубляется и расширяется …»[1].

Оказывается, образ советского человека, созданный пропагандой Третьего Рейха, не совпал с его обликом в действительности. В чем же состояло это несовпадение? – Во-первых, неожиданностью для немцев оказались высокий уровень интеллекта и обыкновенная смекалка, свойственная русскому человеку:

«Одной из основных тем в пропагандистском изображении большевизма является искоренение русской интеллигенции и оболванивание масс. В немецкой пропаганде советский человек представляется неким тупым эксплуатируемым существом, так сказать «рабочим роботом». Немецкие рабочие, однако, теперь имеют возможность часто убеждаться в обратном, т.е. в его способностях. В многочисленных сообщениях говорится, что рабочие с Востока, которые попали в военную промышленность, часто поражают немцев своей технической сообразительностью (Бремен, Штеттин, Франкфурт-на-Одере, Берлин, Халле, Дортмунд, Киль, Бреслау и Байройт). <…>

Во-вторых, советские люди удивляли высоким уровнем образования и знанием немецкого языка: «До сих пор в широких слоях немецкого населения считалось, что для советских людей характерен низкий уровень образования и высокий процент неграмотности. С появлением остарбайтеров открылись неожиданные противоречия, которые часто сбивают немецких рабочих с толку. Во всех донесениях единодушно отмечается, что процент неграмотных очень низок… Особое удивление вызвало распространенное знание немецкого языка, который преподается даже в деревенских средних школах» (Франкфурт-на Одере) ».

И вот какой вывод делает СД, анализируя эту информацию:

«По мнению многих фольксгеноссе, современная советская система образования значительно лучше, чем при царизме. Сравнение знаний немецких и русских сельских рабочих показывает, что русские образованнее» (Штеттин).

Если франко-прусскую войну выиграл прусский учитель, то Великую Отечественную войну, без сомненья, выиграл советский учитель, в общей победе есть очень большая доля его труда. Пройдет немногим более десяти лет после окончания войны, СССР запустит в космос первый искусственный спутник земли, а потрясенный президент Эйзенхауэр направит в нашу страну делегацию, чтобы на месте изучить систему образования в Советской России. Так что у отечественной школы есть маяки, на которые она может ориентироваться.

Однако формировалась отечественная школа не вдруг, не сразу, в 20-е годы XX в. она прошла путь проб и ошибок. К сожалению, авторы современной реформы образования решили пройти этот путь еще раз. Вот, к примеру, популярный нынче метод проектов. Авторами метода проектов были американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х Килпатрик[2], их главная идея заключалась в том, чтобы ученики принимали активное участие в обучении, а знания, полученные в школе, носили сугубо прикладной характер.

Чтобы понять суть этого метода, нужно увидеть темы проектов. Вот некоторые из работ, выполнявшихся в американских школах:

  • Как м-р Чэз стрижёт своих овец.
  • Как м-р Лонг делает патоку.
  • Как м-с Гин выращивает такие красивые цветы.
  • Чем отличается сосна от кедра.
  • Набрать диких каштанов.
  • Как м-р Слокум собирает свой хлопок.
  • Проследить, как черепаха переступает через ветку.
  • Как м-р Вильямс упаковывает яйца.
  • Чем овца отличается от козла.
  • Как работает трактор м-ра Боуэр.
  • Как миссис Боссерман ощипывает гусей.

Это не злая сатира на современную американскую систему образования, а всего лишь список работ, которые выполняли ученики Американской сельской школы в 20-е годы. Как видим, все «проекты» отличаются простотой, мягко говоря. Представим 14-летних детей (темы «проектов» предназначены для этого возраста), которые день за днем наблюдают, как черепаха перешагивает через ветку или пытаются осознать, чем овца отличается от козла. Возникает вполне логичный вопрос: «А где же, собственно, обучение основам наук?» – Оно происходит мимоходом, поясняют авторы метода, то есть по ходу проработки таких вот «проектов» дети учатся писать, считать, говорить и постигают на элементарном уровне биологию, родную историю и географию [3].

Постигнув таким оригинальным способом основы наук, дети переходили к постижению жизни. Чтобы это важное дело продвигалось быстрее, все в той же Американской сельской школе им предлагались так называемые практические «проекты»:

  • Обработка огорода.
  • Изготовление коробки для гвоздей.
  • Изготовление салазок.
  • Мытьё школьных салфеток и полотенец.
  • Глаженье школьных салфеток и полотенец.
  • Чистка школьного участка.

 

Возникает естественный вопрос: а кого же готовит такая школа? Авторы метода отвечают: «Американская сельская школа воспитывает детей фермеров как продолжателей дела их родителей» – то есть, таких же фермеров. А фермерам, как считали авторы проекта, не нужны ни всемирная история, ни литература, ни история искусств, ни астрономия или, скажем, химия и уж тем более иностранные языки. Кстати, экзамены после окончания Школы проектов представляли собой выполнение тестов, проверявших не уровень знаний, а степень овладения различными практическими навыками и умениями. Современный единый экзамен, состоящий по большей части из тестов с готовыми ответами – преемник экзамена в Школе проектов 20-х годов, и точно также не является показателем знаний учеников.

Чем же закончилась история заимствованных из американской школы нововведений в России 20-х годов? Начиналась индустриализация страны, строились грандиозные пятилетние планы, когда выяснилось: грамотных специалистов в стране попросту нет. Так бывает, когда долго подкапывают грунт, а потом почва в один момент уходит из-под ног и образуется яма.

В1931 г. ЦК ВКП (б) принимает постановление «О начальной и средней школе». В постановлении отмечалось, что за прошедшие после революции годы увеличилось число школ, снизился уровень неграмотности, изменился социальный состав учащихся, – все это хорошо, но школа не выполняет своей главной цели – не готовит грамотных людей, владеющих основами наук, не дает системных общеобразовательных знаний. Для решения этой задачи нужны не заимствованные модные новации, а проверенные временем средства.

Руководителями государства были сделаны выводы из сложившейся ситуации и … в Наркомпросе вернулись к тому, от чего отказывались в течение десяти лет. Были возвращены привычные предметы, учебники, отметки и экзамены, уроки по расписанию в классах, где ведущая роль снова принадлежала учителям, а не «шкрабам» и «спецам по ликбезу». Создаются новые учебные планы, где главное место занимают русский и родной языки, математика, особое внимание обращается на развитие устной и письменной речи, на орфографическую грамотность учащихся. В те годы формируется и главная цель советской школы – дать ребенку прочные знания и воспитать сознательного гражданина, а не потребителя продукции или работника конвейера.

Сегодня современные реформаторы – внуки революционеров начала XX века – еще раз пытаются взорвать устои русской педагогической системы, возвратив ее в революционные 20-е годы. Вместо необходимого косметического ремонта дом вновь рушат до основания, чтобы на его обломках воздвигнуть неведомое.

Наперекор возражениям учителей в 90-е годы вернули концентры. Поэтому история – и всемирная, и отечественная – сейчас изучается дважды: пять лет в I концентре – (с 5-го по 9-ый класс) и два года во II концентре (в 10-ом и 11-ом – классах).И если в 20-е годы это еще имело хоть какое-то оправдание: семилетнее образование тогда не было обязательным, и уходя, например, из 4-го класса, ученики получали законченный круг знаний, то сегодня, при обязательном 11-летнем образовании, существование концентров вообще лишено всякого смысла.

Чтобы успеть «пробежать» «от Адама до Потсдама», или как говорят сегодня, «до Саддама» всю историю за пять лет (с 5-го по 9-ый класс) вместо положенных семи (5– 11 классы), количество часов, отведенных на ее изучение, не увеличили, как того можно было бы ожидать, а … сократили. В советское время на изучение истории выделяли 630 учебных часов, сегодня – 490 [4].

Из школьной программы ушел не только фактический материал – современные школьники знают ровно половину того, что изучали в школе двадцать лет назад, – но исчезло необходимое время на развитие учебных умений и навыков, в первую очередь – умение грамотно формулировать свои мысли письменно и устно. Разумеется, сокращение времени на изучение материала привело к понижению качества знаний.

Поднятый на щит так называемый исследовательский подход – этот все тот же знакомый из революционных 20-х годов «Дальтон –план» или «метод проектов»[5], в угоду которому была разрушена классно-урочная система.

Впрочем, авторы нынешних реформ даже и не скрывают заимствованный характер своих инициатив: текст документов в новом стандарте читается с трудом и представляет собой плохой перевод с английского – чего стоит одно лишь усиленно внедряемое понятие «компетентносный», которого нет ни в одном словаре.

 

Напомним, в новом стандарте первоначально планировалось оставить только три обязательных предмета – физкультуру, «Основы безопасности жизнедеятельности» и никому неведомую «Россию в мире», а также знакомый по 20-м годам «проект» ученика.

Добавим к этому насильно навязанное тестирование по всем предметам вместо устных экзаменов, и станет понятно, что главное в реформе – научить ребенка четко выполнять инструкцию и формировать у него механическую память – два необходимых качества для успешной сдачи ЕГЭ. Сам ЕГЭ давно уже стал целью, а не средством, и по его результатам определяют нынче не только уровень знаний ученика, но и уровень квалификации учителя, школы, да и всего образования в целом.

Завершая свое выступление, хочу внести предложение: вернуть сочинение и устный экзамен по истории в среднюю школу.



[1] Отрывок из служебного циркуляра СД «Сообщения из рейха» об образе русского у населения – Хрестоматия по отечественной истории ( 1914-1945): Учебн. пособие для студентов  ВУЗов / Под ред. А.Ф.Киселева , Э.М. Щагина. М., 1996. Сс. 507 – 508.

[2] Калуцкая Е.  Проектные технологии на уроках истории: прошлое и настоящее // История. Научно-методическая газета для учителей истории и обществознания. № 9 (923). 1-15 мая2011 г. С. 40.

[3] Research. ru; enc-dic. com /pedagogics/Dalton-plan-R- 455. htm

[4] Козленко С.И. Преподавание предмета «История» в условиях перехода на новые образовательные стандарты. - Вестник  московского образования. 2011. № 13. С. 66.

[5] История педагогики и образования: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. С. 467.

Наталья Петрова, учитель высшей квалификационной категории, «Отличник народного просвещения», член СП России


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"