На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Он жив, наш народ

Полемизируя с Сурковым

Валентин РаспутинДо странности окостеневшими быва­ют общественные пристрастия к ошиб­кам и односторонним мнениям. В том числе и у людей широких и проница­тельных умов, у летописцев отечествен­ной истории, и души народной. Человек легче проникает в дальние миры, во всякие макро- и микрокосмы, а в себе самом, в общности таких, как он, разо­браться не хочет. У нас не только нет цельной науки о нашем народе, но и взгляды на него настолько разные и порой противоречивые, будто мы сва­лились с луны, а не вышли из его недр. Загадочная русская душа до сих пор представляет тайну не для одних лишь иностранцев, усаживающих ее под раз­весистую клюкву, но и для нас, судящих о ней с пространной приблизительнос­тью. Вот уже два века, начиная с Ради­щева и Чаадаева и заканчивая нашими современниками как из левого, так и из правого лагерей, русский человек никак в себя не укладывается. Разноречивые суждения о нем всем нам хорошо знако­мы. Для одних он существо безвольное, склоняющее свою выю под любое ярмо, нетрезвое, недалекое и т. д. И не объяс­няется этими первыми, как такое пья­ное и "растительное", малоподвижное во всех отношениях существо постро­ило Империю в шестую часть суши, прошло победными парадами в Варша­ве и Вене, Париже и Берлине, создало могучую индустрию и могучую науку и первым полетело в космос. Вторые обращают внимание как раз на это, на могучую деятельность русского челове­ка, и обходят молчанием периоды его затишья, вялости и анархии. Третьи, чтобы как-то согласовать те и другие начала, предлагают теорию затухания наций, по которой выходит, что русские сейчас и находятся в периоде такого угасания. Да, были, мол, времена вели­ких подвигов и побед, но тысячелетний срок, отпускаемый историей для актив­ной жизни наций, миновал, наступила пора органической старости.

Тут и являются несоответствия.

Семьсот лет назад, когда о затухании нации не могло быть и речи, Русь лежа­ла в тяжелом и молчаливом рабстве и, казалось, даже не помышляла об осво­бождении. Но явились вожди — полко­водец и пастырь, — и точно из небытия собралась она на Поле Куликово и от­стояла себя. Триста лет назад, когда о национальной дряхлости   тоже не приходилось говорить. Смута продолжа­лась не менее двадцати лет, и неизвест­но, существовала ли Россия в те пол­тора года, когда на престоле сидел чужеземец, — все было в шатаниях, раз­броде, несогласиях и взаимоистреблении. Но только ополчение Минина и Пожарского двинулось на Москву — словно током пронизало разметанный в распре народ, и больше он уже не сомневался, чью взять сторону. С Суво­ровым ходили крепостные людишки с задавленным сознанием и волей, как пытаются внушить нам, — а какие рас­прямлялись богатыри! К Кутузову на Бородино на подмогу отступающей ар­мии выступило народное ополчение из мастеровых и холопов. В последнюю Отечественную как не половину ли войска составляли мужики из подъяремной колхозной деревни, которую не перестают сравнивать с крепостниче­ством...

Неужели только и всего: пока гром не грянет, мужик не перекрестится?

Достоевский, сетуя на то, что русские писатели только и знают, что обличают всяких уродов и ставят Россию к позор­ному столбу, недоумевал, почему у них, у писателей, ни у кого не хватило сме­лости показать во весь рост русского человека, которому можно было бы по­клониться. Обвинения Ивана Солоневича в адрес великой русской литерату­ры еще тяжелее. Он считает, что ис­каженным образом нашего соотечест­венника, всех этих непротивленцев, самоедцев, мечтателей, босяков, калик пе­рехожих и пр. русская словесность спровоцировала Германию в 41-м на войну. Гитлеровские идеологии, мол, судили по этим литературным героям о России как о колоссе на глиняных ногах, заполненным внутри пустопорожьем. И — жестоко ошиблись. Но и как было не довериться этому первоисточ­нику национальной души, как было не считать со страниц прославленных книг это торжество лени, беспечности и не­прикаянности! Солоневич, как до него Розанов и Меньшиков, убежденные, что именно славная наша литература при­вела Россию к революции, конечно, переусердствовал в категоричности своего приговора, но не прислушаться к ним нельзя.

Но, с другой стороны, нельзя и заподозрить литературу в умышленном ис­кажении жизни.

Тут разгадка, мало замечаемая, за­ключается в том, что русская словес­ность вся вышла из созерцательности, т. е. непрактичности русской души, при­знаваемой за слабость. Непрактич­ность — ее мама родная. И Обломов, и Манилов, и Безухов, и Коротаев, и многие другие, вплоть до "чудика" и Ивана Африкановича — все они мог­ли бы стать русскими писателями и сде­лать героями своих книг Гончарова, Толстого, Чехова, Тургенева, Шукшина и Белова. Природа у них одна. Коробоч­ка, Собакевич и Ноздрев не могли, по­тому что это карикатура, пусть и гени­альная. Штольцы и Шульцы тоже не могли: эти не из нашего теста. Слабость созерцательности, вдумчивости, обра­щенности к дальним и невидимым пре­делам, грех, казалось бы, отсутствия, какой-то прерывистости бытия есть та­кая же полноправная и необходимая сторона нашего характера, как сторона деятельная и волевая. Это двуединство стоит дорогого. В кажущейся слабости наращиваются сила и уверенность, дремлющие мускулы исполняются по­рыва, в сосредоточенности являются от­кровение и постижение, в мечтатель­ности можно увидеть паломничество к желанным палестинам. Это не провал деятельности, а переход к другого рода деятельности — духовной. Она выпе­стовала нашу православную душу и воз­двигла ее на высоту, с которой дароносит лучшая в мире культура. В ней-то, должно быть, и обитает то знаменитое женское начало, которое, склонны от­носить к России как единственное. Нет, другая сторона русской сущности — му­жеская, производящая способность к сверхъестественным деяниям. А вмес­те они и составляют то плодотворное лоно нашего духа, в котором не прекра­щается вынашивание.

Эта картина отнюдь не отрицает на­ших грехов и болезней, для которых понятие "смертные" долго оставалось меркой только недуга, но готово стать и меркой савана. Не дряхлость нам гро­зит от выроста из сроков, назначаемых для пассионарной жизни наций. Эти сроки исчислялись из европейских стесненных стандартов, а мы народ большой, многоземельный, издавна принявший в себя десятки и десятки инородческих племен и не износивший свежести своей крови и силы. Нет, не это должно пугать нас сегодня.

Знаменитая триада, незыблемость ко­торой для полноценной жизни всякого государства прошедшие сроки лишь подтвердили, остается и сейчас основ­ным условием спасения России. Вера, Власть, Народ. В старой России это зву­чало: Православие, Самодержавие, На­родность. Монархия пала, вера подверг­лась гонениям, круг национальных,   ис­торических, художественных и бытийных ценностей, питающих народ, был сознательно сужен и выхолощен. Народ перешел в услужение новой государст­венной системе. Это не то же самое, что служение Отечеству. Иногда они сов­падали, как в Великую Отечественную, но чаще разнились. Усталость нашего народа, которую нельзя не видеть, объ­ясняется еще и тем, что слишком много сил и жертв он отдал в 20-м веке поряд­ку, оказавшемуся нежизнеспособным по той причине, что он не мог считать Россию своей духовной родиной. Была власть, и сильная, было огромное соци­альное облегчение, но отвержение души и Бога сделало народ сиротой. Десять лет назад Веру с триумфом вернули, но не стало власти. Власть, отдавшаяся беспримерному стяжательству, надува­тельству, бросившая народ на растерза­ние нищете, преступности, смертельно­му облучению телевизионной радиаци­ей, распродавшая жуликам народную собственность, оставившая его без рабо­ты, — это не власть, а напасть. Свободы, как спущенные с цепей разъяренные псы, сделались способом разрушения государственности. Все это нам слиш­ком знакомо, и все это горит в нас не­стерпимой мукой, чтобы продолжать перечисление бед.

Подгибается один из трех столпов, необходимых для прочности Державы, и все государственное строение начина­ет крениться, заваливаться. Если бы ка­ким-то чудом удалось сейчас получить зримую, в рост, картину нашего общего дома, она напугала бы нас более, чем мы представляем. Веровая опора восста­новлена, но властная, полностью разру­шенная, представляет собой сыпучий курган, не способный держать свою до­лю ноши. И потому вся непомерная тя­жесть здания вдавилась в плечи народа. Его неподвижное напряжение, его за­стывшая мука невольно заставляют пу­гаться: жив ли он, не превратился ли он в окаменевшего атланта, согбенно и бес­чувственно держащего своды полураз­рушенной громады? Нам недосуг быва­ет оглянуться, что там, за нашими спи­нами, какие думы вынашивает брошен­ный на произвол судьбы недавний наш кормилец, которому отказано и в этом праве — быть кормильцем. Доносится только, что устраивает он голодовки (попробуйте совместить: чтобы добить­ся куска хлеба, от отказывается от куска хлеба), перекрывает железные дороги, "развязаны дикие страсти под гнетом ущербной луны" Белова Блока), подда­ется обманным обещаниям. Но кто он такой, что за человек заступил нынче на несчастную стезю жизни в России, мы представляем плохо. Долго запрягал, не разучился ли он вовсе запрягать, чтобы изменить горькую свою долю?

Никогда и нигде, кроме легкомыслен­ной строки в советской энциклопедии, за народ не принималось все население страны. В прежние времена из него ис­ключались высшие сословия, справед­ливо   оставляя   в   народе   тружеников и носителей национального сознания и национального задания. Так и мы се­годня должны сказать, что народ — это коренная порода нации, неизъявленная ее часть, трудящаяся, говорящая на род­ном языке, хранящая свою самобыт­ность, несущая Россию в сердце своем и душе. Если бы случилось так, что не стало России, он бы, этот народ ее, долго еще, десятилетия и века спустя, ходил по пустынным землям и чужим городам и неутешно выкликал ее, собирал бы по крупицам и обломкам ее остов.

Он жив, этот народ, и долготерпение его не следует принимать за отсутствие. Он не хочет больше ошибаться. Не за­был он, к каким последствиям приводи­ло массовое участие низов в крестьян­ских волнениях и революционных бурях, боится порывов, могущих вызвать самоистребление, к радости наших вра­гов. Он ничего не забывает: народ — не только теперешнее поколение живу­щих, но и поколения прошлых, сполна познавших опыт минувшего, но и поколения будущих, вопрошающих о надеж­де. В этих трех ипостасях — прошлого, настоящего и будущего — только и можно сполна познать правду, кото­рой суждено выстоять России.

Есть надежда, что недалек тот час, когда, подхватив готовность Гагарина к величайшему из подвигов, вновь на всю вселенную прозвучит это слово: поехали!

1999г.

* Выступление на V Всемирном Русском Народном Соборе

Валентин Распутин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"