На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Национальная идея  
Версия для печати

О России

На страницах альманаха «Маковец»

Не разваливать надо было Союз по планам американ­ских специалистов-советологов, с голоса которых дей­ствовали отечественные расчленители, заходясь в требо­вательной истерике, а держаться вместе. Отпустив на волю вольную, разумеется, тех, кто свою совместную жизнь с Россией считал невозможной. Но и здесь прислу­шиваясь к мнению народному, а не к мнению национал-расплевательства. Держаться вместе до тех пор, пока про­изойдет общественное отрезвление, поскольку в горячке да во взаимных обличениях разумного решения быть не может. А там — как будет соизволение Божье и народное. Но именно отрезвления-то и боялись. Вообще вся пере­стройка, перекройка, перетряска творились в неимовер­ной спешке, горячке, в возбуждении и опьянении, в мсти­тельной запальчивости и угаре, как будто дело касалось не великого государства, имеющего тысячелетнюю исто­рию, а умыкнутого с чужого воза достояния. В том, как происходил раздел, было что-то разбойничье, воровское, неприличное — скорей, скорей, чтобы не спохватились и не вернулись к месту преступления. Когда-нибудь исто­рики постараются разгадать этот удивительный феномен: как мелкие жулики с легкостью провели мирового мас­штаба сделку, превратив нас всех в жертвы своих полити­ческих манипуляций.

Что выиграла от раздела Россия? Потеряла свои исто­рические земли, оставила «за границей» как заложников десятки миллионов русских, обратила дружеские чувства в ненависть к себе, разбила великое множество судеб и вдобавок еще выплачивает контрибуции, как потерпев­шая поражение в войне.

Нельзя допустить дальнейшего развала России. Пока не будет правительства, защищающего национальные интересы России, надежды невелики. Пока не придут к вла­сти государственники, подобные Столыпину, и приори­теты собственного народа не возобладают над приорите­тами чужих корыстных замыслов, ничего хорошего ждать нельзя.

* * *

В России больше восьмидесяти процентов русских, надо, не боясь национализма, обратиться к их националь­ному чувству. От национализма культурного, озабочен­ного воспитанием народа в лучших (в лучших!) нацио­нальных традициях, никому опасности быть не может. Напротив, это — сдерживающее начало от агрессивности, которая сейчас, к несчастью, поразила весь мир. Что пло­хого, если мы учим: нельзя мне поступать дурно, ибо я русский.

* * *

Национальная униженность — это ведь не только пре­дательство национальных интересов в политике и эконо­мике и не только поношение русского имени с экранов те­левидения и со страниц журналов и газет, но и вся обста­новка, в том числе бытовая, в которой властвует, с одной стороны, презрение, с другой, уже с нашей, — забвение. Это и издевательство над народными обычаями, и осквер­нение святынь, и чужие фасоны ума и одежды, и вывески, объявления на чужом языке, и вытеснение отечественного искусства западным ширпотребом самого низкого по­шиба, и оголтелая (вот уж к месту слово!) порнография, и чужие нравы, чужие манеры, чужие подметки — все чужое, будто ничего у нас своего не было.

Я не могу, не умею быть нетерпимым к любому нацио­нальному чувству, если оно не диктует себя всем, так по­чему же считается преступлением мое национальное и патриотическое чувство? Господь, создавая народы, каж­дому вручил свой голос, свое лицо и обряд — так и да­вайте, не мешая, а только обогащая друг друга, пользо­ваться ими во имя исполнения данных нам заветов.

* * *

Зачем патриотизм? А зачем любовь к матери, святое на всю жизнь к ней чувство? Она тебя родила, поставила на ноги, пустила в жизнь — ну и достаточно с нее, дальше каждый сам по себе. На благословенном Западе почти так и делается, оставляя во взрослости вместо чувства кой- какие обязанности.

Любовь к Родине — то же, что чувство к матери, веч­ная благодарность ей и вечная тяга к самому близкому су­ществу на свете. Родина дала нам все, что мы имеем, каж­дую клеточку нашего тела, каждую родинку и каждый изгиб мысли. Мне не однажды приходилось говорить о патриотизме, поэтому повторяться не стану. Напомню лишь, что патриотизм — это не только постоянное ощу­щение неизбывной и кровной связи со своей землей, но прежде всего долг перед нею, радение за ее духовное, мо­ральное и физическое благополучие, сверение, как све­ряют часы, своего сердца с ее страданиями и радостями. Человек в Родине — словно в огромной семейной раме, где предки взыскуют за жизнь и поступки потомков и где крупно начертаны заповеди рода. Без Родины он — ду­ховный оборвыш, любым ветром может его подхватить и понести в любую сторону. Вот почему безродство стара­ется весь мир сделать подобным себе, чтобы им легче было управлять с помощью денег, оружия и лжи. Знаете, больше скажу: человек, имеющий в сердце своем Родину, не запутается, не опустится, не озвереет, ибо она найдет способ, как наставить на путь истинный и помочь. Она и силу, и веру даст.

* * *

Родина — это прежде всего духовная земля, в которой соединяются прошлое и будущее твоего народа, а уж потом «территория». Слишком многое в этом звуке!.. Есть у человека Родина — он любит и защищает все доброе и слабое на свете, нет — все ненавидит и все готов разру­шить. Это нравственная и духовная скрепляющая, смысл жизни, от рожденья и до смерти согревающее нас тепло.

Я верю: и там, за порогом жизни, согревающее — живем же мы в своих детях и внуках бесконечно. Бесконечно, пока есть Родина. Вне ее эта связь прерывается, память слабеет, родство теряется.

* * *

Я понимаю себя и всегда понимал все-таки как писа­теля русского. Советское имеет две характеристики — идеологическую и историческую. Была петровская эпоха, была николаевская, и люди, жившие в них, естественно, были представителями этих эпох. Никому из них и в го­лову не могло прийти отказываться от своей эпохи. Точно также и мы, жившие и творившие в советское время, счи­тались писателями советского периода. Но идеологически русский писатель, как правило, стоял на позиции возвра­щения национальной и исторической России, если уж он совсем не был зашорен партийно.

* * *

Этот век явился для России веком трагическим, страш­ным. Никакой другой народ тех ломок, потерь, напряже­ний, какие достались народу нашему, не выдержал бы, я уверен. Ни времена татарского ига, ни Смута XVII века ни в какое сравнение с лихолетьем России в XX веке идти не могут. Страшнее внешних ломок и утрат оказалась внутренняя переориентация человека — в вере, идеалах, нравственном духовном прямостоянии. В прежние тя­желые времена это прямостояние не менялось. Не меня­лось оно и в поверженных во Второй мировой войне Гер­мании и Японии, что значительно облегчило им возвра­щение в число развитых стран, а ущемленное националь­ное чувство — ущемленное, а не проклятое и не вытрав­ливаемое, — стало в этих странах возбудителем энергии.

Исключительно страшен психический надлом от по­гружения России в противоестественные, мерзостные условия, обесценивание и обесцеливание человека, опу­стошение, невозможность дышать смрадным воздухом.

Вымирающая Россия — отсюда, от этого выброса без спа­сательных средств в совершенно иную, убийственную для нормального человека атмосферу Здесь причины эпиде­мии самоубийств, бездомности, кочевничества, пьянства, болезней и тихих нераскрытых смертей — от ничего, под тоскливый вой души.

* * *

Вопрос: что лучше для народной нравственности — атеистическое государство, предлагающее под своей вы­веской евангельские заповеди, или государство неограни­ченных свобод, где не утесняется вера, но махровым цве­том расцвело зло, направленное как против веры, так и вообще против нравственности?

Церковь освобождена от теснений, но отдана на растер­зание всем, кому она мешает. Православие стараются рас­колоть, растлить и обезобразить с помощью «свобод». Этим и сейчас занимаются вовсю, против него еще больше будут стянуты все воинствующие силы.

В грязном мире, который представляет из себя сегодня Россия, сохранить в чистоте и святости нашу веру чрезвы­чайно трудно. Нет такого монастыря, нет такого заповед­ника, где бы можно было отгородиться от «мира». Но у русского человека не остается больше другой опоры, возле которой он мог бы укрепиться духом и очиститься от скверны, кроме православия. Все остальное у него отняли или он промотал. Не дай Бог сдать это последнее. Пом­ните, у Василия Шукшина: «Народ весь разобрался». Но тогда он еще не «разобрался». У Шукшина это было пред­чувствие возможного, а теперь убери или даже ослабь ду­ховную связующую силу — и все, больше связаться нечем.

* * *

Я странный человек, я изначально не люблю телевиде­ние. Даже когда оно было приличным. «Доставка на дом» всего и вся меня не устраивает. Спектакль нужно смотреть в театре, книгу обсуждать с друзьями, на футбол ходить на стадион. Сидеть несколько часов подряд, уставившись в светящийся угол, и потреблять то, что на тебя вывали­вают, — это и неестественно, и как-то глупо. И можно было с самого начала не сомневаться, что огромные воз­можности телевидения будут использованы во вред чело­веку. Как есть женщины, не способные к постоянству, так есть и искусства, придуманные в недобрый час, предрас­положенные к уродству. А сегодняшнее российское теле­видение — самое грязное и преступное в мире. Я его пере­стал смотреть, разве что изредка новости, и участвовать в нем желания не испытываю. Там «свои». Одержимые одной задачей, составляющие один «батальон» лжи и разврата.

«Дьявол с Богом борются, и поле битвы — сердца людей» — эти слова Достоевского будут вечным эпиграфом к человеческой жизни. В каждом человеке сидят два суще­ства: одно низменное, животное и второе — возвышенное, духовное. И человек есть тот из двух, кому он отдается.

* * *

У меня впечатление, что молодежь-то как раз не «вышла» из России. Вопреки всему, что на нее обрушилось.

Молодежь теперь совсем иная, чем были мы, более шумная, открытая, энергичная, с жаждой шире познать мир, и эту инакость мы принимаем порой за чужесть. Нет, она чувствительна к несправедливости, а этого добра у нас за глаза, что, возможно, воспитывает ее лучше патриоти­ческих лекций. Она не может не видеть, до каких мерзо­стей доходят «воспитатели» из телевидения, и они помо­гают ей осознать свое место в жизни. Молодые не взяли на себя общественной роли, как во многих странах мира в период общественных потрясений, но это и хорошо, что студенчество не поддалось на провокацию, когда вокруг него вилась армия агитаторов за «свободу».

Еще раз повторю: сбитых с толку и отравленных, от­ъятых от родного духа немало. Даже много. Но немало и спасшихся и спасающихся, причем самостоятельно, почти без всякой нашей поддержки. Должно быть, при поддержке прежних поколений, прославивших Россию.

Составитель В.А. Десятников

Валентин Распутин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"