На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Просветитель

Неустанная работа и чистая совесть

Существует, должно быть, закон: великих деятелей прошлого, вождей и учителей минувших эпох могут вызывать на новое служение также только нерядовые величины. Они умеют обратиться к ним в вечность с той духовной родственностью и безошибочностью, с той глубокой проницательностью, какие нельзя не услышать за самыми дальними пределами истории.

В Великую Отечественную этот зов о помощи был общим, всенародным, Отечество той невзгоды обратилось к отечеству историческому – и встали в строй Суворов и Кутузов, Александр Невский и Дмитрий Донской, Ушаков и Нахимов. В 80-х было близко к тому, чтобы иссякнуть в народе державному духу – подоспело тысячелетие Крещения Руси. Но вспомним, благо за воспоминаниями далеко ходить не надо, сколько уже после того в страхе перед новым Крещением Руси налетело и проснулось бесовства, которое и власть захватило, и окороченную страну истерзало и ограбило, и крестовые походы снаряжало. Но окончательного торжества не добилось, было уже поздно.

Великое прошлое не однажды у нас поправляло настоящее, каким бы дерзким и сильным оно себя ни выставляло.

Есть один особый случай, можно считать фантастический, когда «отвоевавшийся» в Великую Отечественную легендарный флотоводец XVIII столетия Федор Федорович Ушаков (введены были его именные орден и медаль для особо отличившихся моряков) спустя всего полвека снова был потревожен. На сей раз по ходатайству одного человека.

Этот человек – Валерий Николаевич Ганичев, историк, писатель, просветитель, патриот, христианин. В 1995 году он обратился к патриарху Алексию II с просьбой рассмотреть вопрос о причислении Ф.Ф.Ушакова к лику святых Русской православной церкви. Обращение было столь неожиданным, из ряда вон, что требовало серьезных обоснований. За ними дело не стало, ратные и духовные подвиги Ушакова, несмотря на давние времена, не удалось похоронить: ярко победоносная батальная служба на море без единого поражения в сорока сражениях с приращением России новых рубежей, слуга царю (и императрице), отец солдатам, отданная молитвенному служению и щедрой благотворительности жизнь после ухода в отставку подле Санаксарского монастыря на границе Тамбовской губернии и Мордовии и явленные чудеса на месте упокоения. Росс непобедимый и Росс боголюбивый – через пять лет после обращения к патриарху Русская церковь приняла решение о дальнейшей судьбе адмирала Российского флота Фёдора Ушакова, и он стал еще и Россом святочтимым.

Он стал третьим святым нашего воинства – рядом с Александром Невским и Дмитрием Донским, несущими теперь бок о бок вечную небесную службу по охране России. Таким ходатаям за нас доверять можно.

Но ведь этот почти неправдоподобный случай, который надолго, а скорей всего навсегда, останется уникальным, это неземное возвышение своего героя – тоже есть подвиг, и совсем не рядовой, Валерия Ганичева. Написать два блестящих исторических романа, словно бы под один запал, о «временах Очакова и покоренья Крыма» («Ушаков» и «Росс непобедимый») о продвижении Новороссии при Екатерине до самого Черного моря и утверждении господства и на море тоже, да представить эти книги русскому обществу в самую позорную годину нашей истории, когда по пьяной прихоти случайного и дурноватого самодержца эти земли, и не только эти, раздаривались направо и налево.

Третий крупный и не столько злободневный, сколько укорный роман под названием «Тульский энциклопедист», это «историческое повествование со взглядом в день нынешний о писателе, ученом, мыслителе, поэте, исследователе, врачевателе, садов насаждателе Андрее Тимофеевиче Болотове, жившем в XVIII–XIX веках», кстати, пришлось на то же время нашего государственного, национального и гражданского оскудения. «Дело делатели», украшавшие и обогащавшие отечество, с богатырскими, как у Болотова, талантами и силами, к этой поре переродились в грабителей с большой дороги, растаскивающих то, что наживалось веками.

Надо бы оговариваться: не все, не все... Ну, конечно, не все, но прежде-то на виду были радетели и приумножатели, а теперь вот эти... их не устыдить и не воодушевить ни судьбой Болотова, ни направлением жизни русского купечества всего XIX века...

Но ведь и книги о славных не для них пишутся.

И не оттого ли Валерий Ганичев выбирает героев крупного, завидного масштаба, что и сам той же породы?

Из всех служений, из всех талантов, свойственных Валерию Николаевичу, больше всего в нем проявился по потребности времени талант просветителя. Слово это как бы за ненадобностью теперь совершенно забыто, а ведь еще совсем недавно и самое первое в государстве по значимости министерство так и называлось: просвещения и образования. Но первой строкой – просвещения. И пусть оно в глубины исторической России опускалось весьма осторожно, но ведь было, было и служило воспитанию младого поколения добросовестно. А нынешнее образование без просвещения – это как техническая обработка по любому образцу. Что закажут други или недруги, то и исполним.

При коммунизме В.Ганичев работал в ЦК комсомола, затем директором издательства «Молодая гвардия», затем главным редактором «Комсомольской правды», еще главным редактором «Роман-газеты». Может показаться, что это все ступени вниз, и в служебном положении, вероятно, так и считалось. Но в действительности вышло, что он как опытный учитель и наставник, умело обходя тайные и явные запреты и руководясь не карьерой, а отечественными потребностями, провел весь курс гражданского и патриотического воспитания сверху донизу.

Именно так: по сложившимся обстоятельствам сверху донизу. Десять лет бессменно в издательстве «Молодая гвардия», которое в те годы первым открыло двери молодым провинциальным писателям. Страна тогда читала жадно и ненасытно, и русский человек впервые после Отечественной войны и полета Гагарина вновь осознал себя русским. В 1980 году он пошел на Поле Куликово, а еще за десятилетие до того открылись ему имена Бунина, Шукшина, Астафьева, Абрамова, Евгения Носова, Василия Белова, Юрия Казакова... Этот ряд тогдашнего необычайно урожайного времени можно продолжать и продолжать, в поэзии он ничуть не меньше, но ведь читатели старшего и даже среднего поколения, должно быть, его не забыли. Сколько ни издевались над «деревенской прозой» бывалые законодатели вкусов, а вынуждены были ее признать.

Моя «Матера» первым изданием вышла тоже в «Молодой гвардии». И хотя она прошла уже журнальную публикацию, на Старой площади на нее косились, и только решительность директора издательства и его умение отстаивать свою позицию спасли тогда мою книгу. Помню, я пришел в издательство, когда был готов сигнальный экземпляр, и мы долго, как часа не два ли, отмечали это событие разливанным чаем и Валерий Николаевич радовался этой победе больше меня: уж он-то знал, как она досталась.

Это сейчас мы в одном возрасте, а в ту пору разница в четыре года, если не забывать еще положение и опытность Валерия Николаевича, казалась значительной. Но он не однажды находил время пригласить к себе – реже в рабочий кабинет, а чаще домой – и с Виктором Потаниным и Виктором Лихоносовым, и с Василием Беловым и Владимиром Крупиным. Это всегда были дружеские встречи единомышленников, мне они запомнились еще и тем, с каким многознанием и тактом давал он нам, провинциалам, уроки «ориентации на местности».

О своей работе в «Комсомольской правде» Ганичев рассказал в воспоминаниях, которые опубликованы. Газета была популярной не только в молодежной среде, там собрались талантливые журналисты, но по выступавшему тогда всё откровенней либеральном духу она становилась все более клановой. С приходом нового редактора на глазах стала меняться, словно Поле Куликово прошлось и по ней. К сожалению, ненадолго. Нет ничего труднее, как возвращать к нравственности загулявшую дщерь, даже и с комсомольским значком. У газеты нашлись сильные покровители, и она больше не отступала от своих увлечений. Теперь, с высоты нашего времени, тот либеральный дух газеты до Ганичева и недолго после него нужно принимать за принципиальность, за позицию пусть и с чужим душком – в сравнении с тем, в какую помойку она превратилась сейчас, ядовито сохраняя свое комсомольское имя.

И последнее служение перед распадом страны – издание «Роман-газеты». Книги «Молодой гвардии» широко расходились по всему Союзу, а обращение авторов к народной судьбе и правде, наступление в течение трех десятилетий «золотого века» русской литературы, а вослед русской и национальных тоже, искренность, мастерство и мужество писателей как свидетелей и летописцев эпохи, их нутряная чувствительность предстоящих перемен – все это вызывало особый и огромный интерес к литературе. Но до глухих совсем уголков, где бездорожье и безвластие, книги могли не доходить. Эту нишу почти повсеместно заполняла «Роман-газета». Еще со времен Горького чрезвычайно популярная, при Ганичеве и Геннадии Гусеве с миллионными тиражами, она беспрепятственно оказывалась и в охотничьих зимовьях, и в погибающих деревнях, и на кораблях дальнего плавания, и в деревенских библиотеках, и в семейных до сих пор берегутся и читаются подшивки «Роман-газеты» того времени. Просится повторить: это единственное, что нам не изменило. Хотя и не единственное, конечно. Но так «личит» это скромное, в мягкой «крестьянской» обложке недорогое издание характеру и вкусу нашего необразованного на чужой манер окраинного поселянина, который никогда ни за какие пряники не примет несусветную дурь телевидения, а в последнее время и радио – так много эти тетрадочки значат в его душевном строе, что и объяснить нельзя.

Последняя издательская страда Валерия Николаевича уже в настоящем времени – «Роман-журнал. XXI век», путеводитель русской литературы, совместное издание Союза писателей России и Всемирного русского народного собора.

Союз писателей России Ганичев возглавил в самые тяжелые годы, когда после развала прежней страны все по ее судьбе распадалось на части. Новая власть отказала в поддержке творческим организациям, многие издательства, особенно областные, приказали долго жить, многие литераторы, в том числе и талантливые, зачехлили перья и пошли в сторожа, в уборщики, на поденщину. Скоропостижно обнищавший народ перестал читать, новая жизнь к тому не располагала. У Союза писателей России, от которого отпал Союз российских писателей (по национальному признаку и творческим разногласиям) московская власть попыталась штурмом отнять особняк на Комсомольском проспекте. Не получилось. Тогда от боевых действий перешли к экономической блокаде, которая не прекращается по сей день.

В.Ганичев был избран председателем правления СП России в 1994 году. «Сплошная черная дыра», – вспоминал он позже о доставшемся ему поле деятельности. «Сплошной черной дырой» была тогда вся Россия, а уж что говорить о непослушных литераторах, не согласных с новым режимом? А если не согласны они, легче утвердиться в своей позиции и их, как стали говорить, «электорату», недавним многочисленным читателям.

Самые ходовые, самые почитаемые слова у Валерия Николаевича – державник, государственник. Будучи и сам державником, он видел, понимал, что не в ельцинской Москве их надо искать, а на российских просторах. Россия-матушка, издавна более самостоятельная, ученая-переученая всякой властью и всякими веяниями, быстрее пришла в чувства от напущенных на нее свобод. Там и там стали появляться воистину столпы не заемного, не купленного, а самодержавного порядка. К ним и пошел за поддержкой только что заступивший на должность писательского батьки Валерий Николаевич. «Наверное, многие помнят, как на Курском вокзале в октябре 1994 года, – вспоминал и он через пять лет, – обнимались, целовались, а порой и плакали русские писатели, многие месяцы, а то и годы не видевшие друг друга, не знавшие о своей будущей писательской судьбе. За нами тогда была распавшаяся страна... Мы ехали в Орел».

А через десять лет там же, в Орле, состоялся съезд писателей России уже с другим, более бодрым настроением.

На пленум в Якутск в 1995 году прилетели с Большой земли полторы сотни литераторов. Такого десанта нашего брата здесь не случалось и в благополучные времена. Затем Омск, Петербург, Кубань – и всюду встречи в огромных залах, новое породнение с читателем, обретение уверенности с обеих сторон.

Вся эта огромная и по сию пору продолжающаяся работа носила и носит оздоровительный, общеукрепляющий характер. В первые годы, прежде всего, для писателей и литературы – учреждение премий, областных, республиканских и российских, оживление старых и появление новых журналов и издательств. Но это одновременно была работа и по укреплению государства, Отечества, замененного в 90-е годы режимом: поддержка армии (пленум в 2000-м году в Чечне по приглашению командования); в 2001-м столетний юбилей Транссиба и рабоче-праздничная поездка большой и именитой писательской группы во главе, конечно, с председателем на спецпоезде от Москвы до Владивостока и обратно, с десятками митингов на больших и малых станциях и нескончаемым воодушевлением. А по возвращении «Дорожник», дневник этой поездки и история Транссиба, в путевом и одновременно торжественном слове В.Ганичева.

А разве не государева это служба, не отеческое попечение – «стояние» за русский язык и русскую культуру, начатое еще в 1994 году на одной из первых соборных встреч (Всемирного русского народного собора)? И пусть результаты этого «стояния» невелики, а внешне и вовсе никакие, но ведь кроме внешних есть еще и внутренние движения и перемены, и вот там-то, в народе и обществе, правда наша наверняка принялась.

75 лет Валерию Николаевичу. Немало, даже много, если не знать его. А зная, приходится удивляться: он работает, ездит, пишет, вновь и вновь находит себе службу ничуть не меньше, чем десять и двадцать лет назад. Вспоминаются слова великого хирурга и гражданина, недавно скончавшегося моего земляка Федора Григорьевича Углова, который и в столетнем возрасте продолжал долгими часами стоять за операционным столом. Секрет человеческого долголетия он объяснял так: не пить и не курить. «А еще?» – добивались от него. – «А еще неустанная работа и чистая совесть».

Вот и Валерия Николаевича в спасительную неустанную работу запрягла Россия, ее накренившаяся судьба.

И чистую совесть в пору ее гонений в него вложила она же.

Валентин Распутин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"