На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Про русское дело

О ныне забытом русском публицисте Сергее Федоровиче Шарапове

Сергей Федорович Шарапов

"Мы прочищаем дорогу кумиру своему, несем его на плечах, а других и знать не хотим..." - справедливо замечал Петр Вяземский. К тем, кого знать не хотим, относится и Сергей Федорович Шарапов (1855-1911) - крупный писатель-публицист, общественный деятель, сельский хозяин. Личность огромного масштаба, знаменовавшая собой целый срез русской общественной мысли и настроений, но исключенная из нашей исторической памяти.

Все, чего удостоился этот человек от потомков, - несколько штампов вроде "реакционный журналист". Оно и понятно, если сам Ленин хозяйственно-экономические взгляды Шарапова нарек "перлами народнического прожектерства" да пару раз лягнул, как всякого монархиста, за "черносотенство". Тем и свершен был "суд истории". Человека на родине забыли почти на век. Лишь в эмиграции поминали порой добрым словом (Сергей Палеолог, Николай Рклицкий)...

Сергей Федорович по окончании 2-й Московской военной гимназии и Николаевского инженерного училища отправился на войну в Боснию и Герцеговину. Вернувшись, вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в родовом имении на Смоленщине. Дело вел основательно, изобретательно, образцово. Столкнувшись при этом вплотную с несовершенством русских порядков, пробовал себя в политике, но безуспешно. Затем судьба забросила его в публицистику и, по его словам, "поставила в самый центр национальной мысли и работы - в Москву". Близко сошелся с Иваном Аксаковым, сотрудничал у него в "Руси". После смерти учителя, каковым стал для Шарапова великий славянофил, молодой журналист печатался в "Новом Времени", других газетах, а с 1886 года начал издавать свое - "Русское Дело". Через четыре года за резкость критики правительства газету закрыли. "Перегруппировав силы", Сергей Федорович создал еженедельную газету "Русский Труд" (1897-1902 с перерывами), которую постигла та же участь, сменившая его "Русская Беседа" тоже не выжила. Тогда появился "Мой Дневник" - толстые публицистические брошюры. Но и это название пришлось по цензурным соображениям упрятать внутрь, а на обложку выносить нейтральные заголовки: "Сугробы", "Тучи", "Ледоход", "Оттепель" и др. В 1905-м па два года возобновилось "Русское Дело". Лебединой песней публициста стали маленькие ежемесячные журналы "Свидетель" и "Пахарь". "Тон его статей часто бывал резок, но все работы дышали искренностью и желанием роста и крепости России", - вспоминал один из читателей.

Из-под пера Шарапова выходили и многочисленные отдельные работы экономического и политического характера ("Бумажный рубль. Его теория и практика", "По русским хозяйствам", "Финансовое возрождение России", "Государственная роспись", "Самодержавие и самоуправление", "Опыт политической программы", "Социализм как религия ненависти" и др.), романы, комедии, переводы.

Деятельность Шарапова этим далеко не ограничивалась. Он продолжал хозяйствовать, пытался широко поставить дело производства плугов нового типа, создав акционерное общество "Пахарь". Проповедуя свои идеи, устраивал выставки, съезды, ездил по губерниям, выступал в многочисленных тогда обществах и собраниях.

Важна и показательна профессиональная позиция публициста. Он боготворил "кафедру" публицистики, говоря, что каждый, с нее вещающий, должен обладать "полной гармонией духовного инвентаря", полагал что даже великий талант "обязан стоять на службе у ясного, во всех главных основах устоявшегося мировоззрения, в котором пополняются только детали". Главной задачей русского публициста наш герой считал привлечение к своим идеям внимания Верховной власти, когда каждая строка получает вес и значение (идеальным считал тип, сочетающий нравственную высоту Аксакова и "диктат мысли" Каткова). Сергей Федорович принципиально и по природе своей не мог говорить "просто так", не предлагая выхода из критического положения, ибо желал своим идеям "торжества прежде всего практического".

Основные взгляды Шарапова нашли отражение в его (напечатанной в 1907 г.) оригинальной политической фантазии "Диктатор" (имевшей продолжением "Иванов 16-й и Соколов 18-й" и "У очага хищений"), представлявшей, по определению автора, "особый род политической проповеди, в художественных образах". (Известный общественный деятель Михаил Бочаров, взяв за основу это произведение, написал своего "Диктатора", жаль только об авторе первоисточника толком там ничего не сказано.) Исходная точка социальной конструкции Шарапова - восстановление царского самодержавия на здоровых, прочных, соответствующих истории и духу народа началах. Организация государственной власти при строгом отделении дел общегосударственных отдел местных, земских. Переход "от низшего и отжившего типа централизованного полицейского государства к высшему типу - Самодержавно-Царского-Земского". (Это произведение вызвало негодование правящих кругов.)

В бюрократии видел писатель главный камень преткновения. Вот шараповские строки от 1899 года:

"Наша бюрократия сделала все, чтобы скомпрометировать и сделать всем ненавистным наш чудный и светлый исторический принцип - самодержавие. Еще немного - и она этот принцип сделает невозможным, неудержимым. Тогда явится "конституция", как акт отчаяния, начнется парламентаризм... Мирная земская Россия станет ареною политической борьбы, ненависти, лжи и кровавых насилий. Никто не будет в состоянии разобраться, где и в чем беда..."

Конечно, голос Шарапова "наверху" слышали. Однажды его принял государь. Неоднократно писатель встречался с Витте, Горемыкиным, Столыпиным (они, особенно Витте, служили постоянными "мишенями" для публициста). Но эти контакты были бесплодны. Более того, Витте хитроумно отомстил, создав ситуацию, в которой репутация независимого трибуна пошатнулась. А именно ею Сергей Федорович особенно дорожил. Он не терпел беспринципности, не желал угождать. Отстаивая свою правоту, обострял отношения даже с теми, кого искренне ценил (например, с Михаилом Меньшиковым, которого считал выдающимся публицистом).

Как-то Шарапов признался:

"Редко кого так травили в одной части печати и замалчивали в другой, как меня. Редко кто из писателей имел при такой долгой и интенсивной работе так мало материального успеха..."

Скончался Сергей Федорович 26 июня (ст. ст.) в Петербурге. Ему было едва за 55. Похоронили Шарапова в родной Сосновке, Вяземского района, Смоленской губернии. Знавший покойного К. Медведский писал: "Загробным утешением Сергею Федоровичу могла бы послужить мысль, что ни один русский талант не прожил без своей трагедии. Столько талантов затерли, затоптали, затравили..."

Осталось нетронутым огромное шараповское наследие. Лишь сегодня отдельные его стороны оказались в поле зрения некоторых ученых.

И. Домнин


 
Ссылки по теме:
 

  • Раздел "Политика, экономика, общество" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"