На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Что значит быть русским

и любить Россию?

Время от времени, когда отступают срочные дела и появляется возможность задуматься, кто ты и в какой стране живешь, то ответ, на первый взгляд, очевиден: «я русский и живу в России». Но, на самом деле, не все так просто: когда спрашиваешь собеседника, кто он по национальности, и получаешь ответ: «русский», то, стараясь ответить в унисон собеседнику, отвечаешь: «а я украинский».

Действительно, этимологически слово «русский» – это ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, в отличие от названий других этносов, которые являются существительными, например: американец, англичанин, француз, китаец и т.д. Слово «русский» обозначает, прежде всего, КАЧЕСТВО внутреннего мира человека, его принадлежность к Русской цивилизации, а не национальную принадлежность. (В скобках замечу, что такая этимология имеет и исторические корни: русы, объединившие восточнославянские племена, славянами, как доподлинно известно, не были. По мнению ряда ученых-историков, они были древнегерманским племенем, родственным ругам; слово же «варяг» обозначает не принадлежность к какому-либо этносу, а «профессию». Словом «русские» стали обозначать все объединенные русами этносы, а это были не только восточнославянские племена, но и чуть позже принявшие Православие многие печенеги, половцы и представители других народов). Так вот, быть русским – значит, прежде всего, быть православным (т.к. русские ни минуты за свою тысячелетнюю историю неправославными не были), а также знать русский язык (ибо для понимания сути Русской цивилизации язык знать нужно) и, конечно же, быть патриотом своего Отечества. Русские – это «надэтнос» или, в латинской терминологии, «суперэтнос». Любой православный – говорящий по-русски и живущий категориями Русского мира – якут, коми, чуваш и т.д. (о белорусах и малороссах даже не говорю) может сказать: «Этнически я якут (коми, чуваш и т.д. и т.д.), но я русский». И никакого противоречия здесь не будет, ибо, будучи якутом (коми, чувашом), он вместе с тем является русским, т.е. соотносит себя с Русской цивилизацией, Русской культурой.

Лингвистически вся проблема заключается в том, что смысл ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО «русский» с течением времени (на протяжении веков, но особенно в XX веке) «замылился» в нашем сознании. Я бы, например, почитаемого нами стопроцентного американца Серафима Роуза спокойно назвал русским. Воистину он был русским куда более, нежели многие из тех, кто ныне называют себя таковыми и при этом пьют, матерятся, изгоняют и избивают людей лишь за то, что они не славянской внешности. А ведь русский человек исстари отличался любовью и состраданием к другим народам, готовностью помогать им, молиться за них.

Именно по этой, единственной причине всем народам, живущим в России, живется относительно спокойно только до тех самых пор, пока государствообразующий этнос сохраняет свое лидирующее положение в структуре демографического состояния населения страны. Но это ненадолго, еще максимум лет на десять, потом Россия может повторить судьбу Византии. И что же? Что же надо делать? За этим извечным русским вопросом чаще всего следует другой: «Кто виноват?» На этот вопрос приходится дать ответ: прежде всего, мы сами.

Сколько детей рождает среднестатистическая русская семья? Одного, реже двух, еще реже трех. Если больше, то это крайне редко, это уже многодетная семья. Нужно в корне изменить отношение к рождению ребенка. Чтобы государствообразующий этнос сохранился хотя бы в нынешнем виде, надо, чтобы в каждой семье рождалось семь-восемь детей. Более того, необходимо всем и навсегда понять, что жизнь ребенка начинается не с момента рождения, как это закреплено в настоящее время в законе, а с момента его зачатия. Если это важное положение закрепить в Уголовном Кодексе России, то аборт станет уголовным преступлением, каковым он, по сути, и является.

К этому шагу надо безотлагательно готовиться. Нужно ввести запрет на массовую демонстрацию фильмов, рекламы, телепередач эротического и порнографического содержания. Целомудрие должно стать поощряемым образцом поведения для всего населения страны, в первую очередь, для молодежи.

Эти требования не какая-то новация, а обычная норма жизни православных семей на протяжении многих столетий существования нашего Отечества. Православная культура впитывалась с молоком матери. Эту практику, эту норму жизни надо вспомнить и возродить. Иначе нас ожидает деградация личности и общества и, как результат, распад страны. Только через православно воспитанных детей в семье можно радикально снизить атеистическую составляющую образовательного процесса в школе и значительно улучшить нравственную атмосферу среди детей и подростков, а через них и всего населения.

Уже сейчас можно реально изменить ситуацию, если каждый даст себе ответ, любит ли он Россию. А ответить на этот вопрос несложно. Если Вы оскверняете свои уста произношением нецензурных слов – Вы не любите Россию. Если Вы берете взятки – Вы не любите Россию. Если Вы убиваете своих нерожденных детей – Вы не любите Россию. Если Вы уклоняетесь от службы в Армии – Вы не любите Россию. Если Вы не знаете свою культуру – Вы не любите Россию. Если Вы не любите Россию – Вы   не патриот России. Вы можете и не быть русским и все-таки любить Россию. Но если Вы не любите Россию, то Вы и не русский.

Так ли это на самом деле? А если человек родился и воспитывался в такой дрянной атмосфере, что грязные глаголы и существительные, наречия и междометия, впитавшиеся в его ум и душу с малолетства, настолько вплетены в его разговорную речь, что он просто не понимает и не воспринимает исконно русской, неповторимо красивой, выросшей из церковнославянского корня речи. Тем не менее, он будет ударять себя кулачищем в грудь, пытаясь доказать, что вот он-то и есть русский, вот он-то и любит Россию и что его нецензурная речь как раз и служит доказательством его русскости. Это как же надо было исказить и изуродовать душу русского человека, чтобы он свое сквернословие почитал за неотъемлемое национальное свойство!

А ведь Россия – это Дом Богородицы и от всякого, кто оскверняет этот Дом нецензурными словами, Пресвятая Богородица отнимает свой Покров, и он становится незащищенным от нападения злых сил, зачастую при этом лишаясь простого здравомыслия. Когда же человек теряет разум, это трагедия для него самого и его близких. Когда то же самое происходит с должностным лицом, чиновник он или офицер – страдают также и те, кто находится под его властью. Более того, если должностное лицо допускает в своей речи грязные слова – он должен немедленно изгоняться с занимаемой должности. Как мы очищаем свою одежду от случайной грязи, так власть должна очищать себя от тех, кто погряз в сквернословии, коррупции и других неблаговидных поступках. Способность к такому самоочищению – признак нравственного здоровья власти, ее искреннего, а не демагогического стремления служить народу. Только нравственно здоровые люди, стоящие у власти, способны сохранить и приумножить величие России, оградить русского человека от нравственного унижения, одичания и вымирания.

Оказывается, любить Россию очень трудно, любить ее – сродни подвигу, прежде всего внутреннему. Надо попытаться победить себя в себе, победить свои страсти, победить свои греховные привычки. Надо сделать так, чтобы не мы зависели от телевизионных программ, а они зависели от нашего выбора. Если демонстрируются непристойности, нельзя задерживать на них взгляд, а надо выключить телевизор со словами «Господи, помилуй», «Господи, прости». Если мы все будем так поступать, то и программы телевидения изменятся. Суббота для человека, а не человек для субботы и, уж тем более, для телевизора.

Именно в таких мелочах обретает человек духовный стержень – любовь, которая подвигает его к   жертвенному служению ближнему и Отечеству. Примеров такой любви много и в наши дни. Достаточно вспомнить о подвиге 6-й роты псковских десантников, которые почти все полегли, но выстояли, не потеряв свои души для Царства Небесного.

Как нам известно из многих источников информации, 28 февраля 2000 года в Чечне, на перевале Улус-Кертом, рота десантников приняла сражение с отрядом боевиков. На каждого десантника приходилось по 20 (а по некоторым данным 25) боевиков. Десантники не дрогнули, а хладнокровно приняли жестокий бой. Силы были неравны, но Русские ребята выстояли! Александр Доставалов, руководя ротой ВДВ, героически погиб в бою. В ту ночь он был вместе с 4-й ротой, которая незамедлительно рванулась в бой спасать десантников из 6-й роты. Дважды Доставалов со взводом десантников не мог пробиться к родной 6-й роте, но к утру они прорвали кольцо чеченских бандитов и вышли на помощь к остаткам 6-й роты. Во время прорыва Доставалов уже был тяжело ранен, но не бросил ребят, продолжая мужественно сражаться. И погиб как герой, спасая раненого солдата.

Лейтенант Димитрий Кожемякин командовал разведчиками на восточном скате высоты, прикрывая фланг 6-й роты. Разведчики отбили четыре лавинные атаки боевиков. Бандиты планировали смять группу Кожемякина, ударить по флангу и сбить десантников с высоты. Но выше гор могут быть только герои: десантники оставались стоять на высоте. Последняя атака оказалась последней и для лейтенанта Кожемякина. Он прикрыл своим телом раненого разведчика и принял вместо него вражескую пулю.
Когда кончились патроны, десантники пошли врукопашную. И тогда бандиты поняли, чего стоит Русский солдат. Героически погибли 84 десантника, но не предали и не продали свое Отечество, а выстояли, обретя вечную жизнь в Царстве Небесном.  Из всей 6-й роты в живых осталось шесть человек. Но рота жива, она останется в нашей памяти навечно. Ребята доказали, что не только во времена великих побед Суворова, Ушакова, Скобелева, но и в наши дни нет той силы, которая могла бы победить Русского солдата!

Великий князь Константин Константинович Романов («К.Р.») –   незаурядный поэт, драматург, переводчик, трое из детей которого – сыновья Иоанн, Константин, Игорь – были убиты в Алапаевске вместе со святой преподобномученицей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной, так писал о русском человеке и России: «Я русский человек, настолько русский, что даже природа говорит со мной на русском языке. Это небо, вечное и бескрайнее, как русская душа, как русская история, я смотрю в него, и вечные вопросы приходят в голову: кто я, зачем пришел на эту землю, к чему стремится моя душа? Эти вопросы мучают и тревожат меня. Ответ всегда один –     я русский. Так просто и так сложно. Достаточно ли говорить по-русски и жить в России, чтобы называть себя по праву русским человеком? Многие считают, что достаточно, и эти многие сегодня говорят о своей любви к России, но жизнь их и душевные силы расходуются на пустые дела и низкие страсти. Неужели и я вот так же бесполезно проживу отпущенные мне Господом краткие годы земного существования, пройду, не оставлю ни светлого следа, ни доброй памяти? Чувство стыда, бессильного возмущения и отчаяния охватывает меня. Что спасает мою смятенную душу в такие горькие минуты, что дает мне силы жить и трудиться во благо России –   история моей страны. Быть русским – значит иметь единственной целью, единственным стремлением души –   благо России, ее величие и славу. Любить Родину –   значит дорожить своей историей, очищать ее от искажения и клеветы, свято хранить для будущих поколений, потому что великая Русская история –   главная наша ценность, главная опора, без нее мы пропадем. Не проста и трагична Русская история. Каждое новое поколение трактует события прошлого, исходя из интересов преходящих, сиюминутных, искажаются целые периоды Русской истории и предаются забвению великие русские люди, те, кто жил до нас, кто трудился и оставил нам плоды трудов своих –   бесценное наследие, основа нашего государства. Образы великих россиян выходят из тьмы веков и протягивают нам руку помощи, направляют по тому единственному и верному пути, по которому мы все, может быть, сделали лишь один шаг, но и это должно наполнять нас гордостью и уверенностью, что жизнь наша не будет пустой и напрасной, и что все силы мы отдадим служению великой России».

Так любите ли Вы Россию?

Протоиерей Александр Шестак


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"