На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Национальная идея  
Версия для печати

Строили коммунизм, а построили Россию

Выступление на секции XХII Всемирного Русского Народного Собора «Литература подвига — залог единства народов»

Когда мне предложили написать к столетию ВЛКСМ книгу «… но чтоб не обычный свод имен, дат, орденов Комсомола, цитат – а в твоем «перезагрузочном» стиле» – я заново перебрал список своих бесед. Отправной точкой стала малоизвестная оценка роли комсомола в Великой Отечественной войне, переданная в 1972г маршалом Г.К. Жуковым Валерию Николаевичу Ганичеву, в то время директору издательства «Молодая гвардия». Маршал был в опале, но потому – более волен в оценках, не связан выверенными тезисами. И как рассказал мне В.Н. Ганичев, «Свой главный вопрос Маршалу Победы я тогда всё ж задал:

Георгий Константинович, так почему мы все же победили?

Члены делегации навестившей Маршала Победы были от постановки вопроса в ужасе: «Что значит – почему?» Да еще с такой приставкой: «всё же»! Возможный ответ тогда был один, утвержден заранее: «Руководящая роль партии. Передовой социалистический строй»…

Но Жуков тогда задумался, очень надолго… наконец ответил:

Да… вопрос! Действительно, почему? Немецкие генералы – лучшие. Мы у них учились. Прусские офицеры – военная косточка, каста отборная. Немецкий солдат приучен воевать и побеждать… Но мы победили… потому что у нас был хороший, идейный молодой солдат!»

Маршал имел ввиду молодой рядовой-сержантский состав нашей армии, в большинстве воспитанников комсомола, насчитывавшего в 1940г – 10,3 млн человек…

А рассказывая об Ударных комсомольских стройках, Студенческих Строительных Отрядах вспомнил давнюю беседу с философом Александром Зиновьевым, его знаменитую констатацию: «Це­ли­лись в ком­му­низм, а попали в Россию». Так сокрушенно он выразил итог долгой антисоветской борьбы некоторых сограждан и, до момента прозрения в эмиграции, своей в том числе. Помню, как беседуя с настоящим философом и сам становишься «микро-Сократом, толичку Платоном», настраиваешься на философское: «познай себя». И вместо подбора какого-нибудь лихого вопроса: «А с тем прицелом-выстрелом по коммунизму: вышел недолёт или перелёт?» – задумываешься. Как трудно бывало порой отделить одну «цель» от другой.

Ведь нельзя было обойти и критику тех строек, «трудовых вахт». Например, Егор Гайдар: «Байкало-Амурская магистраль – характерный пример социалистической «стройки века». Дорогой, масштабный, романтический. Подкреплённый всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный».

Доказывать, что БАМ ныне – столп страны, кормилец, в том числе Москвы со всеми населяющими её экспертами, политологами… сегодня уже наивно, слишком легкодоступный факт. Знакомые студенты МИИТа 1970-х строившие БАМ, сегодня разрабатывают и реализуют на его основе план «Восточный полигон», один из главных экономических моторов России 21 века.

В принципе понятно: критикам не нравился комсомольский, коммунистический антураж, «красные знамена» над теми стройками… Если Днепрогэс, БАМ подавались как «шаги к победе коммунизма», а её, как известно, не случилось, то – «абсолютно бессмысленно». Тут мне и вспомнилась теза Зиновьева. Переиначив её: «Строили коммунизм, а построили Россию» – я получил некую логическую закольцованность с исходником. Так и назвал главу своей книги.

Поправка: география тех Строек охватила не только Россию – все 15 республик В Средней Азии: гигантские ГЭС, Канал им.Ленина, зазеленевшая Ферганская долина. Прибалтика (Ново-Таллиннский порт), Украина (практически вся), Грузия, Азербайджан, Армения… Какие бы лозунги, портреты там не развешивали на стенах, сами стены до сих пор: «Made in USSSR», так что цельтесь точнее!

Лично побеседовать мне довелось с участниками двух крупнейших комсомольских строек – выстроивших современную Россию. Север Западной Сибири («Тюменский Север») – стал сырьевой и финансовой* опорой социалистического лагеря, «Варшавского договора», СССР, сегодня – Российской Федерации. Здешние примерно 500 нефтяных, газонефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений, содержат 73% текущих разведанных запасов нефти России, 60% всего сырьевого потенциала России.

Без сибирского нефтегаза, сегодня многие весьма успешные москвичи: журналисты, политики, политологи, аналитики, маркетологи… оказались бы – в той же Молдавии, с топорами, лопатами и метлами в руках… в Нью-Йорке – за «баранкой» таксомотора.

В Тобольске, где когда-то собирался, сортировался, хранился Ясак всей Сибири (пушнина, треть государственного бюджета и главный экспортный товар России), был построен, в том числе Аркадием Елфимовым, впоследствии главой города, ныне крупным издателем – Тобольский нефтехимический комбинат – крупнейший в мире комплекс по переработке углеводородов (суммарная мощность газофракционирующих установок сегодня 6,6 млн. тонн в год)…

Геннадий Иосифович Шмаль первый секретарь Тюменского обкома ВЛКСМ, Юрий Константинович Шафраник впоследствии министр топлива и энергетики РФ – из поколения комсомольцев строителей «Тюменского Севера».

В истории было два сравнимых по масштабу «нефтяных бума»: в США и странах Персидского залива. Но западносибирский проходил в неизмеримо более сложных природных и климатических условиях и в более сжатые сроки. Абсолютно несравнимой была и логистика. Броски магистральных нефтепроводов "Дружба" и "Дружба-2", газопровода Уренгой-Помары-Ужгород подали западносибирские углеводороды в Европу.

Сибирские морозы, летние тучи гнуса, тысячекилометровые болота, жизнь в балках и землянках. Молодежь приезжала из республик Поволжья, Северного Кавказа, из Азербайджан, традиционных районов нефтедобычи, и из областей, где о нефти едва слыхали. Не выдержав уникально тяжелых условий, уезжал каждый третий, но оставшиеся выполнили сверхзадачу страны. Составили особую касту строителей, нефтедобытчиков. Начальниками управлений становились люди 25-27 лет, управляющими трестами – в 30-35.Население Сургута менее, чем за два десятилетия выросло с 6 до 250 тысяч человек. Ноябрьска – с нуля до 100 тысяч.

 

Возвращаясь к гайдаро-охаянному БАМу нужно сказать о знаменитом Московском Институте Инженеров Транспорта, в прошлом – Императорском училище. Ныне это Российский Университет Транспорт, один из мировых лидеров транспортного образования.

Стройотряды МИИТа начали работу на БАМе в 1972году – за два года до того, как о нем узнала страна. Секретарь комитета ВЛКСМ МИИТа Борис Лёвин (ныне ректор) и командир стройотряда преподаватель МИИТа Эрнст Спиридонов – из самых первых его строителей. Удивительно, как в конце 1990-х, в период возрождения ВУЗа, пересеклись темы, комсомола, возрождения практики стройотрядов и… религии!

Летом 1997 г. по личной просьбе митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, ранее – выдающегося студента МИИТа был организован студенческий строительный отряд, который на добровольных началах принял участие в восстановлении Иосифо-Волоцкого монастыря. В развитие первой инициативы было сформировано еще шесть студенческих отрядов, общей численностью более двухсот человек, работавших на объектах Московской железной дороги, ремонте студенческих общежитий. В октябре 1997 года на совещании ректоров университетов железнодорожного транспорта по инициативе МИИТа была создана учебно-методическая комиссия МПС РФ по воспитательной работе, руководитель – профессор МИИТа А.А.Выгнанов. В течение нескольких месяцев удалось восстановить многие эффективные формы работы, накопленные комсомольскими организациями вузов.

МИИТ стал инициатором возрождения студенческих отрядов в России. Было направлено соответствующее обращение Правительство Москвы, и в 1999г по случаю 40-летия движения в Государственном киноконцертном зале «Россия» был проведён Всероссийский слет ССО.

Именно так трудами Митрополита Питирима, преподавателей МИИТа восстановилась важная форма воспитания студентов, и шире – преемственность поколений, строивших коммунизм, а построивших Россию.

 

* Одна из форм поддержки друзей по соцлагерю: поставляемую по нефтепроводам «Дружба», «Дружба-2» западносибирскую нефть они получали по самым «дружеским ценам» (рассчитываясь не валютой, а своими товарами) – и с правом перепродажи в Западную Европу.

Игорь Шумейко, писатель, историк


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"