На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Национальная идея  
Версия для печати

И будет жить в своем народе...

Памяти Александра Сидельникова

Русский кинорежиссер

и замечательный человек

Александр Васильевич Сидельников —

Саша. 7 апреля ему исполнилось 38 лег.

Убит по-бандитски подло — выстрелом

в спину. Это случилось в 7.50.

Он скончался через два или три часа

в Боткинской больнице.

Нас предупреждали, что на крышах

близлежащих зданий расположились

снайперы. Впрочем, бандит мог стрелять

из какого-то другого места...

 

 

АЛЕКСАНДР Сидельников вошел в русскую кинодокументалистику уверенно и твердо, сразу же заявив о себе как о мастере. Его фильмы «Компьютерные игры», «Преображение», «Полигон» и, наконец, последний — «Вологодский романс» можно вполне причислить к классическим произведениям русского документального кино. Он стал лауреатом многих международных кинофестивалей, в том числе и наиболее престижного — в Оберхаузене (ФРГ); его знали и ценили в Германии, Франции, США, Голландии.

Это был исключительно добрый и скромный человек, человек истинно православный, истинно русский. Он вышел из народа, создал несколько замечательных кинолент о нашей стране и нашем народе и растворился в нем.

...Который уже раз смотрю "Вологодский романс" и поражаюсь тому, как естественно и просто он рассказывает нам историю жизни русской души через песню, романс, через судьбы и творчество своих друзей — замечательного вологодского поэта Михаила Сопина, композиторов Константина Линка и Владимира Громова, русского певца из Аргентины Александра Севрюгина.

О Владимире Громове... Этот машинист электровоза, смею утверждать, — крупное явление русской культуры: его романсы на стихи Н. Рубцова и М.Сопина считаю просто выдающимися Ни одной пошлой фальшивой ноты, никакой банальщины.

«Чем на митингах из ног глухоту выбивать, — говорил Саша, — патриоты должны были бы пластинки Громова миллионными тиражами выпускать. Глядишь, дело бы с места и стронулось».

Песни и романсы Владимира Громова звучали во всех последних фильмах Саши, фильмах, посвященных Чернобылю и разорению русских деревень, истории и настоящему России. А «Вологодский романс» — бесспорно лучшая Сашина картина, оказалась просто провидческой.

На экране—разлившаяся, вышедшая из берегов Москва-река. Вода подошла уже к самой Кремлевской стене, толпятся на Васильевском спуске смятенные люди. Внезапно вода краснеет, и вот уже во весь экран Москва-река течет кровью, а в отдалении Храм Христа Спасителя. Это хроника 1918 года. Сашин фильм близится к концу, казалось, все caмое кроваво-трагическое, что произошло со всеми нами, — в прошлом, ведь армия не допустит кровопролития. И вдруг Кровавый закат, темень, заполняющая экран, колючая проволока, конвой, — последние минуты фильма.

 

Темнота, темнота. Я оcлen что со мной?

Заливает глаза мне багряной волной.

А вода холодна, холодна и красна,

И на тысячу лет подо мной глубина,

 

Он приехал в Москву теплым солнечным днем 3 октября и сразу же направился в Елоховский собор, где мы и договаривались накануне встретиться.

В тот день был молебен перед иконою Владимирской Божьей Матери.

...Мест в храме уже нет. Я стою на улице в первых рядах, встречающих Икону, Мимо меня протискиваются с помощью охранников Шумейко и Лужков, поблескивающий своим диковинным черепом. Шумейко бледен, осунулся.

Лишь после службы, к ужасу своему, узнаю, что Икону опять отправят под арест. Вот уже на выходе и ОМОН в два ряда караулит проход от собора до «рафика», на котором должны ее увезти обратно. Стоят, не снявши своих беретов: да и то, с чего им кланяться «арестованному»?

Саша бессильно машет рукой.

Уже сидя в гостях за обедом, мы узнали, что штурмом взята мэрия. Ограждения и техника, блокировавшие подступы к Дому Советов, сняты, и грудь переполняет восхитительное чувство свободы. Ура!

Мы, чуть было, не уехали в Останкино. И сколько я ни видел людей, садившихся в кузова «трофейных» грузовиков, ни у кого из них не было оружия.

Саша снимал и снимал. Никогда до сих пор я не видел вместе столько красивых и благородных, одухотворенных лиц, как в дни защиты Дома Советов.

Но уже совсем поздно стали прибывать из Останкино люди, рассказывавшие жуткие вещи. о сотнях жертв среди мирного народа, пришедшего к телецентру, — их расстреливали и охрана телецентра и подтянувшиеся БТРы. Это был сущий ад. И никому — ни женщинам, ни детям — не было пощады. Так начался новый этап конституционной реформы

Мы ушли ночевать к живущим поблизости от Дома Советов знакомым в четвертом часу утра, решив, что вернемся через два-три часа; мы просто валились с ног от пережитого и услышанного

Я проснулся в половине седьмого от звука стрельбы. Саша уже не спал. Все было кончено. Хозяйка дома села у дверей и сказала, что не выпустит из дома никого. Ее пятнадцатилетний сын, ходивший на разведку по омоновским тылам и приносивший в Дом Советов собранную информацию, все же переступил через просьбы и слезы матери и ушел в школу.

Несмотря на самые решительные протесты хозяйки, идем с камерой к Дому Советов. Стрельба то стихает, то вновь усиливается. Саша снимает. Перебежка, съемка, еще раз перебежка.

И вот мы уже перед решеткой, отгораживающей сквер перед Домом Советов. В сквере стоят два БТРа, перед одним из них лежит средних лет мужчина, а рядом ходит взад-вперед, не обращая никакого внимания на стрельбу, женщина,

Узнаем, что мужчина только что умер от разрыва сердца, а женщина — его жена, теперь уже вдова.

Огонь вновь усиливается, прячемся за угол дома. Здесь же человек семь-восемь молодых ребят.

«Дядя, — спрашивает один из них меня, — у тебя бутылка есть? Щас мы эту сволочь (он указывает на БТР, ведущий огонь по зданию ВС) спалим!».

Господи, и эти — московские Гавроши — здесь?

Саша весь погружен в себя, постоянно меняет позицию, выискивая, надо полагать, нечто наиболее существенное. Я ничего толком разобрать не могу: что-то горит, что-то чадит, сухие автоматные и пулеметные очереди.

Наконец Саша начинает съемку. Она длится долго, очень долго. «Саша, уходи, — кричу я ему. — Саша, уходи!!!». Место, где он снимает, простреливается со всех сторон. «Саша, уходи!» Он продолжает снимать. Хлопок выстрела — и Саша падает навзничь.

Мы бросаемся с ребятами к нему — он уже без сознания. Заносим Сашу в ближайший подъезд и пытаемся оказать ему первую помощь. Нет ножа, чтобы разодрать его нижнюю рубашку и перевязать рану. Крови мало. Задета шея, значит, вся кровь идет внутрь. «Ближе, ближе к батарее его, — командует один из парней. — На бок переворачивайте, осторожно!» Один из них, помоложе, плачет

«Срочно «скорую» вызывай!». Кто-то уже рванулся вверх по лестнице.—«Да, не сюда! Здесь телефоны отключены!».

«Брат, ты живой?» «Да живой он, живой, шок у него, видишь, пульс есть».

Саша без сознания.

Вбегает парнишка: «Скорую» вызвал, но она подъехать не может: баррикады!».

Баррикады у киноцентра, а нам надо еще пронести Сашу метров двести—триста. Хорошо, что рядом стоит машина с иностранным номером. Ее хозяин, вызванный на улицу, доставляет нас до дежурящей у киноцентра «скорой».

«Дядя! Дядя! Камеру забыл!» — кричит один из ребят

—«А как зовут товарища твоего?».

«Александр Васильевич Сидельников, режиссер студии «Леннаучфильм»...»

Они словно школьники, повторяют: «Александр Васильевич Сидельников... Александр Васильевич Сидельников».

Что бы я без них делал? Ничего бы я без них не сделал. Не уберег я Сашу...

В приемном покое Боткинской, после того, как я оформил соответствующие документы, пожилая сотрудница спросила: «Так что же нам, русским, теперь снова в подполье уходить?»

А вскоре узнал, что Саши уже нет в живых…

..Вновь и вновь приходят люди поклониться памяти защитников Дома Советов. Власть спешно ликвидирует следы содеянного—ремонтирует здание. Плакаты с ликами Спаса и богородицы, висевшие на стенах у центрального входа, сорваны. И это все после воплей власти о нечеловеческой сущности большевиков, уничтожавших храмы.

...На стонах стадиона, у которого погиб Саша, не смытая до сих пор надпись: «Здесь расстреляли русских».

...На месте, где стояли баррикады, — цветы и свечи. Мраморная плита. На ней изображен православный крест и подпись: «Вечная память защитникам Родины».

— Прощай, Саша. Помолись о нас.

Недавно узнал я, что в древний Синодик Старо-Симонова монастыря, который начинается именами героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби, недавно вписан среди «новопреставленных братии наших, в междоусобной брани убиенных» Александр — Саша.

Борис Куркин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"