На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Великой Победы пасхальная радость

XX Иринарховские чтения

7-8 февраля 2020 года в поселке Борисоглебский, где 408 лет назад преподобный Иринарх благословил князя Пожарского на освобождение Москвы, по благословлению и с участием митрополита Ярославского и Ростовского Вадима и епископа Переславского и Угличского Феоктиста проходили юбилейные XХ Всероссийские Иринарховские чтения. Они посвящены 1000-летию обретения нетленных мощей князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского, 300-летию введения института флотских иеромонахов… Главная тема Чтений «Великой Победы пасхальная радость» посвящена осмыслению подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.

С приветственным словом к участникам Иринарховских чтений обратился глава Борисоглебского района В.П. Попов, обращая внимание на мужество и героизм, проявленные Советским народом в годы Великой Отечественной войны, затронул тему истории Борисоглебского края и Ярославской области.

С напутственный словом к участникам обратился митрополит Ярославский и Ростовский Вадим:

«Тема чтений отзывается в сердце каждого нашего соотечественника. Годы Великой Отечественной войны – это время глубокой скорби всего нашего народа, но это также и время невероятных нравственных усилий и духовного преображения.

Со времени окончания Великой Отечественной войны минуло несколько поколений. Но память народа остается живой. Можно видеть причины такого памятования народного в разных факторах. Но хотелось бы обратить внимание на один из них, искони присущий нашему народу, глубоко укорененному в христианской традиции. Это жертвенность. Это та жертвенность, о которой мы читаем в Евангелии: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Ничто не может объединить людей так, как жертва за ближних своих. Никакая идея и никакое дело не смогут так прочно укорениться в общественном сознании, как то, что совершалось по любви, через личную жертву. Таковая жертва близка сознанию наших соотечественников, она основана на христианской традиции, на понимании смысла и значения самой великой жертвы, которую принес Господь за все человечество.

Война глубоко изменила наше общество, сделала его сплоченным и единым, развернула его от духовного забвения и нищеты к духовному возрождению.

Дай Бог, чтобы мы никогда не забывали уроки, данные нам историей, хранили то духовное богатство, которое оставили нам наши предки, и памятовали о том, что какими бы сложными не были обстоятельства и времена, никто и ничто «не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39)».

Правящий архиерей, епископ Переславский и Угличский Феоктист, приветствуя участников Чтений, говорил в своем выступлении о духовной значении и понимании слова Победа:

«Грядущий юбилей окончания Великой Отечественной войны задал основную тему общественной дискуссии этого года. Юбилейные — 20-е — Иринарховские чтения не стали исключением, все вы знаете, что заявленная тема Чтений звучит как «Пасхальная радость великой Победы».

Сегодня я позволю себе во многом повторить то, что уже говорил на открытие наших епархиальных Рождественских чтениях, ведь их тема была также посвящена юбилею победы в Великой Отечественной войне.

Как мы все прекрасно понимаем, о теме победы можно говорить в самых разных ключах, ее можно рассматривать с самых разных сторон. Что, собственно, и будет происходить на этом форуме.

И здесь я не могу не высказать своего критического отношения к именованию победы в Великой Отечественной войне «Великой победой». Это, конечно, возможно, но, с моей точки зрения, с известной степенью условности. Христианство знает только одну Великую Победу — победу Христа Спасителя над грехом и смертью.

Я не историк, я не политик, я не педагог. Я монах и, Божией милостью, архиерей. Мне, как монаху, по слову священномученика Илариона Верейского, подобает Писание знать, а не что-либо иное. Ну а как архиерею, мне прилично везде и всюду проповедовать Христа Воскресшего. Именно с этой позиции я и хочу сказать несколько слов, благо, что и заявленная тема позволяет мне это сделать.

Что такое Великая отечественная война и что такое победа? Все мы знаем с детства заученный ответ — это подвиг нашего народа. Подвиг многократно воспетый. Подвиг, о котором не говорит только ленивый. Подвиг, о котором мы говорим сегодня, и будем говорить в обозримом будущем. И это подвиг, о котором всеми силами избегали говорить те, кто его совершил, кто действительно был на полях сражений. Дело тут не в тотальной всеобъемлющей скромности этих людей, а в том, что в подвиге нет никакой романтики, это не то, о чем хочется вспоминать и не то, чем хочется делиться. О нем хочется как можно скорее забыть. Будучи христианами, мы не можем не осмыслять любое событие или явление через призму Христова Евангелия. Ну а тема подвига самым естественным образом отсылает нас к Подвигоположнику Христу Спасителю.

Хотел ли Он идти на Крест? Есть ли и может ли быть больший Подвиг, чем совершенное Господом на Кресте? Мы знаем ответ любого христианина — нет. Он молился о том, чтобы эта чаша прошла мимо Него, но при этом Господь склонил Свою голову перед волей Отца. А говорил ли Христос о Кресте и о Своем подвиге после Воскресения? И на этот вопрос ответ нам известен — нет. Что привело Господа на Крест? Это был живущий в каждом человеке грех. Крест же — наивысшая точка соприкосновения с грехом. Получается, что любой, кто совершает подвиг, в той или иной степени соприкасается с грехом, видит грех таким, какой он есть на самом деле — отвратительным. Каждый из нас знает — в грехе нет и не может быть никакой романтики. В нем нет красоты. Да, грех как романтику и как красоту иногда, и, к сожалению, довольно часто, пытаются представить в некоторых современных произведениях искусства, например, в кино и в литературе. Но тот, кто поверит в эти сказки, обречен на страдания. Ведь за таким представлением греха нет ничего, кроме попыток самооправдания создателей этих произведений. Христианство же утверждает, что грех — это то, чего всеми силами необходимо избегать, призывая на помощь нашего Творца. Честный разговор о подвиге — это всегда разговор о грехе, с которым мы призваны бороться. Бороться в собственном сердце. А значит, и разговор о подвиге нашего народа, наших предков в Великой отечественной войне — это, в первую очередь, разговор о борьбе с грехом во всех его проявлениях. А ни в коем случае не романтизация греха.

Любой грех начинается с отрыва от Бога Живого, с потери смирения и ощущения своей связи с Творцом. С того, что Бог становится не нужным. Собственно, это то, что случилось с народом Германии в первой половине прошлого века: ощущение собственного национального величия затмило Бога и сделало излишними естественные человеческие чувства.

Мне бы хотелось перед началом Чтений пожелать всем участникам помнить об этом и именно в этом ключе рассматривать все то, о чем будет идти речь в ближайшие дни. Ужасы войны и подвиг нашего народа должен подвигать нас к борьбе с грехом в самих себе, к всецелому и искреннему ощущению, что если каждый из нас не станет на эту борьбу, еще раз и особо повторю — на борьбу с грехом в самом себе, а не в ком-то другом, — то ужасы войны могут снова реальностью. От чего да избавит нас Всемилостивый Господь!»

В своем приветственном слове сопредседатель Союза писателей России С.И. Котькало обратил внимание на историческую роль Иринарховских чтений:

«Стены Борисоглебской обители многое помнят из нашей богатой истории, потому что именно здесь формировалась духовная будущность России, когда по благословению преподобного Иринарха началось освобождение Отечества от поляков, собирание Русских земель в Российскую Империю, где в последствии всем народам доставало места под солнцем.

Наверное поэтому, по слову И.С. Тургенева, «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины...» в мятежные 90-е годы прошлого века под молитвенный покров Борисоглебской обители прибывали радетели Русского мира, писатели Эдуард Володин, Сергей Лыкошин, Валерий Ганичев, Валентин Распутин, Юрий Юшкин, Николай Коняев, нащупывая пути-дорожки к примирению и единству. Много горечи было в эти годы, уж слишком унижен был наш народ, о чем красноречиво свидетельствуют стихи Николая Зиновьева:

«В степи, покрытой пылью бренной,

Сидел и плакал человек.

А мимо шёл Творец Вселенной.

Остановившись, Он изрек:

«Я друг униженных и бедных,

Я всех убогих берегу,

Я знаю много слов заветных.

Я есмь Твой Бог. Я всё могу.

Меня печалит вид твой грустный,

Какой печалью ты тесним?»

И человек сказал: «Я – русский»,

И Бог заплакал вместе с ним.»

И все же, благодаря молитвам тружеников Русской Православной Церкви, в том числе и обмену мыслями, теоретическим и практическим наработкам участников Всероссийских Иринарховских чтений, страна потихонечку выправилась. Слово Русский перестало быть запрещенным к употреблению. Вернулись в наше сознание понятия чести и долга, верности Отечеству и Матери Церкви. Мы окрепли, но это не означает, что проблем поубавилось, чему свидетельствуют нынешние ХХ Всероссийские Иринарховские чтения, где участники Форума вновь обсудят нравственную повестку сего дня.

Были и есть в истории России страшные, окаянные дни, но в том, что с нами Христос – есть свет надежды, возрастание духа, энергии возмездия злу.

Иринарховские чтения ободряют нас, как молитва в храме, укрепляют, понуждают стать лучше, добрее, отзывчивее...»

С докладами на Форуме выступили настоятель Ростовского Борисоглебского монастыря игумен Иоанн,писатели Виктор Николаев, Владимир Казмин, Ольга Дубовая, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов, директор Ивановской на Лехте школы Владимир Мартышин, кандидат богословия игумен Николай (Шишкин), доктор педагогических наук С.Г. Макеева, преподаватель кафедры истории церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.Г. Зоитакис, ведущий научный сотрудник ИЭА имени Н.Н.Миклухо-Маклая РАН К.В. Цеханская, главный хранитель Борисоглебского монастырского музея С.А. Лапшина, кандидат педагогических наук В.В. Семенцов (г. Санкт-Петербург), редактор серии ЖЗЛ Барыкина Л.А., научный сотрудник Центра внешней политики Института экономики РАН Лактионова Н.Я., психолог Т.Я Шишова (Москва), кандидат филологических наук Ольга Блюмина (Горловка, ДНР) и мн. др. ученые, общественные деятели, учителя, студенты и школьники…

 

Организаторами Чтений являются Ярославская митрополия и Переславская епархия, Союз писателей России, Ярославское отделение союза писателей РФ, Администрация Борисоглебского МР, Борисоглебский мужской монастырь, Борисоглебское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры, БСШ №2, МОУ Ивановская СОШ. Чтения проводятся с 1998 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Соб.информ.


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"