13 февраля, в пятницу в программе тележурналиста Шустера
"Свобода слова" Генрих Резник запальчиво бросил вызов кому-то из находящихся
в студии представителей «непрогрессивного народа»: "Я русский, русский
еврейского разлива! Живущие в России все русские...". Реакция присутствовавшего
там бурятского певца-депутата Кобзона была весьма выразительной: он с большим
недоумением посмотрел на Резника, пытаясь понять его пафос: что же он имел в виду?
Так что же имел в виду всемирно известный юрист,
бросив "в толпу" эту фразу как гневное обвинение недоразвитым
«русским националистам»? Сказал, и сам себя, кажется, не понял: сощурился и
покраснел в свете ярких софитов. Но слово не воробей, шустро вылетит — не
поймаешь! На то она и свобода…
Пощадим известного защитника бедных еврейских
олигархов и настрадавшихся беженцев, в недалеком прошлом бывших невинными чеченскими
боевиками-головорезами, поможем неудавшемуся полемисту понять, что такое быть
русским.
Слово "русский" имеет много значений,
назовем лишь некоторые. Прежде всего — это название народа, проживающего на данной
Богом земле и назвавшего своим именем свое государство. «Русский» — это
принадлежность к тому государству, в котором человек живет, например, русский
еврей, немецкий еврей, французский еврей… Т.е. это определение своего
гражданства. Это еще и взгляд на граждан Российского государства со стороны
граждан других государств. Всех проживавших в России, независимо от их
национальности, иностранцы всегда называли «русскими». Если по признаку гражданства
определяет себя русским юрист Резник, тогда он обязан соблюдать государственные
законы и уважать традиции страны своего проживания и, очевидно, рождения,
должен, прежде всего, защищать интересы родной страны, если таковой он считает
для себя Россию, служить ей не за страх, а за совесть, и положить живот свой на
укрепление ее мощи и безопасности. Но он, как мы видим, на протяжении многих
лет занимается совсем противоположным делом. Тогда на каком основании он
считает себя русским?..
"Русский"— говорят о языке, на котором создана
прекрасная русская литература и на котором данный субъект разговаривает. Но
говорить на русском языке, это еще не значит быть русским, а русскоязычный —
это отнюдь не русский. Поэтому, заметим к слову, когда русских называют «русскоязычными»
— этим наносят оскорбление нашему национальному достоинству, лишая нас своих,
национальных, корней, принадлежности к единому великому народу. «Русский» —
говорят о характере, например, «открытый русский характер», о всемирности
русской души, способности русских воспринимать как свои радости и беды других
народов, способности к самопожертвованию ради другого человека. Судя по угрюмому
выражению лица и отвисшим, вечно тоскливым губам нашего преуспевающего
практика, широтой души он не обладает, радость от самопожертвования ради
бедных, ограбленных его соплеменниками русских, ему совершенно не знакома. Значит,
опять здесь что-то не сходится.
Хорошо, перейдем в другую область, область этноса. «Русский»
— это национальность, это родство по крови. Но задиристый спорщик сам числит
себя по ведомству "еврейского разлива". Т.е. определение
"русский" и здесь не про него. Но самое главное понятие
"русский" — понятие духовное, оно содержит в себе три компонента —
это православное вероисповедание, язык, культура. Ни православная вера, ни
русская культура (да и сама «неславянская» внешность, имя и фамилия персонажа
телевизионной передачи отношение к русскости, как мы видим и слышим, не имеют),
ни наша многовековая история, как известно, не стали родными этому российскому
гражданину. А ведь он претендует… Да, «русский» — это прежде всего состояние
духовное, "Русский — это православный", — говорил Ф.М. Достоевский. Однако
для нашего героя и здесь мимо, таковым, как мы понимаем, известный юрист себя
не считает. Потому что главное, как говорят Святые Отцы — это родство по духу,
«чтобы стать русским — надо быть православным", — передал нам слова своего
духовника, немца по национальности, русский философ К. Леонтьев.
Тех, кто не был православным, русские называли «иноверцами»
и «инородцами», т.е. принадлежащими к народу другой веры и другой крови. Пустив
в свое государство, русский народ, не умаляя их национальной самобытности и не покушаясь
на их веру, давал возможность многим племенам и народам жить на земле России и
исповедовать веру своих предков, беря на себя обязательство, как народ
государствообразующий, защищать их от врагов внешних. Но при этом, народы,
вошедшие в состав Российской Империи, со своей стороны, давали присягу на
верность Русскому Царю, с уважением относились к вере народа, принявшего их в
свое лоно и проливающего за их право жить на земле свою, русскую, кровь.
Сегодня ось, вокруг которой веками строилось Русское
государство, катастрофически перекосилась. Народ, когда-то гостеприимно нами
принятый, хотя довольно малой численности по сравнению с нами, русскими, но
скопивший в своих карманах огромные прибыли от украденной русской собственности,
теперь начал нам диктовать, в кого и как нам веровать, как относиться к своей
истории, по каким законам жить и что, по их понятиям, считать добром и злом.
Хочется юриста Резника, привыкшего в своей юридической практике опираться
только на документальные свидетельства, познакомить с письмом бывшего еврея,
принявшего крещение и хорошо понимавшего, кто в доме хозяин.
"Сентябрь. 18. 1846
Перевод с еврейского
Государь Император наш
Милостив ко всем вообще, особенно к верным своим подданным: так и еврееям была
оказана великая милость учреждением школ для их детей, дабы они были в
состоянии приобретать себе честным образом пропитание, как то делают и другие
образованные люди, а для достижения сего весьма полезен Указ, повелевающий,
чтобы они одевались, как христиане. Но большая часть Евреев, т.е. нижний класс
из них, почитает сей благодетельный указ как за несчастье, да и в самом деле,
Евреи недостойны Монаршей Милости, по закоренелой ненависти, которую они питают
к христианам: в этом я убежден, ибо я сам был евреем и крещен только 1-го
января 1835 года, тогда я услышал, как в церквах совершают Молитвы за Государя,
за Наследника Престола и за всю Императорскую фамилию. Это и справедливо и
благопристойно; Евреи же, хотя им и повелено в Талмуде молиться о благе своего
Государя, не исполняют сего предписания, несмотря на то, что в праздник примирения
они проводят целый день в молитвах в синагоге… А как я их однажды спросил:
зачем вы не молитесь за Государя — так как вам предписано в Талмуде? — Они
отвечали: "Это предписание относится только к Иудейским Царям, а не касается
до христианских" — впрочем, в этом виноваты не столько они, бедные люди,
как Раввины, которые воспрещают все Христианские обычаи; у сих-то Раввинов,
которые суть лицемерные святоши, они собираются тысячами в дни Нового года и
праздника примирения, и там учат их ежедневно испрашивать у Бога пришествия
Мессии, чтобы сделаться совершенно свободными: таковая же молитва противна их
подданнической присяге… Уже 40 лет, как я отрекся от Евреев: обоих сыновей моих
я воспитывал в христианских училищах, и в 1820 году послал их в Петербург, где
они обучались Медицине; один из них умер штаб-лекарем во время холеры; другой и
теперь еще находится в Государственной службе — в Оренбургской губернии…
Ненависть евреев к христианам, которым они желают всякого зла, весьма несправедлива,
из одной уже благодарности они бы должны были их любить: ибо без помощи
христиан, им было бы невозможно выполнять религиозные свои обряды в субботний
день и в другие праздники… По всем этим выгодам, получаемым Евреем от
Христианина, он долженствовал бы любить сего последнего, но он мечтает только о
пришествии Мессии и о свободе, которую через это надеется получить. И так, если
Ваше Императорское Величество соизволите повелеть, чтобы впредь Евреи не
получали от христиан всех вышеупомянутых выгод; чтобы им воспрещены были
ежедневные молитвы о пришествии Мессии и чтобы их принуждали в каждый субботний
день молиться за Государя, за Наследника Престола и за всю Царскую фамилию, как
то делают христиане… Надобно силою принудить Евреев избрать собственную пользу
так, как принуждают больного, который не хочет принимать лекарства. Еще 7 июня
1845 года я писал то же самое, что и теперь, и отправил мое послание Г-ну
Губернатору для дальнейшей пересылки. Но я полагаю, что Евреи нашли средства
воспрепятствовать отправлению моего письма; теперь я надеюсь, что Государь
Император благоволит одобрить мое предложение, так что я, 90-летний старец,
имеющий перед глазами смерть и могилу, доживу до того, чтобы узнать Евреев
освобожденными от предрассудков и заблуждений своих… Окончательно я желаю
долгой жизни и счастливых дней Государю Императору, Наследнику Престола и всей
Царской фамилии.
Подписано Дмитрий Бланк"*.
Надеюсь, что в этом
письме претенденту на русскость все ясно: как должно относиться к коренному
народу и как стать, если ты того действительно желаешь, самому русским. Но
многие из этого облагодетельствованного народа, особенно в наши дни, все так же
питают «ненависть… к христианам, которым они желают всякого зла», и, пользуясь
полученными благами, отказывают в нем тем, у кого они его получили. Они более
напоминают нам о правнуке Дмитрия Бланка,
в котором вновь взыграла кровь ветхого иудея, в ненависти убившего Русского
Царя, поправшего православную веру, уничтожавшего миллионами русский народ и
отдавшего его в полон своим местным и мировым единородцам. А теперь уже его духовные
потомки яростно и алчно растаскивают остатки нашего государства…
И напоследок хотелось бы дать дружеский совет
известному просвещенному адвокату: прежде чем обвинять в необразованности
несимпатичных тебе русских, надо самому хорошо изучить историю страны, которую
ты ох как не любишь, но по своим соображениям вынужден в ней пребывать, бережно
относиться к ее религиозным, национальным и культурным традициям, даже тебе непривычным,
и понимать значение каждого слова языка, на котором говоришь. Иначе попадешь
впросак, а ведь ты юрист и у тебя клиентура... Да, ненависть – плохой советчик!
М.б., поэтому с таким недоумением и смотрел на обмишурившегося перед всей
страной своего единоверца и единородца известный русскоязычный певец, на лице
которого красноречиво читалось: "А раньше я держал тебя за
умного..." А от себя добавим: чтобы стать русским — это право надо
заслужить!
* М.Г. Штейн. Ульяновы и Ленины. Тайны родословной и
псевдонима. С-Петербург, «Вирд», 1997 г.
Валентина Сологуб
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"