На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Алексей Степанович Хомяков об отношении к национальным традициям спорта и отдыха

Повод для доклада – малоизвестная статья Алексея Степановича Хомякова “Спорт-охота”, опубликованная в 1845 году в журнале “Москвитянин”

Повод для доклада – малоизвестная статья Алексея Степановича Хомякова “Спорт-охота”, опубликованная в 1845 году в журнале “Москвитянин”. Эта статья примечательна уже тем, что в ней слово “спорт” впервые упомянуто на русском языком. В статье “Спорт-охота” Алексей Степанович Хомяков, возвращаясь к своей любимой теме – Англии, рассказывает об увлеченности британцев традиционными спортивными играми. “Кулачный бой и скороходство, борьба и плавание, состязание между скакунами, рысаками, петухами – все это предметы спорта, и каждый спорт имеет своих известных покровителей во всех сословиях, от короля до простого арендатора, своих героев, свою науку” – пишет Хомяков.

В данном случае примечательно, что Хомяков имеет в виду не “спорт высших достижений”, и вообще не спорт в современном “олимпийском” варианте. Хомяков ставил соотечественникам в пример любовь англичан к традиционным играм и забавам. Любопытно проследить, как дальше движется мысль Алексея Степановича Хомякова: он анализирует судьбу традиционного спорта и отдыха в России, обращаясь к наиболее привычной для русского барина форме – охоте. Обращая внимание, до какой степени “усовершенствована и развита” в Англии охота, Хомяков пишет, что нечто подобное было и у нас, причем в формах куда более “разнообразных и затейливых, высказывавших еще больший избыток силы народной”. Однако стремление “просвещенного” дворянства, равняться на Европу” привело к тому, что русские традиции охоты оказались забыты. Между тем англичане, считающиеся передовой европейской нацией, показывают пример бережного отношения к своим традициям. “Огромное развитие наших познаний, наших умственных и духовных сил убило в нас всякое сочувствие к пошлым забавам наших предков. Англия же, не дошедшая до такого просвещения, позволяет еще себе забавляться ими” – иронически замечает Алексей Степанович Хомяков.

Концептуальная схема, по которой строится статья Алексея Степановича Хомякова, актуальна и наши дни. Национальные виды спорта, национальные игры по-прежнему не получили в России должного развития, и даже в среде патриотической интеллигенции эта тема часто воспринимается как “не серьезная”. Между тем, “передовые нации” наших дней, за короткие сроки совершившие стремительный рывок в экономическом развитии, обращают на национальные традиционные виды спорта огромное внимание (пример Японии) и даже реконструируют их, создавая буквально “из ничего” (пример таэквон-до в Корее). Прошло 157 лет с тех пор, как Хомяков написал свою пророческую статью, а воз и ныне там.

Прозорливость Алексея Степановича Хомякова заключается в том, что он первым обратил наше внимание на то, что патриотизм, национальное чувство должно проявляться не только в религиозных и политических областях, но и на уровне образа жизни, быта, отдыха и спорта. Сегодня мы, возрождая, традиционный русский рукопашный бой, рады видеть в Алексее Степановиче своего единомышленника, человека, обладавшего глубоким пониманием важности национальных видов спорта.

В свою очередь, сам процесс возрождения национальных видов спорта, в том числе и русского рукопашного боя – это нечто большее, чем только восстановление традиций. В каком-то смысле это одна из форм консервативной реакции на вестернизацию, попытка утвердить через спорт альтернативный вариант образа жизни, связанный с национальными ценностями.

Павел Шалунов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"