Этому выдающемуся русскому
философу, литературному критику, публицисту, члену-корреспонденту Петербургской
Академии наук принадлежит неоспоримо важная роль в духовной атмосфере России
второй половины XIX века. Проблемы, которые интересовали Николая
Николаевича Страхова (1828-1896), касались основ человеческого бытия.
175-летие со дня рождения ученого-патриота (эта дата, увы, осталась в тени!) –
еще один повод обратиться к его наследию.
Парадоксально, но в наше
время стоят те же проблемы воспитания, образования, что и во второй половине ХIХ
века, которые пытался решить Страхов. У Николая Николаевича мы находим
критику современной ему педагогики, рассматривавшей процесс обучения
механически. Учебные заведения, считал Страхов, подобны машине, в которой все
задано и рассчитано: определены предметы для изучения, методы преподавания,
время для каждого предмета...
В эту машину,
"заводимую посредством жалованья и других подобных средств", вводятся,
в необходимом объеме, материал, ученики. Через известное время из учебного
заведения должны выйти ученики, получившие определенные навыки и знания.
В основе такой педагогики,
справедливо считал Страхов, лежит некая концепция человека, в которой
"живые души рассматриваются как однородный сырой материал". Она не
учитывает индивидуальность каждого учащегося. Кроме того, в этой педагогической
антропологии сознание человека рассматривается как пассивный результат внешних
воздействий механистического подхода к индивидууму.
Человек же, по мнению
Страхова, обладает способностью к саморазвитию, избирательному восприятию
внешних воздействий. Это — самое сложное существо в мире. Человек относится к
социальной форме материи. Прежде, чем стать членом общества, он должен пройти
процесс социализации, сформироваться как личность. Человека необходимо
воспитывать, образовывать в соответствии с теми требованиями, которые
предъявляет к нему общество. Сложность состоит в том, что результат трудно
предугадать и почти невозможно исправить.
Значительное место в
широком спектре научных интересов и направлений деятельности Страхова занимала
философия. По его собственной оценке, "философия между науками есть самая
высокая и трудная", что объясняется ее особенными свойствами.
Другими словами, именно
философия соединяла моменты строгой науки и поэтического вдохновения, что,
прежде всего, занимало Страхова — литературоведа, тонкого ценителя
художественного слова, друга Фета, Достоевского, Льва Толстого.
С именем Страхова связан
тот период в становлении русского самосознания, который был назван
почвенничеством. Он обосновывал религиозно-идеалистическое воззрение на мир,
неославянофильскую доктрину, антропоцентрическую идею о человеке как центре
мироздания.
Период почвенничества был важнейшим,
переломным для России. Тогда-то и произошел решающий переход от славянофильства
(имевшего огромную духовно-историческую ценность, но еще связанного со
“всечеловеческими” иллюзиями) к самоутверждению русского духа на национальной
почве. За непосредственное, самое горячее и плодотворное участие в этом
повороте Николай Николаевич Страхов ненавистен врагам России по сей день.
Есть мыслители, у которых
надо не искать готовых решений, но учиться самостоятельному поиску верных
ответов на самые трудные вопросы. Николай Страхов занимает почетное место среди
таких мыслителей — подлинных учителей, вечных спутников русского человека на
пути к самому себе.