На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Национальная идея  
Версия для печати

Уроки Страхова

Об известном русском писателе XIX века

Николай Николаевич СтраховЭтому выдающемуся русскому философу, литературному критику, публицисту, члену-корреспонденту Петербургской Академии наук принадлежит неоспоримо важная роль в духовной атмосфере России второй половины XIX века. Проблемы, которые интересовали Николая Николаевича Страхова (1828-1896), касались основ человеческого бытия. 175-летие со дня рождения ученого-патриота (эта дата, увы, осталась в тени!) – еще один повод обратиться к его наследию.

Парадоксально, но в наше время стоят те же проблемы воспитания, образования, что и во второй половине ХIХ века, которые пытался решить Страхов. У Николая Николаевича мы находим критику современной ему педагогики, рассматривавшей процесс обучения механически. Учебные заведения, считал Страхов, подобны машине, в которой все задано и рассчитано: определены предметы для изучения, методы преподавания, время для каждого предмета...

В эту машину, "заводимую посредством жалованья и других подобных средств", вводятся, в необходимом объеме, материал, ученики. Через известное время из учебного заведения должны выйти ученики, получившие определенные навыки и знания.

В основе такой педагогики, справедливо считал Страхов, лежит некая концепция человека, в которой "живые души рассматриваются как однородный сырой материал". Она не учитывает индивидуальность каждого учащегося. Кроме того, в этой педагогической антропологии сознание человека рассматривается как пассивный результат внешних воздействий механистического подхода к индивидууму.

Человек же, по мнению Страхова, обладает способностью к саморазвитию, избирательному восприятию внешних воздействий. Это — самое сложное существо в мире. Человек относится к социальной форме материи. Прежде, чем стать членом общества, он должен пройти процесс социализации, сформироваться как личность. Человека необходимо воспитывать, образовывать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество. Сложность состоит в том, что результат трудно предугадать и почти невозможно исправить.

Значительное место в широком спектре научных интересов и направлений деятельности Страхова занимала философия. По его собственной оценке, "философия между науками есть самая высокая и трудная", что объясняется ее особенными свойствами.

Другими словами, именно философия соединяла моменты строгой науки и поэтического вдохновения, что, прежде всего, занимало Страхова — литературоведа, тонкого ценителя художественного слова, друга Фета, Достоевского, Льва Толстого.

С именем Страхова связан тот период в становлении русского самосознания, который был назван почвенничеством. Он обосновывал религиозно-идеалистическое воззрение на мир, неославянофильскую доктрину, антропоцентрическую идею о человеке как центре мироздания.

Период почвенничества был важнейшим, переломным для России. Тогда-то и произошел решающий переход от славянофильства (имевшего огромную духовно-историческую ценность, но еще связанного со “всечеловеческими” иллюзиями) к самоутверждению русского духа на национальной почве. За непосредственное, самое горячее и плодотворное участие в этом повороте Николай Николаевич Страхов ненавистен врагам России по сей день.

Есть мыслители, у которых надо не искать готовых решений, но учиться самостоятельному поиску верных ответов на самые трудные вопросы. Николай Страхов занимает почетное место среди таких мыслителей — подлинных учителей, вечных спутников русского человека на пути к самому себе.

Николай Головкин


 
Ссылки по теме:
 

  • Страхов Николай Николаевич. Биография

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"