С приходом в марте
1989 года в “Литературную Россию” Эрнста Ивановича Сафонова писательский
еженедельник из номера в номер стал публиковать материалы, в которых речь шла о
необходимости воссоздания в Москве великого памятника православной России –
Храма Христа Спасителя, построенного в честь победы русского народа в
Отечественной войне 1812 года и посвященного Рождеству Христову. Эти выступления
стали своего рода референдумом, участники которого почти единодушно
высказывались за возведение Храма Христа Спасителя на том самом месте в Москве,
где он стоял до декабря 1931 года и за создание Фонда восстановления Храма
Христа Спасителя.
И этот Фонд был создан!
22 сентября 1989
года, в день 150-летия со дня закладки Храма Христа Спасителя, в редакции
газеты “Литературная Россия” состоялась учредительная конференция. Учредителями
и попечителями Фонда вместе с “Литературной Россией” стали более 30 организаций
и учреждений.
Участники
конференции – видные писатели, ученые, художники, общественные деятели,
представители Вооруженных Сил СССР – всесторонне обсудили сложные вопросы
создания нового общественного института и выразили уверенность в том, что Фонд
станет тем центром, который послужит делу соборности русских людей, где бы они
ни жили на нашей планете, объединит народы России на пути возрождения их
исторической памяти, духовности и культуры и будет способствовать возрождению
Храма Христа Спасителя в Москве.
На конференции был
утвержден Устав фонда, избрано его Правление. Председателем Правления стал
писатель Владимир Солоухин. В его состав вошли композитор народный артист СССР
Г. Свиридов, член-корреспондент АН СССР И. Шафаревич, писатели В. Карпец, В.
Крупин, Ю. Лощиц, скульптуры В. Клыков и Вл. Мокроусов, профессор Э. Володин и
другие.
В канун проведения
учредительной конференции мы, несколько человек из инициативной группы создания
Фонда поехали в Ново-Дарьино, где на даче жили Георгий Васильевич и Эльза
Густавовна Свиридовы. Тогда нам хотелось получить согласие Георгия Васильевича
на возглавление Фонда восстановления Храма Христа Спасителя.
Вечерний визит
затянулся надолго. Пили чай с вареньем и печеньем, ели вкусные яблоки из
дачного сада и вели долгий разговор о перспективе движения за воссоздание Храма
Христа Спасителя. А Эльза Густавовна учила нас правильно заваривать чай: по
ложке заварки на каждого участника чаепития плюс еще одну ложку.
Незадолго перед
нашим визитом в “Нашем современнике” было опубликовано знаменитое стихотворение
Владимира Солоухина о России “Россия еще не погибла...”
Георгий Васильевич
взял с книжной полки журнал и прочел стихотворение В. Солоухина, а в заключение
сказал, что автор прочитанных строк и должен возглавить Фонд.
Из Ново-Дарьино мы
возвращались за полночь...
Заключительным
торжеством рождения Фонда восстановления Храма Христа Спасителя стал
благотворительный вечер в кинотеатре “Россия”, посвященный 150-летию закладки
Храма.
Вечер начался
демонстрацией десятиминутного фильма о разрушении Храма, посвященного Рождеству
Христову, снятого оператором Сергеем Васильевичем Карасевым. Затем
вступительное слово произнес Владимир Солоухин, рассказавший о сооружении и
гибели великого Храма России.
“Когда думаешь, – сказал он, – об этой казни, о
разрушении Храма Христа Спасителя, ищешь какое-нибудь одно, наиболее
определяющее слово – что же это было? Волюнтаризм, недомыслие, умопомрачение,
злонамерение, жестокость, уголовное преступление?.. Останавливаешься на слове
“поругание”. Это было трижды поруганье: поруганье красоты, поруганье веры,
поруганье памяти народной.
Уничтожение Храма
Христа Спасителя – это апофеоз поруганья. И наш долг – возродить его в
первозданном виде на том месте, где он был заложен 150 лет назад”.
После В. А.
Солоухина выступил И.Р. Шафаревич. Говоря о глубокой символичности Храма Христа
Спасителя, он сказал:
“Может быть, я
увлекаюсь и ошибаюсь, но мне кажется, что не только в нашей истории, но и в
истории всего человечества нет такой точки, где скрещивались бы линии действия
таких разнообразных противоречивых сил, которая была бы насыщена глубокими
символами роковых переломов и изменений хода истории – как Храм Христа
Спасителя ... И сейчас мы проходим через период истории, который, вероятно,
будет казаться нашим потомкам совершенно фантастическим. Нет, конечно, никаких
гарантий того, что мы выберемся из-под тех глыб, которые нас завалили, а не
вызовем нового обвала. Мы, как мне представляется, как бы бредем в темноте,
нащупывая с трудом дорогу. А рядом раздается голос спутника безнадежности и
отчаяния. Но с другой стороны идет другой спутник, спутник надежды, и тоже
что-то говорит. И когда прислушаешься к его голосу, то чувствуешь: переживаемый
нами сейчас период настолько фантастичен, неправдоподобен, что можно поверить
во что угодно, ни какие надежды нельзя отбрасывать как несбыточные. Как будто
это про нашу страну сказано: “Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не
плачьте; она не умерла, но спит”.
Сейчас мы кладем
начало совершенно невероятному делу. Если это дело: воскрешение Храма Христа
Спасителя – будет иметь успех, то завершится оно не скоро. Это дело на многие
годы, – может быть – на несколько десятилетий, и наше поколение не увидит его
завершения – я говорю, конечно, о моем поколении, а не о тех молодых, здесь
находящихся. Но если оно осуществится, то будет воздвигнут действительно
великий Храм всей России, Храм на крови всех русских мучеников. Он будет
носителем еще одного глубокого символа. В нем не только, как в каждом храме,
будет осуществляться, вспоминаться тайна рождения, страстей, смерти и
воскрешения Бога. Он будет еще и символом того, как эта тайна преломилась в
рождении, страстях, смерти и воскресении России”.
Игорь Ростиславович Шафаревич увидел Храм Христа
Спасителя воскрешенным из небытия. Несбыточность, о которой он говорил, стала
реальностью – Храм, посвященный Рождеству Христову воссоздан!
Владимира
Алексеевича Солоухина отпевали в еще недостроенном Храме Христа Спасителя – в
нижней Преображенской церкви.
На том памятном
благотворительном вечере в тогда еще кинотеатре “Россия” Георгий Васильевич
выступил после И.Р. Шафаревича, приехав, не смотря на недомогание, вместе с
Эльзой Густавовной:
Я человек уже
старый. Вся моя жизнь прошла на протяжении этой эпохи, которую так сильно и
убедительно охарактеризовал Владимир Алексеевич Солоухин. Жизнь, конечно, очень
сложная была. Я не говорю о своей жизни, моя жизнь – капля этой жизни.
Думается, что наша Родина, Россия, пережила такие события, которые, в сущности,
свидетельствуют о том, что, может быть, именно здесь был эпицентр мировой
истории, где было сделана попытка переломить сознание человечества, направить
его иными путями. Направить его по диаметрально противоположному пути – служить
человеку иным началам, чем то понималось раньше.
И вот, в
настоящий момент мы переживаем удивительный поворот – сложный, трудный, но,
будем надеяться, поворот к светлым началам, а не к разрушению храмов. Мне
довелось побывать в тех местах, где проходила последняя война, где состоялось
открытие второго фронта. Приехал я в один большой город, который весь был
совершенно разрушен. Теперь он построен заново. А тогда от него осталась одна
стена и две большие старинные церкви. Стены их были повреждены – поранены
осколками. Но все же церкви эти пощадила артиллерия и авиация враждующих
сторон. Такая вот там была война, хотя и она была жестокая.
В довоенной же
России, да и позже, шла совершенно другая война. Смысл ее был абсолютно другой.
Именно здесь, в годы относительно мирные, затеяно было что-то страшное – одна
из ряда последовательных акций – разрушение храмов, грабеж этих храмов.
Проходило ограбление народа, ведь эти ценности храмовые принадлежали народу.
Каждый мог приходить в храм и всем любоваться. Вот эта жестокость чудовищная,
мне кажется, была войной с народом – война, нацеленная на искоренение народа,
обращение народа в какое-то совершенно рабское состояние, потому что народа без
Бога на свете, может быть и нет. Ведь даже дикарь, самый, так сказать, низменно
мыслящий, все равно имеет какой-то тотем, знак или какую-то молитву. Смутно
сознает этот человек существование какой-то высшей силы над собой, ощущает
страх, чувствует свою ответственность.
У нас же было все
покорежено. Все было, так сказать, поставлено с ног на голову. Человек, как бы,
ставился выше мироздания, выше Бога. Уничтожением храмов был нанесен удар в
самое сердце нашего народа.
И сейчас, в наше
время, которое продолжает оставаться сложным и трудным, мы с надеждой смотрим
на то, что открываются новые храмы и слышна наша культовая музыка. В последние
годы это исподволь стало проникать в народ, люди могут слушать церковную
музыку. Не вызывает сомнения то, что без Церкви культура и нравственность
народа упали. И упали страшно глубоко.
Сегодняшний день
меня глубоко потрясает, потрясает мою душу. И я сегодня, присутствуя здесь,
преисполнен надежды, я глубоко убежден, что эта акция наша, которую мы пытаемся
свершить, – организовать восстановление Храма Христа Спасителя, – станет не
только восстановлением символа величия России, но и восстановлением
человеческого достоинства каждого русского человека, которое мы, к сожалению,
утеряли.
Я со страшной
скорбью смотрел в фильме на этих русских людей, которые разрушали Храм.
Создавалось такое впечатление, словно они забивают гвозди в самого Христа. Мы,
русские, очень много должны думать о себе, думать о своей судьбе и не быть так
безучастны, как мы часто бываем безучастны ж тому, что касается нас самым
непосредственным образом.
Я счастлив
сегодня здесь присутствовать и глубоко потрясен этим. И я хочу сделать одно
предложение. Создание фонда восстановления Храма Христа Спасителя – большое
дело. И мне кажется, что во главе его должен стать достойный, хороший,
нравственный, умный и талантливый человек – человек, имя которого широко
известно, человек, который уважаем многими. Я имею в виду Владимира Алексеевича
Солоухина.
Я предлагаю
избрать его главою нашего фонда».
Большое собрание в
кинотеатре “Россия” единодушно поддержало предложение Георгия Васильевича. Выступил
он без бумажки и вскоре, в антракте большого вечера, Свиридовы уехали в
Ново-Дарьино. Повезли их на дачу на своей “Волге” народный артист СССР
Александр Филиппович Ведерников и его сын Александр, принимавшие участие в
праздничном концерте…
Пять лет назад, в
канун Рождества Христова, закончился земной путь гениального русского
композитора, народного артиста Советского Союза Георгия Васильевича Свиридова.
Его провожали в последний путь после отпевания в той же Преображенской церкви
Храма, посвященного Рождеству Христову...
Слово Георгия
Васильевича Свиридова так и не было опубликовано. Сегодня, вспоминая великого
сына России и поя ему «Вечную память», мы и предложили выступление выдающегося
русского музыканта нашим читателям.