На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Зачался Дон казачьими головами

Казачество в смутное и наше время

Всё наше казачество в придонских степях уходит своими корнями в глубокую древность. Известно, что многие из побывавших в этих краях иностранцев уже тогда называли живших в «городках» руссов (по-другому бродников и черкас) «народом особенным». За их удаль, нежелание признавать чьей-либо власти и умение выделить себя среди всех окружавших их диких враждебных кочевников.

Позднее, в XVI веке, сюда же на Дон и его поросшим густым колючим терновником берегам, стали притекать свежие силы из беглых крепостных крестьян и, смешиваясь со всеми и внося такую же тягу к более свободному справедливому обустройству, вскоре приобрели уже как бы статус отдельной республики.

И вот тут-то мы подходим, может быть, к самому спорному и запутанному месту во всей нашей истории. Имеется в виду Смута 1605 – 1612гг. и возникшее с тех пор у многих слишком уж предвзятое отношение к казачеству.

А главная причина сему заключалась в том, что и в стане боровшихся с поляками русских произошел раскол.

С одной стороны казаки, а с другой дворяне и их ополчения. Земские люди, по словам С. М. Соловьева, по-прежнему видели в них только «воров с разбойниками» и никак не хотели им ни в чём уступать.

Казаки же в свою очередь заявляли, что давно измотаны и не могут в таком случае стоять больше под Москвой.

Ведь на их долю и в самом деле выпало немало ещё непредвиденных испытаний. Как споров и столкновений с основателем первого ополчения Прокопием Ляпуновым, воевавшими на стороне поляков запорожцами, так и даже с постоянной нехваткой пропитания. Поскольку почти все прилегавшие к Москве земли были давно опустошены и разграблены. «Голодные и нагие», – говорится в летописи как раз об этих вот тогдашних защитниках. И когда те собрались было действительно отойти от Москвы, то Троице-Сергиевский архимандрит Дионисий сзывает братию и отсылает им дорогую церковную утварь для поддержки. Но казаки сочли такое за большой грех – брать сиё в заклад из монастыря св. Сергия! – и отвезли всё назад, а в грамоте пообещали «претерпеть» до полного изгнания из Кремля засевших там шляхтичей с изменниками боярами.

С приходом же к Москве нижегородского ополчения Минина и Пожарского вновь вспыхивает вражда и несогласие. Потому как земские воеводы и дворяне не захотели даже размещать свои полки рядом с казаками.

И хотя в самый разгар сражения собранное из простого люда ополчение их едва не дрогнуло и не смешалось (спасли его все те же донцы, когда уж некоторые из их атаманов не выдержали и сами кинулись им на выручку), но богатые родовитые дворяне все равно продолжали усматривать в казаках очень опасных своих соперников.

Да и после избрания царя Михаила и многих полученных от него льгот царская политика тоже оставалась прежней по отношению к казакам. Их старались сделать вполне послушными, служивыми и даже посадить на жалованье. И крупнейший исследователь С. Ф. Платонов отмечает, что самым главным достижением земщины было обуздание ею хоть части казачества. А уже казачий историк А. А. Гордеев так вот и говорит: «Казаки приняли жалованье, и это было первым шагом на пути постепенного превращения их в служилое войско».

Наиболее благоразумные и дальновидные из них хорошо понимали, что спасение Руси в единомыслии и в единении всех ее сословий. Поэтому-то довольно скоро постарались пресечь оставшихся мятежников. А избранный ими царь тоже не хотел оставаться в долгу. Он вручил присланному в Москву атаману Бедрищеву похвальную грамоту к войску Донскому и знамя за его боевые заслуги. «И вам бы, – писал царь, – с тем знамением против наших недругов стоять и на них ходить...» И при этом старался всячески смягчить тон даже самого обращения к ним. Что точно подметил ещё один казачий историк Е.П. Савельев. Во всех царских грамотах вначале ставились слова: «Божию милостью, от великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руссии самодержца и многих государств государя и обладателя, наше царское повеленье и милостивое слово...» Но в грамотах же на Дон таких выражений цари употреблять избегали, считая казаков народом не подвластным, а союзным. Да и сами казаки не хотели до конца терять своей вольности. Тем паче, что и с царскими властями у них не всегда выходило всё гладко. И это особенно проявилось ещё при взятии Азова – ибо Москва, по сути, отказалась им помогать, ссылаясь на всякие осложнения из-за этого с турками. И когда царь и патриарх Филарет потребовали от донского казачьего войска целования креста на верность как им, так и царевичу Алексею Михайловичу, то созванный Круг отказался это сделать. «И крестного, государи, целованья на Дону, как и зачался Дон казачьими головами, не повелось. При бывших государях старые атаманы казаки им, государям, неизменно служивали добровольно: в которое время царь Иван стоял под Казанью и по его государеву указу атаманы казаки выходили с Дону и с Волги, и с Яика, и с Терека, ему, государю, тоже служили лишь по общему исповеданию».

Потому как вера для них была главнее всего на свете. Ни одна родительница не выпустит никого за порог, не опоясав его под рубашкой лентой с Живыми Помощами. Да и всякий успех в боевом деле относили также к воле Божией. А от того и оставляли право выбора за собой во всём вдобавок враждебном окружении.

Не обрывали, однако, связи с казаками и высшие московские иерархи. Сразу после избрания царём Михаила они выражают им похвалы и признание за их мужество и стойкость в борьбе с поляками. И присылают на Дон свое пастырское благословление. «И за те ваши службы, – писали духовные отцы, – буди на всех на вас Божия милость и наш, и вселенского собора мир и благословение, и умножи Господь лета ваши, и подай вам Господи вся благая по прощению вашему и устрой вам вся полезная, якоже есть святая его воля, а мы за вас за всех соборне Бога молим и челом бьем».

И казачество тем самым постепенно облекалось уже в особый Православный орден. Ведь к этому времени в Московской Руси вполне утвердилось и наше национальное воззрение. А исходило оно из Византии, и после падения Константинополя /1453г./ Москва становится его преемницей. Митрополит Иоанн Ладожский пишет в своей книге «Самодержавие духа»: «23 января 1589 года в Успенском соборе был торжественно поставлен первый русский патриарх. Он принял постановление от патриарха Византийского. И более того – в Соборной уставной грамоте, узаконившей патриаршество на Руси, всему миру объявлялось, что «ветхий Рим пал от ереси», что «новый Рим», Константинополь, порабощен безбожными племенами агарянскими и что поэтому третий Рим есть Москва».

Отсюда несложно понять и почему так истово, с такой неослабевающей героической отрешенностью казаки вели дальше войну с Турцией и Крымским ханом. Москва стала охранительницей всего православного мира и, подобно некой горней звезде и промыслительнице, звала и указывала им на свою главную святыню Софию /собор Константинопольский/, где некогда принимала крещение наша княгиня Ольга, и который дерзновенно осквернил въехавший туда прямо на коне султан Мехмед II .

И не мешало бы также помнить, что только за 200 лет /с 1676 по 1878 годы/ произошло больше десятка крупных войн между Россией и Турцией, занявшие в общей сложности 45 лет. Многие считают, что вызваны они были стремлением России обезопасить свои границы. Обеспечить беспрепятственный проход через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море. Но все-таки самой важной оставалась та же религиозная причина! И поэтому-то как только мы вступились за своих единоверцев греков и братьев-болгар, томившихся уже почти 600 лет под турецким гнетом и испросивших помощи у нас, то тут сразу же и открылось в полной мере лицемерие всей католической Европы.

Её больше почему-то волновала «целостность и неприкосновенность Османской империи», а не спасение всех православных христиан... их, так сказать, идейных противников! Вот они и вооружали еще перед началом войны 1877 года турецкую армию новейшим огнестрельным оружием. А когда после падения Шипки и взятием генералом Скобелевым главной крепости турок Плевны, наши войска подошли к самым предместьям Константинополя /Стамбула/ и вознамерились уже войти в него, то в ответ лишь услышали дружный рык из всех западных столиц.

Англия, Франция и Австро-Венгрия все-таки сумели оказать давление на нашего императора. И Александр II вынужден был воздержаться от достижения этой многовековой сакральной цели.

И если подводить итоги всему и возвратиться к казачеству, то, что же можно сказать о его роли уже в сегодняшние дни?

На фоне тотального ослабления нашей армии и чрезмерно усилившихся национальных окраин, признание былых полновесных казачьих прав и их воинских подразделений, отнюдь нежелательно для нынешних прозападно настроенных правителей, готовых «интегрировать в общемировое сообщество» лишь оставшиеся от России одни сырьевые охвостья.

Вот потому всячески и препятствуют подлинному возрождению казачества, сумевшего сохранить в себе именно наши исконные русские черты. С его всё тем же боевым несгибаемым духом, любовью к отечеству и преданностью вере своей православной.

Благодаря которой, мы только и сможем, как и во времена нашего монгольского и литовско-польского разделения, сплотить ещё всех, вернуть утраченное и вновь повести к восстановлению уже единой неделимой Святой Руси.

Анатолий Яковенко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"