На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Властитель дум

Труды Ивана Ильина

Если мои книги нужны России,

то Господь убережет их от гибели;

а если не нужны ни Богу, ни России,

то они не нужны и мне самому.

Ибо я живу только для России.

И. А. Ильин

 

Мысль философа, приведенная в качестве эпиграфа, полна боли, горечи и сомнений. Ильина можно понять: его в 1922 году изгнали из горячо любимой Родины. Однако шли годы... Многое изменилось на Руси после кончины философа в 1954 году. Уже в 90-х годах прошлого века все большее число произведений русской религиозной философии стало извлекаться из спецхранов, архивов и издаваться.

Иван Ильин стал крайне нужен России в период нового смутного времени, переживаемого Отечеством. Здесь нельзя не вспомнить старую истину: многие из людей творчества, вошедшие в храм литературной славы при жизни, после своей кончины изгоняются оттуда; те же, кто допущен в этот храм после смерти, остаются там навсегда. Люди различных возрастов, профессий и политических убеждений принялись настойчиво искать в трудах мыслителя благодатные рецепты выхода из системного кризиса, в поисках путей спасения страны, познания сокровенной сущности русского духа. Обострился и интерес к биографии философа.

Иван Александрович Ильин родился в 1883 году в Москве. После окончания классической гимназии юноша поступил на юридический факультет Московского университета. Это предопределило последующий интерес мыслителя к философским проблемам права. Именно курсы по истории философии права читал Иван Ильин в родном университете, будучи сначала приват-доцентом, а потом профессором. В 1918 году Ильин защитил диссертацию «Философия Гегеля» на степень доктора наук, а в 1921 году был избран председателем Московского психологического общества.

«Как тяжко утратить Родину... И как невыносима мысль о том, что эта утрата, может быть, состоялась навсегда... Для меня навсегда, ибо я, может быть, умру в изгнании...», — писал Ильин через четыре года после высылки о трагическом предчувствии, которое потом подтвердилось. Однако надо было жить и упорно трудиться во имя грядущего выздоровления России. После изгнания мыслитель принимал участие в деятельности Религиозно-философской Академии, был профессором Русского научного института в Берлине (1923-1934).

Заправилы фашистского режима невзлюбили Ильина и лишили его профессорской кафедры, подвергли преследованиям вплоть до конфискации печатных работ и запрета устных выступлений. Второе изгнание, на этот раз из Германии, привело философа в Швейцарию.

Сейчас российская демократия переживает трудный период становления. И незаменимыми являются для нас рассуждения И. А. Ильина по философским проблемам права: «Настоящее государство держится не принуждением и не страхом, а свободной лояльностью своих граждан; их верностью долгу; их отвращением к преступности; неподкупностью чиновников; честностью судей; патриотизмом избирателей; государственным смыслом парламентариев; гражданским мужеством писателей и ученых; инициативной храбростью и дисциплиной солдат... Народы и государства держатся только правосознанием своих граждан и своих правителей. И от воспитания его зависит вся будущность России».

Эти положения можно с должным основанием взять в качестве надежных критериев оценки нынешнего состояния Российской государственности. И при этом мы, к сожалению, обнаружим, что многого нам не достает — патриотизма, верности долгу сильных мира сего и простых граждан, неподкупности чиновников. Один из крупнейших историков отечественной философии Н. О. Лосский очень ценил исследование Ильина «О сопротивлении злу силою» (1925). В этой работе философ выступил с критикой учения Л. Толстого о непротивлении, который рассматривал всякую попытку воспрепятствовать злу силой как узурпацию Божией воли. По мнению же Ивана Ильина, учение Толстого содержит следующую нелепость: «Когда какой-нибудь негодяй наносит оскорбление честному человеку или развращает ребенка — это, очевидно, совершается по Божией воле; но когда честный человек пытается помешать негодяю — это происходит не по воле Бога».

Для возрождения России требуется единство патриотов, а не ужесточение споров. Не надо забывать, что как марксизм, так и сопутствующее ему разделение народа на «красных» и «белых» пришли на Русь с Запада, и это привело к тяжелейшим катастрофическим последствиям. Отметим: И. А. Ильин опоэтизировал Белое движение, белых патриотов, белую традицию в целом ряде своих работ, особенно в 20-е годы, называя Белую армию «орденом чести, служения и верности». Однако внимательное изучение причин победы «красных» в Гражданской войне, противоречий и последующей эволюции советского общества оказали серьезное воздействие на мировоззрение философа, его представления о стратегии и тактике борьбы за возрождение нации. Поэтому предупреждением против новых инспирированных извне попыток поделить русскую нацию на «красных» и «белых» служит следующая мысль философа: «Россия нуждается больше всего в самостоятельном национальном творчестве: в углубленном, свободном, непредвзятом созерцании и постижении; в созидании, исходящем из любви к Родине, а не из ненависти к обидчикам другого класса».

Крушение былых идеологических догм выявило острейший дефицит учебных пособий по формированию национального мировоззрения. И неоценимым методологическим подспорьем здесь являются труды Ивана Ильина, будь то работа «Основы христианской культуры» (1937) или книга «Поющее сердце» (1934) — блестящий образец философско-художественной прозы и системного изложения правил национального нравственного воспитания.

Иван Ильин сформулировал великий принцип: суть дела состоит не в том, в какой партии человек, а в том, патриот ли он. И здесь мыслитель, как и во всем своем творчестве, выступает как, пожалуй, крупнейший провозвестник Русской идеи в XX веке. В архиве И. Ильина в Мичигане была найдена рукописная записка «Дневник писателя. Разные мои заметки», которая впервые была опубликована в 6-м томе собрания сочинений. В ней сказано: «Общечеловечность — категория слабая». Иван Ильин доказывал, что без национального идеала народу будет трудно. Повышение авторитета и распространение Русской идеи крайне необходимы для возрождения духовности и подвижничества, веры, трудолюбия и надежды, честного предпринимательства. Мы обращаемся к Русской идее в поисках нового духовно-идеологического и нравственного стимула, плацдарма, необходимого для восстановления и укрепления межнационального мира, более того — выхода России из тяжелейшего кризисного состояния, для успешного обновления страны на основе традиции, воссоздания Русской государственности. Наш национальный идеал сегодня предусматривает возрождение русскости и самой России, решение наболевших экономических, социально-политических, демографических, духовных, экологических и иных проблем общества. И здесь мы опираемся на мысли Ивана Ильина: «Борьба русского народа за свободную и достойную жизнь на земле продолжается. И ныне нам более чем когда-нибудь подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие, и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений ее творческую идею. Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальной». Слова философа могли бы служить надежным противоядием от рецидивов «чужебесия» и национального нигилизма.

Сейчас создалась прямая угроза превращения России в полуколонию единственной сверхдержавы, торжества «законов джунглей». Поэтому особенно спасительными являются заветы великого ученого-патриота, который доказал, что еще Западная Европа стремилась обратить Россию в католичество, колонизовать, не допустить к свободным морям, расчленить на мелкие государства; ослабить «внедрением в Россию международной “закулисы”, упорным навязыванием русскому народу чуждых ему западноевропейских форм республики, демократии и федерализма, политической и дипломатической изоляцией ее, неустанным обличением ее мнимого “империализма”, ее “некультурности” и “агрессивности”?». В этих словах — глубокое разоблачение современной русофобии, демагогически прикрывающейся фиговым листком глобализации и «прав человека». Американские и другие западные СМИ в своем большинстве всегда клеветали на Россию. Так было и в периоды монархии, советского строя. Так происходит и в наше время. Именно Запад навязал Отечеству пагубный либерально-монетаристский курс реформ, который привел к формированию космополитической олигархии и обнищанию подавляющего большинства населения страны, способствовал расчленению великого государства. Об этой опасности не раз предупреждал философ. К несчастью, он не был услышан ни тогда, не сейчас. Однако в наши дни произведения Ивана Ильина открывают нам путь к осознанию и возрождению русскости. В безбрежном потоке разлагающей народ порнографии, детективщины и мелодраматического мещанства работы великого философа дают народу, и особенно молодежи, правильный ориентир к чести и нравственности, национальной гордости и достоинству, следование которым — оптимальная дорога в будущее России, и, вне всякого сомнения, эта дорога ведет нас к храму и постижению православной культуры.

Евгений Троицкий


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"