На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Религиозное отношение к природе

Союз религии, науки и образования

Я счастлив, что в конце 1980-х годов мне довелось принимать участие в процессе раздогматизирования наших общественных наук, который тогда начался в нашей стране и шел очень активно. Процесс этот был довольно сложный. В течение почти семидесяти лет искоренялись различного рода религиозные идеи, преподавался научный атеизм. Даже в начале 1990-х годов в Академии общественных наук (тогда она называлась по-другому) существовала кафедра научного атеизма. В таких условиях, конечно, было нелегко перестраивать сознание ученых, которые в течение многих лет занимались разоблачением религиозной идеологии и очень в этом преуспели, начиная с Луначарского, Ярославского, Митина... Не хочется называть эти имена, их все знают. И к чему же мы тогда обратились?

Группа ученых из Института философии обратилась к наследию наших религиозных философов, к литературе "серебряного века" – Бердяеву, Флоренскому, Карсавину, Фран ку, Ильину, о. Ссргию Булгакову. И тогда для многих начался как бы гром среди ясного неба, потому что они никогда не слышали об этих произведениях и не читали их. Другие читали, но умалчивали об этом. Начали издаваться произведения этих религиозных философов, начали их комментировать. И сейчас в наших библиотеках вы уже можете найти полные собрания сочинений многих русских философов. Это была освежающая струя для наших общественных наук. Наследие российской духовной мысли явилось как бы ориентиром развития общественных наук.

Многое просто замалчивалось. Вот, Кюи сочинил гимн: "Боже, сохрани Царя!". Жуковский перефразировал: "Боже, Царя храни!" и написал большое стихотворение, потом по заданию Николая I сделал его на 6 строчек (гимн России) длиннее, но в это же время Пушкин, взяв первые строки Жуковского, тоже написал одноименное стихотворение "Боже, храни Царя!" Пушкин, про которого говорили, что он антимонархист, основоположник демократического движения, чуть ли не декабрист и так далее, молодой Пушкин в то же время, когда он писал "Гаврилиаду", эту дань молодости, написал "Боже, Царя храни!". Это чрезвычайно интересно и мы начинаем узнавать об этом только сейчас, раньше в собрание сочинений это, конечно, не пускали. Просмотрев собрание сочинений, которое у нас вышло в 1937 году, в год 100-летия со дня смерти Пушкина, Сталин просто запретил издавать три тома, там были комментарии. Он сказал: зачем три тома, почти столько, сколько книг, давайте без всяких комментариев. Сейчас мы в Академии наук, готовясь к пушкинскому юбилею, переиздали то юбилейное собрание, куда специально включили комментарии 1937 года и стихотворение Пушкина "Боже, Царя храни!", которое у нас замалчивалось.

В начале 1990-х годов был трудный переходный период. Некоторые ученые, по-моему, до сих пор не сдали своих позиций. Они неискренне говорят то, что принято сейчас говорить, а продолжают все-таки в душе оставаться на позициях: это наука, а это религия, и материя первична, а сознание вторично, повторяя догмы, на которых выросли.

Многие русские ученые в свое время выступали с университетских кафедр и в то же время были учеными-богословами. У Ключевского есть интересная фраза, которая звучит приблизительно так: пока теплятся лампады Троице-Ссргиевой лавры, пока находятся там мощи преподобного Сергия, Россия не умрет!

Наши монастыри – это хранилища русских рукописей. Русистика, славяноведение, текстология возникли на основе изучения монастырских рукописей. Возьмите "Слово о полку Игореве". Можно назвать массу произведений, найденных Карамзиным и многими другими. Сейчас наша текстологическая наука продолжает эту работу. В Петербурге в Пушкинском доме у нас работает сектор древнерусской литературы во главе с академиком Д.С.Лихачевым. Он про должает заниматься изучением древнерусских рукописей, которые не все еще до конца откомментированы и поняты. Зная о том, что монастыри являются хранилищами древностей нашей национальной культуры, мы в Академии наук СССР в 1988 году вместе со Святейшим Патриархом, тогда он еще был митрополитом Ленинградским и Таллинским, написали письмо М.С.Горбачеву о том, чтобы Андреевский монастырь, который находится рядом с новым зданием Академии наук, передали бы Московской Патриархии и Российской Академии наук. В 1648 году боярин Радищев основал там первое в России духовное училище, и там начали заниматься сверкой и правкой Библии по греческим источникам, пригласили группу иноков из украинских и белорусских монастырей. Это была первая такая работа по переводу, правке и изданию Библии. Там была издана первая Библия на русском языке. Слава Богу, что этот монастырь передали Церкви. Там сейчас находится филиал института по переводу Библии, расположенного в Стокгольме. Они переводят Библию на языки народов России и СНГ. Про должаются традиции нашей русской культуры, возникшие еще в XVII веке. В 1988 году наше отделение заключило договор с этим институтом по переводу Библии.

Вы помните, владыка Кирилл, как лет пять тому назад мы проводили конференцию "Переводы Библии: богослов ские, историко-культурные и лингвистические аспекты"? На открытии этой конференции Вы выступили с блестящей речью. Сейчас, как Вы знаете, вышла книга, очень интересное издание, основанное на опыте перевода Библии на языки небиблейской культуры. Вы представляете, как перевести Библию на башкирский или, предположим, татарский язык, где нет многих понятий, имеющихся в Библии? Здесь возникло новое направление в лингвистике. На этой конференции переводчики Библии на языки народов СНГ и России делились опытом, как они находят на своих языках небиблейской, нехристианской культуры слова и выражения, что бы правильно, неискаженно передавать Слово Божие.

Вот орден святого князя Даниила Московского за служение России, русской культуре. Я очень горжусь им. Мне и нескольким нашим ученым Патриарх вручил его за работу в Академии наук. В России наука всегда была связана с религией. Членами Академии наук были и священнослужители.

Россия – многонациональное государство. Наша Патриархия принимает это во внимание. Взять хотя бы работы по переводу Библии, о которых я уже говорил. Есть у нас и другие конфессии, где много духовных ценностей, перекликающихся с христианскими. На базе этих духовных ценностей у нас возникает сотрудничество между Русской Право славной Церковью и другими конфессиями, распространенными в современном мире. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие крещения Руси, после богослужения и торжественного акта в Большом театре удалось организовать встречу с руководителем индуистской церкви. Эта беседа остановилась на тех точках, которые связывают религиозные идеологии как будто бы совершенно разных народов. После этого вышла книга "Культура во взаимосвязанном мире".

Остановлюсь только на одном моменте, освещенном в этой книге. В индийском духовном кодексе природа считается пронизанной божественным сознанием, и нанесение вреда природе равносильно нанесению вреда человеку. Это большой грех. Об этом говорится во многих религиозных книгах. Поэтому отношение к природе там совершенно другое. Быть может, именно по этой причине Индии сейчас решила проблему самообеспечения продовольствием, провела "зеленую революцию". Если говорят, что там много бедных, то это не бедность, это просто тип жизни, им не нужно жить в городах, они живут в хижинах, а если дадут квартиру со всеми удобствами в каком-нибудь красивом доме, они откажутся. Возможно, одна из причин всего этого – религиозное отношение к природе, которой невозможно наносить никакого вреда. Это есть и в христианстве. Экологические идеи подобного рода существуют во многих религиях.

Я хотел сказать лишь о некоторых связях нашей науки, Академии наук с Русской Православной Церковью, другими конфессиями страны. Думаю, от этого будет польза для нашей возрождающейся Родины.

*Выступление на Соборных слушаниях Всемирного Русского Народного Собора " Вера и знание: наука и техника на рубеже столетий" , 18-20 марта 1998 года, Москва – Сергиев Посад

Евгений Челышев, академик РАН


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"