На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Национальная идеология

Очерк седьмой из книги «Русский мир»

КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПРОЕКТ

Современная Россия обременена структурным (общим) кризисом, затрагивающим все сферы экономической, политической, духовной и культурной жизни. Этот кризис является объективным следствием переходного состояния государства. Поэтому проблемы вины, некомпетентности власти, коррупции и т.п. имеют место, но лишь как необходимые факторы, а не базовые причины стагнации национально-государственного бытия. Вместе с тем утверждение о переходном периоде позволяет искать вектор национально-государственного развития, а следовательно, исключает пессимистическую оценку будущего России.

В настоящее время социально значимыми являются два вектора развития. Первый — посткоммунистический. Он вбирает в себя традиции Советского Союза, но пополняется национальным содержанием в той мере, в какой это допускается интернационализмом в его марксистской интерпретации.

Второй — демократический. В своем радикальном выражении он является «калькой» принципов и условий существования западной (буржуазной) цивилизации и в этом смысле космополитичен. В последние шесть лет Россия мучительно адаптировала демократические абстракции, и реальным политикам демократического лагеря пришлось в конце концов осознать, что без национальной доминанты демократическая идеология превращается в безжизненную фикцию, способную привести Россию к политико-экономическому коллапсу.

Как видим, при действительной полярности коммунистической и демократической концепций развития у них есть общее в поисках национальной доминанты, что открывает путь к политическому диалогу двух группировок.

ГОСУДАРСТВО И НАЦИЯ

Нынешняя власть и ее идеологи вместе со СМИ приняли на вооружение понятия «национальная идеология», «национальная политика» и «национальная безопасность», но используют их в системе англо-американской традиции, когда нация и государство отождествляются, в то время как консервативная мысль Западной Европы и России дореволюционного периода такого отождествления не допускала.

Действительно, пройдя длительный путь от феодализма до постиндустриального общества, западная цивилизация к настоящему времени «успешно преодолела национальную ограниченность». Вместо традиционного общества создана система атомизированной общности, основами которой являются право и государственная власть. Не ставя сейчас вопрос об оценке трансформации нации в атомизированную социальную общность (с ее социальной стратификацией и мобильностью), обратим внимание лишь на то, что для западной политической мысли понятие «национальное» является эвфемизмом, скрывающим содержательно точное понятие «государственное».

Для такого сокрытия, замещения есть вполне корректное объяснение. Оно сводится к тому, что рассуждениями о свободе личности, ее суверенности, демократии без берегов и т.п. государство выведено за скобки в «цивилизованном обществе» и упоминание о нем воспроизводит негативный стереотип тоталитаризма, накрепко связанный в сознании западного «молчаливого большинства» с фашизмом и коммунизмом. В этом обнаруживается одна из существенных причин подмены, замещения понятий, хотя этим сложность проблемы не ограничивается, но мы на этом останавливаться здесь не будем.

Нация с ее социальной структурой обладает определенным географическим (территориальным) ареалом распространения. Это этническое пространство нуждается в защите от внешних вторжений и организационной системе, поддерживающей нормальную национальную жизнь и свободу проявления потенциала нации. Этой защитно-функциональной системой является государство, а государственное строительство ведется на основе национальных приоритетов и во имя национального выживания. Государство — не орудие подавления одного класса другим и не механизм регулирования отношений внутри социальной общности. Оно представляет собой, скорее, способ национального бытия в многонациональном и полиэтническом мире. Устойчивость государства прямо пропорциональна полноте национальной жизни. Вместе с тем государство нередко воспринимало себя как творца национальной жизни, присваивало себе национальные атрибуты и становилось источником бед. Государство, реализующее национальную идеологию, должно неукоснительно соблюдать национальные интересы, одновременно признавая право других государств на подобные же цели и интересы. Национальная идеология основывается на традиции и ее творческом развитии. Все остальное вторично и подсобно. Нет ограничений для действий во имя национального выживания.

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Русская нация, не говоря уже о других этнических целостностях и общностях, рядоположенных или стадиально удаленных, обладает набором признаков, которые позволяют характеризовать ее как традиционное общество.

Первый и определяющий признак — исповедание православия. На протяжении тысячелетия православие было судьбой русского народа на разных стадиях его этногенеза. Если к этому добавить, что православие укоренилось в языковую стихию и культуру, а соборность определяет до сих пор иерархическое и объединяющее восприятие социума, то естественно видеть в православии не только конфессиональную принадлежность русской нации, но и компоненту национальной идеологии и психологии традиционного общества.

Второй признак — семья как ячейка традиционного общества. При всем том, что растет число неполных семей, катастрофично состояние деторождения, громадно количество абортов и разводов, само восприятие семьи остается глубоко традиционным.

Третий признак — традиционалистское восприятие власти. Русская нация и другие этнические общности спокойно воспримут авторитаризм, столь необходимый для стабилизационного периода, и именно потому, что традиционное общество считает естественным иерархическое и централизованное устроение государства.

Четвертый признак — примат нравственности над правом. В обществе моральные оценки имеют гораздо более важное значение, чем юридические установления и приговоры. Конфликты решаются на бытовом уровне «полюбовно», и эта особенность традиционного общества вполне соответствует межличностным связям и отношениям в русском народе.

Пятый признак — культурная среда. Она вместе с духовностью формирует национальную идентичность. С ее помощью нация осуществляет свое историческое действие. Слабость или неразвитость духовно-культурного потенциала нации уже являются условием кризиса национальной жизни и предпосылкой денационализации, затем перерождения этнической общности в народонаселение. Русская культура столь велика, всесторонне глубока и совершенна, что без преувеличения является условием и предпосылкой сохранения нации и традиционного уклада жизни русского народа.

ПОИСКИ ИДЕАЛА

Насаждение западно-европейского типа цивилизации в России обречено на провал в той мере, в какой демократия, как производное от атомизированной общности, несовместима с традиционным обществом России, вполне соответствующим сохраняющейся национальной целостности. Более того, в России именно национальная целостность обладает тем творческим потенциалом (как в Японии, других странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии), который способен перевести индустриальное общество в постиндустриальное и технотронное.

Вместе с тем индустриальное, постиндустриальное и технотронное общество — всего лишь односторонняя характеристика развития опять-таки западной цивилизации, подходящей к тем пределам роста, за которыми наступает социально-экономическое самоуничтожение. Национальные устои и базовые принципы функционирования традиционного общества позволяют избежать исторического тупика и отодвинуть проблему предела роста на отдаленную историческую перспективу.

Государство должно быть системой защиты, воспроизводства и приемлемых условий существования национальной целостности, которая, в свою очередь, является системой защиты и условием полноценного существования личности и семьи. Государство — производное от национальной истории, относительно самостоятельно и подлинно демократично, когда выступает как инструмент национальной жизни.

Итак, исходя из первичности нации и производности от нее государства, следует считать, что первоочередными задачами политической власти в России являются, во-первых, соединение единого национального тела, расчлененного Беловежским нелегитимным сговором. Национально ориентированная власть может и должна заявить это в политической декларации, чтобы затем использовать дипломатические, политические и экономические рычаги для цивилизованного объединения русской национальной целостности.

Во-вторых, учитывая современный демографический кризис нации, необходимо экстренно разработать и осуществить комплексную программу охраны материнства и детства, создать условия для многодетных русских семей, поднять статус стариков в общественном сознании и психологии.

В-третьих, переходный период в России предназначен для восстановления сословно-классовой дифференциации. Такое развитие событий может преодолеть национально ориентированная власть, проводя сильную социальную политику в интересах всех социальных групп, слоев и классов. Речь, следовательно, может и должна идти не о создании абстрактного правового государства, а о построении корпоративного государства, равно учитывающего общенациональные и сословно-классовые интересы и поощряющего социальную мобильность.

Корпоративное государство переходного периода способно сохранить политическое представительство различных слоев и классов в парламенте. Оно допускает существование политических партий, выражающих интересы классов и общественных групп. Вместе с тем корпоративизм снимает антогонизм классов, не позволяет той или иной части общества и ее политическим организациям навязывать их интересы и цели в качестве общенациональных и общегосударственных. Через диалог партий и общественных организаций корпоративизм преодолевает классовый эгоизм, политические амбиции и препятствует политиканству той или иной группировки.

В-четвертых, государственная внешнеполитическая деятельность должна определяться национальными интересами. Опыт империи советского типа, когда интернационалистский глобализм осуществляется за счет русской нации, и опыт демократического радикализма, когда интересы России были отождествлены с интересами США и НАТО, показали, что только при учете национальных потребностей внешнеполитическая деятельность может быть плодотворной, устойчивой и взаимоприемлемой. Это означает, например, что существуют зоны жизненных интересов за пределами нынешней России (Прибалтика, Черное море, Средняя Азия) и за рубежами бывшего СССР (Балканы, Средиземноморье, арабские страны, Иран, Индия, Китай), где русские и российские геополитические векторы устойчивы и их изменение (проникновение НАТО, авантюры США, сепаратизм и т.д.) болезненно скажется на состоянии национально-государственной жизни. Понятие «жизненные интересы» вошло в теорию и практику международных отношений, и Россия обязана четко заявить о сфере и пределах своих интересов в нынешнем мире.

В-пятых, для полноценного существования и развития нации нужна соответствующая духовная среда. Национально ориентированное государство должно поднять статус Русской Православной Церкви до того уровня, где свободно и всеобъемлюще реализуется Симфония церкви и государства. Должна быть создана система защитных средств от прозелитизма, откуда бы он ни исходил, и запрещены тоталитарные культы и секты.

В-шестых, национальная идентичность требует всеобъемлющего развития и распространения национальной культуры и образования. Как первоочередную задачу следует рассматривать запрещение деятельности Фонда Сороса и ему подобных на территории России. Школьная реформа должна осуществляться в соответствии с русскими национальными традициями, в том числе и с учетом хорошо зарекомендовавших себя реальных училищ, гимназий. Необходимо учитывать и опыт государственной работы системы среднего специального и высшего образования советского периода.

Актуальны законы о русском языке, общественном и государственном контроле телевидения. Протекционистская политика в области рекламы должна быть тем интенсивнее, чем активнее российский рынок будет заполняться отечественными товарами.

Необходимо, чтобы тиражирование и распространение произведений культуры и искусства отвечали интересам нации и русским культурно-историческим традициям. Не рынок, а национальные интересы должны регулировать этот процесс, а государственные субсидии в области культуры могут быть вполне сопоставимы с вкладами в оборону. Государству не следует контролировать творческий процесс, но оно обязано пропагандировать и распространять художественную культуру, основанную на национальной культурно-исторической традиции.

В-седьмых, по меркам западной цивилизации Россия — моноэтническое государство. В соответствии с русской национальной традицией Россия — многонациональное государство, что само по себе подтверждает этнический гуманизм традиционного общества. Государственное строительство в переходный период должно покончить с абсурдной суверенизацией и безбрежным федерализмом, переходящим в конфедерализм. Нельзя также слепо повторять систему губерний императорской России. Разумная национальная политика заключается во взвешенном переводе суверенизации на путь федерального автономизма, допускающего определенную государственность национальных образований, но исключительно в системе сильного Централизованного государства. Федеральный автономизм — приемлемая форма государственного строительства в переходный период, но только для этого периода и годная. Кстати, абсурдная суверенизация областей и краев России должна быть пресечена самым кардинальным образом, ибо она продолжает начатое Беловежским сговором расчленение русской национальной целостности и подрывает государственность как таковую.

В-восьмых, национальная целостность требует ясного и четко сформулированного идеала жизнеустроения и исторического бытия. Рассуждения демократических идеологов и пропагандистов сначала о колбасе, затем о полных прилавках и обществе равных возможностей можно было бы принять как инструмент переформирования социально-экономической системы, но они никуда не годны в качестве исторической цели сложной национально-государственной системы. Источник такой примитивизации исторической цели национального бытия все та же атомизированная общность западной цивилизации. Заметим при этом, что американский глобализм является всего лишь гипертрофированным выражением потребительского отношения к миру.

Русская нация как этническая целостность традиционного общества нуждается в духовно определенной цели исторической жизни, где потребление вторично по отношению к идеалу, а общенациональные и, далее, общегосударственные перспективы куда более значимы, чем личное благополучие.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Очерк восьмой

Ностальгические воспоминания на фоне нынешнего общего (структурного) кризиса о социалистическом прошлом вполне понятны и достаточно оправданны. Если к этому добавить, что по историческим масштабам в одночасье погибла великая держава, а на ее месте если что и существует, так это государства-новоделы с нелепыми и антигосударственными «прозрачными границами», то объяснение получают и реставрационные настроения, захватившие значительную часть населения на всем пространстве бывшего СССР (Российской империи до 1917 года). Между тем ностальгия по светлому прошлому связана с определенными социальными завоеваниями, которые надо считать вторичными по отношению к системообразующим принципам империи советского типа, среди которых на первом месте надо назвать партийную вертикаль, изначально ничего общего не имевшую с провозглашенным демократическим централизмом, и интернационализм, формировавший новую историческую общность людей — «советский народ», где русской нации отводилась роль донора для национальных окраин. Стоит ли сомневаться в том, что для основной массы населения России возврат к идеократии представляется бессмысленным, а восстановление донорства — трагической безысходностью. Поэтому, в полной мере понимая источник и причины ностальгических настроений, никоим образом нельзя отождествлять их с реставрационной идеологией — безнадежной уже потому, что всякая политическая реставрация является регрессивным процессом и потому исторически бесперспективна.

В сущности, в настоящее время социально и политически значимыми являются два вектора развития. Первый — посткоммунистический. Он вбирает в себя традиции Советского Союза, но наполняется национальным содержанием в той мере, в какой это допускает интернационализм в его марксистской интерпретации.

Второй — демократический. В радикальном своем выражении он является калькой принципов и условий существования западной (буржуазной) цивилизации и в этом смысле космополитичен настолько, насколько это было явлено предшествующими шестью годами радикального реформирования. Стоит ли доказывать, что по отношению к русскому народу коммунистический интернационализм и демократический интернационализм мало чем отличаются друг от друга — радикальное отрицание примата наций в политико-экономической жизни единит этих политических антиподов.

Демократические абстракции, сопрягаясь с реальной действительностью России как большой системы, проваливались именно потому, что не обладали той всеобщностью воздействий, которая бы покрывала саму большую систему. Россия мучительно адаптировала демократические абстракции (как ранее коммунистические), и реальным политикам демократического лагеря пришлось в конце концов осознать, что без национальной доминанты демократическая идеология (как и посткоммунистическая) превращается в безжизненную фикцию, способную привести к политико-экономическому коллапсу историческую Россию.

Правящий режим и его идеология вместе со СМИ приняли на вооружение понятия «национальная идеология», «национальная политика», «национальная безопасность», однако используют их в системе англо-американской традиции, когда нация и государство отождествляются. В то время как консервативная мысль Западной Европы и России дореволюционного периода такого отождествления не допускала. Наша позиция основывается на консервативной традиции, но не потому, что таковы наши философско-политические предпочтения, а в связи с реальным этнокультурным состоянием России.

Действительно, пройдя длительный путь от феодализма до постиндустриального общества, западноевропейская цивилизация к настоящему времени «успешно преодолела» «национальную ограниченность» (а США так и не смогли создать эту общность, которая только-только начала развиваться в южных штатах, но была пресечена гражданской войной). Вместо традиционного общества создана система атомизированной общности, скрепами которой являются право и государственная власть. Механизмы национальной целостности традиционного общества замещены правовым регулированием межличностных связей, а поведение и деятельность регламентируются соответственно правом и государственными институтами. Не ставя сейчас вопрос об оценке такой трансформации нации в атомизированную социальную общность (с ее социальной стратификацией и мобильностью), мы обращаем внимание лишь на то, что для западноевропейской и американской политической мысли либералов «национальное» является исключительно эвфемизмом, скрывающим содержательно точное понятие «государственное».

Для такого сокрытия, замещения есть вполне корректное объяснение. Оно сводится к тому, что рассуждениями о свободе личности, ее суверенности, демократии без берегов и т.п. государство выведено за скобки в «цивилизованном обществе», и его упоминание или доминирование в политике и пропаганде воспроизводят негативный стереотип тоталитаризма, накрепко связанный в сознании западного «молчаливого большинства» с фашизмом и коммунизмом. В этом и обнаруживается одна из существенных причин подмены, замещения понятий, хотя ею сложность проблемы не ограничивается, но здесь на этом мы останавливаться не будем.

Консервативная традиция исходит из того несомненного факта, что у этнических общностей своя история и этногенез высшей стадией имеет нацию, в то время как атомизированное общество является концом этнической истории и истории как таковой, о чем и поведал несколько лет назад, не желая того, американский японец Фукуяма. Сам этногенез провиденциален, а нация — сакральная этническая целостность, что делает позитивистский и атеистический взгляд на национальное бытие крайне поверхностным и не проникающим в сущность процессов и явлений. Русская нация сакральна (как и другие немногие нации), и ее историческое бытие подпадает под действие законов истории, но с тем дополнением, что мы, как этническая целостность, движимся к неведомой, но чаемой Вечности, не описываемой в системе позитивистского знания.

Вот почему ни коммунистический период, нацеленный на переструктурирование нации в интернациональный «советский народ», ни перестройка, осуществленная как развал СССР и уничтожение империи советского типа, ни радикальные реформы, предназначенные для перераспределения общественной собственности и создания класса собственников-капиталистов, не выполнили главные условия для формирования сначала интернациональной, потом прозападной общественно-политической системы или правового государства. Во-первых, не были уничтожены основы традиционного общества, находимые в укладе жизни, семейных связях, формах и нормах поведения и общения людей. Этносоциальная психология в основе своей продолжает оставаться флуктуациями общественного сознания и не более того.

Во-вторых, будучи исторически православной нацией и даже сейчас оставаясь, если так можно выразиться, безрелигиозной православно ориентированной этнической общностью, русские (83 процента населения России) не приняли и не примут протестантизм, на котором только и можно вырастить цивилизацию западного типа.

В-третьих, в таких обстоятельствах нет условий для появления атомизированной социальной системы, исходящей из приоритета личности и потому требующей создания и укрепления правового государства. Традиционализм и православие предопределяют примат нравственности над законом, и это великое достижение православной цивилизации не смогли уничтожить ни пламенные революционеры, ни перестройщики, ни радикальные реформаторы.

В России именно традиционализм и сакральная национальная целостность способны перевести индустриальное общество в постиндустриальное и успешно решать технико-экономические проблемы технотронного общества. Вместе с тем индустриальное, постиндустриальное и технотронное общества — всего лишь односторонняя характеристика развития опять-таки западной цивилизации, подходящей к тем пределам роста, за которыми наступает социально-экономическое самоуничтожение. Национальные устои и базовые принципы функционирования традиционного общества позволяют избежать исторического тупика и отодвинуть проблему предела роста на отдаленную историческую перспективу.

Основываясь на примате нации и признавая традиционализм в качестве основы общественных связей, возрождение России можно представить следующим образом. Находящаяся в глубочайшем общем (структурном) кризисе, Россия нуждается в стабилизационном периоде, во время которого автократическое управление страной — непреложная необходимость, вполне понятная и приемлемая для существующего (хотя и достаточно деформированного на протяжении всего XX века) традиционного общества. Форма автократии не суть важна — важно, чтобы эта автократия поставила во главу угла национальные интересы (в многонациональной по русским понятиям и многоэтнической по западным стандартам) России. Государство должно будет взять на себя бремя ответственности за возрождение национальной жизни, и проблемы социальной защищенности будут его, государства, приоритетами. Традиционализм предусматривает многоукладность экономики, но стабилизационный период будет связан с возвращением в государственную, общенародную собственность, смешанные формы собственности базовых отраслей промышленности, топливно-энергетического комплекса, сырьевого комплекса, что в совокупности предопределит государственное регулирование внешней торговли.

Эта экономическая основа автократической формы стабилизационного периода многое заимствует из предшествующей перестройки системы хозяйствования и социальной политики, но это не механическая реставрация, а возвращение приемлемых условий существования человеку, нации, государству.

И, конечно же, стабилизационный период будет сопровождаться созданием условий для полноценной духовной, культурной, образовательной деятельности в интересах нации и на основе ее исторических традиций. Искусственному национальному нигилизму и провоцируемому антинациональному эгоизму будет противопоставлена политика национального возрождения, где соборность, понятая как единство и неслияние личности и общества, сословий и нации, будет первоосновой человеческого, национального и государственного бытия.

Нынешний кризисный период явно предназначен для восстановления социально-классовой дифференциации, и посткоммунистическая идеология вполне справедливо указывает на перспективы классовых антагонизмов. Такое развитие событий может преодолеть национально ориентированная власть стабилизационного периода, проводя сильную социальную политику в интересах всех социальных групп, слоев и классов. Речь, следовательно, может и должна идти не о создании абстрактного правового государства, а о построении государства, равно учитывающего общенациональные и сословно-классовые интересы и поощряющего социальную мобильность. Корпоративное государство переходного периода способно сохранить политическое представительство различных слоев и классов в парламенте, оно допускает существование партий, представляющих интересы классов и общественных групп. Вместе с тем корпоративизм снимает антагонизм классов, не позволяет той или иной части общества и ее политическим пропагандистам навязывать их интересы и цели в качестве общенациональных и общегосударственных. Корпоративизм через диалог партий и общественных организаций преодолевает классовый эгоизм, политические амбиции и препятствует политиканству той или иной социально-политической группировки.

Здесь хотелось бы обратить внимание на одно важное обстоятельство. Наши рассуждения о корпоративном государстве основываются на том благопожелании, что нынешняя социально-экономическая смута и властно-правовое бессилие закончатся переходом к авторитаризму. Не обременяя читателя аргументацией (достаточно подробной и прогностически корректной), мы (а это значительная группа экспертов различных отраслей знания) уверенно говорим о неизбежности авторитаризма для России. Проблема здесь в том, ЧТО и КТО будут являться социальной базой неизбежного авторитарного режима. Демократическая пропаганда уже создала пугало бродящего по России призрака коммунизма, но дело в том, что у коммунистов из различных сект и псевдопартийных образований утрачена социальная база — ни деклассированные рабочие, ни денационализированная трудовая интеллигенция, ни уничтожаемое до сих пор крестьянство не осознают своих классовых и политических интересов, а потому не отождествляют собственные экономические требования с политико-экономическими программами «авангардов трудящихся». Более того, ставшая парламентской партией, КПРФ уже встроилась во власть, смирившись с положением «вечно второй» в истеблишменте и отказавшись от претензий на перехват власти у существующего режима.

Как нам представляется, две силы заинтересованы в переходе к автократическому режиму. Первая — финансово-компрадорская группировка, уже захватившая значительную часть рычагов власти и готовая через автократию повести страну в бананово-мафиозную пещеру. Вторая — национальный капитал, еще не осознающий своего места в политической структуре (из-за криминального распределения государственной и общественной собственности), но уже понимающий, что власть компрадорского криминалитета подорвет условия его (национального капитала) существования. Вот эта вторая сила, при соответствующих условиях, способна выступить как социально-политическая и экономическая база автократии, нацеленной на формирование национального корпоративного государства, что, безусловно, будет поддержано и широкими массами трудящихся, запутавшихся в трех соснах житейской политики и безжизненной экономики.

Такое корпоративное государство должно стать системой защиты воспроизводства и гарантом приемлемых условий для существования национальной целостности, которая, в свою очередь, является системой защиты и условием полноценного существования личности, семьи и сословия. Государство — производное от национальной истории — ОТНОСИТЕЛЬНО самостоятельно и подлинно демократично, когда является инструментом национальной жизни.

Но стабилизационный период и корпоративное государство не конечная цель национального бытия. При восстановлении великой государственности и возрождении национальной жизни автократизм стабилизационного периода перестает быть необходимым. Надо надеяться, что за этот исторически краткий период создадутся и окрепнут такие государственные и общественные институты, которые, во-первых, не позволят автократии переродиться в тоталитаризм, во-вторых, разбудят и организуют политическое сознание социальных групп и всего общества, чтобы подготовить страну и народ для жизни в условиях свободы, достоинства и верности национальной истории и национальным идеалам. Какую форму правления выберет сам свободный народ — решать народу и истории, но веруем и уповаем, что выбор будет в пользу православного монархического государства, где сословные интересы и национальные чаяния совпадают с историческим движением русского православного народа, всего человечества из времени в обетованную Вечность.

Профессор Эдуард Володин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"