На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Национальная идеология

Из книги «Русский мир»

КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПРОЕКТ

Современная Россия обременена структурным (общим) кризисом, затрагивающим все сферы экономической, политической, духовной и культурной жизни. Этот кризис является объективным следствием переходного состояния государства. Поэтому проблемы вины, некомпетентности власти, коррупции и т.п. имеют место, но лишь как необходимые факторы, а не базовые причины стагнации национально-государственного бытия. Вместе с тем утверждение о переходном периоде позволяет искать вектор национально-государственного развития, а следовательно, исключает пессимистическую оценку будущего России.

В настоящее время социально значимыми являются два вектора развития. Первый — посткоммунистический. Он вбирает в себя традиции Советского Союза, но пополняется национальным содержанием в той мере, в какой это допускается интернационализмом в его марксистской интерпретации.

Второй — демократический. В своем радикальном выражении он является «калькой» принципов и условий существования западной (буржуазной) цивилизации и в этом смысле космополитичен. В последние шесть лет Россия мучительно адаптировала демократические абстракции, и реальным политикам демократического лагеря пришлось в конце концов осознать, что без национальной доминанты демократическая идеология превращается в безжизненную фикцию, способную привести Россию к политико-экономическому коллапсу.

Как видим, при действительной полярности коммунистической и демократической концепций развития у них есть общее в поисках национальной доминанты, что открывает путь к политическому диалогу двух группировок.

 

ГОСУДАРСТВО И НАЦИЯ

Нынешняя власть и ее идеологи вместе со СМИ приняли на вооружение понятия «национальная идеология», «национальная политика» и «национальная безопасность», но используют их в системе англо-американской традиции, когда нация и государство отождествляются, в то время как консервативная мысль Западной Европы и России дореволюционного периода такого отождествления не допускала.

Действительно, пройдя длительный путь от феодализма до постиндустриального общества, западная цивилизация к настоящему времени «успешно преодолела национальную ограниченность». Вместо традиционного общества создана система атомизированной общности, основами которой являются право и государственная власть. Не ставя сейчас вопрос об оценке трансформации нации в атомизированную социальную общность (с ее социальной стратификацией и мобильностью), обратим внимание лишь на то, что для западной политической мысли понятие «национальное» является эвфемизмом, скрывающим содержательно точное понятие «государственное».

Для такого сокрытия, замещения есть вполне корректное объяснение. Оно сводится к тому, что рассуждениями о свободе личности, ее суверенности, демократии без берегов и т.п. государство выведено за скобки в «цивилизованном обществе» и упоминание о нем воспроизводит негативный стереотип тоталитаризма, накрепко связанный в сознании западного «молчаливого большинства» с фашизмом и коммунизмом. В этом обнаруживается одна из существенных причин подмены, замещения понятий, хотя этим сложность проблемы не ограничивается, но мы на этом останавливаться здесь не будем.

Нация с ее социальной структурой обладает определенным географическим (территориальным) ареалом распространения. Это этническое пространство нуждается в защите от внешних вторжений и организационной системе, поддерживающей нормальную национальную жизнь и свободу проявления потенциала нации. Этой защитно-функциональной системой является государство, а государственное строительство ведется на основе национальных приоритетов и во имя национального выживания. Государство — не орудие подавления одного класса другим и не механизм регулирования отношений внутри социальной общности. Оно представляет собой, скорее, способ национального бытия в многонациональном и полиэтническом мире. Устойчивость государства прямо пропорциональна полноте национальной жизни. Вместе с тем государство нередко воспринимало себя как творца национальной жизни, присваивало себе национальные атрибуты и становилось источником бед. Государство, реализующее национальную идеологию, должно неукоснительно соблюдать национальные интересы, одновременно признавая право других государств на подобные же цели и интересы. Национальная идеология основывается на традиции и ее творческом развитии. Все остальное вторично и подсобно. Нет ограничений для действий во имя национального выживания.

 

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Русская нация, не говоря уже о других этнических целостностях и общностях, рядоположенных или стадиально удаленных, обладает набором признаков, которые позволяют характеризовать ее как традиционное общество.

Первый и определяющий признак — исповедание православия. На протяжении тысячелетия православие было судьбой русского народа на разных стадиях его этногенеза. Если к этому добавить, что православие укоренилось в языковую стихию и культуру, а соборность определяет до сих пор иерархическое и объединяющее восприятие социума, то естественно видеть в православии не только конфессиональную принадлежность русской нации, но и компоненту национальной идеологии и психологии традиционного общества.

Второй признак — семья как ячейка традиционного общества. При всем том, что растет число неполных семей, катастрофично состояние деторождения, громадно количество абортов и разводов, само восприятие семьи остается глубоко традиционным.

Третий признак — традиционалистское восприятие власти. Русская нация и другие этнические общности спокойно воспримут авторитаризм, столь необходимый для стабилизационного периода, и именно потому, что традиционное общество считает естественным иерархическое и централизованное устроение государства.

Четвертый признак — примат нравственности над правом. В обществе моральные оценки имеют гораздо более важное значение, чем юридические установления и приговоры. Конфликты решаются на бытовом уровне «полюбовно», и эта особенность традиционного общества вполне соответствует межличностным связям и отношениям в русском народе.

Пятый признак — культурная среда. Она вместе с духовностью формирует национальную идентичность. С ее помощью нация осуществляет свое историческое действие. Слабость или неразвитость духовно-культурного потенциала нации уже являются условием кризиса национальной жизни и предпосылкой денационализации, затем перерождения этнической общности в народонаселение. Русская культура столь велика, всесторонне глубока и совершенна, что без преувеличения является условием и предпосылкой сохранения нации и традиционного уклада жизни русского народа.

 

ПОИСКИ ИДЕАЛА

Насаждение западно-европейского типа цивилизации в России обречено на провал в той мере, в какой демократия, как производное от атомизированной общности, несовместима с традиционным обществом России, вполне соответствующим сохраняющейся национальной целостности. Более того, в России именно национальная целостность обладает тем творческим потенциалом (как в Японии, других странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии), который способен перевести индустриальное общество в постиндустриальное и технотронное.

Вместе с тем индустриальное, постиндустриальное и технотронное общество — всего лишь односторонняя характеристика развития опять-таки западной цивилизации, подходящей к тем пределам роста, за которыми наступает социально-экономическое самоуничтожение. Национальные устои и базовые принципы функционирования традиционного общества позволяют избежать исторического тупика и отодвинуть проблему предела роста на отдаленную историческую перспективу.

Государство должно быть системой защиты, воспроизводства и приемлемых условий существования национальной целостности, которая, в свою очередь, является системой защиты и условием полноценного существования личности и семьи. Государство — производное от национальной истории, относительно самостоятельно и подлинно демократично, когда выступает как инструмент национальной жизни.

Итак, исходя из первичности нации и производности от нее государства, следует считать, что первоочередными задачами политической власти в России являются, во-первых, соединение единого национального тела, расчлененного Беловежским нелегитимным сговором. Национально ориентированная власть может и должна заявить это в политической декларации, чтобы затем использовать дипломатические, политические и экономические рычаги для цивилизованного объединения русской национальной целостности.

Во-вторых, учитывая современный демографический кризис нации, необходимо экстренно разработать и осуществить комплексную программу охраны материнства и детства, создать условия для многодетных русских семей, поднять статус стариков в общественном сознании и психологии.

В-третьих, переходный период в России предназначен для восстановления сословно-классовой дифференциации. Такое развитие событий может преодолеть национально ориентированная власть, проводя сильную социальную политику в интересах всех социальных групп, слоев и классов. Речь, следовательно, может и должна идти не о создании абстрактного правового государства, а о построении корпоративного государства, равно учитывающего общенациональные и сословно-классовые интересы и поощряющего социальную мобильность.

Корпоративное государство переходного периода способно сохранить политическое представительство различных слоев и классов в парламенте. Оно допускает существование политических партий, выражающих интересы классов и общественных групп. Вместе с тем корпоративизм снимает антогонизм классов, не позволяет той или иной части общества и ее политическим организациям навязывать их интересы и цели в качестве общенациональных и общегосударственных. Через диалог партий и общественных организаций корпоративизм преодолевает классовый эгоизм, политические амбиции и препятствует политиканству той или иной группировки.

В-четвертых, государственная внешнеполитическая деятельность должна определяться национальными интересами. Опыт империи советского типа, когда интернационалистский глобализм осуществляется за счет русской нации, и опыт демократического радикализма, когда интересы России были отождествлены с интересами США и НАТО, показали, что только при учете национальных потребностей внешнеполитическая деятельность может быть плодотворной, устойчивой и взаимоприемлемой. Это означает, например, что существуют зоны жизненных интересов за пределами нынешней России (Прибалтика, Черное море, Средняя Азия) и за рубежами бывшего СССР (Балканы, Средиземноморье, арабские страны, Иран, Индия, Китай), где русские и российские геополитические векторы устойчивы и их изменение (проникновение НАТО, авантюры США, сепаратизм и т.д.) болезненно скажется на состоянии национально-государственной жизни. Понятие «жизненные интересы» вошло в теорию и практику международных отношений, и Россия обязана четко заявить о сфере и пределах своих интересов в нынешнем мире.

В-пятых, для полноценного существования и развития нации нужна соответствующая духовная среда. Национально ориентированное государство должно поднять статус Русской Православной Церкви до того уровня, где свободно и всеобъемлюще реализуется Симфония церкви и государства. Должна быть создана система защитных средств от прозелитизма, откуда бы он ни исходил, и запрещены тоталитарные культы и секты.

В-шестых, национальная идентичность требует всеобъемлющего развития и распространения национальной культуры и образования. Как первоочередную задачу следует рассматривать запрещение деятельности Фонда Сороса и ему подобных на территории России. Школьная реформа должна осуществляться в соответствии с русскими национальными традициями, в том числе и с учетом хорошо зарекомендовавших себя реальных училищ, гимназий. Необходимо учитывать и опыт государственной работы системы среднего специального и высшего образования советского периода.

Актуальны законы о русском языке, общественном и государственном контроле телевидения. Протекционистская политика в области рекламы должна быть тем интенсивнее, чем активнее российский рынок будет заполняться отечественными товарами.

Необходимо, чтобы тиражирование и распространение произведений культуры и искусства отвечали интересам нации и русским культурно-историческим традициям. Не рынок, а национальные интересы должны регулировать этот процесс, а государственные субсидии в области культуры могут быть вполне сопоставимы с вкладами в оборону. Государству не следует контролировать творческий процесс, но оно обязано пропагандировать и распространять художественную культуру, основанную на национальной культурно-исторической традиции.

В-седьмых, по меркам западной цивилизации Россия — моноэтническое государство. В соответствии с русской национальной традицией Россия — многонациональное государство, что само по себе подтверждает этнический гуманизм традиционного общества. Государственное строительство в переходный период должно покончить с абсурдной суверенизацией и безбрежным федерализмом, переходящим в конфедерализм. Нельзя также слепо повторять систему губерний императорской России. Разумная национальная политика заключается во взвешенном переводе суверенизации на путь федерального автономизма, допускающего определенную государственность национальных образований, но исключительно в системе сильного Централизованного государства. Федеральный автономизм — приемлемая форма государственного строительства в переходный период, но только для этого периода и годная. Кстати, абсурдная суверенизация областей и краев России должна быть пресечена самым кардинальным образом, ибо она продолжает начатое Беловежским сговором расчленение русской национальной целостности и подрывает государственность как таковую.

В-восьмых, национальная целостность требует ясного и четко сформулированного идеала жизнеустроения и исторического бытия. Рассуждения демократических идеологов и пропагандистов сначала о колбасе, затем о полных прилавках и обществе равных возможностей можно было бы принять как инструмент переформирования социально-экономической системы, но они никуда не годны в качестве исторической цели сложной национально-государственной системы. Источник такой примитивизации исторической цели национального бытия все та же атомизированная общность западной цивилизации. Заметим при этом, что американский глобализм является всего лишь гипертрофированным выражением потребительского отношения к миру.

Русская нация как этническая целостность традиционного общества нуждается в духовно определенной цели исторической жизни, где потребление вторично по отношению к идеалу, а общенациональные и, далее, общегосударственные перспективы куда более значимы, чем личное благополучие.

Профессор Эдуард Володин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"