Эта книга не монография. Писать обобщающую работу по проблемам современности, когда страна взорвана, государственное строительство сомнительного качества, а цели общественной жизни, мягко говоря, не прояснены, дело безнадежное.
Это и не сборник статей, хотя каждый раздел и его составляющие писались несколько лет и на злобу дня.
Это именно и прежде всего книга очерков по общественной психологии и идеологии русского народа, оказавшегося на перепутье своей судьбы и потому растерянного, утратившего многие исторические, культурные и духовные ориентиры. Порой и сам автор очерков (и это заметно будет при чтении) растерян, угнетен и ввержен в грех уныния. Но и собственное состояние автора — тоже свидетельство состояния сознания, психологии и идеологии человека времен безусловного распада и сомнительных надежд на восстановление человеческого достоинства, национального самосознания и государственного могущества.
Читатель увидит в книге многое ему известное и по фактам, и по первым попыткам обобщить происходящее в России и с Россией, с русским народом. Понятно, что авторская позиция повлияла на отбор материала и на оценки событий и состояний, но до объективности ли сейчас, когда действительно решается судьба нации и государства. Если, дай Бог, история
наша продолжится и какой-нибудь историк прочитает эту книгу по прошествии времен, ему она будет полезна как свидетельство заинтересованного и пристрастного очевидца и участника нынешних событий, готовящих всем нам неведомое будущее. Когда-то великий Ф.И. Тютчев написал:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые —
Его призвали Всеблагие,
Как собеседника на пир.
Право же, минуты роковые несомненны. Однако от присутствия в этих временах автор не испытывает никакого блаженства. Разве что только в этих обстоятельствах проверяется совесть и способность следовать Истине и Пути. И, может быть, наш, современников, крестный путь, наше преодоление искушений и соблазнов оставляет надежду на возрождение русской национальной жизни.
По слову Иисуса Христа: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39).
Профессор Эдуард Володин
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"