На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Духовное здоровье нации

Очерк третий

Здесь под духовным здоровьем нации будет пониматься состояние национального государственного бытия, отвечающее полноте устойчивых культурно-исторических традиций, создающих и крепящих национальную идентичность, свободному и всестороннему их использованию и приумножению, что, в свою очередь, позволяет социуму быть открытым и избирательным одновременно к инонациональным влияниям и воздействиям.

Понятно, что данное определение относимо равно к этнической целостности, социальным группам и личности при том, естественно, условии, что степень свободы изменяется по нарастающей от этноса к личности вплоть до того уровня, когда личность или социальная группа отказывается от национальных связей и находит полноту своей духовно-культурной жизни в инонациональной или вне национальной культурно-исторической традиции. Нация, идущая по этому пути, может быть названа больной нацией, вырождающейся, утрачивающей прошлое и не имеющей будущего. Опыт западной цивилизации показывает, что происходит тотальная национальная деградация в форме атомизации социума, создается денационализированное население, скрепляемое государственным или надгосударственным экономико-правовым принуждением, т.е. открытым или прикровенным тоталитаризмом.

В силу ряда исторических и провиденциальных причин, условий, обстоятельств мы не подошли еще к стадии национальной деградации в атомизированное общество, и потому нижеследующие характеристики будут связаны со стремлением сохранить национальную целостность в качестве предпосылки возрождения всех сфер национально-государственной и личной жизни.

* * *

Чем глубже погружаемся мы в трясину многобожия — современной и хорошо проверенной на Западе форме атеизма, чем более отвратительна культура, сводимая к половым извращениям и низовой лексике, чем привычнее становится цинизм, торгашество и презрение ближнего, тем чаще, истеричнее и оглупляюще шепчут, кричат, визжат на стогнах и через СМИ о духовности. Кажется, пройдет еще немного времени — и этим термином будут определять физиологию, тем самым приводя к кощунственному абсурду движения духа, рассудка и человеческих чувств.

Такое размывание объема и обессмысливание содержания понятия «духовность» объясняется рядом причин, на некоторые их коих здесь следует указать. Во-первых, действует остаточный принцип, доставшийся нам в наследство от времени, когда марксизм являлся государственной философией и идеологией. Считалось, что существуют две формы производства — материальная и духовная. В последнюю зачислялись все способы и результаты нематериальной деятельности. Автоматически и из-за стыдливого нежелания использовать марксистскую терминологию, понятием духовности и сейчас описывают формы общественного сознания, и эта терминологическая некорректность, кроме путаницы и сострадания к «прозревшим» марксистам, ничего не приносит.

Во-вторых, философское, политическое и культурное недавнее подполье, вдруг обретшее статус «элиты», свои ценности теперь называет в качестве подлинных, общегосударственных и общенациональных, в то время как общество, нация и государство сущностно не способны «вместе и вдруг», как командуют на флоте, поменять традиционные представления и ценности. В этом смещении и перемещении ценностей — объективное основание всеобщего «одушевления» и «одухотворения», равно нивелирующих и ценности «андеграунда» и ценности традиционного национально-государственного бытия.

В-третьих, не надо забывать и игнорировать тот факт, что переструктурирование общества и политико-идеологической системы вывело к власти, в систему управления и пропаганды огромный массив «хомо новус», вряд ли добредших по уровню образования до знаний старшеклассников. Они-то во многом способствуют тому научному и культурному одичанию, которое, кажется, становится стратегической целью радикальных реформ и специфического «вхождения в мировое сообщество».

В-четвертых, но по значимости первостепенно, в нестабильном обществе явно прослеживается целенаправленная работа определенных сил по растворению духовности во многообразии человеческой и, главное, античеловеческой деятельности, следовательно, отождествления собственно духовности с ее противоположностью, чтобы, в конце концов, общество добру и злу внимало равнодушно.

Стоит ли после этого говорить, что подобные проблемы легко прослеживаются там, где говорят и действуют «во имя культуры» и «нравственности». Все смешалось, как в доме Облонских, в России, и наведение порядка только и способно, вероятно, избавить наше общество, образование и науку от «коктейлей», в которые превращают веру, добро и красоту.

Итак, духовность. Для социальной психологии и общественного сознания русской этнической целостности на протяжении тысячелетия духовность воспринималась, понималась и переживалась как православное познание мира, православное осмысление взаимоотношений Бога и человека, как приуготовление к жизни будущего века. Духовность — осмысление через Вечность временного бытия, и в этом смысле православная духовность есть наполнение божественным смыслом тварного мира. Одновременно православная духовность есть осмысленный выбор свободной воли человека для приуготовления к Вечности и сознательный отказ от дьявольских искушений — откуда бы они ни исходили и какие бы формы ни принимали.

Мы вполне сознательно употребили понятия «православная духовность» и «русская этническая целостность». В первом случае речь идет о духовности христианства, избежавшего соблазнов католичества и обмирщения протестантства, т.е. духовности, сохраненной и в деяниях праведников и мучеников приумноженной Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Во втором случае говорится о том, что русские на всех стадиях этногенеза (от племенной до национальной) духовно окормлялись Православием, ставшим нашим выбором, судьбой и целеполаганием. Такое единение веры и этноса создало национальный характер, национальную психологию, идеалы и нормы поведения, т.е. определенный культурно-исторический тип, который индивидуален настолько, насколько неколебима этническая самоидентификация и конфессиональная связь. Эта гармоническая неслиянная неразрывность веры и этнического самосознания делает нас на протяжении тысячелетия собственно русскими, в то время как расчленение сформировавшейся провиденциальной целостности порождает, с одной стороны, общечеловеков, готовых дойти до окончательных пределов экуменизма, а с другой — истерический национализм, пропускающий, опускающий, отвергающий тысячелетнюю историю во имя иллюзорной расовой чистоты и «ведической» премудрости язычества.

Таким образом, понятие «духовность» есть понятие исключительно теологическое и описывает религиозное состояние человека, его отношений с Богом, миром и людьми. Верное в самом общем виде, это объяснение понятия «духовность» корректируется двумя другими вышеназванными понятиями — «Православие» и «русская этническая целостность». Только их, понятий, единство позволяет точно соотнести духовность с нашей историей и современностью и понять взаимодействия и отторжения, которые в духовной жизни общества сейчас наблюдаются. Прежде всего, не подлежит сомнению безрелигиозность основной массы населения России, но отсюда не следует, что эта масса атеистическая. Эмоционально-психологический склад характера, традиционность общества, нормы поведения и культурно-исторические предпочтения продолжают находиться в системе православного мироощущения, и потому мы эту массу людей корректно можем назвать безрелигиозной, но православно ориентированной. Поэтому попытки внедриться на русской канонической Православной земле и среди русского населения различных западных толков христианства, восточных культов и идолопоклонства надо недвусмысленно назвать антинациональными и антидуховными. Если же к этому добавить, что сатанинские секты (сущностно богоборческие и открыто антидуховные) ведут работу почти легально, то можно говорить о том, что под видом «религиозного воспитания» идет сознательная война против Православия и православных основ русской истории и русской национальной жизни. Когда же культы и секты — неправославные и противоправославные — внедряются в школы, то это не делает чести ни системе «образования», ни людям, которые его возглавляют, — их руками совершается преступление перед человеком, народом и Богом, о чем иные не догадываются, а иные знают, но продолжают действовать.

Из сказанного следует, что все иные формы нематериального производства, обладая относительной самостоятельностью, смысл и содержание имеют постольку, поскольку пронизаны духовностью — прямо или опосредованно. Обратимся к нравственности. Даже рассуждая об исторически преходящих формах и нормах нравственности, марксизм, чтобы избежать всеобщего релятивизма, вводил некоторые этические константы, не пытаясь объяснить причины и истоки их появления и вечного присутствия в человеческой истории. Православное сознание, напротив, признавая исторически преходящие нормы нравственности и поведения, на первое место ставит абсолютность нравственных норм, их сакральное происхождение и незыблемость. Нравственность в этом смысле производна от духовности, хотя и не сводится к ней целиком. Православная этика отрицает самодостаточность нравственности. Поэтому нравственность как «самодостаточная» этика или этика, порожденная противодуховным сознанием, готова к воспроизводству всех мерзостей мира, их оправданию и восхвалению. Об этом особенно следует вспомнить сейчас, когда формирующийся в России капитализм приступил к утверждению общества без нравственности или нравственности, мерилом которой является богатство. Это, конечно, не новаторство — крайние формы протестантизма эту «мораль» уже исповедовали в период первоначального накопления и на этой основе было создано буржуазное общество — атомизированное и нравственно релятивистское настолько, что растворило нравственность в юриспруденции, обезличив и десакрализовав теплоту человеческих чувств, сочувствие и взаимопонимание. По существу, в России создается внеморальное общество, и эта целевая установка лучше всего свидетельствует о качестве и смысле пропагандистских «толкований» о духовности и нравственности. А уж когда договариваются до того, что богатство отождествляют с нравственностью и добром, а бедность с грехом, безнравственностью и антиобщественным поведением, то без натяжек следует говорить о перевернутом, превратном мире, вползающем на русскую землю из адовой бездны.

То, что было сказано о выводимости нравственности из духовности, полностью относится к культуре и конкретно к искусству. И эта сфера нематериальной деятельности человеческий смысл имеет в России лишь тогда, когда она православно одухотворена (повторим еще раз, что это нисколько не умаляет относительную самостоятельность искусства и собственно эстетические критерии его оценки). Более того, эстетическое и религиозное в культуре и искусстве имеет такие тонкие энергии связей, что прямое назидательство в искусстве может упразднить собственно художественность произведения. Искусство и, шире, культура духовность исповедуют, изображают и выражают через художественный образ и конструируемую картину мира и человеческих судеб, причем достаточно часто это осуществляется помимо авторских мировоззренческих, идеологических и политических установок и предпочтений. Но когда СМИ прямо пропагандируют сатанинскую «культуру» и прямо воспевают антидуховность средствами молодежной «культуры», то надо говорить об открытом богоборчестве, ставшем повседневностью и разлагающем, унижающем молодое поколение русского народа.

Наша краткая характеристика соподчиненности духовности, нравственности и культуры потребовалась, во-первых, для их разграничения, чтобы не происходило преднамеренной или по неведению путаницы и ложного обозначения того, что принадлежит к явлениям, данными понятиями описываемым. Во-вторых, наши рассуждения имели целью показать, что эти понятия иерархически связаны между собой и первенство духовности ничего иного не означает, как первооснову всех иных форм и способов человеческого нематериального производства. И это не умозрительная «система категорий», наподобие гегелевской, а отражение реальных отношений Горнего мира и мира человеческого, Духа и человеческой деятельности. Абсолютность духовности предполагает производность от нее нравственности, которая не нуждается в каком-либо посредничестве. Культура требует и духовного и нравственного основания, следовательно, более отдалена от духовности и в силу этого ее «степень свободы» порождает и большие соблазны в формотворчестве, превращениях нравственности и в соблазнах антидуховности.

Сказанное вовсе не означает, что духовность подчиняет себе и в себе растворяет нравственность и культуру. Нам дарована способность искать и находить добро и отдавать его людям, мы способны увидеть и воспеть красоту, разлитую в мире. Каждая из форм и способов нематериального производства выполняет свою провиденциальную задачу. Проблема, значит, не в многообразии форм и способов человеческой деятельности, а в верности Пути и Истине, и ни в чем другом.

Описанная соподчиненность духовности и нематериальных форм производства не освобождает нас от признания того, что жизнь преподносит горькие уроки тотального обмана и подтасовок в сфере духовности, нравственности и культуры, которые в своем единстве являются целенаправленной работой по уничтожению национальной идентичности русского народа, лишению его исторической памяти, размыванию границ между добром и злом, преднамеренному превращению православной нации в народонаселение с политеистической, т.е. атеистической и потенциально сатанинской идеологией. Работа адовая идет полным ходом, и это наглядно представлено в системе образования по Соросу, в способе оболванивания по «Полю чудес» и в отвращении от Православия по Муну, Аум Сенрике и инфернальным культам. Все это выдается за т.н. плюрализм и свободу совести, хотя на самом деле данные деяния, по существу, освобождают от совести и тоталитарны по форме и средствам. Ответ им статьями и монографиями — весьма слаба попытка освободиться от плюрализма и отвергнуть консенсус с тьмой, где скрежет зубовный. Нужна национальная воля и государственная мудрость, чтобы торжество духовности, нравственности и красоты было торжеством человечности и праведности.

Духовное здоровье нации подорвано, и нужно не только самолечение, но и оперативное вмешательство государства, чтобы локализовать очаги болезни и начать общее лечение национального организма. По нашим представлениям, это вмешательство и лечение должно идти по следующим направлениям.

При взаимодействии и последовательном воплощении в жизнь программ физического здоровья и экономического процветания нации необходимо на законодательном уровне определить отношение государства к традиционным религиям народов России, инославию и иноверию и тоталитарным сектам, существующим и ведущим работу на территории России. Понимая, что в современных условиях осуществление Симфонии Церкви и Государства вряд ли возможно, мы полагаем, что власть вполне в состоянии создать правовую базу для режима наибольшего благоприятствования традиционным религиям народов России, что поможет опамятованию нации и восстановлению духовного содержания жизни.

Мы считаем первостепенной задачей подготовку и принятие Закона о защите нравственности, пресекающего или выводящего на периферию аморализм, порнографию, насилие. Одновременно на государственном уровне должно быть заявлено и практически реализовано традиционное уважение труда (в любой сфере деятельности), почитание прошлого в лучших его проявлениях и утверждение идеалов и целей, к которым направлена национально-государственная жизнь.

История должна стать действительным учителем жизни, а не ристалищем для политических групп, находящих в прошлом объяснение и подтверждение узкогрупповых амбиций. Признавая включенность в общеисторический процесс, мы не должны растворить в нем и нивелировать свое историческое прошлое и наследие. Отсюда необходимость всестороннего анализа нынешних школьных программ по истории и всему циклу гуманитарных дисциплин для подготовки учебников, отвечающих заявленным государством целям й реализуемым национальным интересам.

Язык — манифестация национальной духовности, и потому забота о его чистоте и свободном развитии является государственной задачей. Принятие Закона о языке, торпедируемого всеми ветвями власти уже который год, должно быть государственным актом, подкрепляющим авторитет власти и ее конкретных носителей.

Сфера культуры — составляющая системы духовного здоровья нации. Необходима четко обозначенная и недвусмысленно высказанная властью политика в области культуры. Необходимо ясное определение государственного покровительства видам и жанрам искусства, в том числе и в электронных средствах массовой коммуникации.

Профессор Эдуард Володин


 
Ссылки по теме:
 

  • под духовным здоровьем нации будет пониматься состояние национального государственного бытия, отвечающее полноте устойчивых культурно-исторических традиций, создающих и крепящих национальную идентичность, свободному и всестороннему их использованию и приумножению, что, в свою очередь, позволяет социуму быть открытым и избирательным одновременно к инонациональным влияниям и воздействиям...

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"