На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Российские разработки - против России

ВПК

Александр ЯшинПо мнению заместителя председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Александра Яшина, слабый контроль за охраной и регистрацией интеллектуальной собственности в системе ОПК ни только позволяют иностранным государствам разграблять наши самые дорогие ресурсы, но приводит к тому, что российские разработки в области оборонной техники используются для противодействия интересам России.

Крупнейшие мировые производители вооружения в последние годы ведут беспрецедентную в международной практике работу по юридическому закреплению за собой имущественных прав на изобретения российских авторов, полученных в процессе выполнения Государственного оборонного заказа.

Более того, в этой неблаговидной деятельности отмечаются случаи участия правительств индустриально развитых государств, прежде всего, США. Анализ фонда патентной информации показывает, что только США в обход российским патентным ведомствам зарегистрировано несколько сотен патентов на технологии военного и двойного назначения, где авторами являются российские изобретатели, а обладателями патентов стали американские фирмы или сами Соединенные Штаты в лице Министра торговли США.

Так, например, согласно патенту США за № 5-778-292 от 7 августа 1998 года права на изобретение лазерного локатора на основе гибридного лазера, созданного группой российских ученых из Томска, принадлежит Соединенным Штатам Америки в лице Министра торговли. Заметьте, именно США больше всего печется о сохранении авторских прав на такие интеллектуальные продукты как компьютерные программы, и для их защиты стремится посадить за решетку даже подданных других государств. Но когда речь заходит о российских интеллектуальных ценностях, то в ход идет самое изощренное пиратство, причем, при участии государства.

Кроме того, зарубежные партнеры российского ОПК пользуются отсутствием необходимых мер по охране интеллектуальной собственности с российской стороны, заметно активизировали процессы патентования непосредственно в России, доступных им отечественных военно-технических разработок, особенно в авиационной, ракетно-космической отраслях промышленности. Так нередки случаи блокирования наиболее перспективных направлений развития авиационной техники в России патентами на отечественные изобретения, оформленными на оффшорные компании, а также иностранные физические лица, в том числе арабского происхождения.

Анализ российского фонда патентной информации показывает, что в период с 1993 года по 1998 только французская фирма «Аэро-Франс» получила более 10 патентов Российской Федерации на перспективные технические решения, используемые в области российского вертолетостроения. Учитывая тот факт, что данная фирма не может рассматривать Россию как перспективный рынок для своей продукции в области боевых вертолетов, единственное объяснение ее патентной активности в России - создание юридической основы для устранения конкурента в случае ее появления на международном рынке, например, победы российского вертолета К-50 в тендере в Турции.

В результате зарубежные компании получают юридические основания для выдвижения исковых требований за нарушение своих прав, что может создать серьезные проблемы при поставках отечественных вооружений и военной техники как для Вооруженных Сил Российской Федерации, так и на экспорт.

На новый качественный уровень проблемы закрепления и последующей защиты прав государства на интеллектуальную собственность выходят в связи с предстоящим вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Если отмеченных выше проблемы не будут решены до вступления России в эту международную организацию, то это может обернуться для нас многомиллиардными убытками, а также установлением иностранного контроля над ведущими предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Требует внимания и проблема закрепления прав Российской Федерации на результаты НИОКР, полученных за государственные средства. Дело в том, что обладателями результатов проведенных Советским Союзом НИОКР и созданных на их основе образцов вооружения являются наши многочисленные бывшие союзники.

В период с 50-х по 90-е годы Советский Союз и Российская Федерация передали государствам-членам Варшавского договора более 2 тысяч лицензий на право производства вооружений и военной техники. По условиям подавляющего числа межправительственных соглашений и других актов, партнеры могли выпустить определенное количество продукции военного назначения строго регламентированных параметров, либо производить его определенное время, как правило, не более 10 лет.

Однако по имеющейся информации, за последнее десятилетие бывшие союзники, в первую очередь Польша, Румыния, Болгария, Словакия, развернули широкомасштабную продажу вооружений и военной техники, производимых по просроченным лицензиям. Кроме того, странами-участницами НАТО и государствами претендующими на вступление в Североатлантический блок проводятся активные работы по модернизации продукции военного назначения, разработанные в бывшем СССР и России под стандарты альянса.

В современных условиях экспорт произведенных по просроченным советским лицензиям вооружений и военной техники не только подрывает позиции российских оборонных отраслей промышленности на мировом рынке, но и способствует ослаблению военно-политическому влиянию Российской Федерации в различных регионах мира. Так, например, в последние годы одно болгарское акционерное общество наращивает поставки лицензионной продукции, в частности выстрелы к подствольному гранатомету для автомата Калашникова в третьи страны, традиционно являющимися рынками Российской Федерации. При этом часть этих боеприпасов, через третьи страны, поступают на вооружение террористических группировок, базирующихся на Северном Кавказе и в другие регионаы. А, такие комплектующие для этих изделий как спецстали, взрыватели, капсули легально поступают в Болгарию из России. В результате наши Вооруженные Силы осуществляют контртеррористическую операцию в Чечне в условиях, когда оружие и боеприпасы, используемые бандитами, производятся по нашим же лицензиям. Вот наглядный результат потери контроля государства за лицензионной политикой и отсутствие стратегического регулирования экспорта.

Для противодействия отмеченным явлениям крайне важно законодательное закрепление за Российской Федерацией прав на результаты интеллектуальной деятельности. Помимо этого необходимо правовое обеспечение работы по восстановлению принадлежащих Российской Федерации прав на результаты НИОКР, опытно-конструкторских, технологических работ военного назначения. Помимо этого, необходим контроль за использованием российских лицензий в соответствие с нашими военными и военно-политическими интересами. Принятые же Правительством Российской Федерации постановления от 14 мая 2001 года за № 372 и от 30 января 2002 года за № 72 не позволяют развернуть работы по восстановлению прав государства на переданные за рубеж результаты НИОКР.

С расширением НАТО требуется реакция с российской стороны по проблемам модернизации советских вооружений и военной техники, оказавшейся в распоряжении новых членов Североатлантического альянса, по стандартам этой военно-политической организации. При условии проведения МИДом, Минобороны, КВТС слаженных действий, данная модернизация без согласия российской стороны будет невозможна, что создаст условия для заключения новых выгодных для российских предприятий экспортных контрактов, а также позволит получить дополнительные рычаги влияния на НАТО.

Для координации системы охраны, защиты и использования прав интеллектуальной собственности постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 1998 года за № 1132 при Минюсте было создано Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД). Не имея в силу объективных причин отношений к разработке государственной программы вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса, ФАПРИД заключает так называемые лицензионные договоры на передачу третьим лицам исключительных прав на критически важные технологии для решения и развития вооружения и военной техники. В результате порой наносится ущерб интересам страны.

Сосредоточение усилий Минюста России на сборе лицензионных платежей осуществляется в ущерб выполнению профильных для нее задач, а именно разработки федеральных законов, в первую очередь четвертой части Гражданского кодекса Российской

Федерации, посвященной интеллектуальной собственности, скорейшее завершение которой крайне важно для решения проблем имеющихся в сфере защиты, охраны и использовании прав интеллектуальной собственности.

При этом необходимо учитывать, что законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, принятое в конце 90-ых годов, остается, пожалуй, единственным институтом гражданского права, которое не корректировалось с принятием Конституции Российской Федерации. А работа по подготовке части Гражданского кодекса, посвященной интеллектуальной собственности, ведется с 1994 года, но и в настоящее время не завершена.

Государственной Думой только сейчас принимают изменения в патентный и иные законы в области интеллектуальной собственности. Отмеченное состояние дел не отвечает интересам государства и ведет к продолжению нарушений прав Российской Федерации на интеллектуальную собственность, и нанесению государству ущерб, включающий существенное снижение уровня обороноспособности страны.

Неурегулированность отмеченных выше вопросов вызывает негативную реакцию со стороны руководителей оборонных предприятий и способствует оттоку из страны научных кадров, сужению рынком сбыта нашей продукции за рубежом и снижению на нее цен.

Александр Яшин, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям


 
Ссылки по теме:
 

  • Яшин Александр Михайлович
  • Строитель года (2001 г.)

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"