На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Судьба Отечества

Соборное дело

Я благодарю, вас за оказанную мне честь — выступить с соборной трибуны. Это одно из немногих публичных мест в России, где могут теперь сказать свое слово не только люди партийные, но и те, кто стоит вне партий и вместе с тем не безразличен к судьбе Отечества в час беды.

То, что в России появился Собор, представляет собой знаменательное явление. Собор связан со строительством нашего государства, и возникает вопрос: на каких принципах мы должны строить Россию, которая в значительной степени разрушена? Без их определения невозможно создать ни этот наш Собор, ни Собор-Россию, ни собрать русских. Что мы делаем? Мы накладываем груду камней, перетаскивая их с места на место, или действительно занимаемся строительством, строим именно Собор, завещанный нам нашим Господом Иисусом Христом? Господь назвал св. Петра камнем. Но ведь понятно, что это был особый Камень, а Собор, основанный на нем, — это таинственный и великий Собор. Если мы будем ориентироваться на это, то всем нам (независимо от того, принадлежим ли мы к какой-то партии или нет) надо понять, что Россия у нас на всех одна, задуматься над этими общими принципами, без соблюдения которых не будет ни государства, ни Русской Православной Церкви, следовательно, ни самой России.

Прежде всего о государстве. Процесс рассыпания великого государства, начавшийся в 1917 году, увы, до сих пор не остановлен. Приходится говорить о реальной угрозе разрушения России, безопасности народа российского. Связано это прежде всего с тем, что политики ставят перед собой цель прийти к власти любой ценой, в том числе и самой чудовищной — разрушением самого государства. К сожалению, есть такие политики, недальновидные и недалекие. Задумались бы они: разве человек, захотевший быть штурманом на корабле, чтобы добраться до штурманской рубки и до штурвала, станет громить корабль, пробивать у него днище и крушить мачты?! Как и куда он поплывет на обломках? С этой точки зрения задача Русского Собора заключается прежде всего в том, чтобы выдвинуть в качестве аксиомы и отстоять ее в практической жизни, а именно: собраться нам всем вместе в едином государственном строительстве. Собор мог бы внести решающую лепту в объединение российского народа вокруг государственнической идеи, я бы сказал, концепции патерналистского государства.

Говорят, у нас было тоталитарное государство, которое всех подавляло, душило свободу и всякую инициативу. Да, было. Государство вообще способно угнетать личность. И это зло. Но когда сейчас порой требуют: «меньше государства», «не нужно государству ни во что вмешиваться, общество само все сделает», то не есть ли это другая, не менее опасная крайность? Отдаем ли мы себе отчет в том, что такое минимизированное государство годится лишь для развитого, дееспособного гражданского общества?

К такому государству «ночного сторожа» Запад шел через государственность Левиафана, обуздывавшего эгоистические страсти индивидов. А потом от идей и практики либерально-охранительного государства эпохи свободной конкуренции в настоящее время перешел к идеалам социального, социализированного государства, регулирующая роль которого резко выросла.

Требование свести к минимуму вмешательство государства в дела общества в тех условиях, в которых находится сейчас Россия, обрекает нас на ложные идеи и дурную практику. В нашей действительности меньше прав у государства вовсе не означает, что их больше у человека. До человека они не дойдут, к нему не попадут, если не будет сильного государства, отечески заботящегося о гражданине. Они окажутся у хищных банд и мафиозных кланов. Вопрос стоит так: или патерналистское государство — или банданархия. Обновление России, ее грамотное реформирование, переход в постиндустриализм невозможны без сильного государства, осуществляющего свою активную регулирующую роль в жизни общества, в том числе в сфере экономики.

В свою очередь государство — это ведь не голая власть-сила, не механическая машина насилия. Государство есть высшая форма общежития, высшее проявление народности в общественной сфере. В нем неопределенная народность собирается в единое тело, получает единое Отечество, становится Народом с большой буквы.

Я напомню уважаемому Собранию, что такая характеристика государства была дана выдающимся нашим мыслителем прошлого столетия Борисом Николаевичем Чичериным, принадлежавшим отнюдь не к почвенникам, а к либералам-западникам, которые не бездумно копировали Запад, а брали у него все лучшее, прежде всего духовные достижения, грамотно и органично соединяя их с отечественными культурными традициями.

Государство должно жить и обновляться силой духа, в этом смысле оно государство духовное, государство-Отчизна, государство-Родина. Основа его — правда и право. И этим оно отличается от тирании, в которой господствует произвол правителя. Право — это не просто нормы. Нормы, как известно, имеются и в уголовном шалмане. Но не его же мы хотим построить. Право в своей сущности коренится в правде и справедливости. Следовательно, и государство должно покоиться на правде и праве.

& этой высокой трибуны хотелось бы подчеркнуть, что духовная наполненность Российского государства образуется на основе соединения права, правды и православия. Все эти три слова близки по звучанию! Право невозможно основать на чисто техногенных началах. Оно должно быть одухотворено и облагорожено нравственным началом. Только тогда мы сможем избежать сползания в уголовно-мафиозную пропасть.

Для того чтобы воплотить начала права и правды в нашу жизнь, нужна, конечно, воля, соединенная со смыслом. Само собой ничего не утрясется, за все нужно бороться. И здесь, в условиях расшатанности всех скреп, соединяющих общество, как никогда огромное значение приобретает государственное начало. Невозможно сразу приплыть к счастливым берегам идеального народовластия. Страна должна пройти суровую школу диктатуры закона. Если в самое ближайшее время государственная власть, элита и народ не осознают это и не сумеют упрочить начала законности и правопорядка, то мы разбредемся в анархическом безумии. Разговор не об альтернативе: анархия или тоталитарное подавление (то есть возвращение в прошлое). И то, и другое смерти подобно. Речь идет о достойном и адекватном ответе на вызов времени, о цивилизованном переходе России в обновленное состояние процветающей постиндустриальной сверхдержавы XXI столетия.

Без упрочения начал государственности и права в указанном здесь смысле невозможно построить и здоровую экономику. Экономика, на мой взгляд, это не просто производство, ведение хозяйства. Она должна быть этической или теологической.

Здесь уместно напомнить этимологию данного слова: от древнегреческих «ойкео», «ойкумена», то есть совокупность просторов, заселенных человеком, и «номос» — закон, вытекающий из божественного разума. Экономика, таким образом, означает ведение хозяйства на основе указанных законов ради достойной жизни, к которой призван человек. В этом смысле экономика противопоставлена хрематистике (от древнегреч. «хремос» — богатство), то есть производству ради богатства как самоцели. Как известно, древним грекам не удалось создать экономику. Они погрязли в хрематистике для ничтожного меньшинства, обратившего в рабов подавляющее большинство населения. И в конечном счете их цивилизация, отвернувшись от Бога, оказалась обреченной.

Неужели мы будем повторять плачевную судьбу древних и сооружать монстр хрематистики для одного процента богатых и сытых, для которых все остальные станут быдлом?! Но как это согласуется с заповедью, данной нам Господом нашим: «Нет ни раба, ни скифа...» Ведь мы уже в значительной степени пошли по пути хрематистики. Опомнимся, пока не поздно. Вечные начала правды и права, заложенные в одухотворенную, человечную экономику, взывают к нам и заставляют прислушаться друг к другу и строить экономику не для избранных, а для всего народа. В этом смысле российская экономика должна быть всенародной, социализированной. Другой вопрос, где мера между общим и частным, своим и чужим? Эти пропорции как раз и следует найти на основе правды и справедливости.

Государство, право и экономику, покоящиеся на нравственных началах, невозможно выстроить с помощью чисто технико-компьютерного мышления. Ведь не «кубик Руби-ка» собираем. Требуются дух и человек одухотворенный. А такими, на мой взгляд, как раз и являются русский человек и русский народ. Он, руководствуясь идеями, завещанными нам Пресвятой Троицей, и создавая вообще тринитарную симфонию в России, должен сам собраться. Собор, с этой точки зрения, не дом. У дома — крыша, а у Собора — свод и купол небес.

Вот какие задачи и какие горизонты открываются перед русским народом и Россией накануне XXI столетия. Если мы хотим быть строителями Великой России (а другой она быть не сможет), то не должны слепо копировать чужие рецепты. Просвещенный российский патриотизм должен основываться на генетических кодах России, многовековых достижениях нашей отечественной культуры вкупе с лучшими образцами культуры общемировой. Русские, я убежден, выступают в двух ипостасях: как нация, народ в узком и широком смысле. Разумеется, русские — это нация в узком смысле, но ведь мы не меряем русских просто по крови. Есть второй, важнейший аспект понятия «русский народ», завещанный нам всей нашей историей. Русские — это народ-собиратель, открытый для объединения через общую государственность с другими народами. Он народ-держатель, народ державы, точнее сверхдержавы, то есть империи, но вовсе не «империи зла». Под империей я имею в виду государство, построенное не на национальном, а на идеократическом, сверхнациональном, наднациональном начале. Это империя собирательства, где многочисленные народы гармонично живут вместе в едином государстве-Отечестве благодаря народу-держателю, народу-собирателю, то есть русскому народу. И кто не поймет и не решит проблему русских, тот ничего не сделает путного в России. Как известно, протестанты вырубали покоренные народы, католики крестили огнем и мечом. А русские собирали и устраивали соборное всеединство.

Так устроена Россия. Здесь все иначе. Она альтернатива Западу. Но это не значит, что она враждебна ему. Через Россию Запад и весь мир открывают свои пути развития. Другой России не было и не будет. Она или состоится в этом своем призвании (вечная и вечно новая) или растворится, перестанет быть.

Только будучи открытым и выполняя эти заветы и принципы соборного российского строительства, русский народ сможет сохранить свою миссию. К нему потянутся другие народы и, обновляясь, построят обновленную Россию.

Таковы, на мой взгляд, общие принципы соборного строительства России накануне XXI столетия. Они выражены в словах. А как известно по Книге Книг, сначала было слово. Но одного доброго слова и одного смысла недостаточно. Слова растворяются, если они не воплощаются в делах. Наступило время соединения смысла и воли. Мы встречаемся не для того, чтобы разговаривать, а для того, чтобы договариваться. Хватит уговаривать чужих. Давайте объединимся сами, свои. Необходим Соборный народный договор — то животворящее слово, которое в молчаливом делании объединит нас всех в час беды. Мы собираемся уже в третий раз. И если все ограничится только словами, но не будет добрых дел, то ничего путного не получится. Тогда мы окажемся на пиру во время чумы. А чтобы оказаться на пиру, на котором будут и званые, и призванные в великое строительство, нам нужно задуматься и понять, что Россия не белая или красная, Россия у нас одна — наша общая Родина, наше святое Отечество. И мы должны прежде всего собраться сами и через это соединить других. Потому что смешно думать, что если мы не сумеем собраться сами, то сможем соединить других.

Давайте не упустим свой поистине исторический шанс на пороге XXI столетия. Пусть это будет порог не к пропасти, которая поглотит всех нас, а порог в храм — в великую Россию, собранную, обновленную и процветающую, обретшую себя и на основе этого открывшуюся для мира. Тогда мы — Собор.

*Выступление на III ВРНС в декабре 1995 г.

Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда РФ


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"