На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Информация  
Версия для печати

Гимн сибирской деревне

Создадим книгу под названием «Тюмень – столица деревень»

Недавно вышедшей, очередной книгой альманаха «Тобольск и вся Сибирь» – «Муромцево», фонд «Возрождение Тобольска» точно утвердил: в каждом сибирском селе, как в зеркале, отражается народов, её населяющих. Но, конечно же, одним, даже таким – многостраничным – томом невозможно ограничиться, когда берёшься утверждать, что  мы в долгу перед нашей деревней, вскормившей и взлелеявшей десятки поколений наших предков. Тем более в то время, когда из года в год обесценивается человек, обесценивается его труд, обесценивается и сам смысл его жизни… С исчезновением деревень уходит в забвение история прошлого, теряется связь с настоящим, дробятся и распадаются родственные узы, пустеют погосты, зарастая дикой травой, а где-то и плуг прошёлся по могильным холмикам. Невозможно с этим мириться, больно это воспринимать.

Да, последние десятилетия невозможно не думать, не вспоминать о разладе, о трагедии русской деревни первой трети XX века: поругание святынь, раскулачивание трудолюбивых, достойных хозяев – крестьян, отток рабочего народа в город, но умирание деревни в начале XXI века –  есть мощный финальный аккорд трагедии. И виноваты в этом все мы, как бы нам ни хотелось снять с себя личную ответственность за всё то пагубное, что происходило и происходит с нашим исконно крестьянским жизненным укладом. В этой связи вспоминаются мне строки известной поэтессы Татьяны Четвериковой:

 

 ...А все мы, в общем-то, крестьяне:

Отец ли, дед ли, прадед твой.

Да будет вечно первозданен

Парок над влажною землей.

Устану. Выдохнусь. Поплачу.

Но что вести обидам счёт?

Хлеба растут. И это значит:

Жизнь, как положено, течёт.

 

А благодаря кому растут хлеба? «Всё, что было лишним, – рассказывает в своей книге “Лад” выдающийся русский писатель Василий Белов, – или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, –  всё это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству».

Таким разумным устроением и сохранялась жизнь крестьянина и в пору мирного труда, и в тяжёлую военную годину.

А сегодня слово «деревня» произносится чаще всего с уничижительной интонацией, стало «модно» ругать и всё русское, – мол, отсталое. Но разве могли ругать наши предки своё село, своё Отечество?  Они бы сейчас не поняли, о чём мы говорим. Ибо смысл их жизни был в созидательном труде: созидание природы, созидание своего дома и семьи, созидание государства, сохранение духовного и физического здоровья детей, то есть забота о продолжении рода. А разве человек не призван возделывать свою душу, как землю?

Вот потому-то мы и решили продолжить начатое: вновь обратиться к теме сибирской деревни, ибо, по моему глубокому убеждению, сердцевина русского мироздания необратимо перемещается именно в Сибирь и не абы куда, а в деревню, что явственно видится в каждом разделе книги «Муромцево». А кто из нас, в прежние годы, не слышал прибаутку: «Тюмень – столица деревень»? Для жителей первого сибирского города оно казалось обидным, но сегодня приходит понимание того, что это, вероятно, самое высокое звание, поскольку столица деревень и есть – центр русского мироздания.

Дорогие друзья! Как вы помните из истории, с давних пор у русского народа, у крестьян существовал мудрый обычай помощи друг другу в различных работах: при жатве, покосе, дома и церкви возводили всем миром. Каждый житель деревни почитал своим долгом принять участие в помочи. Хотя она была и добровольной, отказаться от работы было по деревенским этическим нормам безнравственно, обществом такой поступок осуждался. Да и жизненный опыт подсказывал, что в помощи рано или поздно нуждался каждый домохозяин. А вот как говорит об этом обычае герой повести «духовного губернатора Сибири», великого писателя В.Г. Распутина «Последний срок»: «Хошь дом ставили, хошь печку сбивали – так и называлось: помочь. Была у хозяина самогонка – ставил, не было – ну и не надо, в другой раз ты ко мне придёшь на помочь».

Думаю, настала пора вот так же, всем миром, создать своего рода гимн сибирской деревне – книгу под названием «Тюмень – столица деревень», а потому мы будем рады любой помочи: совету или научному исследованию, очерку или воспоминаниям, фотографиям, документам и так далее. Уж нам-то ведомо, что сегодняшнее время вовсе не так оскудело талантами, как это выкрикивают современныемракодумцы.

Убеждён, что планы «по возрождению села» не только в государственных головах кипят, если ещё там осталось место для такого кипения. И сами жители сельской местности думают, как бы им свою жизнь обустроить. И не только думают, но и обустраивают, живут.

Благодаря им – живы и мы.

И мы в долгу перед ними. В долгу перед русской деревней.

 

С поклоном земным,

председатель президиума общественного регионального фонда «Возрождение Тобольска»

Аркадий Елфимов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"