На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Информация  
Версия для печати

Философия света

Заметки на полях юбилея художника

Во Владимирской областной научной библиотеке состоялся вечер «Жизнь художника. Вспоминая Бориса Французова», посвященный 75-летию со дня рождения выдающегося графика, основоположника владимирской школы офорта.

Работы этого художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, других художественных галереях России, в зарубежных собраниях. Он Заслуженный художник России. Дипломант Академии художеств. Гран-при и медали на VII международной триеннале графики в Таллине. Лауреат премии на XVII международной биеннале графики в Любляне. Лауреат премии биеннале европейской графики в Варне. Диплом Академии художеств России. Лауреат областной премии…

Для большого художника это не совсем щедро за тридцать лет трудов. Но редкое звание «Поэт российского пейзажа» он единственный имеет и пронес через свою жизнь – не как знамя, чтоб издалека всем было видно, не как орден или медаль на груди, говорящий о том, что вот он, орденоносец, когда-то совершил подвиг. А как каждодневное признание в любви своей земле, камешковской, владимирской, русской, подарившей сердцу художника особый свет, льющийся и сегодня с его картин зрителю.

Родившийся в 1940-м в деревне  Камешково Владимирской области, в войну он остался круглым сиротой. Все детство прожил в доме родителей погибшего на фронте отца. Там, в деревне Зауечье Камешковского района Владимирщины Борис Французов и состоялся – как человек, как художник. В этом он признавался потом сам, повторяя каждому из нас знакомую истину о том, что детство есть лучшая часть человеческой жизни. Художественная школа во Мстёре, потом знаменитая Строгановка – Московское высшее художественно-промышленное училище, Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова. Во Владимире возглавил секцию графики, там же и делил свою жизнь между мастерской и домом.

Он начинал как живописец, но открыл тайну офорта и прикипел к нему на всю оставшуюся – и очень короткую, он ушел от нас в 53 года – жизнь. Здесь, во Владимире, его многие помнят – и потому, что жили и работали рядом, и потому, что на их глазах Борис Французов стал признанным лидером владимирских графиков с семидесятых еще годов. И потому, что помог найти себя в творчестве многим молодым художникам, которые тянулись к нему, прежде всего, как к человеку – светлому, искренне-честному. Он оставался таким и в своем творчестве. Французов работал в разных техниках: гравюра на дереве, линогравюра, акварель, пастель, гуашь, масляная живопись. Но именно в классической технике офорта он создал произведения большого художественного значения. Такие, которые и начинают собою галерею «владимирской школы» графики.

«Дал офорту полноценное картинное звучание» – так говорили на этой встрече и почитатели его творчества, и искусствоведы, и художники, знавшие Бориса Французова близко. Собственно, достаточно было человеку неосведомленному подойти к нескольким листам этого художника, выставленным организаторами тут же в зале, чтобы в этом убедиться. Всего несколько шагов навстречу, и ты попадаешь из суетного «сегодня» в иной мир – тут же хочу поправиться, «иной» мир Французова это и мой мир тоже, и, должно быть, мир большинства из нас, выросших под этим небом с несущимися облаками, под сетью грачей, летящих над вспаханным полем, на развилке проселочных дорог, на крылечке избы, несущей в морщинах бревен историю наших веков…

Я тут же поймала себя на том, что я ее знаю, эту бабушку с его офорта «Бабушка». Знаю и это поле, и избу под черемухой у нее за спиной. И тропинку, уводящую к косогору, под которым катила свои мелкие волны наша речка… Мне все здесь понятно. Я знаю прошлое этой бабушки, вписанное в морщинах на лице и в узловатых пальцах… Такие же были и у моей мамы, встретившей Великую отечественную с тремя детьми. Вот это, мне кажется, и открыл в офорте, не самом живописном жанре живописи, художник Французов – говорить проникновенным языком о Родине.

Полнота звучания неба, раскинувшегося в его офортах и даже само отсутствие ярких контрастов и красок, некоторое «угашение живописности» открывает прямую и верную дорогу прямо к сердцу. Стоишь и чувствуешь – это все моё, дорогое.

Чувства эти не у меня одной, потому что череда гостей, собравшихся в этот день во Владимирской областной научной библиотеке – великое ей и ее работникам спасибо за этот праздник – говорили о том же, что я сама переживала. Графика XX века получила полноценное картинное звучание благодаря ему, Борису Французову. Тональная и композиционная полнота и цельность его работ, достоверность и органическая цельность отдельных элементов картин, совершенное мастерство исполнения, всегда присутствующий в пейзажах Французова свет как раз и рождают то ощущение и светоносности, и многоцветности чёрно-белых офортов художника.

Не могу отказать себе в удовольствии сказать несколько слов в адрес главной хранительницы наследия Бориса Французова, жены художника Юлии Николаевны. Она смиренно приняла на свои плечи и создание Фонда Бориса Французова, и Французовские чтения, и ежегодные встречи, подобные той, о которой я пишу, словно продолжила жизнь и деятельность самого художника.

Память о прошлом, его собственном прошлом и прошлом его страны, жила в нем чувством боли и восторга, вспоминала на этом вечере Юлия Николаевна. Вид из оконца избы на мир, разворачивавшийся бескрайними, почти вселенскими пейзажами Зауечья это и есть кладовая того света и добра, которые понес по жизни художник Борис Французов. Мне кажется, потому ему и не требовались «итальянские школы», парижи, чужие мотивы, чужая история, что он все уже для себя открыл – и в жизни, и в живописи.

«Книги он всегда покупал в нескольких экземплярах, – вспоминает Юлия Николаевна. – Три, четыре, пять… Друзьям дарить. Как-то захожу в мастерскую, смотрю – нет его роскошного антикварного дивана, что стоял у стены: – Яшке отдал! (Художнику Якову Яковлевичу Яковлеву, нынешнему епископу в Нижнем Тагиле). Почему? – Ну, тот ведь мастерскую получил. Или – приходит домой в какой-то чужой, заношенной шапке. – А твоя новая где? – Поменялся. – С кем? – Да, там один в обком партии пошел, как же туда в такой… Ему дали мастерскую на Спасской. Он пришел туда, посмотрел и… – К чему мне такие хоромы-то? Пусть сюда еще Денисов въезжает».

Последние восемь-девять лет лето они проводили в той самой деревне Зауечье. Купили там домик. «Под этюды», конечно, Борис Федорович не одобрял ковыряние на грядках и признавал только то, что годится для натюрмортов. Цветы, лук, чеснок, свеклу… Однажды появилась в его работах целая «тыквиниана», когда лето выдалось урожайным на тыкву.

В деревне его жизнь упорядочивалась. Утром после завтрака – этюды. Деревенские подойдут. Поговорят. Поспрашивают. Кто-нибудь попросит нарисовать свой дом. Рисовал. 

«Пейзажи для меня не только просторы и красота, – писал Французов, – но и колыбель русского национального характера. Глубинный свидетель истории. Для меня дыхание времени это осознанные поиски гармонии, вот такой величественной, какая разлита в природе».

В череде вспоминающих «своего Французова» людей на этом вечере памяти, в их искренних, трогательных, а порой и очень веселых воспоминаниях они являлись рядом – человек и художник. Художник, для которого мысль, идея, философия души всегда шли первыми. Форма лишь следовала им. Собственно, как и у всякого настоящего русского художника. И человека. У Французова они выражались в философии света.

Можно сказать, что произведения Бориса Французова воплощают гармонию мира, зовут к согласию, свету, добру. И ты будешь прав. А можно внимательно выслушать самого художника. Он говорил: «Мир, в котором мы живём, – прекрасен. Прекрасно всё: люди, громадная скульптура поверхности Земли, ветер, трава, вода, смена времён года – всё, всё... Но самое прекрасное и загадочное – свет, который везде, и в нас тоже».

Его свет, как надежда, вел по жизни не только его самого, но и тех, кто был с ним рядом. И если рядом с ним сегодня стало еще больше людей, значит его надежды сбываются…

Уже совсем больным, он все спрашивал  жену, что там с колодцем? Из колодца в Зауечье ушла вода, и он купил на свои деньги пять колец, чтоб порешать проблему в родной деревне. Вот и беспокоился из больничной палаты – как там? справились?

И в Зауечье колодец есть. Пойдешь к нему по воду, непременно прочтешь памятную табличку с именем художника, которую установили на нем благодарные люди. На долгую память.

Елена Пустовойтова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"