Беседа с епископом Новосибирским и Всея Сибири старообрядческой митрополии Силуяном
В представлениях о старообрядчестве до сих пор сохраняется
миф, характеризующий ревнителей древней веры, как сектантов и еретиков.
Путаница в мнениях о расколе наблюдается даже среди самих приверженцев старой
веры. Многие пытались разорбраться в этом вопросе. Правдолюбцев на Руси всегда
хватало, есть они и сейчас. Наша задача -
познакомить читателей с богатым историческим, философски - богословским,
литературным наследием сторонников сохранения и возрождения древлеправославной
веры.
Русский историк Н.И. Костомаров писал о
старообрядчестве, как о «крупном явлении умственного прогресса, которое
отличалось любовью к прениям и исканием ответов на свои духовные запросы».
Мысли, убеждения, религиозное подвижничество старообрядцев особенно важны для
нас сейчас. Говоря о нынешнем возвращении к православию, мы должны знать о тех
шагах навстречу, которые сделаны за последние 300 лет для преодоления раскола и
обретения истинной веры.
Предлагаем Вашему вниманию беседу иркутского писателя Юрия
Балкова с епископом Новосибирским и Всея Сибири старообрядческой митрополии
Силуяном.
- В Бурятии, Ваше преосвященство, до сих пор существуют
скрытные старообрядческие общины. Вы не встречались с уставщиками - их руководителями?
- А они семейские?
- Да, беплокриницкого согласия, их еще называют
«австрийцами». К ним очень трудно попасть. В свое время я, благодаря помощи
одного старообрядца, встречался с уставщиком тарбагатайской общины дедом
Стефаном и уставщиком куйтунской общины дедом Левоном. Им тогда было за сто
лет, но выглядели они очень хорошо. Память удивительная, и дед Левон и дед
Стефан могли наизусть прочитать любой отрывок из Библии или Псалтири. И в тоже
время не знали, что такое телевизор и радио.
Дед
Левон, услышав свой голос на диктофонной пленке, сильно удивился, спросил: «А
как я мог залезть, паря, в такую маленькую машинку?»
Чуть
позже я побывал на богослужении в молитвенном доме старообрядцев города
Улан-Удэ. Там уставщиком был дед Иван. И опять меня поразило, как прихожане, а
самому молодому было далеко за семьдесят, выдерживают службу. Кстати, и
литургия, и всенощная у старообрядцев гораздо дольше, чем у нас, крещенных по
новому уставу.
-- К сожалению,
встретиться с уставщиками не удалось. Все они принадлежат к беспоповцам. Корни
этого явления уходят в 17-й век, во времена раскола.
В Улан-Удэ
есть очень большой архив по старообрядчеству, где можно найти документы,
содержащие сведения о религиозных диспутах нашей Церкви с беспоповцами и
беглопоповцами.
Говоря о старом обряде,
вожди сопротивления патриарху Никону и епископату на самом деле вели своих
последователей не обратно к древне-московской вере, а к вере новой, вере, основанной
на желании более горячей, более активной и более целостной религиозной жизни,
чем та, которую они находили в своих приходах и обителях.
Чисто духовные побуждения
поставили Неронова и Аввакума, Никиту Пустосвята и Досифея в ряды противников
церковной иерархии и ее новшеств, и уж, конечно, прежде всего, эти религиозные
побуждения легли в основу проповеди «лесных старцев» Капитона и Вавилы и
самосжигании дьякона Игнатия, инока Геннадия и иже с ними проповедовавших…
Боголюбцы, начавшие свою
проповедь уже в тридцатых годах семнадцатого века и давшие первых вождей тому движению, из которого развивалось
пововщинское старообрядчество, с самого начала настаивали на усилении духовной
жизни духовенства и паствы, церкви и государства. Мечты о третьем Риме породили
в их душах чувство ответственности за русское, последнее в мире, как они думали, чистое православие. Борьба западных
вероисповеданий в Польше и Оттоманской империи усугубила их опасения и испугала
угрозой победы уже, как казалось им, торжествующего на Западе антихриста.
Совсем другие причины
привели к расхождению с церковью то движение лесных старцев, которое в
последнюю четверть семнадцатого века стало оформляться в беспоповщину.
Если боголюбцы верили в
возможность спасения «мира» и в «миру» и хотели превратить наше Отечество в
подлинно Святую Русь, в настоящий Третий Рим, то лесные старцы считали мир уже
обреченным. Поэтому они хотели увести своих последователей, которые в их глазах
были последними верными представителями восточного христианства, из этого мира
в пустыню, в вечный пост и, наконец, в пламя огнепального причастия.
В этих двух течениях
сказались две вечные стороны христианства; радостная, столь хорошо ощутимая
русской душой в пасхальных службах и мрачная, пессимистическая, нередко характерная
для раннего ближневосточного монашества. Эти пессимисты видели перед собой не
воскресение Христово и искупление им грехов мира, а картину страстей Господних,
мук Его учеников, преследования Его последователей, аскетизм египетских и
сирийских монахов, опасности искушения и погибели души.
Вот в чем причина
скрытности беспоповских старообрядческих общин в Бурятии.
-- Как
у Вас складываются отношения с московской Патриархией Русской Православной
Церкви?
-- Мы идем параллельно.
Они ориентируются на нас и уже корректируют свои упущения. Кресты уже не как
украшения, они должны быть просто осьмиконечными, без завитков. В иконе
началось возрождение к древнерусскому письму. Тоже касается и церковного пения.
-- У
старообрядцев ноты называются крюками.
-- Это от греков.
Церковное пение пришло к нам вместе с верой. Когда хор поет в унисон, просто
диву даешься, какие божественные мелодии.
До-ре-ми-фа-соль-ля-си --
это итальянские гаммы, светские, а ут-ре-ми-фа-соль-ля -- уже греческие, византийского
образца, чисто духовные. Очень много полутонов в разных местах.
--
Старообрядчество представляется мне неиссякаемым источником духовности и культуры.
Самое примечательное, что среди них не было бедных, а мы еще говорим, что духовность
вторична по отношению к экономике. Опираясь на опыт старообрядцев, можно выйти
на совершенно иные пути развития. И это будет свой, русский путь, выверенный
временем, не зависимый ни от западноевропейского, ни от американского, который
нам сейчас усиленно навязывают.
-- То и грустно, что
правители наши поддаются соблазну. А ведь народ наш, в том числе и
старообрядцы, накопил гигантский опыт.
Старообрядцы выживали
даже там, где, казалось, выжить невозможно.
В Читинской области есть
село Доно. Его основали казаки, выходцы с Дона.
После Гражданской войны
жители села ушли за кордон, в Трехречье, где к тому времени осело много
казаков. Они вели сельское хозяйство столь успешно, что даже китайцы -
великие труженики и огородники, - ездили к ним учиться.
Во время культурной
революции в Китае староверы во главе со священником Томско-Алтайской епархии о.
Иваном (Щадриным) частью ушли в Австралию, частью на Аляску и в Аргентину.
Они прибыли туда, не зная
языка, и первое время общались с местными жителями одними жестами.
Я бывал на Аляске и в
Австралии. Сейчас старообрядцы живут крепко, а сначала им было очень тяжело.
В Австралии они
занимаются строительством сборных домиков и слывут большими мастерами. Я служил
там два года. Поселения старообрядцев располагаются, в основном, вокруг Сиднея.
На Аляске старообрядцы --
строители рыболовецких судов. У них есть свои ангары, зимой они строят, а летом
уходят на своих судах в море, занимаясь промышленным ловом рыбы.
В Аргентине и Уругвае
старообрядцы -- большие землевладельцы. У них там много наемных рабочих.
Таким образом,
старообрядчество распространилось повсюду. И везде Господь не оставляет нас
своей милостью.
-- Спаси Господи, Ваше
преосвященство, за интересную содержательную беседу.
-- Храни Вас Господь.
Успехов журналу «Новая книга России» и вспомошествования во всех ваших делах.