На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Плавать найдётся кому

Беседа

– Насколько автобиографичны Ваша проза вообще и роман-одиссея «Хорошая пристань» в частности?

Доверяю непосредственному опыту. В некоторых случаях полагаюсь на возможности сочинительства, окутанного «облаком» воображения, но и они питаются красками и деталями лично пережитого, пропускаются сквозь решета действительности. И невозможно ведь выдумать больше, чем предоставляет сюжетов, случаев и образов сама жизнь. Почти все мои литературные труды в этом смысле автобиографичны. Под горячим пером литератора должно случиться ожидаемое преображение действительности как художественного феномена, одновременно происходит и акт самопостижения. Помню об этом.

В «Хорошей пристани» маяк и маячная жизнь описаны в большом количестве реалистических подробностей как чрезвычайное явление – и читатель должен эту особенность заметить. Подробности – тоже из опыта, а его невозможно выдумать.

Со школьным другом уехали странствовать на Дальний Восток, работали грузчиками в порту, мареманили, плавали на торговых судах, а потом пришли одновременно к разудалой мысли, что у каждого человека должен быть свой остров. Подвернулся Карагинский. Одиссея прервалась робинзонадой. Друг отбыл на маяке две зимовки, я остался ещё на две. Четыре с половиной маячных года оставили в сердце заметы и царапины, а в памяти – неподъёмную тогда загадку общей жизни и значимость самостояния личности в условиях обескровленного психологической и физической удалённостью маячного городка.

Впечатления прошлого и воспоминания о маяке должны были отстояться и отложиться в памяти, чтобы стать исходным «сырьём» для будущей литературной работы. Они и стали. Черновики некоторых эпизодов одиссеи отмечены 1976 годом, годом уезда с маяка, остальное писалось последнее время, которое, увы, – всегда последнее. На очереди вторая книга романа.

Напомню о жанровой особенности одиссеи: это литературное произведение о возвращении

 

– Какие основные жизненные уроки вынесены вами из камчатских «университетов»?

Были ли «университеты»? Человек, доведись до такого, взрослеет и мудреет с годами на любом месте. Было бы странно, если бы тени под южными пальмами или цвета мёрзлой камчатской тундры навевали какие-то особые жизненные выводы.

 

– «Внутренние перемены во все времена были духовно трудными, но единственно истинными», – к такому выводу пришел главный герой «Хорошей пристани». А какие перемены произошли в Вашей душе в период жизни на маяке?

Если по цитате из Плутарха, начертанной на полу комнаты маячного обывателя: плыть необходимо, жить – не необходимо. Остановка плаванья на острове Карагинском привела героя романа к собственным выводам. Жить трудно, но необходимо, а плавать найдётся кому. Необходимо взрослеть. Взрослеть нужно всю жизнь. Внутренняя перемена самая достоверная часть взросления, ибо настигает через нравственные страдания.

Имею в виду не ожесточение после непереболевшего нравственного урока, а неизбежность просветления сознания и души.

Потом необходимо плыть…

 

– Создаётся впечатление, что маяк — не просто место, где Вы работали и приобретали жизненный опыт, а некий символ «разумной жизни». И таким «маяком» является каждый из огромного количества населённых пунктов российской глубинки?..

Может быть, не каждый. До моей родной деревни Кочановки, что во Льговском районе, где я летом и живу, со скрипом, но когда-нибудь из райцентра доедет «скорая». А на маяке, случалось, люди погибали потому, что некому было оказать элементарную медицинскую помощь. Но как феномен цивилизации, способ обживания мало приспособленной для житья климатической зоны и обслуживания скудной на тепло территории – да. Следы разумной жизни останутся после вымирающей Кочановки, остались они и на опустевшем ныне маяке «Карагинский». Маяк или деревня – это удел, в котором нужно взрастить сады, условно выражаясь. Мы их взращивали, кому сколько было дано. И не наша забота, что по нашим следам пойдут мародёры с миноискателями. Они будут нашаривать затаившийся под камнями фундаментов и под корнями деревьев металл древних пятаков и алтынов, но не будут знать, какая жизнь здесь кипела, какие страсти бушевали на квадратных километрах их поисков.

На маяке мы ощущали себя форпостом, первым обжитым селищем в ледяной пустыне. Ощущение не всегда было явным, а текучее множество людей, населяющих маяк, не осознавая до поры общей цели, продолжало бороться за свою долю в этой жизни. Но коснись вопроса об общей цели, все согласились бы с этой моей мыслью.

 

– Одного из своих героев Вы характеризуете словами Даниэля Дефо «Из всех возможных путей я выбрал самый худший». А как часто перед Вами стояла проблема выбора? Всегда ли он был правильным? И чем, с Вашей точки зрения, нужно в первую очередь руководствоваться, делая жизненно важный выбор?

«Самый худший» путь – самый лёгкий, как потом выясняется. К трудному же пути ведут узкие врата. А выбор всегда есть. Больше того известно – разум, речь и свобода выбора отличают человека от животного. Выбор человек делает даже не каждый день, а каждое мгновение: в том числе и какую клавишу нажать в следующую секунду…

Выбор из чувства самосохранения близок по его логичной завершённости – и человек его делает почти в ста процентах случаев. Но тому ли мы учились в школе: «Самое дорогое у человека – это жизнь…»? Почему мать жертвует собой, выхватывая зазевавшегося ребёнка из-под колёс автомобиля? И солдат идёт в бой, зная, что может быть в любую секунду убит? Значит, не жизнь самое дорогое, – а материнская любовь или солдатский долг. «Худший» выбор – смотреть со стороны, как гибнет ребёнок или – сбежать с поля боя.

Знание о ценностях выше, чем жизнь, и делают человека человеком.

Я не всегда делал правильный выбор. Особенно, когда выбрать нужно было в одну секунду. Но оставалось ощущение удовлетворённости, когда я понимал, что в нужную секунду выбор был сделан правильный…

А главный, «правильный» выбор всегда и везде один – между добром и злом.

 

– Ваша романная проза отличается обилием деталей и подробностей, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными, – но значимы для произведения в целом. Это художественный приём или свойство творческой личности — замечать то, мимо чего другие проходят?

Опять же – обилие подробностей исходит из стремления придать маяку единственное значение: маяки ныне исчезли из жизни – и как явление в литературе не осмыслено. Остаётся и задача достоверности. А подробности не было нужды придумывать – в памяти сидят занозами.

Добавлю, что «свойство замечать» у литератора такое же, как у нелитератора –избирательное. Но литератор обладает ещё и «свойством» «подать» деталь, обыграть подробность, остановить на них взгляд…

 

– Как Вы относитесь к творчеству И. А. Гончарова и какие писатели близки вам по духу и мастерству?

В том, что настигла именно Гончаровская премия, увидел несколько совпадений. Книга Ивана Александровича Гончарова «Фрегат «Паллада»» со мной сорок лет. Добралась до Камчатки, куда в своё время автору доплыть не удалось, вернулась на мою родину. Большие цитаты из сухопутной части гончаровского труда приводил в своих статьях, чтобы «доказать» неслучайность складывания такого мирового явления, как Российская империя. Несколько поглавных эпиграфов в «Хорошей пристани» взяты оттуда же.

Вообще «Фрегат «Паллада»» оказал подспудное влияние на собственное решение странствовать, он тревожил воображение, отвечал неизбежным в молодости порывам мечтательности. Да и теперь иногда открываю книгу с любой страницы и с удовольствием ею зачитываюсь, отдавая должное полноте описаний и достоинствам добротного русского языка. Но теперь воспринимаю Гончарова уже с собственным отношением, отмечаю и авторскую дотошность очеркового исследования действительности и критичную наивность его некоторых выводов…

Иван Александрович в противовес лодырю Обломову вывел тип Штольца, обрусевшего немца, являющегося источником активизма русской жизни, её преобразующим началом. И самого Гончарова по многим признакам мы бессознательно относим к обломовскому типу, забывая, что он успел за свою жизнь написать несколько неподъёмных романов вкупе с толстым собранием путевых очерков. Да ещё совершил путешествие вокруг Европы, Африки и Азии, штормовал в море, пёкся на экваторе, трясся по непроезжим дорогам от Якутска до Питера. Кто же он – Обломов или Штольц? Думаю, и то и другое вместе…

Впрочем, в конце жизни он где-то меланхолически отметил, что и лежать на диване в Обломовке, света белого не видя, и путешествовать на военном корабле вокруг белого света – одно и то же… И умные люди во всех уголках земли похожи друг на друга, и дураки везде одинаковы. Зачем же куда-то ехать из Обломовки, чтобы в этом убедиться?

Учусь у Ивана Александровича мудро-стоическому отношению к действительности.

Что до других авторов, оказавших влияние… Кусок сухого хлеба втягивает в себя молекулы влаги даже из окружающего воздуха. Не считаю зазорным учиться у всех, даже у товарищей по литературной артели.

 

– Каковы впечатления от поездки в Ульяновскую область на церемонию вручения Первой Международной премии имени И. А. Гончарова?

Конечно – Волга! Точнее, то, что от неё осталось. Каскад водохранилищ у самого Ульяновска, в старину – Симбирска, создаёт картину поразительного простора. Дивился, сколь много воды можно собрать в одном месте.

Сам город порадовал приличной сохранностью старины. Даже большевистский период симбирской истории немного ему повредил. Обычай натягивать европейское сайдинговое шкурьё на советские кости только-только дотуда доехал… Испытал чувство удовлетворения при въезде в город со стороны аэропорта. С левой стороны дороги там установлен огромный баннер с репродукцией картины А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Все помнят матроса, замахнувшегося связкой гранат на ворога, идущих в штыковую его товарищей, убитых фашистов на выжженных зноем каменных ступенях… И подпись по-английски: «Welcom, NATO!». Так сказать, адекватный ответ на открытие ихнего перевалочного пункта под Ульяновском…

Потом уже оценил амбиции города стать культурной столицей России. Готовятся давно и систематически: 200-летие Гончарова лишь одно из счастливых «изобретений» на пути к этой цели. В Симбирске родились ещё историк Карамзин, художник Пластов, политический деятель Ульянов-Ленин… А сколько другого славного народу перебывало!

Потекли федеральные деньги, – и вот создаётся собственная киностудия, открываются музеи, планируется строительство консерватории. С содроганием оцениваю сумму в 23 миллиона в год на издание книг ульяновских авторов! У них это почему-то работает даже без принятия закона о творческих союзах... Система государственных грантов на развитие музеев, библиотек, музыкальных коллективов. Нет, не хватает сил это описывать!..

Лучше пожелаю им удачи и процветания.

…И ещё запомнился японец. Говорили, будто он давний исследователь творчества Гончарова и не мог пропустить такое важное событие, как его двухсотлетие. Где он ни появлялся, тотчас раздавался шёпоток узнавания: «Японец… Японец…» Он везде ходил, маленький, худенький, задирал голову, осматривал то ли здания, то ли вывески на них, то ли небо, под которым довелось родиться Гончарову. Ни с кем не разговаривал, никому не задавал вопросов.

А я вдруг вспомнил, что видел этого японца в мае этого года в Орле, куда меня привели литературные дела. Более того, он был три года назад и у нас в Курске, на фестивале: «Нам дороги эти позабыть нельзя»! Многие куряне вспомнят этого японца. Он так же ходил, всё осматривал, задрав голову, ни с кем не разговаривая – загадочный и легко узнаваемый, со всеми признаками мощного интеллекта и всесветной любознательности.

Нет, не случайно Иван Александрович ездил на фрегате в закрытую Японию с дипломатической миссией Путятина. Япония-таки нами ответно заинтересовалась…

Вопросы принесла Тамара Кравец («Городские известия», Курск)

Борис Агеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"