На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Красота спасет мир

По поводу выставки икон в Архиерейском доме

Копируют ли современные художники иконописцев прежних времен?

– Меня удивило, что у нас есть столько художников, возвращающихся к корням изобразительного искусства своего народа; причем и в современной манере, но также и через иконописные школы. А основу составляет одно и то же вдохновение. Скажем, картины Баты Михаиловича современны, однако дух их близок духу фрески «Белого ангела» из Милешева.

Если формальное изображение лика на иконе и ее сущность неотделимы, то что подразумевает копирование?

– То, что византийско-славянскую иконопись не понимают, не случайно. Людям, воспитанным на ренессансной традиции Запада, кажется, что в православной иконописи присутствует повторение, из-за чего их подход к иконе поверхностен и ошибочен. В византийско-славянской иконописи, между тем, существует внутреннее единство и тождественность. Византийско-славянская иконопись ищет более глубокую истину, основу. Ее интересует прежде всего то, что в преходящих формах жизни вечно. Поэтому она кажется будто бы статичной, так как ее динамизм – внутренней природы, а отнюдь не внешней.

Как иконописец постигает эту сущность?

– Иконописец осознает, что истину невозможно выразить ни словом, ни картиной. Истина невыразима, неохватна, неизобразима. Поэтому он вместо языка натуралистического, языка подражания природе, использует язык символов. Однако и это использование символов самобытно.

Восприятие символизма в западном ренессансе – это одно, а восприятие символизма в византийско-славянском искусстве – совсем иное. Для восточного иконописца символ не является абстракцией, чистой аллегорией. Он посредством своего изобразительного языка возвращается к этимологическому смыслу понятия: сим-вало = со-бросаю, подаю вместе две вещи – то есть предлагается нечто совмещающее. С одной стороны, икона основывается на конкретной реальности непременного человеческого образа, а с другой стороны – стремится засвидетельствовать неизреченное присутствие потустороннего. Поэтому основной истиной ее является личность, стремление сохранить человеческую – богочеловеческую – личность. Икона не измеряет вечность преходящим, а старается перспективой потустороннего утвердить и увековечить то, что преходяще. Икона вся – погружение в вечность.

– И в современном мире это вызывает большой интерес?

– Хотя и удивляет, но это легко объяснимо. Икона сохранила равновесие между духом и материей, вечным и преходящим, Богом и человеком, природным и метафизическим, что вне природы. Чего нельзя сказать о ренессансном искусстве Запада, как и о большинстве современных течений, возникших на принципах этого искусства.

– Итак, что есть икона?

– Икона отражает сконцентрированную красоту истории мира, причем красоту, пронизанную красотой вечной – той, которая, по Достоевскому, спасет мир. Отсюда и тяготение к византийско-славянской иконописи, поиск утраченного равновесия. Тем более что мы в известное время, в предшествующий исторический период, упустили из виду самые зрелые плоды своей собственной культуры, своего собственного исторического самовыражения, и начали смотреть на окружающий мир через чужие очки. Так что все, не похожее на западные образцы, нам казалось бледным и убогим. Казалось устаревшим. И потребовался определенный поворот в исторической науке Запада, чтобы мы начали относиться к своему прошлому более серьезно. Оливье Клеман, издатель одного парижского журнала, посетил Печскую Патриархию и разговаривал с художниками, делавшими там копии. Он был поражен, сколь мало наши люди осознают значимость своих традиционных ценностей, когда заметил у них невероятное отношение: мол, все, что не согласуется с Западом, не имеет собственной значимости. К счастью, те времена прошли. И думаю, что данная выставка это подтверждает.

Перевод Ивана Чароты

Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"