На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Бог труды любит

Беседа с автором романа «Родовая земля» Александром Донских

Эдуард Анашкин: Александр Сергеевич, до прочтения вашего романа мне встретилась рецензия на него. Вот несколько строк из неё: «Роман «Родовая земля» - это потрясающее сочетание эпичности с лаконичностью. В небольшой по объёму книге автор сумел сказать очень много, и всё - о главном. Никогда не была любительницей "деревенской" прозы и стиля, но здесь об этом забываешь ровно на втором абзаце…» (Любовь Кантаржи, журналист, газета «Российский писатель»). Признаюсь: нечто подобное произошло и со мной, а также с моим внуком, тоже, к слову, не большим любителем деревенской прозы, возможно, в силу своего ещё относительно юного возраста. «Родовую землю» мы в семье прочитали на одном дыхании, я, по давней привычке, с карандашом в руках, - и мне захотелось поговорить с автором. Писали вы о прошлом, о России конца 19-го, начала 20-го веков, но думали, догадываюсь, о сегодняшнем дне, о молодых людях, которые так подвержены всевозможным новомодным и - нередко - погибельным влияниям и веениям.

Александр Донских. И о сегодняшнем дне, Эдуард Константинович, и, как говорится, о дне грядущем думал: что передадим нашим детям и внукам? Какую землю - разорённую, захудалую или цветущую, родящую? Эта земля нам наследована нашими пращурами, она -наша, родная, родовая, политая кровью и потом и - намоленная. А ещё она, вся наша планета Земля,- живая. Стародавний человек называл землю Матерью (помните, «Мать-Сыра-Земля»?), а разве с матерью обойдёшься жестоко, отвергнешь её? Да, случается такое с некоторыми особями рода человеческого, но, как говорится, в семье не без урода. А дарованное нам понятие «Святая Русь» - ведь тоже о земле и людях, населявших её. Работая над «Родовой землёй» я думал и о хозяине, о Хозяине, что называется, с большой буквы, который холит и лелеет свою родовую землю, пусть это будет лишь только какой-то клочок, например, в городе у подъезда многоэтажки. Но когда все вместе, всем, как было принято на Руси, миром, с умом хозяйствуем, холим и лелеем - тогда и цвести и плодоносить земле, тогда и для молодёжи в радость, а не в тягость, в «обязаловку», что, к великому сожалению, зачастую нынче наблюдаешь, жить и трудиться на полученной в наследство и, говоря высоким стилем, в наследие земле. В молитвах и трудах - вот истинная жизнь. Неспроста появилась в русском народе поговорка: «Бог труды любит».

Эдуард Анашкин. Чем вас тронула, заинтересовала та, старая, дворянская, императорская, Россия? Когда пробудилось это увлечение? Судя по стилистике и фактажу романа, вы основательно, думаю, не один год, изучали эпоху, говоры, образ жизни и, возможно, мыслей и духовных запросов людей, живших в конце 19-го, в начале 20-го веков.

Александр Донских. Не просто годы, а более двух десятилетий, где-то с конца 80-х, я жил той, как вы правильно сказали, дворянской Россией, что там! - дышал воздухом её удивительной атмосферы культуры и быта! Хотя о самих дворянах в моём романе практически ничего нет - в Сибири представителей этого сословия было не много, - но именно они одушевляли своим нравом и деятельностьюи сибирское, и всё российское общество в целом.

     Вы, Эдуард Константинович, конечно же, помните, что в советское время не очень-то лестно историки, официальная пропаганда да и мы, простые люди, отзывались о так называемых «царских» временах. «Эксплуататоры»,«мироеды», «мёртвые души», «хлестаковы», «трутни», «кровососы», «выморочное сословие» - не счесть грехов и эпитетов, которыми были щедро «наделены» дворяне, а также священники, купцы, чиновники, офицеры. А император Николай Второй числился исключительно в «кровавых», в «палачах народа», «зверем-царём».

Эдуард Анашкин. А его семью, вспоминается из статьи либерального деятеля той эпохи, именовали- «его змеиное царское отродье».

Александр Донских. Да, да! Многие, к слову, подобные «титулы» были присвоены дворянам и императору ещё до Октябрьской революции, либеральной и социал-демократической оппозицией, удивительным образом сомкнувшейся в своей патологической ненависти к дворянской России, и в последующем эти «титулы» были железобетонно закреплены в «Кратком курсе истории ВКП (б)» И. Сталина. Идеализировать представителей дворянства и самого императора, конечно же, не надо - они были прежде всего просто людьми, со всеми присущими нам страстями и предпочтениями. Однако нами ещё многое недопонято, недооценено, недоузнано, недоисследовано о той России, хотя в последние годы создано и научных, и публицистических, и художественных трудов немало. Порой возникает ощущение - что-то, однако, такое важное тебе всё же не сообщили ещё, что-то такое открытое, узнанное тобою истолковано иначе, что-то недосказано, а, возможно, и умолчано. Перечитывая наших великих и не очень великих классиков и критического, и социалистического реализма, живших в той России, и вовсе начинаешь путаться и настораживаться: так уж ли они, эти самые классики, правы и небезгрешны в своих выводах и оценках, щедро раскатывая по страницам своих произведений «свинцовые мерзости» дворянской России?

Эдуард Анашкин. Вы подошли к изучению дворянской России как учёный? Может быть, вы что-то открыли, собрали научные материалы?

Александр Донских. О, нет: я - не учёный! К счастью - или, может быть, к сожалению, - я живу частенько не головой, а чувствами, порывами души. Япопросту влюбился в эпоху позднего русского дворянства. Она мне представилась неким многоликим, многовекторным, многокрасочным ориентиром, к которому можно было бы стремиться в своём вырабатывании, самоуглублении современной России.

Эдуард Анашкин. Чтоже тогда была Россия?

Александр Донских. Это была держава, которая устремлённо и безудержно, но осмысленно и поступательно развивалась, сказочно богатела, взахлёб изучала и искала что-то новое, свежее, яркое. Нынешний Китай, к слову, по темпам экономического роста, думаю, далеко позади оказался бы, если сравнивать его нынешние стремительные, тигриные рывки с по-медвежьи тяжеловатыми, но уверенными подвижками той России. Не случайно, в Советском Союзе ориентировались по многим экономическим и промышленным подсчётам и сравнениям своего развития именно на 1913- предвоенный - год. При Николае Втором Россия, сама сытая, весь мир кормила - первенствовала в снабжении зерном, вообще злаковыми, другими товарами. Тогда массово, но надёжно-неторопливо нарождались различные акционерные общества, создаваемые, кстати, не только богатым, денежным людом, но и, что называется, работягами-крестьянами, рабочими, служащими. Не по дням, а по часам росло кооперативное движение. И росло-то откуда? - отнизов! Зачем нужно было через несколько десятилетий сгонять народ в колхозы, когда миллионы людей уже были объединены в производственные и иного рода артели (хозяйства), кооперативы, общества?! Создавались и крепли уездные и губернские союзы кооперативов, чтобы, опять-таки, миром было легче вести как личные, так и общие дела. При этом, обратите внимание, практически без участия и подталкивания со стороны чиновников, за которыми именно тогда закрепилось прозвище - «Не пришей кобыле хвост»!

Если говорить о Сибири, то здесь у нас образовался крупнейший кооператив - «Закупсбыт». Его деятельность привела к тому, что, к примеру, общее поголовье скота к началу 20-го века увеличилось просто неимоверно, а пахотных земель стало немеряно. Во всех хозяйствах были маслобойни, и, к слову, «аглицкая» королева, ходил слух, не садилась завтракать, если в меню не значилось сибирское сливочное масло. Так-то! Всеохватно вошли в производственную деятельность крестьянина технически более совершенные сеялки, веялки, многолемешные железные плуги, жнейки, косилки и даже - трактора. Имногое множество другихи механических, и электрических, и другого рода-звания приспособлений становились обыденным делом, правда, в основном американского или немецкого производства; но и у нас технологические линии уже разворачивались. За несколько лет «Закупсбыт» вывез из Америки товаров на 4,2 миллиона долларов, - это огромаднейшая сумма для тех времён. Торгагенты закупали сельскохозяйственные орудия, инструменты, железные товары, электрические приборы и всякие другие «штуковины-диковины». А продал «Закупсбыт» той же Америке сибирской продукции более чем на 5 миллионов долларов. Вот и думайте, сравнивайте с современной действительностью!

Что ещё нужно отметить? Бедноты в Сибири не было. Ну, вот не было, и всё ты тут! Народ трудился, молился и - богател. В каждом подворье было по 17-18 голов крупного рогатого скота, лошадей, а остальной живности - неподсчётным оставалось, хотя какие-то цифры в официальных ведомостях назывались. А сколько храмов, монастырей народилось тогда! Есть подсчёты и мнения, что за всю предшествующую историю Руси-России столько не возводилось.

Эдуард Анашкин. Любопытно. Но что же дворянство, так сказать, высшее общество? Как оно себя проявляло?

Александр Донских. Я приведу несколько прелюбопытнейших документов, чтобы было понятно - дворянская, вскормленная в веках православием, самодержавием, народностью, культура пронизала собою всё, в том числе жизнь крестьянина, добытчика, заводчика, «государева человека» - сибиряка, одним словом. Мне посчастливилось где-то в конце 80-х, или в самом начале 90-х, годов ознакомиться с фондами маленького провинциального музея, что там! - музейчика: всего-то одну крохотную комнатку занимал он, приютившись при Иркутском институте усовершенствования учителей, в котором я работал методистом по проблемам сельских школ и который находился, к слову сказать, на улице Российской. А назывался он гордо и самостийно - «Музей народного образования». Помню: всюду стопки потёртых папок, фотоальбомов, вороха пакетов, мешочков, связок, рулонов, коробок, теснящихся по стенам стендов и чего-то, чего-то ещё и ещё, старинного, пропылённого, ветхого, самодельного. Всё-всё я дотошливо перебрал, переворошил, совершенно захваченный новыми для меня сведениями и свидетельствами, документами и артефактами, текстами и образами.

     Это было преддверие тех самых шальных 90-х годов, когда наша страна, ещё Советский Союз, искала правды, каких-то новых смыслов, озираясь по всем сторонам света в очевидном отыскивании ответа на самой себе заданный, уже в который раз за века, сакраментальный, порождаемый, несомненно, её страдающей совестью вопрос - что делать? В нём высвечивались разные подвопросы: как жить, куда идти, кто наш друг, кто наш враг, то ли, так ли сделали? - и миллионы других вопрошающих вариаций, которые задавали себе и друг другу и мы, граждане страны. Я точно помню - жил как в тумане, не видя ясных путей в жизни. Ей-Богу, хоть кричи тогда, как в «Прощании с Матёрой». Помните? - «В конце концов, отчаявшись куда-нибудь выплыть, Галкин выключил мотор. Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана...»«Ма-а-ать! Тётка Дарья-а-а! Эй, Матёра-а!..»

Эдуард Анашкин. Не докричались герои повести Валентина Распутина. И мы, накричавшись тогда на съездах, митингах и собраниях, тоже ведь не докричались.

Александр Донских. Точно! А надо было не кричать, вернее, не только кричать, шуметь, суетиться, как на пожаре. Да и как, впрочем, сдерживаться было, Эдуард Константинович, если отовсюду- ура! - даёшь революцию! - даёшь перестройку! Но, тем не менее, не шуметь, не егозить надо было, а - глубже, зорче посмотреть в себя, в нашу общую память, в нашу историю, культуру, быт, язык, прислушиваясь, прежде всего, к большим писателям, таким, как Валентин Распутин. Но - не слышали их голосов! Себя любимых слушали!

Вот мне тогда, в гуще стихий человеческих и государственных, неожиданно подфартило пристать к бережку в крохотной гаваньке и - увидеть нечто для меня тогдашнего совершенно необыкновенное, что отчасти поворотило мою жизнь, а потом мало-помалу подвело к тому, что я смог вглядеться и в себя, внешне нравственно разлохмаченного, как панк, и в русскую нашу историю, и радующую душу, но и нередко леденящую её своими сюжетами и разворотами, и к языку нашему чудесному приглядеться уловчился.

Среди тех документов и экспонатов встречались пожелтевшие, вылинявшие документы - свидетельства, удостоверения, аттестаты, дипломы, грамоты; роскошно были представлены 19-й и начало 20-го веков. В официальных, казённых, с орлистыми гербами и сургучными печатями документах чувствовалось необыкновенно бережное, великодушное отношение к человеку, будь он большим или маленьким по чинам или положению. Эти бумаги-свидетели удивляли, дивили меня, апорой даже до слёз умиляли. Например, в представлении на учителя К. Владимирцева, которое направил окружному инспектору Западно-Сибирского учебного округа директор Томского учительского института (март 1913 года), имеются такие строки: «В случае назначения Владимирцева учителем-инспектором могу искренне пожалеть свой институт, но не считаю себя вправе возводить ему из-за сего препятствия в его служебном повышении, коего он весьма достоин...» Как же мы обвально скупы сегодня на доброе, поддерживающее слово о человеке!

А в свидетельстве, таком большущем, с водяными знаками, как у ассигнаций, в роскошных виньетках листе, выданном Иркутским женским училищем, сообщается, что «…сие дано дочери умершего священника Еннавии Малковой, имеющей ныне 17-летие от роду». Перечисляются предметы и отметки, а далее - любопытнейшая запись: «Нынешнего 21-го числа июля текущего 1877 года, по случаю высватывания её воспитанником Иркутской духовной семинарии Иваном Титовым, с разрешения и утверждения Его Преосвященства... училищным правлением она, Малкова, уволена из старшего класса... для поступления в законный брак». Но главное ниже - с десяток подписей стоит! С десяток подписей сановитых людей, уважаемых в Иркутске - чиновников высокого ранга, банкиров, купцов, адвокатов, ещё кого-то. Такая забота о девочке-сироте, которую не столкнули лоб в лоб с сиротской судьбой её, а честь честью довели до «поступления в брак», не может не тронуть, не умилить. И все эти высокопоставленные, многоуважаемые подписанты обязаны будут отслеживать её судьбу, помогать ей, если понадобится, потому что тогда превыше всего были - честь твоя, слово твоё, совесть твоя. А - современное общество, государство? Мы отворачиваемся от тысяч и тысяч детей-сирот, лишённых родительского попечения, участвуем в их судьбе формально, «для галочки». Возможно ли даже представить, чтобы нынешние «миллионьщики», «чины» озаботились судьбой сироты? Слыхом не слыхивал о таких чудесах! Хотя, конечно же, какие-то отдельные случаи благородства и беззаветности и могут где-то происходить на просторах нашей необъятной отчизны.

Ещё документ позвольте привести: «Предъявительница сего свидетельства Савинская Александра Михайловна, урождённая Суровцева, жена младшего штатного контролёра Забайкальского акцизного управления Николая Викторовича Савинского... подверглась в мае 1920 года испытаниям за курс седьмого класса при Харбинской гимназии имени генерал-лейтенанта Д.Л. Хорвата...» Обратите внимание, какая сила и живучесть культуры, этикета: империи уже нет, дело происходит за границей, в Китае, у чёрта на куличках, люди измучены войной, неурядицами, потерей Родины, дома, близких, а - всё то же чуткое внимание проявляется к человеку - маленькому человеку: к какому-то безвестному «младшему штатному контролёру» с его женой.

В «Учительском катехизисе» конца 19-го века повстречал строки: «...обращаясь в целом к классу, не забывай, что у каждого ученика свои собственные возможности и способности, на них и ориентируйся». Вот вам современное разно уровневое обучение, о котором мы которое десятилетие кричим, а претворить в реальные дела не «могём». Школы наши в воспитательном и учебном отношении перекошенные, как старые заборы! И этими ужасными строениями отгорожены от жизни, от реальных треб ребёнка- милости душевной со стороны нас, взрослых. А потом изумляемся, почему они вырастают эгоистами, верхоглядами, всякими там беспутыми.

В уставе сиропитательного дома иркутского купца Базанова встретил такую изумительную фразу: «…из девочек следует готовить будущих трудолюбивых жён». Сейчас в школьных уставах понапишут столько умных, грамотных, юридически выверенных фраз, что и не пробьёшься, как не бейся, к смыслу - чему всё же хотят научить ребёнка? Вокруг да около бродят, словоблудствуют, а сказать просто и сердечно об идеале «трудолюбивая жена», «мастеровитый супруг» не решаются, хотя понимают или догадываются, в чём счастье семейной и общественной жизни человеческой.

Попались мне тетрадки с сочинениями гимназистов, гимназисток и воспитанниц 1910 года. Какая, скажу я вам, прелесть почерка! Но главное - мысли, мысли, в которых и логика, и душа. Вот пишет какая-то Анна Сницарева, воспитанница девичьего (благородных девиц) института Восточной Сибири имени Николая Первого: «Если меня выдадут за нелюбимого, я денно и нощно буду молить Матерь Божью о ниспослании мне любви к супругу моему, потому как счастливыми и здоровенькими наши детки будут только, если родятся от любви. Так говорила мне бабушка моя, Царствие ей Небесное. Ради деток вымолю любовь, хотя и изотрутся мои колени в кровь…»

Эдуард Анашкин. Гм, целый романный сюжет.

Александр Донских. Э-э, это ещё что, Эдуард Константинович! Послушайте-ка мужающий голос «вьюноши», гимназиста Ивана Савового из губернской мужской гимназии с улицы Амурской. Немножкомалограмотно, правда, но зато, что называется, не в бровь, а в глаз угодил сорванец: «Я нынешним летом с моим брательником Кузькой из рогульки пулял по воронам. А они заразы вражьи наповадались на огородины подсолнухи выклёвывать да матушкины грядки похабить. Батюшка наш сказал нам: пуляйте, глаз пристреливайте смалу. А то неровён час войне быть, а вы разини разинями. Мы и пуляли во всю мочь, глаза пристреливали. Нам ить с Кузькой ежели чего так знамо Отечество защищать. Уж лучше всего смалу обучиться как надо, чем опосля врагу послабу давать…»

Эдуард Анашкин. Не поспоришь: в глаз!

Александр Донских. Если уж говорим об образовании, то нужно отметить, что народное образование той поры было поистине народным. Например, в институте благородных девиц учились не только иркутянки, дети родителей, так сказать, благородных кровей, а - из тьмутаракани сибирской, дети крестьян, мелких служащих, священников, солдат. И этот бойкий гимназистик Ванька Савовой явно не благородного происхождения. Народ не только богател, но и, где-то слышал словечко, грамотел.

Эдуард Анашкин. Я слышал, что несколько материалов из того музея вы использовали в «Родовой земле». Например, в главе 61-ой, на страницах 283 - 284 книги. Там рассказывается о прибытии будущего императора Николая Александровича летом 1891 года в Иркутск на пароходе с Байкала.  Он возвращался из кругосветного путешествия в Петербург. Позволю себе зачитать небольшой отрывок: «Григорий Васильевич среди восхищённой пёстрой толпы горожан встречал цесаревича возле каменной триумфальной арки напротив острова Любви, размахивал картузом и отчего-то задыхался, выкрикивая приветствия, ура. Лобастый, строгий, но обморочно бледный городской голова Сукачёв с подрагивающими руками поднёс цесаревичу серебряное блюдо с хлебом-солью; а цесаревич растерянно и ласково улыбался. Звенели колокола Богоявленского и других соборов, люди кричали, плакали, молились, крестясь, кланялись. Цесаревич с облачённым в торжественные одежды грузным архиепископом Вениамином и духовенством вышел из арки, чуть принаклонился народу, и в какой-то момент Охотников встретился взглядом с цесаревичем. Ослабли коленки у Григория Васильевича, а дыхание так перехватило, что затуманилось в голове. Не помнит, как выбрался из толпы, слепо нашаривая дорогу руками и ногами, обессиленно привалился к жёсткой коре старого тополя, шептал пересохшими губами:

     - Ангел Божий. Ангел... Господи, спаси и сохрани...

     Всю жизнь любовно и трепетно вспоминал Григорий Васильевич глаза будущего императора, а что именно в них увидел и какие они были, не мог объяснить ни себе, ни людям. Только настойчиво и уверенно утверждал:

     - Свет в евоных глазах стоял такой - даже вроде ослеп я на минутку-другую. Прошёл мимо меня цесаревич со свитой, а я уж ничё не вижу - ни людей, ни реки, ни деревьев, ни неба даже. Всё стало для меня светом. Вот оно как!..»

Александр Донских. Да, вот эти удивительные слова я и перепоручил, можно сказать, герою - незабвенному моему Григорию Васильевичу Охотникову, сельскому старосте. А повстречались они мне в письме одного старика, имени которого, к сожалению, на тех выжелтенных и излохмаченных временем листках не сохранилось. Он, как я понял, писал своей родственнице, писал о том, как волею случая в Иркутске на берегу Ангары возле Московских ворот встречал цесаревича Николая. «Соопчаю тебе Алфея Пиатровна што балыкался я по городу вымотался вусмерть ан дел не порешил зараза. Злой был точно гад ползучий. Ан каким-то ветром прибило меня к воротьям Московским. Сказывали цесаревич де подыжжат с Морю Батюшки Байкалу. Ну я ругаюсь отплёвываюсь не верю. Чиво за ересь де. Вот значица со всем народом иркуцким морился я на жаре как проклятушшый. Да как увидал ево самого то тык будто благотью остужной меня обдало с головы…» И далее вот эти слова, использованные в романе: «Свет в евоных глазах стоял такой даж вроде ослепло миня на минутку другу…». Так в оригинале.

     Вот вам, Эдуард Константинович, крохотный, но сверкучий образец той народной закваски дворянской культуры, пробившийся к нам светом души простого, малограмотного русского мужика.

Эдуард Анашкин. И вы с тех, ещё советских, пор стали обдумывать «Родовую землю»?

Александр Донских. Для меня тогда важнее был не роман, а желание отчистить свою душу от скверны хандры, уныния, а голову, мозги - от всевозможных идеологических липучек, от наростов и копоти моей тогдашней суетной жизни. Мне хотелось стать лучше, чище, умнее, полезнее для людей. Я понял: важно трудиться душой, и она непременно засияет, и жить станет легче, когда внутри светло и просторно. И никакие внешние сумерки, а то и тьма не будут столь грозны и страшны, как раньше. А потому для меня работа над произведением – это, прежде всего, работа над собой. Я теперь точно знаю и могу и хочу говорить во всеуслышание: «Бог, дорогие мой сограждане, труды любит».

Эдуард Анашкин. Радует, что роман вышел приличным тиражом, в великолепном оформлении, с иллюстрациями замечательной художницы Марии Камзелевой, в крупном, всероссийского размаха издательстве «Зёрна-Слово». Знаю: славно оно тем, что приоритетом для себя ставит продвижение произведений не только высокого художественного уровня, но и духоведческой, нравственной направленности. Но самое отрадное, что ваш роман к печатанию и распространению одобрен Издательским советом Русской Православной Церкви, возглавляемым большим знатоком литературы митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

Александр Донских. Для меня эта новость от директора издательства Игоря Николаевича Минина была неожиданной и даже - ошеломляющей. Я подрастерялся: какая ответственность теперь лежит на мне как авторе!

Эдуард Анашкин. Спасибо, Александр Сергеевич, за интересную, откровенную беседу. Творческих вам удач и озарений!

Александр Донских. Спасибо, дорогой Эдуард Константинович! И вам, и вашему внуку, и всем нам, гражданам нашей Богоносной России-Матери, желаю не только палат каменных, то есть достойной жизни, но, главное, трудов праведных, которые, замечено, и душу со здоровьем сберегают, и хлебом насущным обеспечивают сполна.

Москва - Самара - Иркутск

Декабрь 2015

Эдуард Анашкин (Самарская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"