На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Верить и побеждать

Открытый разговор

В эфире государственного радио «Алания» участники выездного пленума Союза писателей России во Владикавказе председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, председатель Комитет по культуре ГД РФ, координатор государственного патриотического клуба партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", секретарь правления Союза писателей Григорий Ивлиев, секретарь правления Союза писателей поэт Николай Рачков, лауреат Большой литературной премии России и председатель Союза писателей Северной Осетии Камал Ходов.

Ведущий: Дорогие радиослушатели, вы, наверняка, знаете, что во Владикавказе проходитя пленум Союза писателей России. Он посвящён 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Валерий Николаевич, я обращаю свой первый вопрос к вам. Среди нас остаётся всё меньше участников тех далёких лет. Всё больше память о войне становится личным делом представителей поколений, которые войны не знали. Что делают писатели, что может сделать литература вообще для того, чтобы эта была живая память, чтобы, условно говоря, не исчезали со стен квартир и из семейных альбомов фотографии солдат победы, чтобы война, сама война, не становилась ретротемой?

Ганичев В.Н.:   Здесь (может быть, впервые на земле Северного Кавказа и во Владикавказе) проходит пленум Союза писателей России, и проходит с повесткой дня, обозначенной как "Высокое слово правды". И в этом заключён смысл обращения и к нашим историческим событиям, и к нашей великой литературе перед Отечественной войной и послевоенной, которую мы иногда выводим за пределы, ориентируясь больше на какие-то некие скорее псевдообразцы литературы сегодняшнего дня, чем на то истинное и классическое, что стало достоянием жизни наших людей и нашего народа.

Может быть, пленум наш имеет двуединую задачу. В первый день пленума начинали в Цхинвале (в Южной Осетии). Хотели подтвердить позицию, которую занимает интеллигенция России, которую занимает Союз писателей России в отношении тех решений, которые приняли Президент нашей страны и правительство в прошлом году, год назад, когда отразили агрессию, совершённую правителями Грузии, когда защитили осетинский народ – народ Южной Осетии – от уничтожения, от геноцида. И для нас тут не было другого мнения, кроме как поддержать это как справедливый акт, с одной стороны, возмездия, а с другой стороны – защиты.

И вот эта вторая задача вчера была в полной степени осуществлена. Мы видели Цхинвал: ещё следы пожаров и разрушений, ещё не высохли слёзы матерей. И мы хотели ещё и ещё раз заверить, что мы, писатели России, полностью поддерживаем как решения наших правителей, так и общие наши контакты, которые устанавливаются с Южной Осетией.

Итак, вот эти два вопроса.

Что касается первого, это Великая Отечественная война, то есть война всего Отечества. Мы проводим это именно здесь, на Северном Кавказе, у подножия Кавказских гор. Ведь здесь развернулась одна из величайших битв второй мировой войны.   Она имеет значение не менее важное, чем битва под Сталинградом.

Наш последний председатель Союза писателей СССР – Владимир Васильевич Карпов – Герой Советского Союза, который 70 языков вынес на себе из тыла, доставив сведения. Выступая на Всемирном русском народном соборе, он сказал, что битва за Кавказ была одной из решающих битв. Перед лицом злейшего врага, и мы хотим это подчеркнуть, все народы нашей страны объединились, все показали высочайшие образцы сражения, защиты Отечества.

Да, война – это в том числе и трагедия, и результатами были не только героические подвиги, но и последующие ошибки, и это безусловно. Мы и хотели вспомнить великое слово "правда" о войне.

Оно сказано. Оно сказано нашей литературой, нашими великими предшественниками, нашими классиками военной литературы. Современный постмодернизм, он хочет некое такое чисто эстетическое удаление иметь от событий, но во время войны удаляться нельзя было, и наша литература не удалилась. Когда появлялась "Наука о ненависти" и первые главы "Они сражались за Родину", это было внутри войны.

Я встречался с Михаилом Александровичем Шолоховым. В 1943 году

Он был на беседе у Сталина, и Сталин сказал ему: "Когда написал Ремарк "На западном фронте без перемен"? Он говорит: "27-е, 29-е, товарищ Сталин". – "А мы не можем столько ждать. Наш народ должен знать, кто сражался". "Они сражались за Родину". Что это был социальный заказ? Да, это был вопрос, который поставлен перед художником, и художник в той степени, в которой он смог, он выполнил это   блестяще.

И мы не можем не вспомнить такие имена, которые стали уже эпохой. Александр Твардовский "Василий Тёркин" –   это эпопея, это классика нашей жизни. Или симоновские "Дни и ночи", симоновский "Венок", стихотворение "Жди меня" (этот гимн) или, скажем, "Непокорённые" Бориса Горбатова. Я-то мальчишкой, но я ещё помню появление исторических тем в то время, которые утверждали дух нашего народа. Это была великая литература, и мы должны это подчёркивать. Мы должны возвращать эти имена там, кто их забыл.  

Я хочу ещё один пример привести. В 1943 году Михаил Исаковский получает государственную премию за песни – за "Катюшу" знаменитую, за фронтовой "Огонёк". Как высоко ценилось искусство нашей песни, чтобы поколение наше молодое знало песни Отечественной войны. И три года мы проводим такой конкурс среди детей и юношей (и, кстати говоря, из Владикавказа тоже принимают ребята участие) "Гренадёры вперёд!" И вот на одном из первых конкурсов, посвящённом героическому подвигу, дети   нас просто поразили, дали нам урок. Все дети прислали свои сочинения, в которых они воспели своих дедов, даже прадедов уже как былинных героев. Они хотят жить в стране – победительнице.

Вот этому посвящён, и этот разговор будет у нас идти на пленуме, а что ещё нам сделать, как нам возвратить действительно сияние Победы, как нам сказать высокое слово правды. Тут должно быть всё. Мы же не исключаем такие действия, которые были неправомерны, когда народы целые выселялись в силу каких-либо угодно причин. Это не оправдывает никого, и мы тоже и об этом должны сказать. Об этом мы поговорим на пленуме, это очень важная тема. Мы надеемся, что она будет глубинно раскрыта.

Ведущий: Высокого слова правды ждёт не только история Великой Отечественной войны, высокого слова правды ждут и события сегодняшних дней. Год назад совершилось событие, которое также повлияет не только на судьбу Осетии, но и на историю России, на геополитическую картину в этом регионе и, может быть, даже в мире.

С этим связано ещё одно обстоятельство, послужившее причиной проведения именно здесь пленума Союза писателей России. Об этом я попрошу сказать Григория Петровича Ивлиева с точки зрения задач общественной значимости.

Ивлиев Г.П.: Проведение пленума в Южной Осетии, в Северной Осетии – это событие, конечно же, общекультурного значения для нашей страны. И принципиально важно, что то единое культурное пространство нашего государства – оно такое большое. И то, что российские писатели приезжают в республику и не просто один-два писателя со своим творческим планом, а приезжают сразу десятки писателей, которые ставят своей задачей не просто провести совещание, а провести встречи с народами региона, обратиться к печалям, которые заботят жителей. И я уверен, что писатели наши после этой поездки найдут слова, которые утешат те боли, которые существуют у людей. А разделить эту тяжесть печали – это тоже задача писателей.

В то же время мы вместе с осетинским народом празднуем начало учебного года. Наши писатели посетили, наверное, если не все, то большинство школ в Южной Осетии. Сегодня наши коллеги разъехались по школам Северной Осетии.

Важно, что писатели наши пришли к пограничникам, которые сейчас отстаивают мир для всего региона, которые устанавливают тот правопорядок, в котором люди могут праздновать День знаний, в котором люди могут воспитывать своих детей и снова радоваться жизни. Это чрезвычайно важное дело. И то, что писатели пришли на заставы, к пограничникам и увидели, как трудно они живут, какие проблемы их волнуют. Понять тот дух народа, который был так велик во время отражения агрессии описать его, сделать, таким образом, произведение, чтобы оно позволило понять, что ощущают современники. Какие гуманистические цели будут достигнуты входе всех действий, которые сейчас люди осуществляют?

Конечно то, что писатели, весь наш народ поддерживают решение государства по наведению мира, по пресечению агрессии в кавказском регионе – это основополагающий момент в нашей поездке. Я думаю, что с прошествием   временем, может быть, у кого-то забывается значимость этих событий, у кого-то притупляется восприятие этих событий. Кроме всего прочего, оно должно быть просто осмысленно. Не политически, а осмысленно инженерами человеческих душ, потому что...

Ведущий: Эмоционально, да?

Ивлиев Г.П.: Да, эмоционально душа должна быть излечена. Поэтому и Комитет Государственной Думы по культуре и государственно-патриотических клуб партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает эту поездку, считают её очень важной. Я думаю, что итоги не будут ограничены только пребываем. Мы поддерживаем и создание произведений участниками поездки на эту тему. Наверное, самое главное, что мы сможем сделать – это те идеи, которые вынесут, те образы, которые создадут наши поэты и писатели, сделать достоянием не только России, но и мира, потому что, когда это будет сделано в литературной форме, когда это будет сделано в образной форме, тогда это станет понятнее всему народу. Это дело, которое писатели здесь сейчас творят. Мы уже видим, как много впечатлений у всех у нас здесь собрано. Это очень важно.

Конечно, то, то это для нас здесь, на земле Осетии начинается, собственно говоря,   подготовка и к празднованию 65-летия Победы, потому что писатели, как никто должны понять кто же сейчас эти наследники победителей. Как должны понимать современные поколения деятельность своих предков-героев.

Эта проблема уже современной литературы. Конечно, мы очень много достигнем путём популяризации тех произведений о войне, которые уже созданы в истории нашей страны. В то же время мы ждём, что писатели и поэты и сейчас скажут о том также ярко, так, как говорили предшественники. В то же время нужно показать это отношение современного человека, как он должен относиться к этим героям.

Мы подчас понимаем это достаточно эмоционально, глубоко. Мы можем сказать какие-то патетические слова, но раскрытие глубинных пониманий – это, конечно, то, чем будут заниматься писатели и Пленум, обсудив этот вопрос и сориентировав всех нас на такой подход. Конечно же, просто позволит нам правильно раскрывать те творческие силы, которые в обществе сейчас сохраняют.

Валерий Николаевич говорил и о том, что были во время войны и ошибки. Их показать правильно, не очернив всё чёрной краской, а показав причины этого, показав, как народ преодолевал эти ошибки, как он их преодолевает сейчас ещё. Это тоже чрезвычайно важно, потому что исторический процесс не закончился признанием этих ошибок. Само по себе признание для нас имеет очень важный политический момент. Мы должны, признав эти ошибки, показать откуда корни, как это предотвратить. В то же время, конечно же, мы не можем согласиться с изменением оценки итогов Великой Отечественной войны. Здесь позиция государственно– патриотического клуба самая жёсткая, вплоть до того, что мы должны вести ответственность за непризнание итогов Второй мировой войны. Непризнание решений Лондона и Нюрнберга. Это вещи, которые уже не могут быть какими-то оценочными. Они имеют совершенно чёткую правовую оценку. И мировое сообщество и Россия, в первую очередь, должны защитить эти решения от их искажений, потому что их искажения – это не безобидные вещи. Это разрушение сознания, разрушения миропорядка, которые наши предки почувствовали в результате огромной крови, которая была пролита. В этот момент, наверное, ощущение справедливости и правды было самое острое. И вот именно поэтому великое слово "правда", как тема нашего пленума, это гениальный образ, который создан нашим руководителем.

Ганичев В.Н.: Причем две стороны, два фланга. С одной стороны, да, это художественная правда, она близка к истинной. А с другой стороны, историческая правда. Недаром президент создал комитет по борьбе и с фальсификацией истории Великой Отечественной войны. Я думаю, что такой комитет и его функции не исчерпаются, что вот они нас защитят. Нет, мы сами должны, мы должны дать отпор. Две, три громадных, заполняющих пространство европейское информационное, это, во-первых. ОБСЕ поставил на одну доску победителей и побежденных. Они заявили, что виноваты в одинаковой степени в начале второй мировой войны, как Гитлер, так и Сталин, как Германия, так и Советский Союз. Кощунство. Кто из тех, кто проголосовал за это, они живы остались, потому что... Вот вчера Владимир Владимирович Путин в Гданьске напомнил, что при освобождении Гданьска погибли 60 с лишним тысяч наших солдат Красной Армии. А на полях Польши осталось 600 тысяч человек наших солдат и офицеров, которые там погибли. А в Польше, как нигде развёрнута компания, что якобы Советский Союз виноват, заключив пакт Риббентропа, а в 38-м году, когда Чемберлен и Де Ладье, Англия и Франция заключила Мюнхенское соглашение с Гитлером, фактически толкая его на Восток, Советский Союз предлагал свои усилия, в том числе и Польше, чтобы наши войска защитили. Нет, Польша отказалась. Она колоссально воспользовалась этим Мюнхенским сговором, чтобы отхватить у Чехословакии, даже часть её. И сейчас там раздаются голоса, вот мы виноваты. А секретное соглашение с Гитлером заключили в то время и Франция, и Англия, и Прибалтийские государства. А нам ставят это в вину. Но, заключив пакт Молотова – Рибентропа Советский Союз себя оградил от войны на 1,5-2 года, во-первых. Продвинул свои границы. В-третьих, от двух флангов войны с Японией и с Германией мы спасли фактически мир, а сейчас нас пытаются приравнять. Кощунство, безобразие, высокое слово правды должно опалить это и другие фальсификации, которые возникли сейчас в мире.

Ведущий: Речь ещё должно идти, очевидно, о воспитании в молодежи потребности в правде, в правдивом слове и в знании истории, в невозможности принимать искажение. В Северной Осетии отношение к войне, не побоюсь этого слова, особенное. В нашей республике 90 тысяч человек ушли на фронт, и каждый второй не вернулся. Может показаться, что у нас своеобразная прививка от фашизма, от искажения истории. Камал Хазбиевич, но у нас тоже есть много работы в этом направлении, у писателей, у общественных организаций?

Ходов К.Х.: Тема войны, в общем-то, если эту тему изъять из истории нашей литературы, из контекста современной литературы, то наша литература многое потеряла. И вот то, о чём сейчас говорилось моими коллегами, нашими гостями о том, что во время войны имели место и моменты, когда принимались неадекватные решения на высочайшем политическом уровне. И были на лицо, реально имели место ошибки досадные, то с точки зрения художественного анализа это даже интереснее для настоящего писателя, хотя бы, чтобы осмыслить. Потому что это жизнь, это диалектика, а в жизни бывает всё. Настоящие писатели и в России, и в Осетии они всегда именно подходили с этой точки зрения. В истории нашей литературе о войне примером могут служить в стиле Гриши Плиева, который, пожалуй, первым писал о горечи отступления нашей Армии. Его в своё время обвиняли, говорили, что это поклёп...

Ведущий: Очернение.

Ходов К.Х.: Очернение нашей истории и так далее. Но он писал правду. И тогда это вызывало протест официальных властей, но зато сегодня Гриша Плиев в истории нашей литературы один из самых честных художников, в том числе того, что касается темы войны.

Ганичев В.Н.: У Николая Рачкова   есть поэтический взгляд на эту проблему.

Рачков Н.Б.: Возвращаясь действительно к теме Великой Отечественной войны, поскольку я здесь от Санкт-Петербургской писательской организации, я хочу сказать, что ведь город Ленинград 900 дней выстоял в блокаде. Не было в истории такого ещё случая. Но он выстоял только потому, что его защищали полки и дивизии, в которых воевали все нации Советского Союза в то время, практически, там и русские, и белорусы, и украинцы, и татары, кавказцы, там и аварцы, в том числе и сыны Осетии, храбрые сыны Осетии. Это моя благодарность. Мне очень хотелось попасть в Осетию и посмотреть Южную Осетию, Цхинвал. Об этом я, конечно, напишу стихи, но эту тему я хочу прочесть просто, как память о том, что нельзя забывать какой ценой досталась нам победа, какой ценой выстоял Ленинград – героический город, который не сдался врагу в течение 900 дней. Такого в истории не было, я уже сказал, и не будет, может быть, слава богу, такого больше в истории, но помнить об этом, гордиться об этом должны все нации нашей Державы, и в том числе, я ещё раз подчёркиваю, сыны Осетии. Потому что они тоже дрались на подступах к Ленинграду.

Есть у меня стихотворение от Люваня Данги, там погибала вторая ударная армия как раз, там стояли полки и дивизии, в которых дрались и осетины.

"От Люваня Данги всё леса да болота,

  И суровый до блеска стальной небосвод.

  От Люваня Данги погибала пехота,

  Всё не веря, что помощь уже не придёт.

  Где шестой батальон? Где четвёртая рота?

  За спиной Ленинград, невозможен отход.

  Только насмерть стоять, только насмерть пехота!

  И стоит, и уже с рубежа не сойдёт.

  Гимнастёрка намокла от крови и пота,

  Израсходован в схватке последний патрон,

  Но стоять, лейтенант, не сдаваться, пехота!

  Ты не будешь, не будешь добычей ворон.

  Кто-то тонет, не сбросив с плеча пулемёта,

  Кто-то лёгкие выхаркнул с тиной гнилой.

  Вот она – 41-го года пехота,

  Меж Люванью и мгой, меж Люванью и мгой.

  В День Победы ты тихо пойди за ворота,

  Ты услышь, как вдали раздаются шаги,

  Это без вести павшая наша пехота.

  От Лювани до мги. От Лювани до мги".

Ведущий: Спасибо. Николай Борисович, спасибо.

Рачков Н.Б.: Я думаю, что я наверняка напишу что-нибудь и о том, что увидено и на погранзаставах, где мне довелось побывать вчера в Южной Осетии, в Цхинвале. Мы выступали в школах, я видел глаза ребятишек, глаза учителей, глаза родителей, которые пришли 1 сентября. Вы знаете, такое единение было, такое единение душ, как в гости к родным приехали.

И я очень рад приезду сюда, и хочу сказать, что, конечно же, будут потом ещё и стихи...

Ведущий: Создание литературных произведений, как и научных открытий, нельзя приурочить к каким-то датам памятным, но планомерно к ним продвигаться можно. С этой точки зрения, как повлияет поездка в Южную Осетию, пребывание в Северной Осетии на творческие планы. Николай Борисович, "от Лювани до мги" пехота движется и сегодня.

В Южной Осетии шаги пехоты ощутили? Воплотиться это?

Рачков Н.Б.: Это обязательно.

Ведущий: Какое самое яркое там для вас впечатление было?

Рачков Н.Б.: Мне хотелось посмотреть людей, посмотрел. Я увидел, что это действительно народ, который невозможно сломить. Чем мы все, наверное, в нашем Отечестве сильны, так это сильны духом. Посмотрите, какая стойкость, какой дух. То, что выдержал Цхинвал – это боль, это кровь, это слёзы, это не на один год, это на всю жизнь, можно сказать, это в историю уже вошло, также, конечно, как и Беслан, это без слёз там невозможно стоять на этом месте, это постоять и поплакать, оплакать вернее то, что там произошло. Но и в том числе, конечно, это даёт урок какой-то нам всем, что жить всё-таки мы должны в мире, жить одной семьёй, тогда нас никто не сломит, никакие враги, никакие диверсии, которые мы ощущаем сегодня буквально каждый день. Атака на державу, будем говорить, она ведь не прекратилась со времён Великой Отечественной войны.

Ведущий: По сути,   идёт третья мировая война.

Рачков Н.Б.: Да, конечно. И вот здесь мы духом должны быть едины. И я просто порадовался тому, что да, мы действительно кровные братья здесь духом одним. И выстоим. Я считаю так: выстоим.

Ганичев В.Н.: Николай правильно и со страстью говорит. Вы поставили вопрос: отразится? Да, безусловно, отразится.

Вы знаете, наш пленум, он многообразен. У нас представители из Москвы, из Санкт-Петербурга (вот Николай – руководитель), из города Пскова, из Белгорода, от Курской битвы, от Прохоровского поля (лауреаты премии Прохоровского поля, они здесь не случайно), из Орла (третьей литературной столицы) поэт, из Владимира.

Как вчера мы говорили, это должно быть и в первичном материале. Сейчас появятся по всей России эти публикации первые, а глубинно я нисколько не сомневаюсь, что это затронуло такие настоящие глубинные пласты. Мы как-то почувствовали и свою собственную ответственность за то, что там произошло; и за решения правительства, и за наших ребят, и за наших собратьев в Южной Осетии. Это очень близкие нам оказались, настолько близкие люди все...   Мы говорим на одном языке. Я не имею в виду только русский язык. Это язык чувств, духа нашего всего, который был здесь.

Поэтому это обязательно найдёт отражение. Мы обязаны просто. Речь идёт о том, о чём говорил Григорий Петрович. Политические границы, всякие договора – это естественно в условиях сегодняшнего дня, но пространство единое, духовное и культурное, оно, так сказать, может границ не иметь, и не должно иметь там, где высокими ценностями оно руководствуется, а мы такими руководствуемся.

Ведущий: Можно вопрос, может быть, несколько в сторону от собственно пленума? Можно ли питать надежды на то, что нынешний кризис будет способствовать высвобождению пространства для более жизнестойкого, более жизнеспособного, более чистого, в том числе и в культуре, и в литературе в частности?

Ганичев В.Н.: За это действительно нужно сражаться. Я человек уже, так сказать, возрастной, и я помню послевоенное время. Ну, чем не кризис? Страна разрушена, всё подвержено краху, духу... Мы занимались в сельской школе (я занимался на Украине) в три смены. 25 кружков работало в школе. Учителя без всякой оплаты. И мы ходили туда, мы учились, приобретали знания. Из нашего класса сельской школы послевоенной вышли три доктора наук, несколько полковников, доктора, медики и все. Жажда была восстановиться.

Мы, конечно, были под знаком Победы тогда, и это было очень важно. У нас было настроение и состояние. А сейчас в кризис мы тоже должны быть под знаком того, что мы не повержены. Мы должны найти ходы во всём, как тогда, после войны. Доброжелательность друг к другу, чувство локтя должно присутствовать, коллективизма. Эти все наши, так сказать...

Ведущий: Наперекор всему, да?

Рачков В.Н. : Наши либеральные, демократичные политики, или трубадуры, они выбросили эти ценности, которые всегда были присущи нашему народу. Издревле на том же Кавказе или в России это наше богатство, которого, может быть, у других-то не так уж и много. И мы этим должны воспользоваться. Снова восстановить, снова вызвать к жизни, снова проявить вот эту взаимопомощь, которая должна быть, чувство солидарности, ответственности за всё, что происходит. Мы должны это вызвать. Мы обязаны это сделать.

Вот проходил два или три года назад Всемирный русский народный собор, на котором нынешний патриарх – митрополит Кирилл – тогда ещё высказал блестящую идею и мысль о том, что нам вот эти права человека навязывали, ломая через колено исторические традиции, культурные традиции, заставляли склонять голову под видом толерантности перед грехом. Так вот надо лечить болезнь, бороться с грехом, бороться за наши истины, ценностные ориентации и традиции. И кризис в этом смысле нам может помочь. Нет худа без добра, это вы правы. Мы должны выходить закалёнными из любой битвы.

Ивлиев Г.П.: Я думаю, что трудность социально-экономического развития современного времени требует от нас ускоренного решения проблем развития культуры в стране в целом,   а именно создание тех финансово-экономических механизмов содержания российской культуры. Потому что, конечно же, государственная поддержка, прямое государственное финансирование чрезвычайно важно. Но выстраивание всех форм государственного частного партнёрства, участие физических и юридических лиц в создании и сохранении произведений культуры и искусства – это задача, которая стоит сейчас более остро.

Естественно, что мы должны найти возможность того, чтобы пришли средства. Новые источники искать для финансирования кинематографа, для финансирования театра, что мы должны всё-таки увидеть, что господдержка творческих союзов, она должна найти правильную экономическую форму, потому что без этого мы не можем существовать.

Нам нужно решить вопрос с художественным образованием и с физическим воспитанием не только в школе, во всём ... и это мы должны тоже провести как некий механизм современного свободного   рыночного хозяйства. И эти задачи, конечно, эти трудности социально-экономического развития нам ставят сейчас очень остро. Именно над ними мы будем работать, будем предлагать и решать эти вопросы.

Ганичев В.Н.:   Григорий Петрович, бывший президент Франции Ширак на встрече с европейской интеллигенцией сказал такие слова: культура не товар. А мы всё-таки продолжаем относиться к культуре, как к товару. Нам нужно, по-видимому, в этом смысле с Шираком согласиться, хотя для нас это и ясно вроде.

Ивлиев Г.П.:   Да, это совершенно так, но в то же время, мы должны понимать, что она существует в мире, который окружает её, рыночном, товарном. Именно поэтому мы и должны все это соотношение поставить правильно. У нас просто так получилось в истории развития, что некие потребительские интересы долгое время сдерживаемые, вдруг, так бурно проявились в 1990-е годы, что они заняли непропорционально большое место в жизни человека. И вернуть на это место ту духовность, которая всегда была присуща нашему народу, причём, духовность не просто в материале высоких произведений, а высших достижений в балете, и в музыке, в литературе. А вернуть эту духовность на уровень образа жизни. Тот образ жизни, который связан с песнями, с танцами, с художественным творчеством, он должен быть у каждого человека.

В 1993 году не случайно Конституция закрепила это право участия каждого гражданина в культурной жизни. Гражданин должен быть вовлечен в эту жизнь. Потому что,   создавая образы и, научась образно мыслить, обогащаясь духовно, такой человек способен больше производить, он способен больше создавать, больше отдавать.

Мы даже видим, что люди, которые не прекращают своей духовной и умственной жизни, они просто живут-то дольше, их мозг продолжает активно работать, и в то же время мы видим, что значительная часть народа не живёт этой духовной жизнью, она лишена этих возможностей. Отсюда мы должны дойти не только до реставрации наших памятников, включая Большой театр. Но, мы должны прийти снова в сельские клубы, мы должны в городских микрорайонах создать эту культурную среду, когда детям доступно посещение художественной школы, а не только преодоление множества транспортных пересадок и транспортных проблем, когда с одного конца города надо ехать на другой в темное время суток и становиться великим хоккеистом, или становиться большим актером.

Мы должны создать инфраструктуру, благоприятствующую этому культурному развитию. И это задача, которую требуется решать сейчас, когда социально-экономические трудности мы испытываем.

Вчера помните, как в московской школе, которая восстановлена, выступали ребята из культурного центра Цхинвала. Когда брейк-данс там был, все аплодировали, смотрят, ребята мастерски. Но, когда вышли эти же ребята и танцевали осетинский танец и зал взорвался: и строители со всех концов страны, была видна душа народа, к ним это творчество пришло.

Это было очень важно. Восстановить народную традицию.

Ведущий: И восстановить, очевидно, потребность в этом. Целое поколение выросло, научившись, обходится без лишнего. Да, лишнее, это книжки.

Ивлиев Г.П.: На самом деле все эти поколения страдают от нехватки. Как раз показателен этот концерт, что там были и выступающие, и зрители, которые так вдохновляли этих танцоров. И мы видим эти сияющие лица и общение после концерта. Это как раз образ жизни, это культурная среда, которая закладывает мир ощущения своей Родины. Вот это акт творчества, который основан на национальных традициях, он самый эффективный. То, что в навыках народа, то, что ты усвоил с этим духом народа, ты можешь это делать лучше всех, эффективнее всего с помощью этих инструментов человек себя большей частью сможет реализовать в этом сложном мире, причём не просто в своей общине, а во всей России, во всём мире. Человек с национальными корнями, он интересен всему миру. Именно такие люди, как мы видим, становятся звёздами мировой величины, например, Валерий Гергиев, весь мир знает, что великий дирижер Валерий Гергиев осетин. И это ему помогает достичь этих вершин мирового культурного процесса.

Ведущий:   Опора на корни.

Рачков Н.Б.: Вообще, конечно, и культура, искусство и литература, Валерий Николаевич, в первую очередь, я думаю так, должно возвращать человека, приучать, вернее, к нравственному поведению в жизни. Вот что главное на сегодняшний день, мне кажется. Учить. Мы уже давно забыли о нравственности в нашей жизни. Посмотрите, что нам преподносят. Какой образ жизни, какой образ мышления, как говорится. Мы уходим всё дальше и дальше от нравственного поведения жизни человека. А вот возвращать к истокам этим надо человека, наверное, в первую очередь.

Ведущий:   Общество в состоянии взглянуть в лицо сегодняшней правде о себе? На это ведь тоже нужны нравственные силы.

Рачков Н.Б.: Прекрасный танец, он лечит души тоже людей, когда они смотрят.

Ганичев В.Н.: Правильно, вы сказали, взглянуть в лицо. Но вдруг можно так это лицо   представить однозначно и оно будет таким ужасным. Есть явления, есть факты, есть тенденции, вот о них нужно говорить. Вы знаете, русский народ пьяницы, они хулиганы, сквернословы, не умеют работать и наша либерально-демократическая СМИ в период, особенно в начальный период перестройки, они так обрушились на народ, что ведь можно иногда и поверить. Когда сенатор в Карфагене каждый раз выходил на заседание, о чём бы он ни говорил, об оливках, о землепользовании, повторял, что Карфаген должен быть разрушен. И это вошло в плоть и кровь римлян. И Карфаген был разрушен. Или когда господин президент Соединенных Штатов Америки Никсон, он заявил: Советский Союз – империя зла. И вот он повторял везде и на форумах и так далее. Отпора не давали ему. Ну, что там он говорит. А он говорил везде и везде. Он твердил общественное мнение Запада "Россия – империя зла". И когда совершалось крушение Советского Союза, не это, конечно, основная причина, но в том числе и эта, когда выработался зловещий стереотип, который мы не сумели разрушить. И вот он тоже сработал. Вот мы должны против этих зловещих стереотипов выступать. Мы должны находить образцы созидательные, высокие, людей, которые борются.

Рачков В.Н.: Перестали показывать тружеников.

Ходов К.Х.: Сейчас, насколько я понимаю, идёт фронтальная, если хотите, тотальное наступление на всё высоконравственное, особенно среди молодежи.   И в этих условиях государство, как сейчас здесь мои коллеги говорили, должно найти и продумать своё место в развитии культуры, потому что только высококультурный человек может быть созидателем. Созидание и культура – это понятие одного ряда. Потому что человек культурный не пойдёт с оружием в руках на своего соседа. И пресловутый остаточный принцип финансирования культуры, увы, к сожалению, до сих пор сохраняется. И почему-то всегда ждут сиюминутной отдачи от вливаний в сферу культуры. Так не бывает.

Правильно вы, Валерий Николаевич процитировали, что культура это не товар. что культура это не товар. Какая это правда, жестокая правда, но как же нам недостает осознания вот этой правды. И государство, которое себя уважает, и руководство государства, оно не будет щадить средств для того, чтобы вкладывать это в культуру. И рано или поздно эта отдача будет очевидна. Если мы и впредь будем бояться затрат на нашу культурную сферу, то вот эти риски, о которых Ира сейчас сказала, меня очень сильно удручает, я их боюсь.

Ведущий:   Не хотелось бы на этой ноте заканчивать. Но будем говорить и надеяться на то, что удастся все выше и выше поднимать планку духовных запросов читателей, слушателей, зрителей. Ещё чтобы была потребность в правде, чтобы люди не удовлетворялись тем, что есть суррогаты, достаточно легко перевариваемые, усвояемые.

Ганичев В.Н.:   Ирина, это абсолютно правильно, по-видимому, вы этим заканчиваем. Но мне хотелось подчеркнуть, что очень удовлетворены, что пленум проходит здесь у нас на Кавказе, во Владикавказе, в Осетии. Россия и Кавказ это единое целое, цивилизационное, культурное, это мост движения культуры и образа жизни всех народов в одном направлении высокого единства. Это многоцветие, которое нам предлагает Кавказ, им нужно восхищаться, радоваться и утверждать его, а не пропалывать его и говорить о том, что тут не так, не то идет развитие.

И в то же время мы, конечно, здесь хотели бы подчеркнуть ту роль, смысл и цель нашей литературы как единящего целого. Мы оказали уважение и самобытности, и традициям, и много над этим поработали, чтобы все это осознавали. Но нам нужно всем вместе поработать на тему единства наших народов. Если мы там перед лицом злейшего врага – фашизма – сплачивались во время войны, то перед лицом терроризма, перед лицом того же кризиса мы не в меньшей степени должны сплотиться. В том числе тем высоким словом "правда", который у нас стоит в повестке дня нашего пленума.

Передачу к эфиру подготовила Марина Хабаева.

Беседу вела Ирина Букаева


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"