Будущие литераторы поговорили о будущем литературы
Мы уже сообщали читателям о победе юных бийчан сразу в двух престижных литературных конкурсах – XI Всероссийском литературно-художественном детском и юношеском конкурсе творчества «Гренадеры, вперед!» и III Международном фестивале детского и молодежного литературного творчества «Устами детей говорит мир».
Нам удалось встретиться с некоторыми из них. Кроме впечатлений ребят от поездки, от встреч с интересными людьми удалось узнать их взгляды на современную литературу: какой они ее видят сегодня, каким представляют ее будущее. Приведем некоторые, наиболее интересные, фрагменты этой беседы.
– Вопрос к Александру Бычкову, учащемуся школы № 1, автору публицистического эссе о романе Александра Фадеева «Молодая гвардия». Почему выбрал именно эту тему?
– Я читал эту книгу, и во время чтения пришла идея выразить свое отношение к прочитанному, а также к тому, что это произведение убрали сейчас из школьной программы. Считаю, что такие произведения непременно нужно изучать в школе, потому что мы не имеем права забывать такие подвиги. Ведь в первую очередь это очень яркий пример мужества и любви к своей родине для людей моего поколения.
– Вопрос к Алене Неведровой, учащейся Бийского лицея-интерната. На фестивале вам пришлось плотно работать в секциях два дня подряд. Скажите честно: как вы пережили второй день работы? Не было утомительно?
– Это было очень легко, потому что работа в секциях предполагала разбор произведений участников конкурса, в котором принимали участие не только писатели – руководители творческой лаборатории, но и все ребята-участники. То есть это была заинтересованная, причем профессиональная со стороны руководителей беседа. И несмотря на строгость их суждений беседа эта была очень доброжелательная. Очень запомнился заключительный разговор с одним из руководителей нашей творческой лаборатории – Геннадием Парашкевичем. Когда почти все ребята уже разошлись и нас осталось в аудитории всего несколько человек, Геннадий Мартович откровенно поделился с нами секретами литературного мастерства, рассказал и о трудностях профессии писателя.
– Вопрос ко всем. Сейчас в России идет Год литературы, вы сами уже делаете первые шаги в литературе; на ваш взгляд, какой она должна быть, как вы это видите для себя?
Кирилл Коровин, учащийся школы № 41:
– Я думаю, что литература должна чему-то учить.
– А что нужно для того, чтобы, к примеру, ты закрыл компьютер, отложил в сторону клюшку и взял книгу?
– Наверное, чтобы то, о чем написано, было мне близко и понятно.
Александр Бычков:
– Я думаю, что художественная литература сама рано или поздно найдет, как ей развиваться. Ведь и сегодня в разных странах она приобретает разные формы. Мне кажется, что развитие литературы – это процесс самоопределяющийся, то есть по аналогии формуле «спрос рождает предложение».
– Я думаю, что литература в первую очередь должна обращаться к проблемам, которые сегодня в современном мире стоят на повестке дня. Допустим, войны или другие конфликты… Еще думаю, что автор в своем произведении должен нести своему читателю надежду на то, что все изменится к лучшему.
София Селянина, учащаяся Бийского лицея-интерната:
– Литература должна быть интересной, то есть произведение должно нести в себе какой-нибудь интересный смысл, интересную идею.
Алена Неведрова:
– Чтобы у людей проявлялся интерес к литературе, может быть, это даже в какой-то мере не столько задача книги, сколько задача культурного развития самого общества. Ведь во многом интерес к содержанию той или иной книги определяется той идеологией, которая господствует в обществе, то есть если эта идеология будет направлена на то, чтобы люди интересовались чтением, они будут читать… А писатели, как мне кажется, писали бы о проблемах, актуальных в данный момент времени.
– Вопрос ко всем. Сегодня, даже по сравнению с прошлым годом, сильно изменилась тематика, к которой обращаются юные литераторы. Если раньше это были фэнтези, мистика, то сегодня вас все больше волнуют вопросы о смысле жизни, однако наблюдается и некий крен от прозы художественной к более публицистичным вещам. Почему, на ваш взгляд?
Александр Бычков:
– Наверное, это все-таки во многом зависит от автора. Если у человека то, что он хочет сказать, не укладывается в рамки художественной прозы, автор обращается к публицистике. Насколько я понимаю, публицистика предполагает некий призыв к чему-то. Допустим, у меня призыв, что нужно возвращаться к этим героям.
– То есть вы думаете, что сегодня людям не хватает именно таких острых призывов, чтобы на чем-то заострить их внимание?
– Да, конечно.
София Селянина:
– Как представляется мне, это действительно обусловлено временем. Если человек прочитал какое-то художественное произведение, то он скорее начнет задумываться в себе, один. А публицистика все-таки вызывает нас на своеобразный диалог писателя и читателя.
Алена Неведрова:
– Действительно, на фестивале я тоже заметила, что практически нет вещей выдуманных, все обращаются к чему-то реальному. Например, пишут о тех проблемах, с которыми приходится сегодня сталкиваться подросткам… Или такой пример: у одной девочки в нашей творческой лаборатории был рассказ о смерти – о том, что это такое, что после нее… Рассказ обсуждали очень подробно и оживленно. И всем это было очень интересно. Я думаю, что публицистика – это то, что действительно нужно моему поколению, потому что в художественных произведениях, как правило, бывает очень много каких-то неопределенностей. А сегодня, как мне думается, нужно более точно направлять подростков. И именно публицистика может направить нас мыслить как-то более определенно.
– А твоя конкурсная работа написана на документальной основе?
– Да, у этого произведения есть реальный герой. Хотя есть и некоторые элементы авторского вымысла.
Словом, вот такое оно, будущее нашей литературы. Им кажется, что нет времени долго ждать результата, он должен быть здесь и сейчас от каждого сказанного слова. Хорошо это или плохо? Наверное, не хорошо и не плохо, просто время другое и они другие. Не лучше и не хуже, просто – другие.
И наверное, именно такая в литературе тенденция закономерна, после безвременья 90-х годов прошлого века. Время, оно, как возраст, проходит, и люди взрослеют, у них появляются другие приоритеты, расширяется круг общечеловеческих ценностей… А мне почему-то, может, как раз в связи с девяностыми, вспомнилось, как Валентин Григорьевич Распутин, уже классик русской литературы, сетовал на то, что не пишется ничего художественного. Однако сколько у него в те же 90-е написано настоящих шедевров современной русской публицистики!
Сергей Филатов, «Бийский рабочий»
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"