На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Язык – это соль русской цивилизации

О задачах Общества русской словесности

В связи с созданием Общества русской словесности, проведением первого съезда этого общества мы задали несколько вопросов Председателю Союза писателей России, заместителю Главы Всемирного Русского Народного Собора В.Н. Ганичеву. Вот они:

– Валерий Николаевич! Как Вы относитесь к созданию такого общества?

– Какое членство Вы поддерживаете в нём: коллективное или личное?

– Можно ли каким-либо уставом или положением управлять языком?

– С какими вопросами: положительными или отрицательными, придётся столкнуться Союзу писателей России в связи с созданием Общества, да и всем нам?

– А что делать в провинции, на местах в связи с этим?

– Всем ли надо быть в обществе?

 

* * *

 

Отвечу на все вопросы в общем контексте.

Произошло немаловажное событие в нашей общественной, культурной жизни – создано Общество русской словесности, а если говорить точнее, оно воссоздано и по причине того, что такое общество существовало и раньше по причине организованности и в реальности, не имея Устава и Положений. Были естественно его противники по существу своего безразличия, непонимания или даже враждебности (об этом особый и важный разговор). Но вот в начале XXI века возникла в России необходимость создавать такое Общество русской словесности. – Почему? – Вроде бы всё ясно. Но нет, угасание русского языка грозит державе, обществу, народу.

За последнее время стало ещё виднее, что одной из главных скреп, их соединения, является русский язык. И по причине смысловой, если хотите мировоззренческой, по причине нашей многонациональности, и по причине агрессивного вторжения в жизнь научно-технического прогресса, высокомерные адепты которого пытаются заменить наши понятия и смыслы иностранными словами и терминами и тем самым сменить ход наших мыслей, а то и вообще заменить их метафорическими знаками и формулами.

Я не говорю о геополитическом соперничестве языков. При нормальном течении жизни они союзники в развитии обществ и государств. Но когда верования ИГИЛа превращаются в формулы расстрелов и взрывов памятников культуры, достаточно вспомнить только уничтожение сирийской Маалюли, где говорят на языке Христа – на арамейском, чтобы понять, что у языков есть опаснейшие враги…

Нацисты на Украине устроили не только уничтожение политических (как они считали) памятников, но изгнание из культуры Украины великого языка Пушкина, Гоголя, Толстого, Шолохова, Менделеева, Циолковского, Королёва под предлогом его несовместимости с украинским народом, бросая народ страны в болото вандализма и невежества. Русский язык оказался главным врагом, предметом главной опасности для варваров. А ведь у нас в России в Петропавловске-Камчатском, в Калининграде в центре Европы, в приполярном Мурманске, в южном, почти тропическом Сочи, Владивостоке и Смоленске явственно проявляется русский язык, обладая каким-то сверхъестественным даром скреплять, склеивать, дружить, учить, образовывать, вразумлять. Он соединил миллионы людей, которые, в свою очередь, создавали и укрепляли его. В дальние земли шли казаки, стрельцы, воины, купцы, ремесленники, учёные и всяк нёс свои взгляды, свою систему, но главным соединителем был русский язык.

Язык – это народ.

В древних летописях есть строки: «Погибоши аки обры». Где эти обры? Какое слово они оставили людям? Где их язык?

А Русский язык существует, значит, живёт народ. Как писал Тургенев, нельзя думать, что такой язык не должен быть дан только великому народу. Но нельзя благодушествовать, поглаживая чрево, самодовольно считать, что русский язык сам себя защитит. Это академическое спокойствие нас усыпляет. А врагов вдохновляет. Реки и ручьи надо прочищать от ила, мелей, многочисленного мусора – язык тем более.

За последнее время Президент не раз обращался к теме русского языка, говорил о необходимости его защиты, изучения, пропаганды. Казалось, столь тревожное обращение показывает всем уровням властей и структур о необходимости государственного, общественного и духовного значения русского языка. Нельзя сказать, что это коренным образом сказалось на отношении к нему со стороны всех этих властей. Дело-то не первостепенное. Это не дороги, не задержка с зарплатой, – за то ведь и огласят на весь эфир, и попеняют, а то и снять могут.

И вот Общество русской словесности. У некоторых деятелей отлегло от сердца – вот теперь оно и займётся этой зыбкой проблемой.

Вокруг общества разгорелись споры: кто будет его возглавлять: либералы или воинствующие патриоты, разгонят ли союзы и группы профессиональных писателей, создадут ли управляющие структуры и дадут ли деньги на их работу, кто будет ими управлять (не меньше), кто будет членом общества, будут ли в нём изгои?

Но между тем это хотя и важные, но не коренные вопросы. Самое главное – чтобы миллионные массы грамотных наших людей стали его участниками, независимо от того будут ли они объявлены членами, или будут той массой, которая и живёт, создаёт, утверждает наш язык.

Буквально несколько дней назад, когда ещё не сформированы были все размеры и порядки в будущем обществе, в Белгородской области образовали такое общество, предопределив его будущее, в том числе в рамках тех задач и форматов того Всероссийского общества, которое провело свой съезд. В Белгороде был захватывающий, горячий, профессиональный разговор тех, кто радеет за русскую речь, русскую литературу. Стало ясно, что главное не структуры и названия, а страсть и последовательность в утверждении русского.

Вот лишь несколько тем, обсуждаемых в Белгороде.

– Русский язык везде. В детсаду, школе, библиотеке, вузе.

– Помогать родителям. Знать, читать, обсуждать.

– Русский язык должен быть «модным». Театр, КВН, ТВ, Клуб.

– Народное начало и мысль. Пословицы, поговорки, экспедиции за фольклором, словари.

– Премии в художественном творчестве. За высоту, красоту языка, а не только за сюжет и актуальность.

Начать работу в вузах, среди учёных, студентов по поиску согласований, аналогов, иностранным терминам, словам.

Беспощадно, как и прежде, бороться со сквернословием.

Русский язык – язык победы мировой.

Это верно и в мировом, и в глобально политическом, и в духовно-культурном смысле.

После Победы в Великой Отечественной войне русский язык стал официальным языком ООН. Хотелось или не хотелось многим в Европе и США, но к нему потянулись миллионы людей. В результате национально-освободительных движений в образовавшихся самостоятельных государствах народы обратились к русскому языку – языку социальной правды и заветов. В тот период истории ХХ века в мире (по некоторым данным) более 500 миллионов человек обратились к русскому языку – языку Великой Победы.

Если не за рубежом, то у нас язык, конечно же, язык Победы в хронологическом и мистическом смысле. Именно на Белгородчине, в местах знаменитой Курской битвы, где фактически коренным образом была решена судьба фашизма, на земле Прохоровского поля был утверждён девиз Общества русской словесности: «Русский язык – язык Победы!»

Язык Победы дал нам новую географию и хронологию: Волоколамское направление, панфиловцы, Сталинград и Мамаев Курган, Прохоровка и Курская Дуга, Хатынь и Бабий Яр... Даже по русским песням того периода можно было видеть эти новые наши трагедии и победы. Реквием «Враги сожгли родную хату», спустившуюся как будто с небес песню, освещавшую наши сражения, песню оберег «Священная война»... И затем в те трагические дни «Когда последний корабль Севастополь покинул», и «Кто в Ленинград пробирался болотами», как шли «Под звёздами Балканскими», «Горло ломая врагу», а потом «По Берлинской мостовой кони шли на водопой» и т.д.

В годы Великой Отечественной войны и после неё была создана великая литература «Наука ненависти» и о том как «Они сражались за Родину» Шолохова, «Война» И. Стаднюка, «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Твардовского, трепетная, сердечная поэзия, песни (за песни Михаил Исаковский получил во время войны Сталинскую премию)... Если XIX век стал золотым веком русской литературы, то литература Отечественной войны стала ожерельем в нашей культуре XX века, которую надо снова вернуть народу в наше кино, на театральные подмостки.

А язык войны дал нам понятия «Катюша», «Котёл», знаменитые «тридцать четвёрка» и «У-2», «десять сталинских ударо» и т.д..

Эх, какие блестящие и яркие уроки и беседы можно проводить о языке войны, языке нашей Победы.

Как выросли, превратились в бронзу слова: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Отступать больше некуда – позади Москва», «За Волгой для нас земли нет», «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остаётся (3 июля 1941 г.), «Пусть вдохновляет Вас образ великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова» (7 ноября 1941 г. парад на Красной площади).

Из этих памятных строк «Никто не забыт и ничто не забыто», как и из других победных и трагических слов, из миллионов сердец вырос Бессмертный полк. Так же в регионах возникают и будут возникать отделения Общества любителей словесности, стихийным устремлением к слову.

Белгород – город устойчивой и массовой культуры. Театры и залы музеев забиты. Когда проходили знаменитые Прохоровские чтения, то писателей со всей России поражали глубокие знания читателей, их удивительно точные вопросы. – Читают на Белгородчине, читают. – Даже в центре города писатели страны поставили памятник нашей кириллице, памятник книге, далее памятник святому князю Владимиру и памятник князю Святославу...

Тут проходили тропы и дороги из времён «Слова о полку Игореве». Каждая область и земля может отдать на свои духовные ценности и образцы русской речи слова и литературы. Вот, например, Симбирск, земля больших деятелей литературы, традиций. Скажу об одной – борьбе за букву «ё» вместе с корневыми филологами, писателями против очередных разрушителей языка. Когда нам всё же удалось отстоять букву «ё» для нашего алфавита, в Симбирске даже памятник ей поставили. Всероссийские диктанты тут были по книгам русской классики. Там, в Симбирске, родился великий защитник русского языка, нашей речи и письменности Николай Михайлович Карамзин.

Когда я занимался историей XVIII века, писал книги об адмирале Ушакове и русском энциклопедисте Андрее Болотове, то знакомился в архивах не только с материалами об их жизни, но хотел проникнуть в их стиль, слог того времени. Помогли, конечно, словари XVII-XVIII веков, выпущенные нашими замечательными учёными Института русского языка имени В. Виноградова, и, конечно, произведения писателей тех лет – Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова, Фонвизина, Хераскова. Надо сказать, что, несмотря на засилье после Петровских времён иностранных слов, нерасшифрованных понятий и терминов, в те годы русское общество настраивалось на расшифровку и перевод этих «измов». Даже сама императрица Екатерина написала пьесы против «обезьянничанья». Но особенно в этом смысле надо отметить роль великих Ломоносова и Карамзина.

Наш выдающийся историк и писатель Н.М. Карамзин подал, я бы сказал, впечатляющий пример нашим современникам в переводе на русский смысл иностранных терминов. Он обогатил нашу речь многими русскими словами. Достаточно вспомнить, что именно он внедрил в нашу жизнь такие слова, как «впечатления», «занимательный», «моральный», «эстетический», «сосредоточить», «промышленность», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность». Симбирцы решили в создаваемом обществе приложить немало усилий в продолжение этой линии своего земляка.

На последнем собрании нашего Патриаршего Совета по культуре из представителей разных слоёв общества Патриарх сказал, что к нему обратился Президент страны с просьбой создать и возглавить Общество русской словесности.

И это ещё одно выдающееся, на мой взгляд, решение. Президент страны обратился к Святейшему Патриарху с просьбой: принять участие в создании и возглавить Общество русской словесности. Известно, что у нас церковь отделена от государства, а в данном случае оно обратилось к ней и её Патриарху стать во главе Общества русской словесности. Тем самым показано, что создание такого общества есть не только державное, общественное, но и духовное дело. Патриарх такое предложение принял и, хотя ясно, что патриаршие обязанности почти не оставляли времени для других дел, но он с этим согласился. Принятие Патриархом этой ответственной роли для многих из нас относится к этому пребыванию в обществе как большому ответственному служению. Да и первые его обращения к тем, кто пытается расчленить, приспособить общество к нуждам различных политических, идеологических, эгоистических установок, были поистине историческими для общества. Патриарх сказал: «Тут для нас не может быть деления на белых и красных, левых и правых. Главное для всех — русская словесность». Не буду говорить, что это главный смысловой вектор служения, хотя, наверное, будут попытки «подковать» русское слово на своего «коня».

Избрание Патриарха очень встревожило наших «закоренелых друзей» — русофобов. Один из них — Митрохин — буквально через несколько дней после принятия решения выступил с осуждением, с истерическим заявлением. Он сказал, что Патриарх не может возглавлять Общество русской словесности потому, что он плохо и часто непонятно говорит. Конечно, для таких привыкших управлять и направлять смыслы, понятия и культуру, Патриарх говорит непривычно плохо, не соответствуя складу ума и чувств для «ненаших», как писал друг Пушкина поэт Языков о таких «отнюдь не только нерусских по национальности».

Конечно, это великое и могучее товарищество, в котором есть место всем: научающимся и научающим, постигающим и углубляющим знания — всем, на мой взгляд, есть место в обществе, кто стал его явным членом и сочувствующим, но желающим быть в обществе тех, кто хочет постигать русский.

Опасаются, что создание такого Общества «прикроет» Союзы писателей. Но тут надо помнить, что на Всероссийском литературном собрании в ноябре 2013 годы такой вопрос был поднят и Президент ответил, что нет, Союзы писателей не прекратят своего существования и не будут закрыты. Надеюсь, что эти слова многие помнят. Спрашивают: «Будут ли дополнительные деньги для работы общества?» Надеюсь, что будут, хотя таковые Союз писателей последние 20 лет не получал. Хорошо бы, чтобы средства пошли не только на представительские нужды.

Высказывают опасность, конечно, что такое Общество может оказаться чисто административным органом, неким учреждением, отдающим указы, как надо писать и говорить. Но у нас есть великая филология с её законами и порядками, которым и надо следовать. Общество русской словесности, конечно, не может быть некоей корпорацией, структурой людей, которые хотят управлять русской речью или состоять из одних филологов и лингвистов, учителей и писателей. Некоторые обижаются: вот меня не пригласили. Не следует только обижаться — надо проявлять инициативу, вступать в общество, проводить там работу, будучи его членом или нет, но считать себя таковым.

Кто бы мог подумать, что Валентин Распутин обиделся, если бы его не пригласили в Общество. Да он всегда и был там, независимо от уставов и положений. Ещё в 70-х — 90-х годах он заявлял о необходимости создания такого общества и как писатель, и как сопредседатель Союза писателей России, и духом своим создал его. Помните, как другой  колосс нашей литературы Владимир Солоухин возглавил в те же 80-е годы Фонд восстановления Храма Христа Спасителя. Вначале потекли рубли и копейки, затем вступили в действие другие мощные финансовые силы. Храм воссоздан. Общество создано, их духовные прародители уже не с нами, но их дело с нами. Недаром наш Союз писателей уже в апреле провёл Всероссийский пленум «Писатели России и Общество русской словесности».

Многое в Обществе обустраивается, выравнивается, что-то делалось второпях, что-то не учли. Надеюсь, учтут, хотя странно, что главный редактор самого массового, толстого, известного, литературного журнала «Наш современник», лауреат Патриаршей литературной премии Кирилла и Мефодия, поэт и прозаик Станислав Куняев не был приглашён. Также как и второй лауреат этой литературной премии, тончайший знаток старославянского языка, автор выдающейся книги «Кирилл и Мефодий» Юрий Лощиц тоже не был приглашён на довольно обширный съезд. А как же «ни левых, ни правых, ни белых, ни красных»? Спишем пока на организационную суету.

В общем, мы надеемся на усилия всех граждан, а не только Общества или другие профессиональные структуры. Должен прозвучать всероссийский лозунг-призыв «А ты записался добровольцем в защитники русского слова?»

Валерий Ганичев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"