На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

На Уреньге

Разговор с писателем Константином Скворцовым

– Константин Васильевич, в последнее время Ваше поэтическое творчество живет в соединении с драматургией. Поэтическая драматургия была весьма распространенна в русской литературе в прошлом веке, но не кажется ли Вам, что сегодня ушло ее время? Что современный театральный зритель вряд ли способен воспринимать пьесу в стихах? В каких жанрах и формах Вы пробовали себя?

– Я, наверное, удивлю вас, если скажу, что я не люблю театр и боготворю его одновременно. Я многого в нем не принимаю и не понимаю. Я легко отличаю японский театр от китайского, английский от польского. Но от того же польского я часто не могу отличить театра российского, потому что он не находит в моей душе отклика…

”… вопрос о русском театре в Москве стоит прежде вопроса о свободе театра и независимо от него… Все, что сильно в Великороссии умом, характером, все, что сбросило лапти и зипун, все это стремится в Москву: искусство должно уметь управиться с этой силой, холодно рассудочной, полудикой по своим хищническим и чувственным инстинктам, но вместе с тем наивной и детски увлекающейся… Очеловечиваться этой новой публике более всего помогает театр, которого она жаждет и в котором ей было бесчеловечно отказано…” Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы… Мы должны начинать сначала…, а не слепо идти за французскими образцами…интересными только уже пресыщенному вкусу…Мы должны знать, “что вот настоящее, вечное искусство, а вот временные от него уклонения, которыми нас наделила передовая, но антихудожественная нация…” Зачем же нам успокаиваться на пошлостях, тешащих буржуазное безвкусие…” – это написано А.Н.Островским в 1881 году. К сожалению, за 130 лет ничего не изменилось. Напротив, на рубеже XX - XXI вв. российские театры нанесли такой урон нашей национальной культуре, пропагандируя ложные ценности, так обеднели и деформировали наши души, что нынешний экономический кризис – детская проделка в сравнении с той катастрофой, которую мы потерпели от духовной экспансии. Книгу можно отложить. Телевизор можно выключить. Из театрального зала, где зрителя поливают “теплыми помоями” скромному человеку выйти неловко, неудобно… Он терпит. Поэтому:

                   … Поверьте, видеть больно

                   Мне зал пустой… Еще больнее – полный!

Вот то, чего нам следует бояться:

Когда душе нет сил сопротивляться,

Когда она обманута искусно,

Воспринимает пошлость за искусство.

И, не внимая никаким заветам,

Пьет яд и улыбается при этом…

Прошу прощения за цитаты… Драматическая поэзия “величайшая ступень поэзии и искусства вообще” (Гегель). Расцвет ее приходится на время, когда в обществе начинается процесс национального самосознания. А это, как известно, самые трагические периоды истории народов. Драматической поэзией нация самосохраняется. В издательстве “Ихтиос” вышло 5-томное собрание моих драматический и поэтических произведений. Это притчи “Легенда о белом дереве” и “Ментуш”, драматические легенды “Ущелье Крылатых коней” и “Отечество мы не меняем”. Это и “Алена Арзамасская”, российская воительница, и спасители Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – герои Смутного времени (“Царские игры”, “Россияне”). Вошли в издание “Ванька Каин”, “Курчатов”, святые “Георгий Победоносец”, “Иоанн Златоуст”, “Константин Великий”…

В издании более четырехсот гравюр на дереве народного художника России Владимира Носкова...

– Любите петь или так само собой выходило, что на Ваши стихи написано много песен?

– Что касается поэзии, то я пытался “поискать себя” во всех ее формах (от басни до венка сонетов)… А песня? – Я не знаю писателей, не любящих песен, после третьей рюмки поют и самые безголосые поют… Тем, что стал автором песен, получивших (так говорят) популярность (“Ивушка”, “Белый вальс”, “Птицы русские” и др.), я во многом обязан народной певице России Татьяне Юрьевне Петровой, которая на правах моей землячки (она тоже начинала на Урале) более двадцати лет назад обращалась ко мне с просьбой, чтобы я написал “что-нибудь” для нее. Я долго сопротивлялся, но не устоял. Потом эти песни пели И.Кобзон (“Матушка пела”), Л.Зыкина (“Надежда, Вера, Любовь”), А.Днепров, Т.Жданова и другие.

– У Вас в прошлом году был, с которым читатели, земляки и мы Вас искренне и дружески поздравляли. Для Вас юбилей – это время подводить какие-то итоги, время грустить или радоваться, что все еще впереди? Вы оптимист?

Грустить не с чего, радоваться нечему. Пытаюсь жить, как живется, не считая лет. Они сами напомнят о себе. Чем позже, тем лучше. Оптимист ли я или пессимист, – не знаю. Я понимаю, что “пессимист видит препятствия в каждой возможности, а оптимист –   в возможности в любом препятствии…Я каждый день бываю и тем и другим.

– У каждого из нас есть на этой земле географические узы, к которым мы привязаны. Урал для Вас это земля обетованная? Какие люди живут на Урале?

– Урал для меня все. Это – язык, рожденный на изломе континентов, с русской грустинкой, башкирской лихостью, украинской напевностью. Это – дорога с мшистыми елями, ржавыми болотами, сизыми курумниками. Дорога вверх, к небу… Не говорю, к Богу, – это слишком высоко, но к собственной душе. Урал – это друзья. Надежные русские люди. Каждый из них в сто раз лучше меня. Верные и бескорыстные. Знающие цену и дружбе и предательству. И, наконец, а может, это и во-первых, – могилы моих родителей и бабушки – три скромных плиты под бесприютным, бездонным небом…

– Знаю, что Вы трогательно и по-сыновьи дружили и заботились о Михаиле Николаевиче Алексееве, патриархе нашей литературы. Что для Вас значит старшее поколение?

– Михаил Николаевич старше меня на двадцать лет. Он заполнил собой ту пропасть, которая разверзлась передо мной после потери родителей. Понимаете, чего это стоит!.. Как-то он говорит мне: «Боже! Какой я старый!.. У тебя в запасе целая вечность. Двадцать лет!.. Сколько можно еще написать!..» В это время раздался телефонный звонок. После разговора по телефону Михаил Николаевич переменился: «Какой я молодой!.. У меня в запасе целая вечность! Двадцать лет! Еще сколько можно написать!..» Это звонил Леонид Максимович Леонов, который был на двадцать лет старше его. Я мало встречал людей, так тонко слышащих и воспринимающих русское слово. Особенно озорное. Поэтому мне с Михаилом Николаевичем было легко, весело и надежно. У него великое и здоровое чувство юмора. Царствие ему Небесное!

– Именно от Вас я услышала один из лучших народных рецептов. Как-то, на предложение выпить таблетку от головной боли, Вы сказали: ”Нет, не поможет. Мой брат говорит: «Если водка не помогает, значит болезнь неизлечима»”. Есть ли еще какие-то рецепты в Вашей семье?

Рецептов много. Сейчас дело идет к теплу, могу дать совет садоводам-огородникам. Если помидоры поливать фантой, то через три недели вырастают прекрасные желтые помидоры, а “Ессентуки-17” способствуют буйному росту фиолетовых. Верьте! это сказал М.Н.Алексеев… Из медицинских, если не подействует универсальный рецепт моего брата, то скажем, от зубной боли можно забить в пятку гвоздь. Очень помогает. Не пробовали? Сейчас время, когда у всех все болит, но, как говорит Ванька Каин:

  «Уж возраст… Нужно думать о здоровье.

  И корень ем, и валерьяну пью.

  А не убью кого, так и не сплю…»

– Вы все умеете прекрасно делать руками, Вы мастер по природе. Это у Вас от отца, он Вас всему научил? И вообще, Вы к мастерам относитесь с любовью, давно дружите с златоустовскими мастерами, помогаете им. Легенды ходят в Переделкино о том, как Вы своими руками построили баню. Для человека по профессии писатель – редкий дар. Обычно писатель в быту беспомощен.

– Ничего особенного в этом нет, не надо никаких талантов, чтобы орудовать ложкой, топором, рубанком. Это предметы одного порядка. Я не представляю человека который не испытывал бы комплекса неполноценности, если он не может срубить дом (не хоромы, а простую добротную избу, как, скажем, М. Чванов в Башкирии), разжечь костер под дождем (как А. Буйлов в Сибири), пройти по тайге 20-30 километров за день, не уметь попасть из ружья в летящую птицу (не из прихоти, а чтобы выжить!), и это не потому, что туляк по рождению, где подковали блоху, и уралец по судьбе, где предки наши открыли тайну булата и создали лучшее в мире украшенное оружие. Не случайно изготовление Щита и Меча Победы для музея на Поклонной горе было доверено моим друзьям-художникам по металлу из Златоуста. Это никакая не доблесть. Мы так живем.

– Говорят, Вы охотник знаменитый. На медведя ходили? Похвастайтесь своими трофеями.

– Ходил. И всегда говорил себе, что это в последний раз. Это же по-настоящему страшно. Не хочется ведь так “славно” погибнуть. Прошлой осенью мы с моим другом Николаем Новиковым вспугнули на Уреньге (есть такой хребет на Южном Урале) медведя, ложащегося в берлогу. Рев его, коим он отпугивал нас, до сих пор стоит в ушах… Только от одних воспоминаний последние волосы встают дыбом… Но ведь осенью пойдем снова, чтобы поставить новую избушку в тайге, а совсем скоро уйдем на глухариные тока, чтобы в утреннем тумане едва различить токующую птицу. И не обязательно стрелять!.. С возрастом глаза становятся жаднее, а пальцы все неохотнее взводят курки…

Что говорить о трофеях? – Наговорить можно, что угодно. Приходите в гости, покажу!.. Но главные трофеи в моих строках. И хотелось бы, чтобы их как можно дольше не побила всепроникающая околитературная моль.

Марина Ганичева


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"