О Сергее я услышал несколько
лет назад в одном неблизком городе. Узнав, что я из Черкасс, там воскликнули: «О, да у вас же там Сергей
Говорун!»
Мне показалось это
восклицание замечательным: наш город у кого-то ассоциируется с одним
человеком... В свои 26 лет Сергей успел закончить семинарию. Киевскую духовную
академию и университет в Греции — в Афинах; защитил кандидатскую; он кандидат
богословия, им опубликовано и подготовлено к печати около десятка книг.
— Расскажите,
пожалуйста, о себе. Вы воспитывались в религиозной семье? Откуда Вы родом?
— Родился в Золотоноше, а школу заканчивал в Черкассах.
Родители к тому времени сюда переехали. Семья была атеистической: дедушка,
бабушка и отец — коммунисты. Мне же с детства хотелось быть физиком. Готовил
себя к этому. После школы поступил на физфак Киевского университета... Но душа
уже к другому стремилась...
— Меня чрезвычайно
интересуют пути, по которым люди приходят к вере. Каков Ваш путь к Церкви?
— Думаю, путь каждого человека неповторим. У меня это было
так... Отыскивая какую-то статью по физике, кажется, в «Науке и жизни», я
наткнулся на Евангелие... Мне было семнадцать лет, в 91-м году журналы
печатали многое из ранее запретного... Сейчас я уже и не помню, какой это был
отрывок.
И тогда же произошел мгновенный переворот в душе. Я не
только уверовал в Бога, но и в Церковь. Это я хочу особо подчеркнуть.
Евангелие, так случилось, мне засвидетельствовало не только о Христе, но и об
истинности Православия.
До этого я не питал особой симпатии к Православной Церкви.
С эстетической точки зрения мне больше подходили, скажем, проявления
католичества: готика, западная средневековая музыка. А Гоголь, Достоевский и
вообще вся классическая русская культура тогда с Православием почему-то не
ассоциировались. Православие казалось несколько старомодным, тяжеловесным...
Это, конечно, на тот мой взгляд, когда я не руководствовался Символом веры...
Я окончил первый курс физфака и перевелся в семинарию.
— Интересно было
учиться?
— О семинарии у меня остались самые радостные воспоминания.
Общение в таком возрасте с единомышленниками — в этом намного больший смысл,
чем просто приобретение знаний...
—
У многих сейчас развит «комплекс полноценности». Говорят: я не воровал, не
убивал, плохого никому не делал, я — безгрешен, и Церковь мне не нужна, я сам
нашел дорогу к Богу. Что можно сказать о такой позиции?
— Напомнить слова Псалтири: «Жертва Богу — дух сокрушен...».
Только в Церкви мы умеем за своими мнимыми добродетелями различать свои далеко
не мнимые грехи. Если внимательно посмотреть в себя, таких можно найти очень
много. Например: осуждение, зависть, гнев... А гнев на ближнего
приравнивается Евангелием к убийству...
Всякий грех удаляет человека от Бога. А воссоединение
возможно лишь через покаяние, когда человек очистит свою заскорузлую душу от
греха. Богу угодно наше смирение. Как всякий родитель хочет, чтобы его ребенок
нуждался в нем, искал его защиты, так и Бог — наш Небесный Отец — хочет, чтобы
мы нуждались в Нем, искали Его помощи. И это соединение человека с Богом
бывает только в Церкви. Потому что Церковь — продолжение Христа на земле.
На протяжении тысячи лет мы живем ценностями Православия.
Мы, наш менталитет сформированы им. Православие — это наш воздух. Когда нам
дали «воздух другой формулы» — произошло отравление.
Это же происходит и теперь. Мы вымираем. Американская
культура основана на интуициях баптизма — от Голливуда до Макдональдса. Это их
воздух.
Мы же никогда не
станем американцами. Когда нас вгоняют в бездушную потребительскую
цивилизацию, мы теряем самобытность; с потерей самобытности народ теряет
способность к творчеству — художественному, политическому, любому; у народа
наступает шизофрения — болезненное раздвоение сознания. С одной стороны,
историческая память влечет людей к своим истокам, к Православию. С другой —
нам навязываются с дикой агрессивностью американские ценности.
— Широко известно откровение 3. Бжезинского,
«главного американского стратега», что после уничтожения коммунизма у Запада
остался единственный враг — Православие. Оно препятствует установлению
«нового мирового порядка» (лозунг, начертанный на долларовой купюре).
Очевидно, что с этой же целью к нам направленным потоком хлынули оккультисты и
«церкви» всех мастей, что ни кинотеатр, что ни музей или клуб — «церковь»...
—
Отец Андрей Кураев
по этому поводу пошутил, что директоров кинотеатров будет гореть в аду
больше, чем прочих...
— Как говорит владыка Софроний (епископ
Черкасский и Каневский), действия сатаны в последние времена стали более изощренными.
Приходится слышать и читать выступления, осуждающие Церковь, священников. Как к
этому относиться?
— Прежде всего, нужно делать различие между Церковью как
Телом Христовым, в которой веет Дух Святой, и людьми, принадлежащими Церкви.
По этому поводу у Н. Бердяева есть работа «О достоинстве христианства и недостоинстве
христиан».
Церковь
Христова — чиста и непорочна. Но люди, приходящие в Церковь, не всегда бывают
достойны этой чистоты. Однако это закономерно. Грех — болезнь, от которой
страдает человек. Чтобы вылечиться, он приходит в Церковь.
В этом случае Церковь можно уподобить больнице,
куда приходят за исцелением. В больнице пахнет не ландышами, а гноем и кровью.
Случайный человек, который заглянет в операционную, увидев происходящее,
может начать осуждать врачей. Конечно, если при этом он не знает о вылеченных
людях.
Так
и при взгляде со стороны на жизнь Церкви — много непонятного. Сторонним
наблюдателем замечаются недостатки. И при этом ему не ясны результаты. А
результаты — это святые. Свидетельство о святости человека — чудеса,
происходящие после молитвенного к нему обращения или около его мощей. Эти
чудеса происходят и ныне. Чтобы чудо произошло, достаточно только веры...
— Случается слышать нарекания на
священников...
—
Священники, безусловно, должны стоять ступенькой выше простых прихожан. Как
правило, так оно и есть. Однако и они, как все люди, бывают подвержены
слабостям. Но это нисколько не должно смущать верующих.
Как
через электрический провод, хоть и очень грязный, проходит ток, так и через
священника, какие бы личные грехи его не отягощали, всегда действует благодать
Святаго Духа. Все таинства в Церкви
совершаются не самим по себе священником, а Богом, через священника.
— Истинность
Православия вам была открыта при прочтении Евангелия. Это дар Божий. Кто-то в
Евангелии видит лишь «факт гениальной литературы». Что еще можно сказать
ищущему человеку в пользу истинности Православия?
— Свидетельство о его истинности и в Благодатном огне, который
снисходит у Гроба Господня в Православную Пасху только через православного
патриарха. Это явление хорошо всем известно и многажды раз описано в
литературе... Это и чудеса у мощей православных святых, чего больше нет
нигде... В Православии достаточно осторожное отношение к чудесам. Но если чудо
свершается — так и воспринимают. Хочу рассказать о нескольких чудесах, которые
совершаются ежегодно в современной Греции.
На острове Закинф есть деревенька, в ней церковь, в которую
каждый год в праздник Успения Божией Матери сползаются ядовитые змеи. В храме
они ползают среди людей, залезают на плечи и головы, совершенно никому не
вредя. После праздника змеи исчезают. Очевидно, это напоминание нам того, что,
когда мы прибегаем к Божией Матери с молитвой, нам не может повредить никакое
зло. Это ли не чудо!..
На остров Лесбос, где много святынь Православия, в праздник
Архангела Михаила съезжаются паломники со всего мира. Традиционные угощения им
готовит множество женщин. И когда
женщины начинают резать лук, он совершенно не печет им глаза! Это удивительное
явление происходит лишь раз в году…
— А на Украине?
— Известны чудеса исцеления от рака, которые происходят от
иконы «Всецарица» в храме Спаса на Берестове в Киеве...
— Нападки на Церковь в
той или иной степени никогда не прекращались. Что можно сказать о гонителях
Православия? Помнится, Диоклетиан в 303 году издавал Указ об искоренении
христианства. Искореняли христианство «пламенные революционеры» в 20-30-х
годах XX века, искореняло правительство Хрущева в 60-х, так как было решено,
что через 20 лет наступит коммунизм...
— Сам факт, что за две тысячи лет, пройдя через все перипетии,
когда исчезли целые философские школы и могущественные государства, Церковь
выстояла, говорит о том, что Церковь не просто «общественная организация», где
всем заправляет духовенство, а богочеловеческий организм, глава которого есть
Христос. Всем гонителям и хулителям Церкви хорошо бы вовремя вспомнить, что
Церковь всегда побеждала, а гонители предавались забвению, многие становились
посмешищем, они все — на свалке истории. А тех, кого гнали — распинали,
топили, расстреливали, — стали святыми.
Беседу вел Олег Слепынин, г. Черкассы
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"