На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

«Православие — это наш воздух»

Разговор с 26-летним богословом

О Сергее я услышал несколько лет назад в одном неблизком городе. Узнав, что я из Черкасс, там воскликнули: «О, да у вас же там Сергей Говорун!»

Мне показалось это восклицание замечательным: наш город у кого-то ассоциируется с одним человеком... В свои 26 лет Сергей успел закончить семинарию. Киевскую духовную академию и университет в Греции — в Афинах; защитил кандидатскую; он кандидат богословия, им опубликовано и подготовлено к печати около десятка книг.

— Расскажите, пожалуйста, о себе. Вы воспитывались в религиозной семье? Откуда Вы родом?

— Родился в Золотоноше, а школу заканчивал в Черкассах. Родители к тому времени сюда переехали. Семья была атеистической: дедушка, бабушка и отец — коммунисты. Мне же с детства хотелось быть физиком. Готовил себя к этому. После школы поступил на физфак Киевского университета... Но душа уже к другому стремилась...

— Меня чрезвычайно интересуют пути, по которым люди приходят к вере. Каков Ваш путь к Церкви?

— Думаю, путь каждого человека неповторим. У меня это было так... Отыскивая какую-то статью по физике, кажется, в «Науке и жизни», я наткнулся на Евангелие... Мне было семнадцать лет, в 91-м году журналы печатали многое из ранее запретного... Сейчас я уже и не помню, какой это был отрывок.

И тогда же произошел мгновенный переворот в душе. Я не только уверовал в Бога, но и в Церковь. Это я хочу особо подчеркнуть. Евангелие, так случилось, мне засвидетельствовало не только о Христе, но и об истинности Православия.

До этого я не питал особой симпатии к Православной Церкви. С эстетической точки зрения мне больше подходили, скажем, проявления католичества: готика, западная средневековая музыка. А Гоголь, Достоевский и вообще вся классическая русская культура тогда с Православием почему-то не ассоциировались. Православие казалось несколько старомодным, тяжеловесным... Это, конечно, на тот мой взгляд, когда я не руководствовался Символом веры...

Я окончил первый курс физфака и перевелся в семинарию.

— Интересно было учиться?

— О семинарии у меня остались самые радостные воспоминания. Общение в таком возрасте с единомышленниками — в этом намного больший смысл, чем просто приобретение знаний...

— У многих сейчас развит «комплекс полноценности». Говорят: я не воровал, не убивал, плохого никому не делал, я — безгрешен, и Церковь мне не нужна, я сам нашел дорогу к Богу. Что можно сказать о такой позиции?

— Напомнить слова Псалтири: «Жертва Богу — дух сокрушен...». Только в Церкви мы умеем за своими мнимыми добродетелями различать свои далеко не мнимые грехи. Если внимательно посмотреть в себя, таких можно найти очень много. Например: осуждение, зависть, гнев... А гнев на ближнего приравнивается Евангелием к убийству...

Всякий грех удаляет человека от Бога. А воссоединение возможно лишь через покаяние, когда человек очистит свою заскорузлую душу от греха. Богу угодно наше смирение. Как всякий родитель хочет, чтобы его ребенок нуждался в нем, искал его защиты, так и Бог — наш Небесный Отец — хочет, чтобы мы нуждались в Нем, искали Его помощи. И это соединение человека с Богом бывает только в Церкви. Потому что Церковь — продолжение Христа на земле.

На протяжении тысячи лет мы живем ценностями Православия. Мы, наш менталитет сформированы им. Православие — это наш воздух. Когда нам дали «воздух другой формулы» — произошло отравление.

Это же происходит и теперь. Мы вымираем. Американская культура основана на интуициях баптизма — от Голливуда до Макдональдса. Это их воздух.

Мы же никогда не станем американцами. Когда нас вгоняют в бездушную потребительскую цивилизацию, мы теряем самобытность; с потерей самобытности народ теряет способность к творчеству — художественному, политическому, любому; у народа наступает шизофрения — болезненное раздвоение сознания. С одной стороны, историческая память влечет людей к своим истокам, к Православию. С другой — нам навязываются с дикой агрессивностью американские ценности.

— Широко известно откровение 3. Бжезинского, «главного американского стратега», что после уничтожения коммунизма у Запада остался единственный враг — Православие. Оно препятствует установлению «нового мирового порядка» (лозунг, начертанный на долларовой купюре). Очевидно, что с этой же целью к нам направленным потоком хлынули оккультисты и «церкви» всех мастей, что ни кинотеатр, что ни музей или клуб — «церковь»...

— Отец Андрей Кураев по этому поводу пошутил, что директоров кинотеатров будет гореть в аду больше, чем прочих...

— Как говорит владыка Софроний (епископ Черкасский и Каневский), действия сатаны в последние времена стали более изощренными. Приходится слышать и читать выступления, осуждающие Церковь, священников. Как к этому относиться?

— Прежде всего, нужно делать различие между Церковью как Телом Христовым, в которой веет Дух Святой, и людьми, принадлежащими Церкви. По этому поводу у Н. Бердяева есть работа «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан».

Церковь Христова — чиста и непорочна. Но люди, приходящие в Церковь, не всегда бывают достойны этой чистоты. Однако это закономерно. Грех — болезнь, от которой страдает человек. Чтобы вылечиться, он приходит в Церковь.

В этом случае Церковь можно уподобить больнице, куда приходят за исцелением. В больнице пахнет не ландышами, а гноем и кровью. Случайный человек, который заглянет в операционную, увидев происходящее, может начать осуждать врачей. Конечно, если при этом он не знает о вылеченных людях.

Так и при взгляде со стороны на жизнь Церкви — много непонятного. Сторонним наблюдателем замечаются недостатки. И при этом ему не ясны результаты. А результаты — это святые. Свидетельство о святости человека — чудеса, происходящие после молитвенного к нему обращения или около его мощей. Эти чудеса происходят и ныне. Чтобы чудо произошло, достаточно только веры...

— Случается слышать нарекания на священников...

— Священники, безусловно, должны стоять ступенькой выше простых прихожан. Как правило, так оно и есть. Однако и они, как все люди, бывают подвержены слабостям. Но это нисколько не должно смущать верующих.

Как через электрический провод, хоть и очень грязный, проходит ток, так и через священника, какие бы личные грехи его не отягощали, всегда действует благодать Святаго Духа. Все таинства в Церкви совершаются не самим по себе священником, а Богом, через священника.

— Истинность Православия вам была открыта при прочтении Евангелия. Это дар Божий. Кто-то в Евангелии видит лишь «факт гениальной литературы». Что еще можно сказать ищущему человеку в пользу истинности Православия?

— Свидетельство о его истинности и в Благодатном огне, который снисходит у Гроба Господня в Православную Пасху только через православного патриарха. Это явление хорошо всем известно и многажды раз описано в литературе... Это и чудеса у мощей православных святых, чего больше нет нигде... В Православии достаточно осторожное отношение к чудесам. Но если чудо свершается — так и воспринимают. Хочу рассказать о нескольких чудесах, которые совершаются ежегодно в современной Греции.

На острове Закинф есть деревенька, в ней церковь, в которую каждый год в праздник Успения Божией Матери сползаются ядовитые змеи. В храме они ползают среди людей, залезают на плечи и головы, совершенно никому не вредя. После праздника змеи исчезают. Очевидно, это напоминание нам того, что, когда мы прибегаем к Божией Матери с молитвой, нам не может повредить никакое зло. Это ли не чудо!..

На остров Лесбос, где много святынь Православия, в праздник Архангела Михаила съезжаются паломники со всего мира. Традиционные угощения им готовит множество женщин. И когда женщины начинают резать лук, он совершенно не печет им глаза! Это удивительное явление происходит лишь раз в году…

— А на Украине?

— Известны чудеса исцеления от рака, которые происходят от иконы «Всецарица» в храме Спаса на Берестове в Киеве...

— Нападки на Церковь в той или иной степени никогда не прекращались. Что можно сказать о гонителях Православия? Помнится, Диоклетиан в 303 году издавал Указ об искоренении христианства. Искореняли христианство «пламенные революционеры» в 20-30-х годах XX века, искореняло правительство Хрущева в 60-х, так как было решено, что через 20 лет наступит коммунизм...

— Сам факт, что за две тысячи лет, пройдя через все перипетии, когда исчезли целые философские школы и могущественные государства, Церковь выстояла, говорит о том, что Церковь не просто «общественная организация», где всем заправляет духовенство, а богочеловеческий организм, глава которого есть Христос. Всем гонителям и хулителям Церкви хорошо бы вовремя вспомнить, что Церковь всегда побеждала, а гонители предавались забвению, многие становились посмешищем, они все — на свалке истории. А тех, кого гнали — распинали, топили, расстреливали, — стали святыми.

Беседу вел Олег Слепынин, г. Черкассы


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"