На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Интервью  
Версия для печати

Православие в Эстонии. X-XXI столетия

Имена личные и храмы

7 марта, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, по завершении Литургии в Таллинском кафедральном Александра Невском соборе Владимиру Илляшевичу был передан орден Преподобного Сергия Радонежского 2-й степени, которым его наградил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В грамоте к знаку ордена говориться, что «руководитель Русской писательской организации Эстонии награждается во внимание к трудам во благо Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и в связи 60-летием со дня рождения». 

 

Геннадий Верещагин: Сердечно поздравляю тебя, Владимир Николаевич, с высокой наградой. Оказывается, ты был награждён к твоему 60-летию Святейшим Патриархом Кириллом уже полтора месяца назад… 

Владимир Илляшевич: Спасибо. Хотелось бы выразить глубокую признательность Святейшему Патриарху Кириллу, архиереям и другим священнослужителям, всем братьям и сёстрам во Христе, просто друзьям, кто поздравил и оказался причастен к оказанию столь высокого внимания со стороны Первоиерарха Русской Православной Церкви. Особенно приятно было то, что утром в самый день, 18 февраля, мне был доставлен личный приветственный адрес с поздравлениями по поводу награждения Патриаршим орденом и 60-летия за подписью председателя Отдела внешних связей Московского Патриархата Митрополита Волоколамского Илариона. Это значит, что Московская Патриархия очень внимательна к своим верным чадам, ценит их и поэтому стремится оказывать свои знаки внимания ко времени. Дело в том, что по установленному Святейшим Патриархом общему правилу все церковные награды клирикам и мирянам вручаются в день Светлой Пасхи, за исключением тех, которые связаны с событиями особой значимости в Церкви и с юбилейными датами награждаемых. Это очень мудро и не случайно говорится в народе, что дорого яичко ко Христову дню, когда имеется ввиду, что всё надо делать вовремя. А как награждать людей, юбилейные даты которых пришлись, например, через пару недель или месяцев после празднования Воскресения Христова? Чтобы их наградить, надо ждать Пасху года будущего…? Вот поэтому и есть исключения, касающиеся «круглых дат» и юбилеев. 

Не менее важно и то, что наша Церковь своим вниманием ко мне, на самом деле, отметила роль и значимость Русской писательской организации, ядром которой является Эстонское отделение Союза писателей России. Мне, будучи секретарём СП России, привелось стать его учредителем и пока бессменным председателем с конца 1900-х годов. А ведь именно СП России, этот главный носитель ценностей великой русской литературы, всегда был и остаётся главным общественным партнёром и союзником Православной Церкви. Значимость писательского слова для православной мысли и жизни очень хорошо понимают и чувствуют Святейший Патриарх Кирилл и Выскопреосвященнейший митрополит Иларион – сам человек творческий, выдающийся композитор, но также и глубокий исследователь богословия, истории и писатель-публицист… 

Геннадий Верещагин: Я с трудом представляю себе русского писателя не православным… 

Владимир Илляшевич: Я тоже с трудом представляю, Геннадий Васильевич, если речь идёт именно о русской, а не о какой-либо другой литературе, пусть она хоть сто раз будет русскоязычной. Тебе как поэту и собрату по Союзу писателей России, это ведомо не меньше, чем мне. Между прочим, это касается также писателей и поэтов XX и начала XXI столетий. Даже когда мы говорим о литераторах, декларировавших себя неверующими и даже коммунистами во времена Советского Союза. Здесь можно привести известное выражение Николая Бердяева из 1930-х годов, что русский народ хоть и принял коммунизм, но всё равно …оправославил его, имея ввиду, в первую очередь, не внешние формы и обряды, а сущность своей собственной уникальной системы ценностей. 

Геннадий Верещагин: Интересно, что первой твоей наградой, после Патриаршей грамоты, была медаль Преподобного Сергия Радонежского 1-й степени («золотая»). Орден Преподобного Серия Радонежского 3-й степени тебе лично вручал Патриарх Алексий II ещё в сентябре 2003 года во время официального визита в Эстонию. Теперь – 2-я степень одноименного ордена – от Патриарха Кирилла. Кстати, эта награда весьма почитаема среди православных, так как является одним из двух старейших орденов РПЦ. Он был назван в честь основателя Троице-Сергиевой лавры, мощи которого и по сей день покоятся в древнем Троицком соборе на её территории… Каковы же были труды? 

Владимир Илляшевич: Насчёт трудов ограничусь общей констатацией – имеются ввиду труды, конечно, благотворительные и попечительские. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что Церковь и вера сильны лишь только тогда, когда они истинно народные. Без людей церкви – это лишь «хладный камень». Напротив, лишь с общей искренней молитвой всего церковного народа храмы наполняются благодатью и становятся живыми. Высокомерие и невнимательное отношение к главному, что составляет Церковь, то есть к православному народу приводит к самым печальным последствиям. В их числе можно назвать отчуждение народа от клира, уход людей в другие религиозные организации и это, подчас, как это ни печально, в секты, отсутствие понимания и общения между клириками и интеллигенцией, что страшно обедняет обе стороны. Поэтому наряду с трудами сугубо материального свойства – ремонт и восстановление храмов или проведение церковных мероприятий во благо народа, писатель занимается и духовным трудом, то есть, душой человека. И, конечно, исследованиями истории, обретением знаний, которые необходимо передавать народу и клиру. В этом смысле отмечу лишь то, что в первой половине февраля вышла основательная книга из истории православия Эстонии, которая может послужить хорошим подспорьем, инструментарием доля всех интересующихся долгой, сложной судьбой и сегодняшним днём православия в Прибалтике, начиная с раннего христианства. Я имею ввиду Энциклопедический справочник «Православие в Эстонии. X-XXI столетия. Имена личные и храмы», на который ушло лет десять и который был выпущен из печати за неделю до моего 60-летия. Именно таким образом я решил отметить дату в моей биографии, так как после пятидесяти лет, как мне кажется, праздновать уже нечего, а необходимо лишь оставлять вехи… 

Вопрос: – День Благовещения Богородицы меньше известен в здешнем народе, нежели другие праздники – Рождество, Пасха, Троица… 

Владимир Илляшевич: Тем не менее, это знаменательная дата. Здесь стоит обратить внимание на редакционную статью протоиерея Леонтия Морозкина в мартовском номере нашей газеты «Мир Православия» (www.baltwillinfo.com см. интернет-вариант «Мир Православия») под названием «Изумительная степень совершенства». В ней автор, в частности, пишет: «…Христос Спаситель был чудесно зачат «в тот же день», что и пострадал. Из Евангелия мы знаем, что Спаситель умер на кресте в самый день еврейской Пасхи, в так называемый месяц Нисан, в четырнадцатый день. Если отсчитать тридцать три года от этого времени, то считается, что в год Его зачатия – в год Благовещения Пресвятой Богородице – Пасха, а значит и Благовещение, пришлась на двадцать пятое марта (по нашему церковному календарю), отсюда очевидно, что день Рождества – 25 декабря». Даты отец Леонтий здесь приводит, естественно, в старом стиле, по юлианскому календарю. Стало быть, с учётом нового стиля, т.е. григорианского календаря, речь идёт, соответственно, о 7 апреля – о Благовещении, и о 7 января – о Рождестве. 

Таллин-Пярну. 

Беседовал Геннадий Верещагин, член Союза писателей России


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"