На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Культура – понятие широкое

Беседа нашего собственного корреспондента Василия Попова с председателем Комитета по культуре Государственной Думы РФ Григорием Ивлиевым

Григорий Петрович Ивлиев возглавляет Комитет по культуре Государственной Думы РФ 4 года, депутат нижней палаты Парламента от Оренбургской области.   Пожалуй, впервые в истории Государственной Думы в постсоветский период, когда член Союза писателей, секретарь правления Союза писателей России возглавляет столь ответственный комитет. Обычно это делали представители других направлений культуры.

 

– Григорий Петрович, как Вы считаете, удалось ли решить те намеченные вопросы, которые были поставлены Вами перед самим собой на момент избрания Вас председателем комитета?

– Обычно когда мы встречаемся с журналистами, то чаще всего приходится отвечать статистическими, цифровыми данными. Сколько получено, затрачено средств на те или иные мероприятия, сколько сделано, что еще предстоит и так далее. Чаще всего опускается то, что Комитет по культуре ГД РФ это комитет, который законодательно регулирует взаимоотношения работников культуры, отрасли культуры с государством и властью. И, конечно же, опускаются те достижения, которые были сделаны, которые делаются сейчас. Культура имеет много разнообразных направлений, которые на первый взгляд даже и не видны. К примеру, на телеэкране мы видим обычно только конечную часть той работы, которая проделывалась той или иной программы.

Мы знаем звезд эстрады, музыки, кино, балета, но не знаем тех, кто завтра может ими стать. И вот для того, чтобы появлялись все новые и новые звезды, чтобы наша культура продолжала развиваться, комитет по культуре создает необходимую правовую базу.

Зачастую мы ругаем советскую власть, упуская такой момент, что самое большое количество музеев в России развилось именно в тот период. Тяжелейшим испытанием и головной болью для музеев и государства был период девяностых годов, в связи с тем, что не были отрегулированы взаимоотношения этих отраслей. Многие из них просто не финансировались и были на грани закрытия, и закрывались. Сегодня законодательно музеи закреплены либо за федеральным, региональным или муниципальным бюджетами. За последние десять лет этот вопрос приобрел какую-то форму, ясность и музеи могут существовать. Нельзя сказать, что все они довольны тем положением, которое есть, но, тем не менее, в целом в стране есть на что посмотреть.

Или, скажем, юбилеи выдающихся деятелей культуры и искусства. Это тоже в девяностые годы ушло. Хотя празднование юбилеев великих писателей, поэтов, общественных деятелей – очень важная составляющая культуры.   Надо признать, что за последние годы в этом плане многое сдвинулось. Это и юбилей Пушкина, и юбилей Гоголя, Гончарова, я говорю о литературной части, это и юбилей Есенина близкого мне, потому что мои корни из Рязанской области. Это юбилеи Аксаковых и многие, многие другие. В нынешнем году – юбилей Федора Михайловича Достоевского, в следующем – будет широко отмечаться юбилей Столыпина как одного из видных государственных деятелей дореволюционного периода, опыт которого и сегодня востребован нашим обществом. Недавно о праздновании этой даты вышло постановление Правительства, и был заложен камень в основание будущего монумента Петру Аркадьевичу.

 

– В продолжение темы о юбилеях, хочется вспомнить о том, что в следующем году в России будут отмечаться две великие даты: двухсотлетие Бородинского сражения и окончание смуты в России 1612 года. Это две даты, которые, так или иначе, имеют непосредственное влияние в развитии Российского государства. Две даты, которые смогли объединить самые различные слои населения для сохранения государственности, народа, нашей истории и культуры. На Ваш взгляд, каким образом власть и народ готовятся отметить эти события в целом? И конкретно, в каких местах, и какими действиями?

– Как я уже говорил, Комитет по культуре ГД занимается самыми различными направлениями культуры. И эти две даты только часть действий той большой программы на будущий год, которую мы запланировали. Естественно, что мы не можем замыкаться в рамках каких-то двух словосочетаний. Безусловно, они гораздо шире. Надо отметить, что президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая на совместном заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологии и образованию во Владимире, заявил, что 2012 год может быть годом «Русской истории и русской государственности», в который как раз и входят эти две даты, широко отмечаемые в нашей стране.   Сегодня многие представляют, что Бородинское сражение заканчивается Бородинским полем, но, к сожалению, очень мало кто знает у нас в стране, что Бородинское поле – это не какая-то делянка в несколько гектаров, а несколько районов Московской, Калужской и Смоленской областей, где прошли   генеральные битвы Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны в 1941-42 гг.. Если Бородино предрешило ход войны, то Малоярославец определил полный разгром коалиции Наполеона против России, да и всего мира. Поэтому здесь смыкаются задачи всех направлений в искусстве. Хотелось бы увидеть среди этих фильмов к 2012 году что-то подобное тому, что было сделано Сергеем Федоровичем Бондарчуком в его «Войне и мире» по роману Толстого. Не уверен, что это произойдет, но надеяться и верить мы должны, потому что у всякого времени свои проявления, свои художники и свои отношения с этим временем. Если говорить о литературе то, уже сейчас я встречал некоторые произведения на эту тему, например, только что вышедшую в «Роман-журнале XXI век» поэму «Бородинское эхо» Елизаветы Иванниковой из Волгограда. Действительно эхо. Представляете, где Волгоград, а где Бородинское поле? – И вдруг такая пронзительная, историческая во всех смыслах и необыкновенно талантливая поэма о том времени, связанная с временем настоящим. Много выходит исторических книг, повестей и романов на эту тему. Чего только стоит замечательная книга «Канун Бородина» Вячеслава Хлесткина, где буквально поминутно восстановлено происходящее в России за несколько дней до главного сражения. Думаю, что-то подобное созданному в XIX - XX веках, мы получим и к двухсотлетию Бородинского сражения. То же можно сказать, и о скульпторах, и о художниках, которые уже сегодня работают по этой тематике. Художников достаточно много, я даже боюсь называть кого-либо, потому что одного назовешь – другого обидишь: они есть и в Орле, и в Новосибирске, и во Владивостоке, – это я говорю о работах, которые только на меня произвели впечатление, не говоря об Оренбурге или Тюмени – о всей России. Конечно же, в этом многообразии будет иметь особое значение и театральное искусство, постановки, концертные площадки. Все это уже сегодня проводится… Конкурсные отборы отражают то, что буднт демонстрироваться в дни торжества, которые пройдут на Бородинском поле, в Москве и в других регионах. Готовятся большие экспозиции в музеях. Непосредственно в заповеднике на Бородинском поле, в Историческом музее, в музее Кремля, в музее панораме на Кутузовском проспекте и в других городах Московской области. Особенно нужно выделить Смоленскую область, потому что всегда Можайская линия обороны включала в себя Смоленск, Вязьму и Малоярославец... Это последний щит Москвы перед завоевателями. Именно там решалась участь неприятеля в его наступлениях. Безусловно, многие памятники нуждаются в их реставрации и реконструкции. Памятники я беру в широком смысле слова – это и мемориальные комплексы, и сами скульптуры, опять же не только на Бородинском поле, но и во многих других городах. К примеру, в крупной реконструкции нуждается Можайский кремль, который выдержал Наполеона, который посещали все цари до советской эпохи. Надо отдать должное, что и в советское время не всегда было небрежное отношение к этим памятникам, особенно в послевоенный период, когда Бородинское поле стало мемориальным комплексом двух войн – к войне 1812 года прибавилась Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Поэтому сегодня большое внимание уделяется широкому спектру всех памятников связанных с этой юбилейной датой, как впрочем, и с датой 1612 года, так называемого смутного времени. В Москве, в том числе планируется установить памятники выдающимся деятелям того времени. Сейчас большое движение идет вокруг памятника Патриарху Гермогену, сыгравшему одну из самых главных ролей защитника всего русского народа. Стойкий борец своим пламенным словом, молитвой, открытым вызовом неприятелю действительно сделал все, чтобы народ не потерял веру в себя. Все это сегодня программа номер один. Вокруг нее работают практически все министерства. История – это те скрепы, которые дают возможность нашему государству в современных условиях найти опоры для своего развития.

 

– Мы говорили об общих направлениях. А в связи с тем, что Вы Секретарь   правления писателей России и мы знаем, какую роль Вы играете в Оренбургской писательской организации и вообще в культуре Оренбургской области, а это и реставрация музея-заповедника Аксаковых, и музея Владимира Ивановича Даля, мне бы хотелось Вас спросить, Григорий Петрович, на какие наиболее важные аспекты творческой жизни писателя Вы сегодня обращаете внимание, как на перспективу утверждения тех ценностей, которые необходимы сегодня нашей культуре?

– Литература, как и многие направления нашей культуры, претерпела определенные трансформации. Скажем, если в советское время у писателей были большие тиражи и таким образом они имели более широкую сферу влияния на своих читателей, то сегодня этого нет. Исчезли большие тиражи и это не связано с тем, что литература стала хуже или лучше, что она стала предметом противостояния или напротив предметом излишнего какого-то притяжения к власти… Все это связано с теми экономическими отношениями, которые сложились в условиях новой России. Прежде всего, утеряна монополия государства на книжную торговлю. Еще не образовалось нормальной торговой сети, через которую могли бы писатели распространять свои произведения. Так же не образовалось нормальное взаимоотношение издателей с книготорговцами, где бы существовал единый маркетинг, менеджмент, не в плане монополии, а в плане открытости этого пространства, в который могли бы входить все. Скажем, хлебопекари могут же входить на рынки хлебной сети и уже там по мере спроса на свой продукт продавать свои изделия. У писателей же ситуация более сложная. Нельзя сказать, что они потеряли свою почву, но и нельзя сказать, что они в целом удовлетворены своим положением. И это естественно, но, тем не менее, мы нашли новый способ взаимовлияния, которого, может быть, в советский период было меньше. Появилось много конкурсов, фестивалей, литературных праздников. Одним из самых распространенных и влиятельных стали Дни литературы и культуры в Центральном федеральном округе, которые проводится ежегодно в одной из областей центрального федерального округа, куда съезжаются писатели со всей России и стран Содружества независимых государств. Это дает возможность писателям как-то себя проявить, поделиться своими достижениями, обменятся книгами, прочитать новые произведениями, я имею в виду поэтов, – им в каком-то смысле легче, – они могут на площадке прочитать стихи и таким образом сразу напрямую появляется читатель, а он уже в   свою очередь дальше ищет своего поэта. Отсюда автор, хоть и абстрактно, но представляет аудиторию, которой он востребован.   Появился Интернет, заменивший может быть в чем-то книгоиздателей, и тем самым, сокративший путь писателя к читателю. Такие разные формы дают писателям развиваться, ведь профессия писателя это ремесло избранных, далеко не каждый может быть писателем, а уж литературными гениями, как мы знаем, вообще рождаются единицы. Но в такой форме различных отношений – семинаров, конференций, встреч – писатели могут реализовываться. И мы видим результаты их труда. Мы видим произведения этих авторов. И это даже не зависит, от того, что некоторые из них получают какие-то баснословные премии. Ведь мы с вами знаем, что жюри это те же люди и, как правило, определенного вкуса. Определенный конкурс определяет вкусы этого жюри. А вкусы жюри не всегда могут совпадать с тем литературным продуктом, который предлагается. Поэтому, к сожалению, на некоторых конкурсах образовались групповые сообщества литераторов, которые нашли своих спонсоров и соответственно там все происходит по известной поговорке: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Согласитесь, в таком дуэте не услышишь ни соловья, ни жаворонка. Меж тем надо признаться, что Россия была, есть и будет богата талантами. Я уже не говорю о писателях старшего поколения: Распутин, Белов, Лихоносов, Ганичев, Лощиц, Крупин, Скворцов, Костров, Коняев, Шуртаков… Направление, которое они ведут в литературе не потерялось, имеет свое продолжение в творчестве Петра Краснова из Оренбурга, и Евгения Семичева из Самарской области, Сергея Куличкина, Сергея Котькало и Виктора Верстакова из Москвы, недавно ушедшего от нас Александра Роскова из Архангельска, оттуда же Елены Кузьминой, Александра Логинова из Каргополя, Марии Авакумовой... Это и Василий Козлов, Василий Попов, Василий Забелло из Иркутской области, – три Василия (Улыбается)... Это и Геннадий Попов и Ирина Семенова из Орла. Все это я называю поэтов, так же можно называть и прозаиков. Александра Семенова и Валерия Хайрюзова из Иркутска, – кстати, у Валерия Николаевича вышла замечательная книга к пятидесятилетию первого полета в космос «Юрий Гагарин. Колумб вселенной», – Александра Новосельцева (Елец), Евгения Кулькина из Волгограда, Михаила Тарковского и Валерия Шелегова из Красноярского края, Михаила Шелехова и Татьяны Дашкевич из Минска (они и поэты, и прозаики), члены Союза писателей России, которые сегодня широко издаются в России и в Белоруссии; Канта Ибрагимов, современный чеченский писатель и его известный роман уже во всем мире «Детский мир»; Николай Скатов, исследователь классической русской литературы с актуальнейшей на сегодняшний момент книгой о проблемах культуры и образования в современной России «Литература великого синтеза» и многие-многие другие…

Вообще в литературе произошли значительные перемены, появились как бы закрытые и открытые темы. Практически ушла из литературы тема труда. Но я думаю, что она вернется. Это большая ошибка, когда мы считаем, что производственный роман потерял свою актуальность. Почему в Европе он не потерял, а у нас потерял. Или скажем, если раньше православная тематика существовала в прикровенном виде, то сегодня даже учреждена премия Патриарха Московского и всея Руси специально в области литературы, чтобы поддерживать лучших писателей страны. Первым лауреатом стал писатель Владимир Крупин. Вообще в этом направлении и обществом, и Государственной Думой было проделано очень много. Если скажем в дореволюционной России Дни славянской письменности и культуры просуществовали всего два года, к концу советской эпохи было установлено это как народное празднование, то уже в нынешний период этот праздник получил статус государственного и теперь на всей территории РФ, в некоторых странах славянского мира, он празднуется как полноправный государственный праздник. Все это общая заслуга и Правительства, и Государственной Думы и Русской Православной Церкви. Надо отметить, что во многом к этому подвели именно писатели. Мы знаем, что еще в советский период появились такие лучшие произведения, на мой взгляд, о наших святых в серии ЖЗЛ – «Андрей Рублев» Валерия Сергеева, «Дмитрий Донской» Юрия Лощица, «Адмирал Ушаков» Валерия Ганичева... Это уникальный случай, когда писатель взял себе героя и вместе с обществом довел этого героя до прославления его святости. Таких случаев в мировой литературе – нет, а в нашей, русской литературе – есть. Но все это отдельные, единичные случаи и в чем-то они даже были отодвинуты на периферию общего сознания, чего не скажешь о нынешнем периоде, который получил целое направление, где даже существует Клуб православных писателей, который, кстати, возглавляет уже упомянутый Владимир Крупин. Появилась Ассоциация духовных писателей. Россия многонациональная, многоконфессиональная страна и здесь, конечно, у всех есть место для применения своих сил. Вот скажем, был написан замечательный роман иркутским писателем Кимом Балковым, он так и назывался «Будда». Один из лучших романов, на мой взгляд, в этом направлении за последние сто лет. Так же трилогия о Чингисхане якутского писателя Николая Лугинова, в дальнейшем экранизированная, получившая широкое распространение на востоке, в центральной Азии, во многих странах бывшего Советского Союза.

Опять же, касаясь литературы, нельзя не вспомнить о проблемах, которые появились в эти годы в нашей литературной жизни. Одна из первых – проблема перевода. В чем-то мы утратили нашу большую переводческую школу. Конечно, это связано с тяжелыми для страны девяностыми годами, когда литературе уделялось меньшее значение, соответственно меньше внимания уделялось и культуре, а ведь взаимопроникновение, взаимообогащение культур способствовало и мирному сосуществованию наших народов. Мы знали всех писателей национальных республик, сегодня уже трудно, чтобы кто-то вспомнил того или иного писателя наших национальных республик. Я уже говорил вам про Николая Лугинова. У него были замечательные переводчики его романа, это наследие той школы, которая существовала у нас в стране. Его переводили замечательные русские писатели Николай Шипилов и Владимир Карпов. Эти люди в свое время вместе учились на Высших литературных курсах в Литературном институте и потом не потеряли дружбу. Когда наступили сложные годы девяностых, они не оставили друг друга. Таким образом, трилогия Николая Лугинова стала достоянием всего мира, даже в этих условиях. И надо признаться, что таких писателей немало: Юрий Бондарев, Юлия Друнина, Николай Старшинов, Александр Яшин, Николай Рубцов, Виктор Астафьев, Михаил Алексеев... У нас на глазах, за последние десять-пятнадцать лет мы получили огромнейшее явление в русской поэзии – это Николай Зиновьев из Краснодарского края. Сегодня нет такого уголка России, где бы не знали его стихи, хотя, казалось бы, и тиражи маленькие... Прав был Федор Иванович Тютчев «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». И вот оно отзывается, и находит своего читателя. Уже сегодня стихи Николая Зиновьева поет знаменитый Кубанский казачий хор.

Я возвращаюсь к тому, что культура – понятие широкое и здесь задача Комитета Госдумы по культуре состоит в том, чтобы не было пропущено ни одного ростка, способного оказать свое влияние на развитие современной культуры. Это очень сложно. Тем не менее, мы ищем тот же законопроект о творческих союзах, над которым многие годы работают и Государственная Дума, и сами союзы… Все это свидетельствует о непрерывной, кропотливой работе на благо нашего Отечества в сфере культуры. Периодически мы выходим на мнения, что творческие союзы не нужны, в то время как сами творческие союзы существуют. Здесь наличествует немного нелепое противоречие в обществе: раз они существуют, значит, они нужны творческим людям. И то, что, скажем, какие-то люди не входят в те или иные творческие союзы свидетельствует о многообразии этих союзов. И мы знаем, что их много. Писательских союзов существует не меньше трех, союзов художников, композиторов, архитекторов их тоже по три-четыре… Мы забываем, что   по большому счету они не связанны какими-то административными или финансовыми ресурсами, они связаны творческим поиском.

Мы часто слышим, что до революции творческих союзов не было… Эти люди не знают историю вопроса, иначе бы они знали, что И.С. Тургенев являлся первым инициатором создания Союза писателей России. В будущем в него входили и Горький, и Короленко – всем находилось место. Внутри союзов были самые разные направления: кто-то писал прозу, кто-то пьесы, но все равно они были объединены общей задачей – это служение Отечеству. И это не простые слова… Свое влияние на развитие общества оказали Достоевский, Толстой, Лесков и многие другие писатели…

Наша первостепенная задача – найти способ разрешения различных правовых коллизий и сделать так, чтобы законодательство не мешало, а помогало развиваться российской культуре. Вдумайтесь над фразой, которую высказали французы: если бы в России не было бы ничего, а существовали бы только Пушкин, Тургенев и Достоевский, то и этого было бы достаточно, чтобы бы мир не умер, а продолжал жить дальше. – Это ли не доказательство нашей правоты? У нас есть все основания, для того, чтобы подумать о будущем нашей литературы... Это касается и кино, и театров, и музеев, и всех отраслей культуры.

Григорий Ивлиев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"