На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Тайные карманчики правительственного бюджета 2001

Беседа с заместителем председателя бюджетного комитета Государственной Думы, бывшим министром сельского хозяйства РФ Геннадием Куликом

После внесения в Думу проекта бюджета на 2001 год стало ясно, что не будет этой осенью мира в Охотном ряду. В ходе подготовке к первому чтению члены Совета Федерации и депутаты начали высказывать серьезные претензии к доходной части бюджета. Правительство, не вникая в приводимые доводы, мигом перешло к активной обороне, и посыпались решительные обещания не уступить парламентариям не пяди. Хотя резоны у парламентариев вполне убедительные.

Так чем же обусловлены претензии депутатов к бюджету?

"Проект бюджета я бы охарактеризовал так: в красивой упаковке представлен никуда не годный продукт", - говорит заместитель председателя бюджетного комитета Государственной Думы, бывший министр сельского хозяйства Геннадий Кулик. - "Упаковка действительно хоть куда! Нет дефицита бюджета, есть некоторый рост доходов населения, правительство старается проиндексировать заработную плату и пенсии, рубль стабилен. Все параметры вроде бы укладываются в рамки требований бюджета нормально развивающейся страны.

Но начинка бюджета - его доходная часть, вовсе не выглядит так привлекательно. Она, по моему убеждению, очень сильно занижена. А заниженные бюджетные показатели не менее вредны, чем бюджет с дефицитом. Потому что они сдерживают развитие экономики, душат промышленность и сельское хозяйство, не позволяют поднять уровень жизни населения и не стимулируют внутренний рост потребления".

В принципе, спор правительства с Думой очень напоминает знакомую по жизни ситуацию, когда муж утаивает премию, а жена требует отдать ее всю до копейки в семью для того, чтобы совместно наметить расходы. Глава же дома, оправдываясь, убеждает, что он все равно истратит ее на домашние нужды, но сделает это самостоятельно. Но тертая в семейной жизни супруга абсолютно убеждена, что в лучшем случае ей обломится букет цветов - все остальное будет пропито с друзьями.

Судите сами. Формально, это первый проект бюджета, представленный новым составом правительства, но фактически состав правительства со времен Б.Ельцина остался прежним, и действует оно по трафарету: занижает плановые цифры, а потом их перевыполняет. Так в 1999 году доходная часть только федерального бюджета была перевыполнена на 142 миллиарда рублей. Отчет о расходовании этих средств представлен депутатам 22 сентября. И как он выглядил? 22,6 миллиарда рублей дополнительно было ассигновано Министерству обороны, 6 миллиардов получило Министерство внутренних дел. В то же время сельское хозяйство, наука, здравоохранение, образование недофинансированы. Всего же представлен отчет о расходовании 101 миллиарда рублей, а 41 миллиард остался в резерве.

Такая же картина складывается по текущему году. Хотя правительство признает, что бюджет будет перевыполнен на 206 миллиардов, многие эксперты убеждены, что эта цифра составит 230-240 миллиардов рублей. Куда пойдут эти деньги, мы узнаем лишь через год.

"Конечно, учитывая особенности и размеры нашей страны, нельзя расчищать прибыль и расходы до копеечки, резервы необходимы. Но создавать себе загашник, который позволяет правительству жить спокойно и бесхлопотно, хотя при этом сдерживается ритм развития экономики, думаю, непозволительная роскошь", - говорит Г.Кулик.- "Более того, благоприятная политическая и экономическая ситуация в стране позволяет заложить основы подъема экономики и социальной сферы не только в следующем году, но на ближайшую перспективу. Однако в предлагаемом правительством бюджете нет и следа подобного стремления".

- Геннадий Васильевич, какие имеются конкретные резервы доходной части бюджета?

- Известно, что наши экономические успехи во многом предопределены высокими ценами на энергоносители на мировом рынке. В бюджете отражено ожидание резкого падения мировых цен на нефть. В соответствующей статье заложено сокращение доходов от импорта нефти на 33 миллиарда рублей. Думаю, эти ожидания излишне пессимистические.

Сегодня тонна нефти на мировом рынке стоит более двухсот долларов. В бюджет заложены следующие ожидания: цена в первом квартале следующего года - 166, во втором - 153, а во втором - 137 долларов. Однако аналитики в один голос говорят, что хотя сегодняшняя цена, превышающая 35 долларов за баррель слишком высока, но ниже 25 долларов она не упадет. В пересчете на тонну это составит 182,5 доллара. Как видите, разница существенная и занижение доходной части бюджета заметное.

Второй пример. Когда весной этого года правительство отстаивало изменения в систему налогообложения, то нас убеждали, что единая шкала подоходного налога на уровне 13 процентов позволит вывести заметную часть денежного оборота из тени и увеличить налогооблагаемую базу. То есть, нас уверяли, что в результате принятия нового закона казна станет больше получать денег. Мы с этим согласились. Но что мы увидели в проекте бюджета? Что налоги по этой статье планируются ниже, чем в текущем году, что налогооблагаемая база берется в расчет ниже той, которая представлялась в Думу, когда нас агитировали за отмену прогрессивного налога. Возникает вопрос: нас намеренно вводили в заблуждение или правительство тогда ошибалось. А может это еще одна попытка правительства искусственно занизить доходы, чтобы потом перевыполнить показатели? Думаю, что по этому поводу при обсуждении бюджета у депутатов возникнет немало вопросов к правительству.

- Это вы приводите отдельные примеры. А в целом на формировании доходной части решающем образом сказывается объем ВВП. В этой части у вас имеются разногласия с проектом бюджета?

- По расчетам правительства, объем ВВП в следующем году составит 7.750 миллиардов рублей. Если сравнить с текущем годом, в котором объем валового продукта по оценкам правительства составит 6.450 миллиардов рублей, то прирост на уровне 5.5 процентов не кажется заметным рывком. Однако, я думаю, что и здесь наше правительство склонно занижать оценки.

Согласно мнению наших экспертов, по объему валового продукта в этом году мы выйдем на уровень 6.600-6.650 миллиардов рублей. В этом случае по сравнению с прошлым годом прирост ВВП составит 7,5 процента. Согласно показателям следующего года, представленным в проекте бюджета, планируемый прирост должен составить всего 4 процента. Таким образом, с одной стороны мы видим победные отчеты о деятельности правительства в этом году, а с другой - планируется спад темпов роста экономики даже по сравнению с 1999 годом, когда экономика страны выходила из пике после дефолта. Безусловно, это никак не укладывается в объявленную идеологию наращивания темпов роста экономики, ни в реальную тенденцию. И, скорее всего, здесь мы вновь сталкиваемся с лукавством Белого дома.

- Мы меряем экономику рублем. Но за год он неизменно "худеет", а вместе с инфляцией убывают зарплаты и пенсии. Выходит, с точки зрения населения, уровень инфляции является более важным показателем, чем темпы роста ВВП.

- По проекту бюджета темпы роста инфляции должны составить 12 процентов. Я не знаю, на каких простаков рассчитан этот показатель. В 1999 году цены в среднем выросли на 36,6 процента. Как объявило правительство, в текущем году рост инфляции должен составить 20 процентов. Думаю, здесь оно проявило характерную скромность. Мы видим, как к конце года резко пошли вверх цены на топливо, продовольственные товары, коммунальные услуги. И по оценкам специалистов, уровень инфляции в этом году составит никак не меньше 24 процентов. И я не понимаю, каким образом с 1-го января следующего года инфляция вдруг упадет с 1-1,5 до 0,5-0,7 процентов в месяц, при том, что в это время начнут действовать повышенные акцизы на моторное топливо, которые дернут всю ценовую цепочку.

Скорее всего, занижая уровень инфляции, правительство преследует две цели. Во-первых, оно скрывает, таким образом, увеличение доходов за счет роста инфляции, во-вторых, стремится избежать в бюджете дополнительных расходов на индексацию пенсий и зарплат.

- Хотелось бы оценить бюджет с точки зрения эффективности организации экономики. Макроэкономисты говорят, что важнейшим показателем здесь является доля доходов в общем объеме ВВП. Коль скоро взят курс на преодоление экономического кризиса, это соотношение должно год от года увеличиваться или хотя бы оставаться стабильным.

- Это важный показатель. В 1999 году, крайне тяжелом, когда страна преодолевала последствия августовской экономической катастрофы, а мировые цены на энергоносители были гораздо ниже нынешних, доля федеральных доходов в объеме валового внутреннего продукта составила 13,4 процента. В этом году это соотношение, подчеркиваю, по оценкам правительства, должно быть ниже, чем в предыдущем - 12,4 процента. В то время как в первом полугодии оно достигло 17,7 процента. В следующем году намечено достигнуть рубежа в 15,4 процента. Это явно заниженное соотношение с учетом того, что в этом году мы, скорее всего, выйдем на уровень 16,5 процента.

Этот спор о процентах кому-то может показаться академическими ухищрениями. Но поверьте, это не так. Если принять гарантированный правительством объем ВВП на следующий год, то за каждым процентом стоит 78 миллиардов рублей дополнительных поступлений в казну. А если согласиться с точкой зрения экспертов, прогнозирующих увеличение валового продукта, то эта цифра превысит 80 миллиардов рублей. Как видим, за долей доходов в ВВП скрывается реальная ситуация, которая в дальнейшем будет развернута в статьи доходов от различного вида налогов.

- Если реально оценить доходы от продажи энергоносителей, темпы роста ВВП, инфляцию и другие статьи, то общий объем ВВП в 2001 году может составить...

- По разным оценкам, от 8.000 до 8.100 миллиардов рублей. То есть наши показатели расходятся с представленными правительством примерно на 300 миллиардов рублей. По белее пессимистическим оценкам, доходная часть бюджета на следующий год может быть свободно увеличена на 140-150 миллионов рублей.

Но это вовсе не значит, что все дополнительные деньги нужно тут же направлять на расходы. Для этих целей довольно будет и 100 миллиардов, а 50 миллиардов рублей составит профицит бюджета. Это будет страховкой для непредвиденных обстоятельств, а если она не потребуется, то эти средства в конце года могут быть направлены на покрытие внешних и внутренних долгов государства.

- Правительство напоминает мне мужа, утаивающего часть премии. А Дума - жену, которая говорит: отдай все деньги в семью и мы вместе обсудим как их потратить.

- Примерно так. Правительство стремится создать себе слишком большую заначку, которая позволит ему весь год работать без напряжения и тратить ее бесконтрольно. Мы же настаиваем на принятии напряденного бюджета, и считаем, что он в большей степени отвечает интересам государства.

- Вы, скорее всего, уже прикинули куда нужно будет направить дополнительные средства?

- Думаю, эта задача Думе под силу. Сегодня нет ни одной отрасли или подотрасли, где бы не испытывался дефицит финансирования.

- Комитет по обороне настаивает на увеличении ассигнований на оборону на 55 миллиардов рублей.

- Не думаю, что Дума поддержит такую сумму, хотя для выполнения гособоронзаказа денег, конечно, не хватает и их придется изыскивать. Кроме того, в связи с предстоящем сокращением Вооруженных Сил, о котором объявил Президент, придется находить дополнительные средства на квартиры увольняемым военным, пособия и так далее.

Нас очень сильно мучает большая кредиторская задолженность промышленных предприятий. Не разрубив этот узел, мы экономику не подвинем. Правительство наметило направить на эти цели около 4 миллиардов рублей, но это составляет менее половины от требуемой суммы.

В жалком состоянии находятся и наши инвестиционные программы. Депутаты выражают по этому поводу серьезную озабоченность, и их предложения придется рассматривать.

Наконец, как аграрник, не могу не сказать о финансировании агропромышленного комплекса. В проекте бюджета нет никаких предложений по поводу обеспечения сельского хозяйства техникой. А положение здесь просто катастрофическое. Непродуманное реформирование привело к тому, что сельскохозяйственное производство упало вдвое. В том числе и по этой причине, душевое потребление важнейших видов белковых продуктов в среднем по стране не дотягивает сегодня и до половины медицинской нормы. А это, естественно, сказывается на здоровье нации.

Задолженность села перед бюджетом, фондами и поставщиками сегодня составляет более 155 миллиардов рублей. Это в полтора раза больше объема ежегодной продажи. Таким образом, у села нет никакой надежды вырваться из долгового ярма без масштабной помощи государства. В тоже время доля затрат, направляемая на село, ежегодно сокращается. Если в 1997 году на сельское хозяйство направлялось 3 процента расходной части бюджета, то в этом году эта доля упала вдвое.

Сравним: удельные расходы на поддержку сельского хозяйства в Европе превосходят российские в 30-40 раз, а доля расходной части бюджета колеблется от 5 до 12 процентов. Причем, заметьте, страны Западной Европы находится в более благоприятных климатических условиях, чем наша страна.

- Каков ваш прогноз относительно прохождения проекта бюджета на следующий год через Государственную Думу?

- Сейчас делать подобные прогнозы преждевременно. Хотя ясно, что коммунисты, аграрники, "Отечество - Вся Россия", "Российские регионы" резко критикуют бюджет. Принципиальные замечания имеются у депутатов фракции "Яблоко". Таким образом, в Думе складывается серьезная коалиция противников правительственного проекта, которые настаивают на более тщательном расчете и принятии напряженного бюджета. Правительство, при поддержке Президента, напротив, настаивает на своем варианте. В каком чтении мы сумеем завершить процесс формирования бюджета - покажет время.

Беседу вел Валентин Зубков, "РФ сегодня"


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"