На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Интервью  
Версия для печати

Защиты прав и достоинства

Беседа с воронежским писателем и адвокатом Михаилом Федоровым

Михаил ФедоровКорр.: Михаил Иванович, вы приняли участие в работе Десятого Всемирного Русского Народного Собора, который проходил с 4 по 6 апреля 2006 года в Москве. Расскажите, какое впечатление произвел на вас Собор?

М.И.: Впечатление хорошее потому, что наши сограждане способны собраться и обсудить важнейшие для нашей жизни вопросы. Если вы обратили внимание, то в числе участников Собора оказались, можно сказать, все группы нашего населения: от мирян из глубинки до столицы, от архипастырей из Оренбурга до священников из Вашингтона, от жителей Чечни до Ямала, вы могли увидеть и министра культуры Соколова, и генерального прокурора Устинова, и уполномоченного по правам человека Лукина, и писателя Валентина Распутина, и ламу из Бурятии, и муллу из Санкт-Петербурга и многих-многих других. Это впечатляюще. И темы то, рассмотренные на Соборе – от добрых людей на доброй земле до прав человека и достоинства личности. Думаю, важнейшие вопросы нашей современной жизни.  

Корр.: Михаил Иванович, вы по профессии адвокат. Видимо, у Вас было, что обсудить на Соборе?

М.И.: Конечно, я ехал на Собор с определенными вопросами. Дело в том, что в юридической практике, как думаю, и любому моему коллеге-адвокату,   часто приходится сталкиваться с защитой прав верующих. И самое удивительное, что подчас они ведут себя в понимании юриста странно. Для ясности приведу пример. В прошлом году я защищал в суде интересы семинариста, на которого напали хулиганы и пытались отобрать книги (он нес Библию - М.И.), сотовый телефон. И этот семинарист, который занимался боксом, когда его сбили, не стал защищать себя. Сжался и уже, по его словам, готовился к уходу в иной мир. Это меня поразило. И вот на Соборе мне посчастливилось обсудить это с Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

Корр.: И что же ответил владыка?

М.И.: Он ответил однозначно, что семинарист неправ. Ему следовало защищать себя и дать отпор напавшим хулиганам.

Корр.: Удалось ли вам еще что-нибудь обсудить с митрополитом?

М.И.: Да. Хотя он и был до предела занят, он разъяснил мне и подход Церкви по другому вопросу. Дело в том, что многих верующих батюшки ориентируют к, мягко говоря, пассивной позиции в судах. Приведу пример. В том же, прошлом году я консультировал родителей одного молодого человека, который попал на скамью подсудимых. Родители его оказались людьми верующими и во всем следовали советам священников. Когда же я предложил им занять активную позицию в суде, представлять доказательства, оправдывающие подростка, характеризующие его, как личность, они предпочли молиться, ездили к старцам в монастыри и уклонились от отстаивания интересов сына в суде. И знаете, что мне на это ответил Митрополит?

Корр.: Что?

М.И.: Что эти родители не правы. Им также следовало активно вмешиваться в процесс суда и защищать интересы сына.

Корр.: На Соборе были и служители других конфессий. Удалось ли вам с ними пообщаться?

М.И.: Мне глубоко врезался в память разговор с муллой Рамилем. Эта беседа состоялась во второй день Собора 5 апреля 2006 в рамках пленарного заседания в секции «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд». Дело в том, что мне приходилось участвовать в уголовных делах, где я отстаивал интересы мусульман. В последнем уголовном деле на моего подзащитного-азербайджанца, двое русских пытались свалить вину в убийстве. И понадобилось много труда, чтобы и на предварительном следствии и в суде отстоять интересы азербайджанца – за убийство осудили тех, кто старался свалить вину на «мусульманина». Уверенность в правильности моей позиции в меня вселили слова муллы о единой справедливости, которая для православного, мусульманина, иудея едина. Это может показаться элементарным. Но когда знаешь, что в мечети мулла, который окармляет верующих-мусульман, учит подобному, это вселяет уверенность, что ни в коем случае нельзя становиться на безнравственные позиции.

Корр.: Конечно, вы говорите о важном. Права верующих следует защищать, а не уклоняться, уходя от мирской жизни. А как обстоит этот вопрос в части действий церковных иерархов.

М.И.: Вы затронули важнейший вопрос. В 1993 году на Пасху было совершено убийство трех монахов в Оптиной пустыни. Тогда я оказался в Оптиной на третий день после трагедии, следил за ходом расследования. Всячески уговаривал тогдашнего игумена Мелхиседека вмешаться в ход расследования. Но игумен Мелхиседек всячески убеждал, что во всем разберутся без их вмешательства. И разобрались… Во всем обвинили Аверина Николая, он был признан невменяемым и направлен на принудительное лечение.   А уже через несколько лет выпущен и теперь снова проживает в 10 километрах от пустыни, и, как мне рассказали соборяне-хоругвеносцы, торгует водкой. Ведь до сих пор многие сомневаются в его невменяемости, в том, что он не был исполнителем чьего-то заказа. Многие бы сомнения сейчас не имели бы место, если бы тогда иерархи вмешались в защиту прав монахов, а не пустили дело на самотек. Тема защиты прав верующих, как впрочем, и всех россиян, как никогда своевременна, требует осознания верующими и иерархами изменения отношения к защите прав от отрицания, отстраненности до активного отстаивания позиции. Об этом я дал пространное интервью на радио «Радонеж», которое освещало работу Собора.

Корр.: Какие еще вам памятны встречи?

М.И.: С министром культуры Соколовым. С владыкой Митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием, с ламой из Бурятии…

Корр.: Думается, вы многое почерпнули на Соборе и многое почерпнули съехавшиеся на него соборяне.

М.И.: Конечно. Теперь я обязан с новыми силами включиться в борьбу   защиты прав россиян.

Корр.: Благодарим Вас.

С Михаилом Федоровым беседовал С. Кондратенко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"